Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Догнать и перегнать: асимметричный ответ. Открытый урок Путина и «внутренний ядерный реактор».

Татьяна Воеводина (Москва).
3 сентября 2017 г.
Удивительная аберрация сознания. Пересказывая выступление Путина перед школьниками первого сентября в Ярославле, несколько авторов написали: «Президент призвал сделать инновационный рывок – иначе нас сомнут». Меня это сильно удивило: неужто там была прямая реминисценция из иных времён, а попросту говоря – цитата из Сталина? (Это из Речи на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 г.: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»). Пересмотрела видео выступления – нет, ничего про «нас сомнут» – нет. Так поняли комментаторы.
И, надо сказать, правильно поняли. Если мы не совершим рывок – сомнут. Необходимость засучить рукава и отстраивать экономику и шире – жизнь – настолько насущна, настолько носится в воздухе, а благодушие настолько опасно, что люди готовы услышать те давние грозные слова, точно они и впрямь были произнесены Президентом. Наш Президент сказал нечто гораздо более простое и уклончивое: «Ваша задача — сделать принципиально новый шаг». Это – бесспорно; вопрос, каким он должен быть, этот шаг.
Мы драматически отстали, это не повод посыпать голову пеплом, но учитывать – надо. Сталин ставил задачу «догнать и перегнать»; даже станок выпускался с таким названием – ДИП. Но догнать, а паче того – перегнать, лидера, просто следуя за ним, – нереально. Подлинно догнать и перегнать можно только сменив траекторию, решая те же задачи иным образом. Или даже поставив и решив иные задачи, которые делают ненужным решение прежних задач. Только так можно подлинно «догнать и перегнать». Для того, чтобы выбрать этот единственно продуктивный путь, нужна смелость и независимость мысли. «Следуй своим путём и оставь людям говорить, что хотят», – эти слова Данте особенно любил и часто цитировал Маркс.
К сожалению, в Советском Союзе не хватило фантазии и независимости идти своим путем – и, едва вырвавшись из отсталости, мы снова погрузились в неё. Появившиеся в 70-х годах нефтяные доходы совместно с вовремя подсунутой нам теорий конвергенции окончательно похоронили надежду на свой путь.
И вот теперь пробивает дорогу спасительная мысль: снова надо всерьёз возобновлять соревнование систем. Пока ещё не вполне сформировалась мысль, что наш ответ может быть только ассиметричным. Если мы хотим соревноваться всерьёз, нельзя достичь успеха, копируя и подражая. Это путь второсортный и колониальный. Провальный путь. Слава Богу, мы – народ, способный к техническому творчеству и изобретательству (особенно, если припечёт).
Отсюда задача: мобилизовать творческую энергию народа, тот самый «внутренний ядерный реактор», о котором говорил Путин. Поэтому главнейшая задача народа лежит в сфере образования и науки. Это единственно перспективный путь, хотя и не дающий сиюминутных эффектов. И средств требуется для этого много. Впрочем, когда-то после (и даже во время) Гражданской войны большевики сумели найти средства на науку и образование, и это было тем самым главным звеном, которое вытянуло всю гигантскую цепь. Верно и обратное: когда разрушали советскую жизнь, первым делом рушили науку. Помню, НИИ были объявлены заскорузлым наследием совка и всячески презирались. Соседство с НИИ даже считалось отрицательным фактором при продаже недвижимости.
Нужно искать и поощрять таланты – это бесспорно. Но тут нельзя скатиться в конвейерное изготовление вундеркиндов. Да, помогать, помня при этом, что главное дело подростков и молодёжи – учиться, а не воображать перед камерами. Лев Толстой говорил, что из вундеркиндов редко выходит что-либо путное, что они подобны фейерверку – вспыхнут, удивят и погаснут. Есть даже такой психологический термин – синдром бывшего вундеркинда. Разочарование в себе и вечная тоска по мелькнувшей минуте славы.
Меньше вундеркиндов нужно, а больше доступных и бесплатных кружков технического творчества, Хорошо бы, чтоб школьники могли бывать на предприятиях и в лабораториях. Когда-то это было: химик, ставший социологом, С.Г. Кара-Мурза, рассказывает, как в старших классах «зависал» на химфаке МГУ.
Но главное – это школа. В ней надо изменить стиль, обстановку: вернуть прочно забытую атмосферу труда и долга, а не расслабона и развлекухи. Никакая инновация не возникает без прочный знаний, а никакие знания – без труда и прилежания. В сегодняшней школе ничего нельзя: ставить двойки, ругать, сказать лодырю, что он лодырь… Пора выбросить на свалку американскую мудрость, что детей нужно только хвалить, как бы они ни учились, а отличники-де во взрослой жизни работают на бывших троечников, а оттого плевать, как ты учишься. Эта мудрость годится народам, на которых работают другие народы, а нам надо работать на себя самим. Потому нам нужен культ добросовестного упорного учения. Когда-то так и было:
И с двойками, и с тройками
Война у нас идет.
Равняйся по отличникам.
Отличники – вперед! – писал С.Михалков в книжке 52-го года. И это – лапидарно выраженная правда.
Источник: сайт газеты «Завтра».

Оставить комментарий

Войти с помощью: