Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Дирижабли спешат на Север. Использование внеаэродромной авиатехники позволит быстро решить транспортные проблемы Крайнего Севера.

Евгений Девятьяров, Богдан Степовой (Москва).
30 апреля 2018 г.
Оперативно решить транспортные проблемы Арктики без строительства значительного числа аэродромов можно за счет использования дирижаблей и экранопланов. С таким предложением планирует обратиться в правительство профильный экспертный совет при Госдуме. В течение марта он подготовит рекомендации по изменениям в госпрограмму развития транспорта в удаленных районах России. В Минпромторге РФ считают возможным развитие транспортного сообщения на Севере с помощью дирижаблей.
На состоявшемся в конце февраля заседании Экспертного совета по вопросам законодательного обеспечения развития районов Севера было выдвинуто предложение: использовать для пассажирского сообщения в Арктике дирижабли и транспортные средства на воздушной подушке. Стенограмма заседания совета имеется в распоряжении «Известий». В марте совет планирует подготовить и направить в правительство соответствующие предложения. Также актуально такое решение транспортной проблемы будет для Забайкалья, Якутии и Дальнего Востока. В некоторых регионах при огромной территории слабо развит водный транспорт, практически отсутствуют сети автомобильных и железных дорог.
— Для северных регионов авиация имеет жизненно важное значение, — заявила «Известиям» заместитель председателя Государственной думы, глава экспертного совета Ольга Епифанова. — К регионам, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более 60% территории страны.
На заседании совета было отмечено, что до 80% местных авиаперевозок в Арктике относятся к социально значимым. Они субсидируются из региональных бюджетов. Благодаря этому объем таких перевозок постепенно растет, но незначительно. Но возведение новых аэродромов в северных широтах обходится очень дорого. Стоимость строительства любых инфраструктурных объектов в Арктике в 5–6 раз превышает аналогичный показатель для средней полосы европейской России.
В Минпромторге РФ «Известиям» сообщили, что считают возможным применение дирижаблей, самолетов-амфибий и беспилотных авиационных систем в Арктической зоне. По словам представителя министерства, на авиазаводе в Таганроге серийно выпускается самый большой в мире реактивный самолет-амфибия Бе-200, который способен выполнять полеты в том числе и на Крайнем Севере. Кроме того, различные частные российские предприятия выпускают малые серии таких воздушных судов на 4–6 пассажиров.
В госпрограмме «Системное развитие комплексного транспортного обслуживания в Арктической зоне РФ» основным видом пассажирского транспорта в северных регионах названы самолеты Ан-26, Ан-76, Ан-2 и вертолеты Ми-8. То есть значительная часть перевозок осуществляются воздушными судами небольшой вместимости — до 20 человек. Однако сеть региональных и местных аэродромов со взлетной полосой от 500 до 1300 м с 1990 года сократилась с 1200 до чуть более 200. Пассажирооборот самолетов вместимостью 15–19 человек сейчас в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а 12-местных — в 60 раз.
Согласно госпрограмме в арктических регионах только на первых порах необходимо построить и реконструировать как минимум 58 аэропортов. Средняя стоимость восстановления и модернизации такого объекта — около 400 млн рублей.
По мнению сотрудника Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского Юрия Захарченко, можно изменить ситуацию к лучшему, сделав ставку на дирижабли или самолеты-амфибии на воздушной подушке.
— Большинство аэродромов в северных поселках закрылись из-за нерентабельности, — рассказал «Известиям» Юрий Захарченко. — Но строительство такого объекта для самолетов-амфибий гораздо дешевле, чем обычного.
На севере страны усредненная стоимость строительства гидроаэродрома составлит около 130 млн рублей, включая НДС.
Кроме того, существуют самолеты-амфибии на воздушной подушке, которые не нуждаются в подобИной наземной инфраструктуре. Они могут совершить посадку практически в любой точке, добраться до самого глухого поселка. Такими же достоинствами обладают дирижабли и экранопланы.
— Мачты причаливания неудобны при погрузке и разгрузке, капризны в обслуживании. Но они не нужны современным судам на воздушной подушке, которые могут приземляться непосредственно на грунт, — отметил эксперт.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Арктическими регионами в России традиционно считаются Архангельская и Мурманская области, Красноярский край, Республики Карелия, Коми и Саха (Якутия), Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Источник: газета «Известия».

Оставить комментарий

Войти с помощью: