Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

УЧИТЕЛЯ РИМЛЯН ЭТРУСКИ – НАШИ ПРЕДКИ.

От редакции: интересная статья татарского коллеги Р.Мухаметдинова о тюркских корнях этрусков.

Рафаэль Мухаметдинов.
21.01.2018 г.
Обратимся к этрусскому и тюркским языкам. Краткие сведения об этрусках:
Этруски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. тиррены, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
На Рим большое влияние оказали этрусские религия, искусство архитектуры и скульптуры, язык, металлургия, развитая ирригация. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Государственность Этрусков – X – сер. III вв. до н. э.
Наивысший расцвет – VIII – VI вв. до н. э.
Полная ассимиляция этрусков со стороны Рима I в. до н. э.
А теперь рассмотрим этрусско-тюркские параллели в лексике и грамматике этих языков.
Турецкий этрусколог Адиле Айда (дочь известного ученого, татарского политического и общественного деятеля, советника первого президента Турции Ататюрка Садри Максуди) в своей книге «Etrüskler (Tursakalar) Türk idiler» («Этруски были тюрками», Ankara, 1992) сообщает, что еще в XIX веке некоторые европейские ученые выдвигали идею генетического родства этрусского и тюркских языков и посвятили этому свои труды. В своей книге она приводит 40 этрусских слов тюркского происхождения. Ниже приводим наиболее яркие примеры из этой лексики.
Этрусский яз. Тюркские яз.
1. augur – счастливая весть, счастье. uğur (тур.) – хорошая примета, (auguri – итал. «счастье»); счастье;
2. camillus (kam-illus) – младший kam – языческий священник помощник священника у древних тюрков; (illus – суффикс уменьшительности в итал. яз.);
3. macte (makte) – слово, употреблявшееся мактамак – хвалить (тат.); в молитвах при жертвоприношениях богам; Глагол «maktare» – хвалить (богов);
4. avi (auil) – год; yıl (год);
5. aegr – больной; aegrum – лат. «недуг, ağrı (тур.) – боль, недуг, печаль. печаль»; авыру (тат.) – болезнь, больной;
6. toga – разновидность одежды; don (тур.) – устар. «одежда», тун (тат.) – шуба; (На мой взгляд, этруск. «toga» было бы логичней связать с тат. «тукыма» (ткань).
А тюркское «don», скорее всего было источником латинизированного этрусского слова «туника».
7. curia (kur-ia) – политическая или kurmak (тур.) – создавать, религиозная организация, организовывать; на которые подразделялись жители Рима;
8. sella curulis – кресло государства, на kurul (тур.) – совет, комиссия, которых государственные мужи президиум; сидели во время собраний;
9. balte – пояс, к которому прикрепляется bel (тур.) – талия, пояс; меч. (Английское «belt – пояс», belde – на поясе (в местном
видимо, из этого же источника); падеже);
10. atta – латинизированное этрусское ata (тюрк.) – отец, дед; слово со значением «дедушка»;
11. apa – отец, дед; apa (Орхоно-Енисейские эпитафии) – дед;
12. (o) clan (oklan) – сын; oğlan (тур.) – мадьчик, парень. угыл (тат.) – сын;
13. Латинизированное «begoe» пиге (чув.), бикә (тат.) – госпожа; (пророчица, получающая вдохновение от богов), происходящее от этрусского «peke» (госпожа);
14. thap – глагол, означающий связь tapmak (тюрк.) – поклонятья с богами; богам, боготворить;
15. tush – могила; төшерү (тат.) – опускание (в могилу);
16. cap (kap) – вместилище, сосуд; kap (тюрк.) – сосуд, тара, футляр;
17. nac (nak) – как? почему?; ник? нигә? (тат.) – почему? niye? (тур.) – почему?
18. ananc (anank) – одно из аның (тат.) – его; местоимений;
19. mi, mini – я, меня; мин, мине (тат.) – я, меня; эби (чув.) – я; Чувашское «эби» показывает, что в прототюркском языке вместо современного тюркского «мин» было «ми»;
20. vel – он; вел (чув.). ул (тат.) – он;
21. Tarquin(ius) – одно из званий или тархан (тюрк.) – хан какой-нибудь должностей в Этрурии; области, региональный правитель;
Тар – в древности имело значение «территория, земля, область;
Приведем также некоторые сведения из книги Латыпова Ф. Р,, посвященной исследованию этрусского и минойского языков.
В ней приведен тематический словарь этрусского языка из 411 слов, к которым приведены аналоги из других языков, в том числе и из тюркских. Из этих материалов ясно видно, что большинство терминов родства, названий частей тела, слов, относящихся к животному и растительному миру, и многих других терминов в этрусском и тюркских языках образованы из одних и тех же корней.
Этрусский язык как и тюркские языки относится к агглютинативным языкам. Подлежащее в этрусском предложении стоит на первом месте, а глагольное сказуемое – на последнем.
Этрусские и тюркские числительные (в скобках – тюркские):
1. PR (бер), 4. THURUTH (дүрт), 5. MEX (беш), 6. VELTI (чув. «велти», общетюркск. «алты»), 8. SEX (секиз), 9. THUX (тугыз), 10. UN (ун), 30. UTUS (утыз), 40. CARUC (кырык), 50. ELLU (елли)).
Личные местоимения:
Я – mi (мин), ты – te (син), мы – man (без), вы – tan (сез).
Качественные прилагательные:
Белый – AC (ак), черный – HARA (кара), зеленый – XIŞL (яшел),
Синий – SINER (зәңгәр), красный – HUSL (кызыл).
Математические термины:
Число – san (сан), сумма, сбор – svem (тат. «сум» – ден. единица), сложение – cusu (тат. «кушу»), много – cuve (тат. «күп»), достаточно – zeta ( тат. «җитә”), прибыль, приход – ceruru (тат. «керем»).
Система измерений:
Мера веса – put (тат. «пот»), мера – sama (тат. «чама»), шаг – athum (тюрк. «адым»), расстояние, на котором слышен крик человека – sacrum (тат. «чакрым» – километр).
Слова, связанные с религией:
Главный этрусский бог – Tinia (Tin), название которого ассоциируется с шумерским Дингир тюркским Тэнгри. Он создал мир и руководил другими богами. Богиня Uni (Ani). Это богиня плодородия, удачи. Сравните с тат. «уңыш» (урожай, удача). Mars – бог войны. (Известно, что в древности некоторые тюркские племена считали барса (по-тюркски «барыс»)священным животным. Например, на гербе Татарстана есть изображение снежного барса – Р. М.).
Были также боги Turan, Turmus, Sıtlan.
Бог Tin послал этрускам своего пророка, которого звали Tages (Tarhit) и который продиктовал этрусскам тексты священных посланий, записанных ими в виде книг (В связи с этим интересно, что в древности у тюрок был бог по имени Тук – Р. М.).
Если рассмотреть систему склонения существительных, мы увидим, что падежные окончания в шести падежах как этрусского , так и тюркских языков очень схожи между собой. Рассмотрим это на примерах склонения этрусского слова «EC», татарского «күк» и турецкого «gök», означающих «небо».
Род. п. ————– ECUM (EKUM), göğün (неба).
Направительный п. — ECNA, күккә (в небо).
Вин. п. ————- ECNE, күкне (небо).
Местный п. ———— ECTHI, күктә (в небе).
Исходный п. ———— ECTHIN, күктән (с неба).
Инструментальный п. – EC VELA, күк белән (с небом).
Если в индо-европейских и семитских языках в словосочетании из двух существительных (типа «запах цветка»), определяющее слово всегда стоит после определяемого и в родительном падеже, то в этрусском и тюркских языках определитель всегда стоит перед определяемым словом и в родительном падеже. Тип словосочетания будет «цветка запах». Этот факт говорит не о просто культурном взаимовлиянии прототюрок и этрусков, а о их генетическом родстве.
Наблюдаются также многочисленные параллели в глагольных окончаниях, указывающих на время и лицо глагола. Ограничимся лишь двумя примерами:
(Он) приводит — ETERA (этрус), китерә (тат. «приносит»).
(Он) привел —– ETERTHI (этрус.), китерде (тат. «принес»).
Такое обилие совпадений в фонетике, лексике и грамматике этрусского и тюркских языков говорит о явно не случайном характере этих совпадений. Даже не для специалиста очевидно, что подобная глубинная языковая связь между этими языками говорит не просто о культурном взаимовлиянии, а о генетическом родстве этих языков и народов. Это дает нам возможность утверждать, что этруски были частью большого пратюркского мира, которая в виде анклава существовала на севере Аппенинского полуострова.
Адиле Айда относительно происхождения этрусков придерживалась следующей версии. По ее мнению, в 3000 году до н. э. весь Балканский полуостров был заселен народом «Pelasg», который она относила к пратюркам. Затем в 2000 году до н. э. на южные Балканы приходят греческие племена и эти два народа в течение нескольких столетий живут в мире и согласии. В тот период предки греков многому научились у пеласгов. Постепенно политическая власть на этой территории стала переходить к грекам, и какая-то часть пеласгов ассимилировалась в Греции, а другая часть переселилась на Аппенинский полуостров и образовало там свое государство, которое Геродот упоминает как «Pelasgia».
Этимологически «pela» она связывает с этнонимами тюркских племен «булак» или «булгак», которые известны в историии, а часть «sg» она выводит из названий народов «саки», скифы и «саха» (самоназвание якутов), которых она относит к тюркам .
В 2000 году до н. э. из просторов Средней Азии древнетюркский народ, который соседние иранцы называли «тур» (множественное число от которого в иранских языках будет «туран»), переселился в Западную Анатолию. Соседние греки называли их TURHAN (Turrhen). После жизни нескольких поколений пеласги морским путем переселились на территорию современной Северной Италии.
Здесь они слились с ранее прибывшими туда пратюрками саками, и таким образом сформировался тюркский народ, который стал называться «TURSAKA». Так как у этого народа в письме гласные не фиксировались, они свой этноним записывали четырьмя буквами TRSK.
Латиняне же стали называть их Etrusci, то есть, этрусками.
Получается, что катализаторами взрывов стремительного развития древнегреческой и древнеримской культур были тюркские народы. У греков это был тюркский народ пеласгов, а у римлян – пратюрки «турсака», которых римляне называли этрусками.
Считаю, что своими трудами тюркские ученые Адиле Айда и Фарит Латыпов внесли величайший вклад в изучение древнейшей истории тюркских народов и совершили настоящую революцию в этрускологии. Они расширили горизонты исследований этой науки путем привлечения в нее тюркологических материалов. Таким образом, они сильно поколебали европоцентристский подход в изучении этрусков, который существовал до них в европейской науке.

Оставить комментарий

Войти с помощью: