Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Из СССР в РФ – что имеем?

09.09.2017 г.

Прошло 25 лет, как мы похоронили СССР. Да, именно мы, те кто жили в то время. Было и предательство, и обман. Были. Но предательство мы не распознали, а обману поверили. Многие не видят предательства и не поняли в чем их обманули до сих пор.
25 лет – это уже срок, чтобы пытаться оглянуться и переосмыслить. Уже можно отделить неровности переходного периода от новых правил и уклада.
Когда СССР не стало, я только готовился к переходу в подростковый возраст, очень хорошо и ярко помню это время. Хочу освежить впечатления, сделать несколько сравнений 80-х (когда СССР только прошел пик могущества и расцвета) с современностью.
Скажу честно – именно в тот СССР я вообще-то не хочу. Очень многое я бы вернул, повторил и дополнил в нынешней России, но очень многое оставил бы в прошлом. Давайте вспомним и сравним. Медицина
Сама медицина не волновала, заботило советских людей здоровье. Медицина была абсолютно бесплатной, во всех важных аспектах доступной, и главное – качественной. Могли быть проблемы с современными лекарствами (их надо было “доставать”). Фармацевтический хай-тек был (и есть) за монструозными корпорациями, а договариваться с ними, так чтобы лекарство было доступным, тяжело, плюс надо платить валюту. Но для массового здравоохранения, в рамках СЭВ, производилось все нужное, кое-что докупали у дружественных стран типа Индии.
С доступом к ряду специалистов с высокой квалификацией – гинеколог, ортопротезисты и зубные техники, эстетическая хирургия – могли быть проблемы. То есть самих врачей всех специальностей хватало на всех, но к самым-самым, конечно. было попасть непросто. Но это естественно, профессоров с мировым именем всегда меньше чем ординаторов. Вспомним “Собачье сердце”. В южных республиках была своя специфическая проблема – нацкадры-врачи. К ним на прием конечно никто не хотел, ибо их квалификация всегда хромала, выучивались благодаря политики коренизации специалистов, знакомствам/родству и уменьшению стада баранов родителей. В Украине сильно распространены подношения врачам натурой – магарычи. Добровольные, но попробуй не сделай. Суммарная ценность магарычей в месяц вполне сравнима с зарплатой врача, а то и превосходит ее.
Сейчас медицина не просто малодоступна, она с каждым днем все недоступней. На 2017 год запланированы сплошные сокращения по всем программам здравоохранения, и без того скудным и недостаточным. По многим программам сокращения кратные. В государственных клиниках очереди и “талонов нет” вопреки всем программам гарантий. На более-менее сложное лечение или диагностику очереди измеряются месяцами, во многих случаях очередь оказывается длиннее жизни пациента. Процветает, взяточничество, а порой просто вымогательство, среди врачей. В стационаре кормежка скудная, а в некоторых местной диетой можно повредить здоровье больше чем до поступления. Платные услуги для большей части населения недоступны или доступны в крайне ограниченном объеме из-за дороговизны. Система ОМС не несет никакой полезной функции, лишь является способом отщипнуть кусок от медицины для бедных в пользу личного благосостояния богатых.
Но не взирая на плохую платежеспособность большинства пациентов, растут как грибы частные клиники. Благо государственных врачей сокращают и им нужна работа, а пациентов меньше не становится – умирающие вполне замещаются ранее здоровыми, которых во время не лечили и заболевания которых стали хроническими. Плюс разрушенная до основания система профилактики. Так что плохая платежеспособность вполне компенсируется массовостью. Естественно частные клиники любят находить сильно больше диагнозов чем есть на самом деле и назначать как можно больше услуг подороже. Ведь они оказывают медицинские услуги, а не занимаются здравоохранением. Немного снимает остроту вопроса ДМС, который опять же большинству недоступен. Уровень медицины упал тотально и очень низко – “элита” по серьезным поводам лечится исключительно зарубежом, даже миллиарды не дают возможности получить качественную медицину в родных границах. В малых населенных пунктах за последние 7-8 лет медицинская помощь практически полностью уничтожена.
Положительных изменений нет.
Образование
Было полностью бесплатным на всех уровнях – дошкольное, школьное, внешкольное (кружки, спортивные секции, музыкальные школы и т.п.), Существовало и давало результат рабочее и средне-профессиональное образование (хотя тут проблемы нарастали, ПТУ во многих случаях стали отстойником для неблагополучной молодежи), высшее, дополнительное, профессиональная переподготовка. Также образование было доступным и качественным. Педагог – престижная профессия, достойно оплачиваемая, хотя отставание от других отраслей последние 20 лет нарастало. Однако нааметилась проблема с попаданием одаренных, но с простыми родителями, детей в “элитные” школы и ВУЗы. Отставала техническая база от современной. Большинство выпускников были востребованы народным хозяйством.
Все уровни образования продолжают деградировать. Рабочее уничтожено полностью. Коррупция как при поступлении, так и при прохождении обучения. ЕГЭ позволил дагестанским парням плохо говорящим даже на дагестанских языках поступать в столичные милицейские ВУЗы. Материальная база еще больше отстает. А где обновляется, то с дикими откатами и неэффективностью. Педагоги стали новыми бедными. Рейтинги наших ВУЗов (стараниями ZOG, конечно же) все ниже. “Устроился по специальности” в капиталистическом хозяйстве случай экзотический, следствие крайне редкого стечения обстоятельств.
Положительных изменений нет.
Жилье
С жильем не очень, хотя несравнимо лучше чем в другие исторические периоды. Благоустроенный фонд невелик. Благоустроенный дом со всеми коммуникациями – экзотика, есть только у элиты. Из коммуникаций к частному дому реально доступно только подключение электричества, местами – газ. Народ живет или малогабаритных, некачественных квартирах хрущевках/брежневках или в домах, в которых из благоустройства только электричество. Рынка жилья почти нет, ибо почти нет его в собственности. Ждать получения приходится годами, часто десятилетиями, если речь о центральных городах. Или строить самому, без удобств. Но! Квартиры большинство получает бесплатно и их содержание обходится в несколько процентов от дохода семьи.
Жилье все так же недоступно для большинства, но свобода маневра больше. Население таки убывает, и многим достаются квартирки по наследству. Появилась возможность заработать и купить жилье по вкусу. Но получило эту возможность ничтожно малая доля населения – 3-4%. Зато мы можем смотреть на дворцы госслужащих и поваров Путина, разбросанные по всему миру, в расследованиях ФБК.
Есть крайне хреновая ипотека, во всех смыслах. Можно поднатужиться и лет за 5-10 построить дом со всеми удобствами, но задача подключить коммуникации необъяснимо сложна, а порой и загадочно невыполнима.
Стоимость содержания жилья постоянно растет, как абсолютная, так и ее доля в расходах домохозяйств. Цены на ЖКУ растут всегда, вообще всегда, без всяких разумных причин и обоснования размера роста, и являются основной причиной инфляции. Плюс капремонт. Плюс новый налог на недвижимость.
Главный изменение – кое-кто получил возможность жить в дворцах и за 4 метровыми заборами, с вооруженной охраной по периметру, и весело смеяться над быдлом покупающим 20-метровые квартиры.
Положительные сдвиги есть, но они исчезающе малы. Безопасность
На улицах безопасно. Есть некоторая разница в ситуации по регионам, но не кардинальная. Террористическая угроза отсутствует как класс, всего несколько случаев за десятилетия. Антитеррористические листовки и учения в школах – даже сумасшедшему такое в голову не придет. В школах есть плакаты про действия в случае ядерной или химической атаки цивилизаторов из капстран. Но победить весь капиталистический мир, чтобы нейтрализовать эту угрозу – совсем не то же самое, что победить внутреннего врага в лице террористов.
Орг.преступность не поднимает высоко головы. Хребет ей сломали давно, воры в законе – под контролем спецслужб, являются инструментом контроля преступной среды. Основные проблемы – бытовое насилие, буйная молодежь, мелкоуголовные элементы, хозяйственные преступления – хищения, спекуляция, растраты. Наркотраффик и наркомания отсутствуют как явление. Милицию честный народ не боится и даже не может себе такого представить. Есть элементы разложения и деградации в крупных городах, которые выливаются в формализм милиции, в излишнее лояльное отношение к бомонду, появляется феномен “золотой молодежи”. Т.е. начинается зарождение нынешней системы.
Оргпреступность срослась с государством и правохранителями, да так, что и не разобрать где кончается одно, и начинается другое. Полиция эффективно занимается чем угодно, но только не правоохранением. Полицейский или бедняк, или коррупционер/бандит, чаще последнее. Страна в лидерах по потреблению тяжелых наркотиков. Абсолютно неприкасаемы любые особы относящиеся к власти или крупному бизнесу (за исключением внутренних разборок).
Положительных изменений нет.
Армия
Армия могуча и готова к любому противнику. Военные базы в разных частях мира. Европа – наша первая линия обороны. ВПК выдает такое, что регулярно повергает в ужас вероятного противника. Но численность армии и расходы на оборону высоки, можно сказать, даже неразумны. В самой армии уже цветет разложение в виде дедовщины и кумовства, непотизма в командовании.
Армия имеет низкую боеспособность. ВПК ничего современного уже не выдает, работает на советском заделе, себестоимость продукции непредсказуема и высока из-за откатов/распилов/воровства. Дедовщина как минимум не снизилась. Генералитет в конец охренел и оборзел. Система военного образования и медицины разрушены.
Положительных изменений нет. Социальное обеспечение
Быть нищим было практически невозможно (хотя и были исключения). Народ был обеспечен всей социальной инфраструктурой – для труда и отдыха. Были проблемы с доступом к более качественным объектам и почти не было реального выбора, например, для места отдыха. Те же путевки в санатории, курорты, пионерлагеря были от предприятий и профсоюзов, так что бери что есть или дуй дикарем. Досуг взрослым и детям обеспечивался за счет государства или по весьма условным ценам. Безработицы нет из идеологических соображений.
Спасение утопающих теперь дело самих утопающих. Появился выбор, из положительных изменений больше ничего нет. И выбор прост – смириться, сдохнуть или свалить. Положительных изменений нет.
Экология
Она никого особо не парит, а потому есть Карабаш и Дзержинск, разливы нефти, сжигание попутного газа, засирание рек всем, что вытекает из предприятий. Люди живут десятилетиями в зоне аварии Маяка.
Появились какие-никакие законы и стандарты, местами и иногда они соблюдаются. Есть возможность повопить на эту тему. Агенты ГосдепаИностранные предприятия работающие здесь об экологии все таки пекутся. Наши стараются забить и сэкономить, особенно с началом кризиса в 2013. Большинство экологических проблем не решено, новые продолжают создаваться.
Положительные изменения кое-какие есть. Потребление
Народ потребляет на самом деле нормально, даже много, но ощущает себя ущемленным. Об этом есть много материалов в блоге Буркина-Фасо. Все более менее качественные и модные вещи в дефиците. Старый автомобиль стоит дороже нового, ибо новый вообще не купить в магазине (да и магазинов таких нет). Импортный ширпотреб обожествляется. На рынке B2B не многим лучше. Самый ценный кадр на предприятии отнюдь не продавец, а снабженец. Все это наглядно отображено в кинематографе 70-80х.
Есть все. На прилавках. Почти все – не наше, а китайское. Или не китайское, но все равно не наше. Возможность потребления массами сильно колеблется от внешней конъюнктуры на сырье. Едим меньше и хуже чем в 1990. И последние годы тенденция только вниз. Но бьем рекорды по роскоши яхт. Положительных изменений на самом деле нет.
Культура, спорт
В целом все очень неплохо. Цветет как массовая культура, так и более “специализированная”. Хотя параллельно производится и шлак на тему соцреализма, но таланты таки пробиваются. Есть признанные и востребованные во всем мире литераторы, художники, скульпторы, кинематографисты, балет, опера. Музыкальная эстрада имеет в арсенале огромное количество талантов – певцы, композиторы, исполнители. Приятно послушать и поныне. Фильмы и призы получают у буржуинов, и сборы делают такие, что Голливуду и не снились.
Отдельно нужно упомянуть культурную поддержку малых народов. Республики имеют свои союзы композиторов, писателей, киностудии. Их деятели причислены к элите со всеми ништяками. Поддерживаются даже всякие микронации, многие вообще впервые получили письменность и фонды сохранения их наследия.
В футболе иногда успехи есть, в хоккее – все отлично. На Олимпиадах никому не приходит в голову бороться в общем зачете за 2-е место. Массовый спорт доступен и развит.
Сейчас имеем наш музыкальный шоу-бизнес, кинематограф, множество донцовых (хотя в литературе все не так печально, она вложений не требует). У большинства республик культура приказала долго жить, ибо в мире капитализма и ссудного процента – нерентабельно.
В спорте успехи иногда вспыхивали. Внезапно мы оказались главными потребителями допинга, Мутко ушел на повышение. Массовый спорт и физкультура исчезли как явление. Весь мир считает российских спортсменов допинг-мутантами.
Положительных изменений нет.
“Дух времени”
Со стороны выглядит как полная жопа со свободами. Государство контролирует многое, чаще авторитарными методами. Конечно в каких-нибудь США все контролируется не менее жестко, но несравнимо изящнее. В обществе начинается разложение и брожение. Уровень жизни непрерывно рос с каждым новым десятилетием и люди хотят уже потреблять по новому и в большем количестве. Но рост потребления сильно отстает от желаемого.
Межнациональные отношения, в более сложном, относительно национального разнообразия, СССР, благополучны. Есть конечно некий объем бытового национализма и сепаратизма, Прибалтика конечно в душе чего-то там бухтит, но проблемы нет.
Идеология выхолощена и новое поколение относится к ней как к буфонаде, плюс государство таки несколько ослабило вожжи. На подвиг уже никто не хочет, внутреобщественный диалог по типу лириков-физиков выдохся, народилось поколение беспринципных карьеристов и золотой молодежи. В общем застой. Тот самый “застой”.
Идеологии, как системы ценностей, нравственности, ответов на вопрос “зачем мы живем”, “что такое хорошо и плохо” – нет от слова совсем. Есть многочисленные ток-шоу с комплектом одних и тех же политических проституток. Великий кормчий Путин и воображаемые перемоги.
Межнациональная рознь расцвела в 90х, и просто приглушена в 2000е. По мере обнищания, проблема будет расти, никто ее не решает, а даже пытаются использовать кремлевские политтехнологи.
Вся страна живет ради того, чтобы 1% жил сверхроскошно и был неприкасаемым. Их активы все там, в гейропах и США, которые вроде бы наши (и их) враги. Союзников у нас ровно 0,5 (это Белоруссия). Дружить с нами незачем, мы ничего не предлагаем. Разве что коммерческое православие с ноу-хау безвозмездного обмена денежных знаков на иконки на территории храма. Граждан сажают за блоги и просто перепосты.
Положительных изменений нет.
Итоги
За 25 лет мы не добились ничего. Деградация – везде. Мы скатываемся в архаику, строим неофеодализм.
Да, СССР нуждался в реформах, новой мысли и переосмыслении себя. Но РФ реформированию не подлежит. Сама ее основа, бандитский капитализм, паразитизм ничтожного меньшинства, может быть побежден только государственностью, которой у нас, на самом деле, пока нет.
Источник: http://path-riot.livejournal.com.

Оставить комментарий

Войти с помощью: