Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ.

От редакции: ниже опубликована научная статья известного хакасского общественного деятеля и учёного Г.А.Тюньдешева о судьбах тюркских языков мира. Статью прислали коллеги из Всемирной Ассамблеи тюркских народов. Отзывы на статью заинтересованные читатели могут отправлять на электронную почту автора.

Г.А. Тюньдешев
К.ю.н, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова
г. Абакан, Республика Хакасия, РФ
Е-mail: tundesev@mail.ru

25.12.2017 г.
Святой огонь
язык отцов
Зажги в груди моей
Василий Митта
Язык тюрков является древнейшим языком мира. Один из носителей прототюркского языка были гунны. А «гунны соседствовали с древнейшими государствами, существовавшими в китайской истории: династией Ся (ХХI века по XVI век до н. э.), династией Инь (с ХVI века по ХI до н.э.), династией Чжоу (с ХI в. по III в. до н.э.)».[10, с. 42.] В ранний период развития Китая в исторических хрониках гунны назывались по разному. «Однако слово «тюрк» до V столетия нашей эры было совершенно неизвестно и поэтому было бы анахронизмом прежде времени говорить «тюрки». Слово «татар» – достаточно единственное и оно использовалось китайцами также неопределенно»,[11, с. 9.] во время так называемой «эпохи воюющих царств» (с475 по 221 год до н.э.) они стали называться хунну или сюнну. На рубеже III-II вв. до н.э. гунны создали первую центрально-азиатскую империю, которая объединила многие этносы Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока. Хунну сформировали оригинальное культурное пространство, в пределах которого сложился особый образ жизни, послужившим идеалом для многих соседних народов и оказавший весомое влияние на их культуру и историю. Можно привести пример из книги Э.Х. Паркера: «один китайский король добровольно принял на себя татарские (гуннские) обычаи и образ жизни».[11, с. 11] «В конце I в. н.э. хуннская эра Центральной Азии закончилась, но с этого времени начался новый этап их истории, гуннская инвазия в Европу и их завоевание в Старом Свете».[12, с. 5] Пик величия Гуннской империи связан с Аттилой, один из величайших правителей, когда-либо вторгавшихся в Римскую империю. В Западной Европе его иначе, как «бич Божий», не называли. Гунны во главе с Аттилой стали могильщиками рабовладельческой формации и явились носителями новых феодальных общественных отношений и освободители многих народов от готского и римского ига. С этого времени началась первоначальная тюркизация некоторых европейских народов, так как германцев, славян, угров и другие народы входили в состав войск Гуннской империи т.е. как минимум эти народы «знали древнетюркский язык воинского начальства». [13, с. 258.] Дале поддерживаемый аварами, болгарами, хазарами, печенегами, торками, половцами но о них чуть позже. В 20-30гг. VII в. Завершение процесса государственного образования у арабов-мусульман. Мухаммед становится духовным , военным лидером и судьей. В VII – первая половина VIII в. Включение в состав государства арабов-мусульман земель Византии и Персии, Ближнего Востока и Средней Азии, Закавказья и Северной Африки, Испании. Арабы начинают переводить научные произведение Индии и Китая, Греции и Рима, даже начали переводить египетские надписи, дав толчок бурному развитию наук. Один простой пример вывели на новый уровень математические вычисления с ведением ноля и породив алгебру, благодаря гениальному тюрку Аль Хорезми и многих других ученых. Тогда как в христианской Европе, Греческие и Римские мыслители, философы и ученые и их научные труды отвергались. «Говорилось, что оно создано языческим миром, было плодом цивилизации, которая не знала Христа, что оно связано с философией, противоречащий взглядом Евангелия, святых отцов церкви и христианства».[3, с. 56]. В ХI в. На территории империи арабов-мусульман возникает ряд самостоятельных султанатов и эмиратов, номинально признающих власть халифа. В эту эру тюрки кочевники захватывают Багдад, лишают халифа политической власти, с этого периода начался закат арабского языка как международного и начинается восхождения тюркского языка как международного. Как отмечает Л.Н. Гумилев: «Тюркский язык распространился как международный и общеупотребительный в ХI в. благодаря половцам».[9, с. 259]. Дальнейшему развитию тюркского языка как международного способствовал Великий Чингисхан, дал толчок капиталистическим отношениям в Европе. Другими словами корни рыночной экономики уходят в эпоху Чингисхана и связана с ним, с его тезисом «торговля основа государства» и открытие для европейцев бумажных денег. Раньше бумажные деньги были только в Китае т.е. имели локальное хождения то с завоеваниями Чингисхан и образования огромного «государства мира, занявшего 4/5 Старого света»[14, с. 130] они приобрели международное значение. В Европе еще долго будут тормозить развитие экономики, натуральный обмен и «архаичные формы обращения тяжелых медных или железных caixas»[15, с. 464] денег. Только в ХV в. первыми учеными экономистами нового времени, стала научная школа меркантилистов, заявлявшие следующее: «Богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги»[16, с. 28]. Отсюда следует, что бумажные деньги стали двигателям экономических отношений а тюркский язык его носителям. В конце XIV веков несколько огромных империй говорили на тюркском языке это: Золотая Орда возглавляемая ханом Тахтамышом, Империя созданное Великим эмиром Тимуром, Османская империя возглавляемая султаном Баязидом. Еще несколько столетий после XIV века тюркский язык был языком международного общения. Давайте вспомним слова нашего знаменитого российского поэта Лермонтова, на Кавказе татарский (тюркский) язык как в Европе французский. Высказывание Михаила Юрьевича наталкивает нас на переход к другому языку.
Французский язык стал мировым языком благодаря Великой Французской революции с её «Декларацией прав человека и гражданина», и Бонапарту Наполеону. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. повлиявшая и на Основной закон США 1787 года, т.е. в 1789 году Конгресс принял 10 поправок касающихся прав и свобод человека. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791г и получили наименование – Билль о правах и с этого момента она стала действительно Конституцией США. Кроме того французская революция 1789 – 1794 гг., сыграла особую роль в устранении религиозного мракобесия. «Её нередко называют великой. Она действительно была таковой поскольку превратилась в подлинно народную, как по широкому кругу своих участников, так и по далеко идущим социальным последствием. Революция во Франции в отличие от всех предшествующих революций, потрясла до основания создавшееся веками здание феодализма. Она сокрушила экономические и политические устои «старого режима», в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символом и итогом многовековой эволюции средневековой государственности» [1, с. 48]. Французской революции предшествовала «идея политической свободы Шарля Монтескье, связана с идеей гражданской свободы. Для обеспечение гражданской свободы, предотвращения переворотов необходимо строгое соблюдение законов. Достигнуть этого можно путем разделение государственной власти на:
-законодательную
– исполнительную
– судебную
В своем труде «О разделении властей» он обосновывает эту идею. В отличии от идеи Д.Локка, он выделяет судебную власть, как одну из самостоятельных ветвей государственной власти» [2, с. 170]. Конечно же многие современники старались прочесть выше указанный труд в оригинале. Бонапарт Наполеон также способствовал триумфальному шествию французского языка как языка международного общения. Со своими завоеваниями он утверждал новые общественные отношения даруя конституции и в значительных странах новая система нашла благоприятную почву. Кроме того гениальность Наполеона еще в том, что он ввел гражданский кодекс основанный на римском праве с влиянием школы естественного права и учтя зарождающее национальное право. Что не смогла сделать школа глоссаторов, постглоссаторов, школы национального права той или иной страны и школа естественного права. Как пишет Рене Давид: «Триумф школы естественного права и идей кодификации вновь выдвинула вопрос о том, последует ли другие страны примеру Франции в том эксперименте, как наполеоновская кодификация; не станут ли кодексы причиной расчленения европейского права. Однако за редким исключением право всех стран восприняло в конечном счете французскую форму кодификации» [3, с. 79]. Совокупность этих причин способствовали стать французскому языку мировым на несколько веков, даже у нас в феодальной империи российская элита общалась между собой на французском языке, значительная часть из власти предержащих с акцентом говорили на русском языке, а коренные национальности в ходившую в российскую империю говорили на родных национальных языках. Один лишь пример Енисейский губернатор А.П. Степанов в своем знаменитом сочинении «Енисейская губерния» отмечает, что «минусинские татары(хакасы) не знали ни законов, ни языка русского» [8, с. 7].
До Великой Октябрьской революции 1917 года в Академия наук у российских ученых рабочими языками были французский, немецкий, английский, т.е. западноевропейские языки. Только отец Иакинф (Никита Яковлевич Бичурин родился в чувашской семье, дьячка, 29 августа 1777 г. в селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии, не имевшего фамилии, поскольку он был крестьянского происхождения), который наиболее полно перевел историю Китая с китайского языка на русский. После этого на него ополчились российские ученые, за то, что он пишет свои труды на русском языке, а не на французском, немецком или латинском языках. Такой видный ученый того времени, как Брюссе, рекомендовал перевод делать не на русский язык, поскольку им не пользуются ученые, а например, на латинский. Другой ученый – Сеньковский возглавил компанию с критикой на Бичурина за то, что последний писал свои труды на русском языке. Сеньковский писал: «Мы часто сожалеем, читая труды почтенного Иакинфа, что он не издает сочинений по французский или по английский. Русский язык до сих пор оставался и долго еще останется вне круга ученых европейских прений о предметах восточных, и самая запутанность, в которую повергнуты эти предметы гипотезами известных ориенталистов, еще увеличивается от появления нового диспута, изъясняющегося на языке, не получившим права гражданства в ориенталистике и далее … это потеряно для науки, поэтому что писано на языке, который ещё не имеет прав на известность в ученном свете». Кстати Бичурин прекрасно владел древними языками, греческим и латинским, хорошо знал немецкий и французский, изучил монгольский, к 60 годам стал изучать татарский. В своем ответе Ю Клапроту, Сеньковскому и другим ученым, Бичурин писал: «Если бы мы, со времен Петра I и доныне, не увлекались, постоянным и без разборчивым подражанием иностранным писателям, то давно бы имели свою самостоятельность в разных отраслях просвещения» [4, с. 71], Идеи Н.Я. Бичурина фактически осуществил его земляк, в жилах которого также текла чувашская кровь это выдающейся государственный и политический деятель В.И. Ленин. Человечество как минимум полтора миллиона лет жило без государства в материальном равенстве и это до сих пор греет душу значительной части населения земли. В.И. Ленин благодаря идеи построении государства без эксплуататоров, т.е. предложил материальное равенства, сделал русский язык популярным не только среди коренных народов многонациональной СССР но и во многих странах мира. Ленинская доктрина избрала в этом отношении безпроиграшную позицию. В письме Курскому В.И. Ленин употребил формулу ставшую знаменитой: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [5, с. 398]. И.В. Сталин по этому поводу пишет: «Но если бы ленинизм являлся только лишь применением Марксизма к своеобразной обстановке России, то тогда ленинизм был бы чисто национальным и только национальным, чисто русским и только русским явлением. Между тем мы знаем, что ленинизм есть явление интернациональное, имеющие корни во всем международном развитии, а не только русское» [6,с. 3]. Благодаря В.И. Ленину в первые в мире было предоставлено активное и пассивное право всем женщинам, а также всем трудящимся и крестьянам, что нашло отражение в первой конституции нашего государства принятой 10 июля 1918 года на V Всероссийском Съезде Советов. Конечно же надо учитывать, когда мирный этап революции практически перешел в гражданскую войну, и Конституция фактически стала одним из главных орудий борьбы новой власти со свергнутыми классами и они были лишены участия во власти, в избирательном праве по классовому признаку всех, кто жил на не трудовые доходы, но реально они составляли незначительную часть населения, где то около 5%.
В Российской империи 85% население было безграмотной и Владимир Ильич с присущей ему энергией начал бескомпромиссную борьбу с неграмотностью населения, впоследствии работа была доведена до логического завершения и довольно успешно, в последствии выросла целая плеяда Нобелевских лауреатов. Его целью была электрофикация всей страны – величайшее дело для народов СССР и электричество пришло в каждый дом, т.е. «лампочка Ильича», это фигуральное выражение воспринималось значительной частью населения страны дословно, и многие думали, что он сам изобрел электрическую лампочку. Еще значительная заслуга В.И. Ленина в том что появилась новое поколение прав социально экономические, и эти права вошли во многие конституции мира и это импонировала значительной части гражданам, подданным разных стран мира. Многие выдающиеся деятели высокоразвитых западных стран были очарованы ленинизмом и без корыстно за идею помогали строительству социализма в СССР. Так «чертежи» атомной бомбы попали в наше государство, можно приводить бесконечное множества примеров, для ясности упомяну только одну личность Ким Филби. Другими словами В.И. Ленин стремивший на практике реально реализовать идею материального равенства нашел понимание у значительной части человечества, тем самым сделал русский язык популярным придав ему мировой уровень и даже в некоторых суверенных государствах выдержал конкуренцию английского языка. Истоки восхождения английского языка, как язык международного общения конечно же связаны с Англией, шаг за шагом, т.е. из столетии в столетия он набирал значимость. Первым шагом в этом направлении была Великая хартия вольностей 15 июня 1215 г. затем с 1529 г. становление судов справедливости, в регулировании новых общественных отношений и вытеснении феодализма, с этого периода зарождается новая ветвь власти судебная. Движение в сторону новых общественных отношений постепенно перемещается в английские колонии в Северной Америки тем самым происходит расширение и утверждение английского языка. «Среди передовых для своего времени идей, уже в XVII в. Достаточно широко известных в североамериканских колониях, были теории народного суверенитета, естественное право, учение об общественном договоре, о праве народа на восстание и сопротивление тираническому, попирающему права и свободы правительству» [7,с. 7]. На разных этапах развития британских колоний в Новом Свете концепции прав и свобод играли важную роль. Хотя публика была разная все они ехали построить новое общество без пережитков феодализма. Это обусловливало политические ориентации колонистов, разнообразие их взглядов на формы правления, политические режимы подходы к вопросу о взаимоотношениях церкви и государства. Так например «Коннектикут, сыгравший наряду с некоторыми другими колониями заметную роль в развитии и становлении американской демократии. В января 1639г. Генеральный суд (орган управления) принял основные законы Коннектикута. Зафиксированная в них система правления обладала некоторыми демократическими чертами. Согласно предписанием основных законов, центральным органом власти Коннектикута был Генеральный суд, состоящий из губернатора и шести магистратов, а также четырех делегатов от каждого города, избиравшихся на один год свободными жителями колонии. Генеральный суд наделялся законодательными, исполнительными, судебными, избирательными, финансовыми, консультативными и учредительными полномочиями. Другой колонией, в которой сформировались зачатки демократического колониального самоуправления, являлся Род-Айленд. Главным основателем этой колонии был Роджер Уильямс, один из выдающихся прогрессивных философов англоязычного мира ХVII столетия, оказавший огромное влияние на развитие идей американского конституционализма. В основу документов которые оформили становление Род-Айленда как самоуправляющейся колонии с республиканской формой правления, была положена не господствующая тогда теория о божественном происхождении государства, а теория договора. Р. Уильямс не только обосновал и проповедовал принцип равенства и свободы во всех областях – от права собственности на землю до участие в государственном управлении, но и распространял его действия как на белых колонистов, так и на индейцев и черных. Стремясь уберечь основанную им колонию от любой формы тирании и ли олигархии, он добился того, что в принятых колонистами законодательных актов предусматривались периодические выборы, создание однопалатного законодательного органа, предоставление гражданам коллективной и индивидуальной законодательной инициативы, проведение референдумов и некоторые другие демократические институты» [7, с. 9]. Установленные английским правом вольности были хорошо известны американским колонистам и воспринимались ими как свои собственные. С принятием в метрополии таких важных нормативных актов, как Хабес корпус акт 1678 г. и Билль о правах 1989 г., и их гарантии были формально распространены на американских колонистов. Важную роль в развитии и становлении американского конституционализма предреволюционного периода сыграла теория разделения властей Джона Локка. «Его конструкция предполагала создание трех организационно обособленных властей: законодательной, исполнительной и союзной (осуществлять внешнеполитические полномочия, специально создаваемыми для этого органами). Что касается судебной власти, то она включалось в состав исполнительной. Законодательная власть являлось верховной, это и привлекло американцев в локковской модели разделения властей. В тот период именно в законодательных собраниях американская политическая мысль поначалу видела гарантию от произвола исполнительной власти, персонифицированная в английском короле и его губернаторах, попирающих права личности. Однако политическая практика стала подрывать веру в эту концепцию. Законодательные органы, созданные на местах, захватили в свои руки огромные полномочия. Во многих колониях они подчинили не только исполнительную власть, но и судебную. Законодательные собрания ряда штатов вели себя подобно коллективным тиранам» [2, с. 166]. Именно в это время американцы начали внимательно присматриваться к учению о государстве другого европейского мыслителя – Шарля Мантескьё – и в конечном счете высказали свое предпочтение предложенной им схеме разделение властей уже упомянутой выше. Монтескьё не допускал верховенства либо преимущественного положения какой-либо из властей. Он был убежден в том, что для предупреждения возникновения деспотизма и обеспечения свободы в обществе власти должны быть совершенно равноправными и обладать способностью уравновешивать друг друга. В Своем трактате «О духе законов» Монтескьё так писал по поводу обеспечение свободы и предупреждения деспотизма; «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности…Для того, чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую… Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы… С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. И наступает конец всему, если одно и тоже лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три власти» [7, с. 14]. Именно эта мысль позже нашла в США свое практическое воплощение в системе «сдержек и противовесов», которая применяется сейчас во многих странах мира.
Выдающуюся роль в развитии концепции прав и свобод граждан и её практической реализации сыграл ряд документов, появившихся в ходе Американской революции. Необходимо начать с – Декларации прав Виргинии, которая вступила в силу 12 июня 1776г., на 22 дня позже т.е 4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости. Автором проекта Декларации был 33 летний Томас Джефферсон – родоначальник демократической идейно политической традиции США. Декларация независимости дала мощный импульс процессу конституционного закрепления прав и свобод, так вторая часть Декларации начинается просто и торжественно: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, свободу и стремление к счастью». 1787 г. США первые в мире приняли писанную конституцию, ставшая образцом для последующих принимаемых конституций в плоть до настоящего времени. Предложенный Англией рудимент феодализма – бикамерализм в лице верхней палаты, «отцы основатели» США гениально и прагматично стали использовать в федеративных отношениях, как орган представляющий интересы субъектов в Федерации. Таким образом, Палата Представителей (нижняя палата) представляет интересы всех граждан США, а верхняя палата – Сенат стала отражать равенство всех субъектов федерации, независимо от численности населения, географического положения, а также его экономического потенциала. Россия позаимствовала двухпалатную систему парламента, с теми же функциями. Конституционный контроль в современном понимании, впервые появился в США: в деле У. Мэрбари против Дж. Мэдисона в 1803 г. Верховный суд под председательством Дж. Маршала объявил, что федеральная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции, может быть признан судом неконституционным. Сейчас данный институт существует в большинстве государств мира. Первый Президент США Джордж Вашингтон создал прецедент нахождения в должности не более двух сроков, хотя не было ни какого нормативно правового акта ограничивающие последующие после двух сроков выдвижения. Джордж Вашингтон показал пример скромности и мудрости, последующие лидеры Северной Америки поддержали этот прецедент, затем прецедент перерос в традицию, а традиция в конституционный обычай, который просуществовал в плоть до Президента Рузвельта. Его «новый курс» рецепт выхода с экономической депрессии затем вторая мировая война позволила ему выдвигаться более двух сроков подряд и на четвертом сроке нахождения у власти Президент США Рузвельт умер. Поэтому 21 марта 1947 году 80-м Конгрессом была предложена ХХII поправка к Конституции США, где говорится: «Ни одно лицо не должно быть избрано на пост Президента более двух раз…». Ратификация завершена 27 февраля 1951 г., когда она была одобрена 36 из 48 существующих в то время штатов. Данная норма была также заимствованная нашей Конституцией 1993 года, впрочем как и во многих основных законах суверенных государств имеется данное положение. Конституция США более 200 лет успешно регулирует основополагающие для государства общественные отношения. После второй мировой войны США помогли разрушенным войной странам поднять экономику, например таким странам как Германия и Япония «план Маршала». Не без помощи Американского капитала КНР стала второй экономикой в мире. США пропагандирует юридического равенства, а развитое гражданское общество реализует данный принцип. Небольшая выше перечисленная совокупность делает английский язык значимым и востребованным в международном общении. В нутрии США руководства страны не боится конкуренции с другими языками, например в ряде штатах вторым государственным языком является испанский, в некоторых индейских резервациях есть университеты. К тому же во многих городах Соединенных Штатов есть кварталы, например китайские, где проживают американские граждане китайского происхождения незнающие английский язык, для них не устраивают прокурорских проверок и не ущемляют их языковые права. В Нью-Йорке например во время муниципальных выборов в бюллетенях отражаются национальные языки американских граждан компактно проживающих в тех или иных кварталах города. Другой пример бывшие Союзные Республики составляющие СССР ныне независимые государства с симпатией относятся к России и к русскому языку. Взять тот же Кыргызстан многие кыргызы работают в России бывает так, что их права ущемляются и есть наверное элементы дискриминации что категорически не допустимо. По моему мнению что бы эта активная часть кыргызских граждан могла реализовать себя на родине, почему бы в Кыргызстан не перенести завод ВАЗ пожиратель Российского бюджета возможно он там станет рентабельным там и будет приносить доходы. Американцы не боясь переводить свои предприятие в другие страны в частности в Китай. В эпоху СССР Фрунзе был красивым городом и предпочтительно выглядел Улан-Батора, в данное время Бишкек не вырос из СССР словно время остановилась для этого прекрасного города а Улан-Батор превратился в мегаполис. При социалистическом лагере МНР как бы считалась 16 Союзной Республикой а русский язык знали фактически все братья монголы, сейчас же только старшее поколение еще сохранили в памяти русский язык, но до сих пор братья монголы с теплотой относятся к россиянам. Однако наша Россия не вложила в Монголию свой капитал, её экономику подняли Канадский, Южно Корейский, Американский, Японский капитал. В данное время темпы роста экономики Монголии выше чем в Китае по этому английский язык вытеснил русский.

Библиографический список
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Крашининниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М., 1998. С. 48.
2. Дмитрук В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. – Молодечно.1998. с. 170
3. Давид Р. Основные правовые системы современности./ Пер. с фр. и встп. ст. В.А. Туманова . М,: Прогресс, 1988. С. 79.
4. Безертинов Р.Н. Китай и кочевой мир (1500 лет дон.э. по 220 год н.э.)- Казань: Издательство «Слово», 2011. С.71.
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т.44. С.398.
6. Сталин И.В. Об основах ленинизма к вопросам ленинизма. ПАРТИЗДАТ ЦК ВКП(б) – 1935. С.3.
7. США: конституция и права граждан (Под ред. Н.А. Геевского (отв. ред.), В.А. Власихина, С.А. Черновой. – М.: Мысль, 1987. С.7
8. Обычное право и общественное управление минусинских «инородцев». Исследование разных лет (XIX – начало XXI)/ Состовитель и автор предисловия В.Ф. Буров. – Абакан: Хакаское книжное издательство, 2009.
9. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: Рольф,2001.
10. Тургун Алмас Ч.1. /Пер. с уйгурского Хамита Хамраева. 1993. С.42.
11. Паркер Э.Х. Тысяча лет из истории татар: Науч. издание./ Пер. с англ. В. Мирзаянова; Послесл. В. Мирзаянова, Р. Фахрутдинова. – Казань: «Идел-Пресс», «Слово», 2003. – с.9
12. Крадин Н.И. Империя Хунну. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. С.5
13. Гумилев Л.Н. открытие Хозарии. – М.: Рольф, 2001. С.258.
14. Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи ХII – XIV вв. 2-е издание. Элиста. Калмыцкое книжное издательство, 1991.
15. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Материальное цивилизация экономика и капитализм, ХV – XVIII вв. т.I. Перев. с. Франц. Л.Е. Куббеля, вступ. ст. Ю.Н. Афанасьева. – М.: Прогресс, 1986.
© А.Г. Тюньдешев, 2017

Оставить комментарий

Войти с помощью: