Человек будущего.
Надежда Садырбаева, политолог (Якутск – Калифорния).
4.08.2017 г.
О могучей тайной энергии нашей родной якутской земли – Земли Олонхо предсказывал основатель литературы народа саха Анемподист Иванович Софронов – Алампа. Поэма «Торообут дойду» (Родная земля) начинается с жуткого сравнения, что словно мертвец, зарытый в глубокую могилу, толстым слоем снега и льда покрыта родная земля, а далее он провозгласил великое пророчество: «проснется родная земля, и освободившись от оков своих, раскроет сакральные силы свои…».
О том, что расправятся крылья и откроются глаза не только для созерцания, познания, но и создания МИРА вокруг себя, начиная с собственного «Я» и своей семьи – всех, кто посетит древнюю землю народа саха, повествует откровения «Сиьик ойуу» пророка нового времени Айыы Сиэн (Степан Федотович Попов).
Сколько людей разных народов мира он спас от неизлечимых недугов прикосновением своей волшебной руки – сосчитать трудно.
Он был трижды приглашен не только для участия в работе Постоянного Форума коренных народов Мира в ООН, а проводил по просьбе организаторов – исцеление людей, в том числе и после большой беды американского народа, нанесенного террористами в 2001 году, он очищал Нью-Йорк от тяжелой энергетики страха и депрессии.
Удивительный человек, знаменитый не только у себя в родной Республике Саха, но и далеко за океаном, Кавалер Ордена Святого Георгия Айыы Сиэн очень скромный – маг, сияя необъяснимо лучезарной, в то же время мягкой, доброй улыбкой Айыы Сиэн всегда был неординарным среди своих сверстников и в юности.
Ещё, будучи студентом технического факультета Якутского государственного университета, идет по велению сакральных сил путем трудного становления избранного духовного лидера своего времени.
Так, в 1974 году, совсем молодой юноша, знал, что как и у каждого народа – у народа саха есть великие предки, к святым знаниям, подвигам, ради счастья будущих поколений, отдавшие свою жизнь в жертву, и Степану пришла идея найти место захоронения великого сына своего народа Алексея Елесеевича Кулаковского (Оксокулээх Олоксой).
Он был уверен, что если найдет забытую всеми могилку, пока она совсем не стерлась с лица земли, то обязательно наступят дни, когда придут поклоняться к праху великого сына нашего народа – молодое поколение.
Юноша взялся за поиски, зная, что те далекие годы и для него самого, за такое «вольнодумство» – жизнь его могла оборваться мглою могил.
Степан знал о том, что Оксокулээх Олоксой был похоронен в Москве, что в годы репрессий, заставили народу забыть имена патриотов.
Я попросила Айыы Сиэн рассказать о той работе, чтобы сегодняшнее поколение знало, и так он начал свой рассказ: «Наши великие старшие братья, которым суждено было заложить основу народной мудрости саха, все были репрессированы под ярлыком как буржуазные троцкисты, националисты, и даже близкие родные отрекались от них, боясь репрессий, старались напрочь забыть их имена, поэтому и по сей день неизвестны могилы их. Разве, что только могилу посмертно репрессированного А.Е. Кулаковского можно было бы поискать.
В 1926 году состоялся первый съезд тюркских народов, были избраны четыре делегата из числа народа саха.
Одним из них был Оксокулээх Олоксой (А.Е. Кулаковский), но по пути в Баку он был госпитализирован с приступом поджелудочной железы во вторую клинику МГУ (г. Москва), где ему была проведена операция.
После долгих поисков, только в 1982 году 24 августа в архиве загса Советского района города Москва я получил свидетельство о смерти Алексея Елисеевича Кулаковского серии ВV МЮ256409, свидетельствующий о том, что 08.06.1926 г. произведена запись о регистрации смерти в журнале под №1947, была указана причина смерти, поставлен диагноз: рак поджелудочной железы.
Остальные участники съезда уничтожены как враги народа.
Сильная мысль о поиске места захоронения Алексея Елисеевича неотступно меня преследовала с 1974 года» – тихо продолжает свой рассказ Айыы Сиэн: «Прилетев в Москву, я направился в Новодевичьевское кладбище, долго бродил, и случайно наткнулся на захоронение Винокурова Ивана Николаевича – председателя «Якутпостпредства», что усилила мои мысли, я понял, и могила Кулаковского должна быть где-то рядом, что если не займусь поиском, могила совсем затеряется, а на прах его положат другого покойника.
В этот же год, в начале мая был назначен в городе Душанбе Пятый юбилейный ысыах студентов из Якутии, обучающихся в разных вузах Средней Азии, куда я был приглашен со студенткой биолого-географического факультета ЯГУ Надей Романовой.
Лететь надо было через Москву, не оказалось билетов, и мы вынуждены были задержаться в Москве три дня, я посвятил эти дни поискам могилы.
В 1975 году я специально прилетел в Москву, искал неделю, а в 1976 году сразу после выпускного, после окончания университета, посвятил поискам двадцать дней. Мои поиски успехов не имели.
В 1980 году Семен Андреевич Тумат Сэмэн научный сотрудник литературного музея г. Якутска с радостью сообщил, что нашел в архиве нашел черновик телеграммы, где был описан отчет, адресованный для Правительства ЯАССР, о том, Кулаковский А. Е. похоронен в Даниловском кладбище, и из выделенных на погребение 500 рублей, потрачено 426 рублей, остаток денег израсходован на установку памятника.
Радости моей не было края, к сожалению, в то время отпуск молодому специалисту полагался по истечении трех лет, и я смог приехать в Москву только в 1982 году для достижения поставленной цели, к тому времени у меня появились единомышленники, так председатель Союза писателей ЯАССР Софрон Петрович Данилов, секретарь Союза писателей ЯАССР Савва Иванович Тарасов, вооружили меня запиской – прошением в адрес постоянного представительства нашей автономной республики, чтобы мне помогли с гостиницей, в те времена в Москве место в гостинице найти было трудно» – улыбается Айыы Сиэн, и продолжает свой рассказ: «На следующую мою «экспедицию» я уже летел под благословением знаменитого профессора Георгия Прокопьевича Башарина и кандидата философских наук Бориса Николаевича Попова.
В 1992 году Правительством Республики Саха (Якутия) был открыт памятник великому сыну народа саха Кулаковскому Алексею Елесеевичу, где и я принимал участие в составе правительственной делегации» – заканчивает рассказ о своей самоотверженной работе ради увековечивания памяти великого сына народа саха.
Затем, возвращаясь из воспоминаний прошлого, Айыы Сиэн говорит: «В 1982 году мне помогали в поиске мои друзья молодые врачи: Кузьмин Григорий Эдуардович, сегодня он отличник здравоохранения, мой земляк из Хатылы Чурапчинского улуса, Колесов Николай Николаевич из Абыйского улуса, Попов Степан Николаевич – ювелир, родом из села Кытаанах Чурапчинского улуса, Гурьев Иван Маркович – капитан пограничных войск, был слушателем военной Академии, ныне полковник запаса, а так же неоценимую лепту внесла москвичка Ильина Евдокия Павловна, она работала в Даниловском кладбище с 1954 года, меня удивляло то, что она знала историю каждого захороненного человека. Всей душой нам помогала. К великому сожалению, она сама уже покоится в том кладбище, и считаю, что мы в память оказанной ею неоценимого вклада в увековечивании нашего народного героя, обязаны поставить и ей памятник.
А так же я считаю, что должен быть построен мемориальный комплекс в городе Баку, посвященный памяти репрессированных делегатов Первого съезда тюркских народов» – завершил рассказ о годах поиска по велению сердца.
Я уверена в том, что никто не будет предан забвению, будет построен мемориальный комплекс.
Мне запали в душу слова Президента Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисова: «Высшие человеческие ценности не рождаются сами по себе, они создаются десятилетиями и веками, в том числе на основе заповедей традиционной культуры и религии, заветов наших мудрецов, выдающихся произведений творческих деятелей, ученых и педагогов» и это говорит о том, что никто не забыт и ничто не забыто.