Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Тенгрианство как религиозно-духовное мировоззрение тюрков-кочевников.

Раев Д. С., Сарсенов М. Б. (Республика Казахстан, г. Алматы).
maksoutsarsenov@yandex.ru.
16 апреля 2018 г.

Две тысячи лет назад к западу от Алтая начала зарождаться удивительная страна с удивительной культурой. Она быстро превращалась в центр мировой духовной жизни. Это тоже факт, зафиксированный в мировой истории. А за тысячу лет до этого там же, на Алтае, сложился союз племен, который можно назвать пратюркским. Людей объединяли язык, внешность, культура. Налицо все признаки государства. Видимо, тогда и появилось в тюркском языке слово «эль» — государство, страна.
Тюркский мир на протяжении всей истории Земли являлся уникальным местом – родиной самых первых и могучих культур и цивилизаций, оказавших впоследствии решающее влияние на весь ход мировой истории. Такое обстоятельство исходит из основной причины: тюрки были связующим мостом между Востоком и Западом. Таким образом, особенность тюркской культуры заключается в том, что она неизбежно вбирает в себя все лучшее из мировой культуры Востока и Запада, но, вбирая эти ценности, она сохраняет и свои уникальность, самобытность.
Как отмечает профессор С.Б. Булекбаев: «Тюркский мир сыграл ключевую роль в истории человечества, не раз меняя ход и вектор развития мировой истории и мировой политики, своими историческими деяниями и завоеваниями… тюрки внесли огромный вклад в мировую культуру» [1, С14].
История знает немало тюркских империй и других крупных государственных образований, и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов, фактическое отсутствие колониальной политики в ее общепризнанном понимании. К сожалению, до сих пор в науке бытует европоцентристский взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они являлись кочевыми народами, не имевшими ничего исконно своего, а лишь пользовавшиеся плодами, созданными оседлыми народами. Как пишет Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом …киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные» [2, С.390]. Как бы продолжая эту мысль, выдающийся ученый Л. Гумилев в своей книге «Древние тюрки» отмечал: «Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, заключающейся в стремлении отыскивать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным» [3, С. 80-81].
Самые первые в мире государственные символы и знаки власти, а также политические термины появились впервые в Степи, что свидетельствует о развитой государственной структуре, существовавшей у степняков, которые затем распространились по всей Евразии. Тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций, в первую очередь западной и российской. Другими факторами взаимодействия тюрков с внешним миром известный ученый С.Б. Булекбаев считает создание кочевниками тенгрианской религии и создании ими трансконтинентальной магистрали – Великий Шелковый путь.
Начиная с V-IV тысячелетия до н.э. представление о Тенгри – главном боге, было распространено у всех прототюрких и тюркских народов. В образе Тенгри объединились различные ипостаси мироздания тюрков: Мир как Абсолют и как видимая, осязаемая реальность, включающая Небо, Солнце, Луну и Землю; Мир как божественно-космическое образование с его иерархическими уровнями; наконец, Мир как совершенная Гармония – идеал.
Если следовать научному пониманию религии, то тенгрианство достаточно сложно назвать религией, поскольку в нем причудливым образом переплетены единобожие, шаманизм, пантеизм и тотемизм. Но по своему значению и статусу, который имело тенгрианство в тюркском мире, оно значительно превосходит тот социальный статус, который имели и имеют религии в обществе, поскольку пронизывало всю структуру тюркской цивилизации: начиная от военно-административного деления каганов, улусов и государств и заканчивая регламентацией повседневной жизни каждого человека.
Важным является то, что тенгрианство, достаточно устойчивое на протяжении многих веков, оказалось тем фундаментальным и исторически-стабилизирующим фактором, который не был утрачен при многих других религиозных воздействиях, поскольку сохранилось в бессознательных архетипах человеческой памяти. Поэтому не случайно, что многими учеными, исследовавшими тенгрианство (В.В. Бартольдом, С.М. Абрамзоном, Л.Н. Гумилевым, С.Н. Акатаевым, М.С. Орынбековым и др.), отмечалось обратное влияние тенгрианства на способы распространения других религий, поскольку в традициях некоторых народов менялись формы выражения, а суть тенгриансткого содержания еще более укоренилось в подсознании и традиционной культуре как защитная реакция для сохранения «самости» этноса.
Время расцвета тенгрианства – это время расцвета и расширения ареала распространения тюркской цивилизации. Смена религии, календаря, забвение тенгрианской мировоззренческой модели – это время потерь: территориальных, государственных, идеологических, морально-нравственных, этногенетических.
Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он – творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк – бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома – женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены идеей единства через «стремление к Вечному элю» – гаранту порядка в Степи. В результате тюрки создали много десятков империй и ханств. Часто война уносила их из родных мест на тысячи километров. Рождаясь в одном краю, тюрок умирал чаще в другом. Его родиной была Степь.
Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, не нагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.
Тенгрианство, как вероучение оказало огромное влияние на культуру, обычаи и традиции казахов. Тенгрианство – это совокупность представлений о мире, о жизни, существовавшие у казахов и у других тюркских народов задолго до принятия ими ислама и мусульманской веры.
Тенгрианство – это понимание и принятие себя, как части природы, единения с природой. В Тенгрианстве у гор, рек, деревьев, земли, как и у человека, есть духи хранители – Аруахи. Поэтому человек должен уважительно с любовью относиться ко всему окружающему миру.
Казахи верят, что помимо физического тела у человека есть душа, которая в не меньшей степени нуждается в пище, и пищей для нее является дух предков Аруах. Считается, что все деяния человека отражаются на его душе, и если человек творит зло, предательство, отступает от клятвы, то тем самым он оскорбляет духов Аруахов, а тем самым и Тенгри.
Традиция почитания духа предков – Аруах обязывала казахов знать свою родословную до седьмого поколения. Каждый мужчина понимает, что и его поступки будут также оценивать семь будущих поколений. Считается, в том месте, где жил и творил свои добрые дела достойный почитания человек, там и после его смерти дух его может оказывать защиту своим сородичам.
Еще одним важным моментом в тенгрианстве является признание дуальности мира. То есть все в мире имеет пару: люди делятся на отцов и матерей, у неба есть земля, у горы есть низина, у тьмы есть свет.
Самое главное, что заключено в тенгрианстве и сквозь поколения дошло до наших дней, не забыто – это любовь и уважительное отношение к природе, уважение к предкам, живым и мертвым, сохранение культурных ценностей, обычаев и традиций.
В XVIII веке, после вхождения Казахстана в состав России в 1713 году, империя желала иметь в своём подданстве не буйных кочевников, а оседлых пастухов, которыми можно легко управлять. Был разработан грандиозный план так называемой «седентаризации» — принудительного перевода тюрков от кочевого образа жизни к оседлости. С этой целью в Степь по специальному указу императрицы Екатерины II были посланы сотни татарских мулл, уже давно состоявших на службе у империи, для обращения тенгрианцев в мусульман. Далее при активной поддержке Российской империи ислам подменил собой тенгрианство. Ведётся работа по уничтожению всего, что связано с этой религией. В итоге в начале XX века ислам окончательно укореняется на тюркских землях, а многие знания о тенгрианстве оказываются утерянными. В настоящее время в Казахстане идёт поиск новой духовности, а тенгрианство как ее некогда утерянная составляющая приходит в народное сознание в виде современных обычаев, которые в казахском варианте не требуют ни отдельных организаций, ни прочих формальностей.
ХХI век вновь открывает миру тюркскую цивилизацию: во всем ее великолепии, внутренней универсальности и самобытной уникальности, с ее особой структурой, включающей, в отличие от многих цивилизаций, Космос (Небо) в его тотально-созидательном значении. И сегодня мы становимся свидетелями того, что осколки той, некогда великой цивилизации, собираясь, формируют новую цивилизационную парадигму. Полагаем, что деятельность созданного по иници¬ативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Тюркского совета позволит тюркскому миру воссоздать свой главный цивилизационный признак – интегрирующий евразийские народы потенциал.

Литература
Булекбаев С.Б. Тюркский вклад в мировую культуру и цивилизацию: монография / Булекбаев С.Б.- Алматы: BAVIS systems, 2016. – 316 с.
Валиханов Ш. Собрание сочинений, Т.1. – Алма-Ата: Издательство Академии наук КазССР, 1961. – 470 с.
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. – СПб.: Кристалл, 2002. – 575 с.
Кляшторный С.Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Руан, 1992. – 383 с.
Аджиев М. Э.-Мурад Аджи. Азиатская Европа / Мурад Аджи. – М.: Астрель, 2011. – 1128 с.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь / Л. Н. Гумилев. – М.: Аст, 2005. – 839с.
Вернадский Г.В. Начертание русской истории. / Г.В. Вернадский. – М.: Алгоритм, 2008. – 61 с.
Источник: сайт МФИТ.

Оставить комментарий

Войти с помощью: