
Что нужно знать о смерти?
Кирилл Брагин (Москва)
29 июля 2017 г.
О некоторых важных аспектах смерти, как неизбежного феномена, «Русской Планете» рассказал доктор философских наук, профессор Сергей Аванесов.
Что человеку нужно знать о смерти, как на этот вечный вопрос отвечает современная философия, зачем взрослые создают «детские группы смерти», об этом и многом другом «Русской Планете» рассказал доктор философских наук Сергей Сергеевич Аванесов, область научных интересов которого составляет философия религии, философская антропология, аксиология и суицидология.
– Религиозное измерение смерти имеет практическое значение: «Помни последние твоя и вовеки не согрешишь», этика основывается на догматике. Философские знания о смерти являются лишь теорией и отвлеченными размышлениями или они тоже формируют определенную поведенческую модель?
– Если философия не является демагогией и пустой болтовней, а бывает и серьезная философия, то любое рассуждение о смерти обязательно является ориентированным на конкретную человеческую практику, следовательно, и на практику жизни в целом, на «построение личной биографии».
Философия смерти призвана формулировать и предписывать практические ориентиры для жизни.
– Как современная философия решает проблему бессмертия?
– Никак. Бессмертие не может быть предметом «современной философии», демонстративно игнорирующей «всю эту проклятую метафизику».
– Почему Церковь называет суицид страшным грехом. И чем он отличатся от любого другого греха, ведь все происходит по свободному выбору?
– Суицид – «крайний» грех, поскольку субъект этого акта отсекает возможность покаяния в нем. В любом другом грехе человек выступает в качестве его субъекта (актора), несущего за него ответственность и сохраняющего свободу покаяния.
В самоубийстве человек выступает и в качестве субъекта, и в качестве объекта (жертвы), прекращающего свое существование и тем самым ликвидирующего перспективу перемены собственной участи.
– В странах Запада, некогда христианских, эвтаназия легализована. Современная западная философия причастна к этому решению?
– Безусловно. В основе легализации эвтаназии лежит рационалистический гуманизм и прагматизм.
– Как может влиять на общество законодательно разрешенная эвтаназия?
– Актуализируется тенденция к упрощению понимания ответственности и реальная дегуманизация: легче убить, чем помогать и терпеть.
– Прокомментируйте ситуацию с так называемыми группами смерти, почему подростки начинают играть в такие опасные игры, и чем объяснить стремление взрослых причинить детям зло, толкнуть их к суициду?
– Взрослые, страдающие глубокой инфантильностью, стремятся проявить свою власть над детьми, обманув их, и таким извращенным способом «повзрослеть». Это аморальные извращенцы.
Дети соблазняются игрой, где всё по-взрослому и всё без опеки родителей. Они становятся жертвами псевдо-взрослых мерзавцев. О таких давно уже сказано: «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк 17:2).
Сергей Сергеевич Аванесов
Культурная же причина в том, что центр тяжести воспитания и опеки в «современном» обществе перенесен за пределы семьи.
– Какую роль в романтизации суицида играет западная культура, ранее романтизацию суицида приписывали готам, теперь это движение в России сошло на нет, а количество самоубийств среди подростков не уменьшилось. Какая субкультура подхватила флаг в смертельной эстафете?
– Суицид гораздо более романтизирован на Востоке, чем на Западе. На Западе самоубийство связывается либо с жестким рационализмом, либо с экзистенциальным отчаянием, а на Востоке (прежде всего в Японии) оно – эстетически прекрасное и морально обязательное действие.
В России сейчас, судя по всему, на первый план выходят разного рода «клубы самоубийц», проникающие через компьютерную сеть прямо в семьи и «похищающие» детей средствами прямого виртуального воздействия.
– Еще несколько лет назад причинами многих проблем, называли духовный вакуум, возникший, как следствие идеологии – атеизма. Сегодня у нас свобода вероисповедания, а Церковь свободна в своей миссии. Но количество духовных проблем в обществе лишь растет. Как объяснить такую парадоксальную ситуацию?
– Церковь ещё не отходила свои сорок лет по пустыне, чтобы изжить в себе комплекс духовного гетто.
– Что человеку нужно знать о смерти? Есть ли какой-нибудь минимум необходимых знаний?
– Смерть – это то, что обязательно будет с «физическим» человеком, но это то, чего быть не должно. Этот осознаваемый зазор между необходимым и должным делает существование человека перспективным и оставляет ему надежду.
Источник: сайт «Русская планета».