Как населению Ленского района достучаться до недропользователей?
14.02.2018 г.
13 февраля через мессенджер «Ватсап» было распространено сообщение об организации акции «Дорога для всех». Неизвестные лица призывают жителей Ленска, Витима и Пеледуя собратьcя на несанкционированную акцию протеста и перекрыть трассы, по которым проезжает транспорт компаний-недропользователей.
Глава Ленского района Жумарт Абильманов выступил с официальным обращением к жителям района, в котором заявил, что категорически против любых незаконных действий. Проблемы, связанные с передвижением транспорта по технологическому проезду есть, но они решаемы путем переговоров между администрацией и компаниями-недропользователями, сообщили ИА SakhaNews в пресс-службе Ленского района.
Абильманов убежден, что подобные акции имеют провокационный характер и будут способствовать дестабилизации обстановки в Ленском районе, а за это предусмотрена ответственность перед законом.
Глава района напомнил, что сейчас “действуют зимние трассы «Ленск – Усть-Кут» и «Ленск-Пеледуй», которые будут функционировать до апреля. На пеледуйском зимнике сменили подрядчика и проблем с обслуживанием больше быть не должно. Также администрация района субсидирует авиаперелеты в Витим в межсезонье и билеты на водный транспорт в летнее время.
Транспортная проблема в Ленском районе поэтапно решается. Если у организаторов акции или других жителей района есть предложения по этому вопросу, могут прийти на прием ко мне или к главам своих поселений. Все мнения и предложения будут учтены”, – сказал Жумарт Абильманов.
В последние несколько недель средства массовой информации республики заполонили публикации, связанные с проездом по вдольтрассовой дороге ООО «Транснефть-Восток». Главный герой этих публикаций – глава Ленского района Жумарт Абильманов, которого 23 января 2018 года не пустили проехать по технологической трассе ВСТО. В это время он вместе с сотрудниками администрации направлялся в с.Толон на отчет перед населением.
В конце минувшей недели в адрес главы РС(Я) Егора Борисова, а также главы Ленского района Жумарта Абильманова пришли письма за подписью генерального директора ООО «Транснефть-Восток» Александра Пузикова, в которых руководитель государственного предприятия обвиняет главу района в «передергивании» фактов, которые «приводят к возникновению социальной напряженности». Кроме того, в письме руководителю республики были высказаны подозрения, что «глава района использует ситуацию в личных целях, пытаясь превратить объект повышенной опасности в дорогу для проезда автотранспорта частных предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью».
Глава Ленского района Жумарт Абильманов дал свою оценку сложившейся ситуации:
– Действительно, в последнее время мое имя часто мелькает в сообщениях всевозможных информационных агентств. Однако, хочу отметить, что эту «шумиху» в прессе поднял не я, а сами журналисты, которые понимают, что транспортная проблема для жителей нашего района является социально значимой. Поэтому лично я не могу нести ответственность за их публикации.
Известный факт, что проблеме с проездом по дороге вдоль ВСТО уже много лет. Она возникла не сейчас, а еще тогда, когда эту дорогу сдали в эксплуатацию. Люди, живущие в отдаленных населенных пунктах, таких, как Витим, Пеледуй, Толон, Иннялы, недовольны, и их можно понять. Они прекрасно знают, что есть дорога, по которой можно без проблем добраться до районного центра, но проезжать по этой дороге нельзя. Попробовать получить пропуск, конечно, можно, но это займет уйму времени и не факт, что решение окажется положительным. Поэтому люди чаще всего предпочитают ехать по зимнику, качество которого не всегда отвечает нормам. Он хоть и находится в ведении республики, но это положение не спасает. Так, например, случилось в этом году, когда тендер на обслуживание дороги Ленск-Пеледуй выиграл недобросовестный подрядчик. Он просто не справился со своими обязанностями, и трассу перемело. В итоге в новогодние праздники люди не смогли никуда выбраться, пенсионеры вовремя не получили пенсию, а в одном из наслегов даже объявили режим ЧС.
Проблема проезда по трассе «Транснефти» поднималась неоднократно на самых разных уровнях, вплоть до полпреда президента РФ в Дальневосточном округе. Но никаких решений так и не было принято. Я понимаю, дорога является технологической, но ведь жители нашего района и не собираются курсировать по ней ежедневно. Им она может понадобиться 1-2 раза в год!
Что касается меня, то я за 10 лет по этой дороге проехал всего три раза. И спокойно могу без нее обойтись. 23 января, когда группа администрации собиралась добраться до отдаленных поселков через вдольтрассовый проезд, оформлением документов занимались мои сотрудники. Им сообщили, что пропуск готов, но в электронном виде. И поскольку в бумажном варианте мы его с собой не взяли, а сотрудники ООО «Транснефть-Восток» не смогли получить его с помощью интернета, на дорогу нас не пустили. Мы решили не разбираться, не терять время, а ехать по зимнику, поскольку нас в Толоне ждали жители.
Также хочу ответить на подозрения в «корыстных» целях. Предприятие, которым я руководил до вступления в должность главы Ленского района, никогда не работало и не планирует работать с такими крупными предприятиями, как ПАО «Транснефть» или ПАО «Газпром». Мы всегда справлялись своими силами. Все необходимое всегда завозили по воде. Поэтому обвинять меня в том, что я преследую личные интересы – беспочвенно.
Что касается моего высказывания о том, что ООО «Транснефть-Восток» существует на средства налогоплательщиков, то оно вовсе не является грубым «передергиванием» фактов, как это заявлено в письме. Я лишь хотел сказать о том, что согласен с президентом нашей страны Владимиром Путиным, который неоднократно говорил: «Недра принадлежат народу». А это значит, что использовать эти недра государственные компании должны во благо людей. Жители Ленского района пока никакой серьезной социальной помощи от компании «Транснефть-Восток» не получали. Чего, например, нельзя сказать о компании «Сургутнефтегаз», которая полностью является частной. На мой взгляд, это самое социально ответственное предприятие на территории Ленского района. Оно вкладывают средства в асфальтирование дорог, строительство жилья, школ, детских садов. Пускает по своим технологическим дорогам население отдаленных поселков по предъявлению паспорта, а не по пропускам, которые нужно согласовывать несколько дней. Кроме того, ОАО «Сургутнефтегаз» перечисляет самую большую сумму налогов в бюджет Ленского района после АК «АЛРОСА».
ООО «Транснефть-Восток» по «Правилам» и «Законам», конечно, вправе не пускать простое население на свои трассы, но ведь должна быть какая-то социальная ответственность. Они работают на нашей территории, их сотрудники также ездят по нашим муниципальным дорогам, а навстречу простым людям идут с трудом. Я говорю об этом потому, что абсолютно во всех поселениях, где мы побывали с отчетом, местные жители просили решить проблему с беспрепятственным передвижением по территории Ленского района, которое возникло после появления здесь компаний-недропользователей. Если бы все было так легко и просто, как нам пытаются донести, думаю, никто бы с просьбами посодействовать не обращался.
Мы готовы встречаться и готовы обсуждать эту проблему. Причем я хотел ее решать, как только вступил в должность. На третий день я позвонил руководству ООО «Транснефть-Восток» и предложил встретиться. Больше мы не общались. Еще раз повторю, лично мне эта дорога не нужна, я могу пользоваться зимником, подходящую технику для передвижения найду. А вот людей, которым иногда срочно нужно попасть в районный центр, жалко. Им эта дорога необходима.
И в завершении хочу сказать, что руководство ООО «Транснефть-Восток» обвиняет администрацию Ленского района в сокрытии от общественности того факта, что мы обязаны построить дорогу Пеледуй-Витим-Ленск. Я ответственно заявляю, что этот вопрос закрыт. Строительство дороги оценивается в 9 млрд рублей и понятно, что таких денег ни у республики, ни у района нет. Прежнее решение суд отменил.
Источник: ИА SakhaNews.
Один комментарий к статье: “Как населению Ленского района достучаться до недропользователей?”
nicolaevaa
Проблема глубже и серьёзней. Дело не только в свободном проезде через эту дорогу. Проблема во взаимоотношениях между крупными компаниями недропользователями и местными жителями, муниципалитетами в Ленском, Олёкминском, Нерюнгринском районах Республики Саха (Якутия). Об отношении к местным жителям этих компаний говорят факты. Например, использование исключительно вахтовиков, уход от уплаты налогов в местные бюджеты, нежелание оказывать помощь в решении социальных проблем территорий, где они работают. Также можно отметить, что при строительстве нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан” были получены сотни тысяч кубометров древесины хорошего качества при строительстве просек. Ни одного кубометра местным жителям строители трассы не отдали и предпочли закопать в землю. Это также наглядно показало пренебрежительное, хамское отношение крупных компаний к местным жителям.