Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Путешествие за алмазами в недра земли

Путешествие за алмазами в недра земли

 Сегодня у меня ещё одна “технологичная” история. На этот раз про алмазы, вернее про то, как их добывают в Якутии. Помните огромную дыру карьера Мир? Уже много лет этот и другие подобные карьеры стоят заброшенными, теперь разработка кемберлитовой трубки (именно она содержит в своём теле алмазы), идёт закрытым способом. Человек, в погоне за алмазом, вгрызается в недра всё глубже и глубже.

Визитная карточка Мирного — карьер Мир, ещё его ласково называют Большая Дыра. Цифры не так впечатляют как само зрелище, но тем не менее, диаметр этой дыры около 1200 метров а глубина чуть больше 500 метров. На дне этой дыры до сих пор плещется кислотное озеро, и говорят, что даже в самые жуткие морозы, оно не замерзает! Трудно представить себе, что там за кислота.
Возле карьера есть специальная смотровая площадка, с неё открывается уникальны и завораживающий пейзаж на дыру (звучит то как!). Приглядевшись, я заметил что стены воронки постепенно оплывают, во многих местах, где когда-то была дорога, теперь просто склон — природа старается затянуть огромную рану на теле земли, но понадобиться не одно столетие что бы эта яма хоть немного уменьшилась в размерах.

Пролетая над Мирным, я видел из иллюминатора всего лишь часть огромной воронки. Я даже не могу представить, как же она выглядит круто, если посмотреть на неё чуть с боку!

В город Мирный можно попасть только на самолёте, нет, при желании можно попробовать преодолеть якутскую тайгу и лесотундру, но это практически не реально, уйдёт не один год жизни, прежде чем такая экспедиция закончится.Начало сентября, как раз в Якутии началась “Бриллиантовая неделя Якутии” я в составе большой группы журналистов вылетаю в город Мирный. Под нами проплывает уже пожелтевшая лесотундра, иногда сверкают водной гладью озёра и реки. Часа полтора наверно, не больше и мы в Мирном. Аэропорт встречает сильным ветром и несколькими автобусами. Кто-то едет на экскурсию по городу, кого то забирают в алмазный фонд, мне и ещё пятерым счастливчикам достаётся самая грязная работа, экскурсия в шахту.

Честно говоря, меня вообще не трогают алмазы, абсолютно спокоен, но вот спуститься в шахту метров на 500-700 и посмотреть как же это всё в жизни бывает, вот это дорого стоит!
И вообще не до конца понятно, как нас туда вообще пустили, экскурсий по таким местам не бывает, слишком много рисков и опасностей, но если кому то придёт в голову такое шоу устроить, я уверен, отбоя в желающих не будет. Рассказывали нам, что пару раз иностранцев спускали в шахту, те, завидев кемберлитовую трубку, теряли всяческое самообладание и бросались в грязь, искать алмазы )))

Как обычно бывает на подобных производствах, всё начинается с техники безопасности. И это не пустые слова. Через день, после того как мы спускались в шахту, мне уже в городе Якутске местные рассказали, в соседней шахте погиб шахтёр.

Нам показывают схему рудника. И небольшое уточнение, мы спускались в шахты рудника Интернациональный. Все остальные сейчас разрабатываются по такому же принципу, если открытая разработка уже свёрнута.

После инструктажа, переодеваться. Нам выдают специальное термобельё и чистенькую хэбэшку, на ноги толстые носки и резиновые сапоги, головной убор классический, каска.

Сейчас без сэлфика никуда.

Группа журналистов готова к погружению. Каждому был выдан фонарь и специальный тубус в котором прибор для дыхания. Это на случай если в шахте случится завал и придётся там “загорать”.

Пока идём по коридору, читаем надписи. Возможно кому-то они помогут сконцентрироваться на работе и вернуться домой. Работа в шахте опасна в первую очередь из-за газа, и если прозевать его появление, будет большая беда. С нами несколько сопровождающих.

Дамы ничем не хуже кавалеров, под землёй все равны.

В шахту можно попасть через улицу или по специальным коридорам, это из за низких температур зимой. Зимой коридор и даже сама шахта, где работают люди подогревается.

В шахту можно попасть только на лифте. Недавно лифт чинили, можно сказать, его сейчас только закончили обкатывать, шутят ребята. Всё вокруг необычно настолько что в общем-то не страшно. Но если кто страдает клаустрофобией, в шахту лучше не соваться.

Кстати, лифт двухэтажный и у меня почему то он ассоциируется с красными двухэтажными автобусами Лондона. Вот я стоял на него смотрел и эта ассоциация, совершенно не к месту…

Лифт рассчитан на смену а нас явно меньше и мы вольготно устраиваемся вдоль стен. Закрываются двери, лифт дёргается и начинает погружаться вниз… Жуть!

Пока погружаемся, наши проводники рассказывают что-то по делу а иногда байки травят.

Так выглядит внутренняя стенка шахты по которой мы спускаемся вниз.

Вдруг стена пропадает и мы видим освещённое пространство — это очередной “этаж” но нам ещё дальше… Жуть!

А вот и наша отметка. Насколько я понял, мы ниже 500 метров но не на самом дне. Там судя по всему, идут только подготовительные работы, перед тем как доберутся машины до кемберлитовой трубки. Вообще, информации вываливается невероятно много, это происходит в очень сжатые сроки (нам на всё-провсё дали около часа и как спринтеры носились), да ещё невероятные впечатления, от увиденного… Очень сложно не потерять голову. Кстати давление внизу поменялось, я лично это почувствовал и вообще, под конец нашего путешествия мне было не совсем хорошо.

Останавливаемся. Нас не выпускают пока все процедуры не будут соблюдены. Впереди висит табличка, на ней указана глубина — 550 метров, мы отмахали полкилометра в низ! Это моё самое глубокое погружение в жизни!

Всё, видите синий огонёк, это сигнал — можно идти. Шутка ) Но идти теперь действительно можно.

Первые впечатления, тепло, светло и сухо. Первые впечатления очень разнятся с придуманной картинкой, но посмотрим что будет дальше (надежда увидеть хотя бы отблеск от алмазов почему то и меня не покидает). может быть тому виной давление в шахте или газы? ))

По дороге встречаем новую смену. Мы смотрим на них с некоторым любопытством и удивлением (встреча неожиданная) а они на нас как на зелёных человечков — нечасто сюда спускаются журналисты! Журналисты тем временем в рассыпную, есть пара минут что бы сделать несколько портретов. Наш режим передвижения по шахте очень сильно смахивал на военную операцию. Всё чётко, быстро и очень быстро!

За этой дверью начинается ШАХТА. Ну то есть мы итак в шахте, а там, путь к кемберлитовой трубке… Кстати на нашем пути мы встречаем не одну такую дверь, и они просто так не открываются, иногда надо позвонить диспетчеру, что бы нас пропустили. Надо ли говорить что тут нет сотовой связи и работают только проводные телефоны. В общем, связь по старинке.

А тем временем, партия ребят загрузилась в тот самый двухэтажный автобус и нырнула вниз…

Мы начинаем путешествие. Приходит мысль, лучшего места для съёмок всяких фантастических фильмов и ужастиков сложно найти…

Проходим огромное помещение, тут что-то навроде ремонтного цеха. Вот эти штуки на полу, это “буровые насадки”, ими “кушают” тело кемберлитовой трубки.

А вот этим самосвалом отгребают алмазоносную руду… Объёмы то какие!

Вот это шины… Ничего подобного в жизни не видел! Кстати, вся техника используемая в шахте, создана для работы в таких условиях, обычную машину тут нельзя использовать, нет специально защиты. Вероятность, что появится газ, всегда есть, и малейшая искра может привести к взрыву…

После ремонтного цеха нашему взору открывается обыкновенная русская дорога )))) Идти до трубки пешком далеко, и не очень удобно, тем более по такой жиже, хоть и резиновых сапогах.

И нас приглашают в специальное такси. Очень жёсткое такси, без всяких кожанных кресел и мягкой подвески.

Пока едем, сквозь гул двигателя слушаю что нам рассказывает Владислав Кандыба. Вся эта подземная экскурсия стала возможна только благодаря ему.

А это дамы и господа, та самая руда, в которой должны быть алмазы. Стоило только сказать об этом, как все кинулись к россыпи, и давай копаться там. А так бы и не обратили внимания и прошли мимо. Вспомнился рассказ про иностранцев, судя по всему ребята не пошутили, рассказывая как те искали в грязи алмазы )

И вот мы добираемся до буровой установки, за ней находится трубка с алмазами.

Протискиваюсь в узкую щель и передом мной возникает слегка влажная стена — цель нашего путешествия. Я потрогал стену, холодная и липкая от грязи (глины) и никакого ощущения что тут есть бриллианты, ну вот никакого!

Этим инструментом вгрызаются в трубку, кроша камень на небольшие фрагменты. Потом щебень вывозят, и на другом предприятии уже будут извлекать алмазы.

Кортокая экскурсия к трубке завершается. Есть пять минут на прогулку по разным тонелям и пора в такси.

По дороге втречаем одну из машин, которые перевозят руду.

Местами освещение очень даже приличное.

Труба наверху, это вентиляция. Но несмотря на это, запах в шахте есть, или скажем так, воздух какой-то “не очень свежий”. Я личность впечатлительная, начал об этом думать и стало немного нехорошо.

После такси небольшая прогулка до дверей шахты. На полу лежат новые рельсы. Их завозят вниз всё тем же лифтом, и потом вручную строят железную дорогу. В шахте вообще много чего приходится делать вручную. Это мы не видели ещё как готовят шахту, перед тем как туда смогут проехать машины. Надо же стены укрепить, потолок, провести вентиляцию, электричество. И не забывать о безопасности.

И в качестве постскриптума… В 1980 году, здесь был найден самый большой (по СССР) алмаз, весом в 342,5 карата (68 граммов), а если говорить о статистике за всё время существования шахты, она дала алмазов на 17 миллиардов долларов.

Автор: Дементиевский Иван

Оставить комментарий

Войти с помощью: