Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Государственная стратегия развития «опорных зон» Арктики: критерии и методические подходы к отбору инвестиционных проектов.

Смирнова О.О., доктор экономических наук.
07 ноября 2017 г.
Совет по изучению производительных сил СОПС – ВАВТ Минэкономразвития России, г. Москва. SPIN-код: 9858-3813.
Аннотация: В публикации представлены основные критерии и требования к инвестиционным проектам, реализуемым в Арктике. Рассмотрены основные подходы к отбору и оценке эффективности инвестиционных проектов в Арктической зоне Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, критерии отбора инвестиционных проектов, опорная зона, моногорода Арктики, инвестиционный проект, социально-экономическое развитие.
Сегодня при разработке методических подходов как к формированию и функционированию опорных зон развития в Арктике, так и Арктической зоны Российской Федерации в целом, отвечающих целям и задачам социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России в Арктике, все чаще встает вопрос о критериях и требованиях к проектам, реализуемых при государственной поддержке. Методология оценки издержек и выгод инвестиционных проектов для оказания поддержки за счет бюджетных ресурсов тесно взаимосвязана с методологией оценки эффективности инвестиций. Вместе с тем суровые условия Арктики накладывают свои требования к отбору приоритетных проектов. На первый план выходят задачи геополитики, национальной безопасности, активизации хозяйственной деятельности в Арктической зоне, социальные эффекты от реализации проектов.
К настоящему времени разработано и утверждено значительно количество методик и подходов к оценке и инвестиционных проектов. Вот некоторые из них: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1516 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов»; Приказ Минэкономики России, Минфина России и Госстроя России от 21.06.1999 №ВК 477 «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов»; приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 23 мая 2006 г. N 139/82н “Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации”; приказ Минрегиона РФ от 31.07.2008 N 117 “Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов”; приказ Минрегиона РФ от 30.10.2009 N 493 “Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации”; Приказ Минрегиона РФ от 30.10.2009 N 493 “Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ”; др.
Вместе с тем, сегодня к основным принципам отбора приоритетных проектов Арктике можно отнести следующие. Проекты должны быть согласованы, взаимоувязаны между собой на этапах целеполагания, планирования, что позволит существенным образом снизить издержки на их реализацию. [3] Реализация проектов опорной зоны должна давать мультипликативный эффект и способствовать повышению эффективности и диверсификации экономики Арктической зоны, стимулировать развитие близлежащих территорий и развитию шлейфовых производств. [7] Функционирование опорных зон должно способствовать повышению качества жизни в регионе, нивелированию диспропорций в территориальной структуре региона, прежде всего в преодолении разрыва между размещением производства и населением, созданию новых рабочих мест.
Требования к проектам вызваны приоритетами инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию. При этом важно, чтобы при отборе проектов не повторялись ошибки формирования монопрофильной структуры территорий и городов (моногородов).
Критериями отбора проектных предложений субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, для их последующей реализации в рамках проектов по созданию опорных зон развития в Арктике являются:
– расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта;
– реализация инвестиционного проекта в секторе экономики, являющемся приоритетным для развития экономики Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года;
– наличие разрешения на строительство (в случае осуществления строительных работ в рамках реализации инвестиционного проекта);
– наличие статуса юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации.
Инвестиционные проекты при их отборе должны соответствовать долгосрочным приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и действовать на основе следующих принципов: активизация инвестиционной деятельности в ключевых отраслях региональной экономики; поддержка инвестиционных проектов, внедряющих технологии производства продукции с высокой добавленной стоимостью; поддержка инвестиционных проектов, внедряющих современные технологии производства конкурентных товаров на рынке; поддержка инвестиционных проектов, имеющих положительный экономический, бюджетный и социальный эффект. [1] [2] [4]
Дополнительными критериями для оценки отраслевой эффективности и целесообразности поддержки проекта могут быть следующие показатели [6] [8]:
– увеличение доли обеспеченности региона продукцией, производимой по проекту, не менее чем на 1 процент по сравнению с текущей ситуацией по обеспечению региона продукцией собственного производства в общем объеме потребления аналогичной продукции по состоянию на последний отчетный год, предшествующий году подачи документов по инвестиционному проекту на участие в отборе;
– уменьшение стоимости реализации продукции, планируемой к производству по проекту, не менее чем на 5 процентов в сравнении со средней стоимостью аналогичных видов товаров, реализуемых на территории региона;
– производство в рамках проекта продукции, ориентированной на экспорт, а также продукции, собственное производство которой по состоянию на последний отчетный год, предшествующий году подачи документов по инвестиционному проекту на участие в отборе, отсутствует в регионе;
– создание условий для закрепления населения в сельской местности за счет софинансирования расходов по строительству (приобретению) жилья для вновь принимаемых работников в рамках проекта в размере не менее 30% от общей стоимости строительства (приобретения) жилья;
– наличие в рамках проекта расходов на подготовку (переподготовку) персонала в высших и средних учебных заведениях, в том числе на повышение квалификации работников.
Очевидны экономические требования к отбору инвестиционных проектов для развития опорных зон в Арктике:
– чистый дисконтированный доход (NPV) по инвестиционному проекту за расчетный период, но не свыше 8 лет с начала ввода производства в эксплуатацию, имеет положительное значение;
– бюджетный эффект по инвестиционному проекту в виде поступления налогов в областной и местный бюджеты имеет положительное значение к суммарному объему государственной поддержки, планируемой к получению по проекту;
– прогнозный уровень заработной платы работников по инвестиционному проекту не ниже прогнозного среднего уровня заработной платы в аналогичных видах экономической деятельности субъектов РФ арктической зоны.
Целесообразно, чтобы каждый инвестиционный проект соответствовал следующим признакам [9] [5]:
– направлен на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и снижение вывоза сырьевых ресурсов за пределы РФ;
– внедряет современные технологии, позволяющие производить товары (услуги) с лучшими потребительскими свойствами, либо имеющие меньшую стоимость в сравнении с аналогичными товарами (услугами), которые производятся в РФ;
– создает на территории субъектов РФ и опорных зон российской Арктики объекты основных средств, которые не входили в состав налогооблагаемой базы субъекта инвестиционной деятельности до начала реализации проекта;
– создает не менее 30 новых рабочих мест (в том числе не менее 5 высокопроизводительных) в случае создания нового производства либо обеспечивает сохранение и модернизацию рабочих мест в случае расширения действующего производства.
Таким образом, очевидно, что к Арктике не применим отбор проектов, основанный исключительно на значениях чистой приведенной стоимости (чистый дисконтированный доход, NPV) проекта, внутренней нормы доходности, средневзвешенной стоимости привлечения капитала. Любой проект в Арктике должен иметь комплексных характер, обеспечивать взаимоувязку мероприятий по созданию арктической транспортной системы, развитие энергетической инфраструктуры, объектов промышленности, синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального развития и механизмов поддержки реализации инвестиционных проектов. Каждый̆ проект – это вклад в вопросы как развития «опорной зоны» развития Арктики, так и Северного морского пути.
Литература
1. Ивантер, В.В., Лексин, В.Н., Порфирьев, Б.Н. Арктический мегапроект в системе государственных интересов и государственного управления // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2014. – Вып. 6. – С. 6-24.
2. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием Российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №4-1 (24).
3. Липина С.А., Смирнова О.О. Высокотехнологичные проекты в арктической зоне — ключевые аспекты современного геополитического партнёрства // «European science». № 3 (13). 2016 С. 54-57.
4. Меламед И.И., Павленко В.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие арктической зоны РФ до 2020 года» // Арктика: экология и экономика. 2014. № 2 (14). С. 6-15.
5. Смирнова О.О. Арктика – территория партнерства будущего // Экономические стратегии. – 2011. – № 10. – с.32-39.
6. Смирнова О.О. Энергетика роста. // Регион. Экономка и социология. – 2009. – №1 , с. 145-157.
7. Смирнова О.О., Липина С.А., Кудряшова Е.В., Крейденко Т.Ф., Богданова Ю.Н. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика // Арктика и Север. 2016. № 25. С. 148-157.
8. Смирнова О.О., Прохоров В.Н. Региональная политика как инструмент развития отечественной промышленности // Вестник МНЭПУ. 2009. Т. 2. С. 44-49.
9. Смирнова О.О., Симонова Ю.В. Основные направления региональной политики по комплексному развитию промышленных территорий //Вестник МНЭПУ. 2009. Т. 2. С. 50-57.
Источник: сайт «Виперсон».

Оставить комментарий

Войти с помощью: