Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.

Д.Обидин.
30.07.2017 г.
Каждая новая человеческая цивилизация, как и общественно-экономическая формация, несет в себе наряду с новыми материальными, социальными и духовными слагаемыми и целый комплекс новых нравственных ценностей общества. Именно эти новые, в т.ч. нравственные ценности являются характерной и отличительной чертой одной формации или цивилизации от другой. Это всецело относится и к советской социалистической цивилизации.
Как известно, человек живет в обществе. Его отношение к другим людям, общественным явлениям, обществу в целом определяются прежде всего юридическими нормами, зафиксированными в законах, других правовых и иных официальных документах. Вместе с тем, наряду с правовыми нормами люди гораздо чаще в своей повседневной жизни руководствуются также нравственными критериями и принципами, принятыми в обществе, определяют ими свои поступки и ссылаются на них как на общепринятое общественное мнение. К примеру: «Этот человек поступил благородно», или же «Он повел себя недостойно», «Человек проявил мудрость и великодушие», «Они совершили героический поступок» и т.п. В этих лаконичных формулах содержатся не только факты самого поступка, но и их нравственные оценки, выработанные не одним поколением людей и выражающие человеческие отношения в обществе.
Нравственность (синоним слова мораль), как известно, является одной из форм общественного сознания, совокупность норм поведения человека в обществе и семье. Моральная норма (правило, образец) – одна из наиболее простых форм нравственного требования. Соблюдение этих норм в отличие от правовых, которые поддерживаются и контролируются государственными институтами, покоится на общественном мнении и его воздействии, на убеждениях, традициях и привычках. В классовом обществе мораль носит классовый характер, поэтому представления о добре и зле, нравственном и безнравственном у разных классов различное. Вместе с тем в процессе многовековой исторической практики у людей сложились и общечеловеческие нравственные нормы. Многие из них нашли даже отражение в Библии: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Почитай отца и мать твоих» и др. Часть общечеловеческих моральных норм вошла в моральный арсенал социалистического общества и получила там наиболее полное раскрытие.
Нравственные нормы, выработанные трудящимися массами на протяжении тысячелетий в борьбе с пороками общества, весьма актуальны и эффективны как регуляторы его социальной жизни. По сферам своего функционирования условно их можно разделить на три больших группы. Первой из них повседневно регулируются личные взаимоотношения людей в процессе труда, в семье, в быту и др. Другая охватывает общественно-политическую сферу морального сознания в рамках одной страны, область применения норм справедливости к политическим и экономическим отношениям. Нравственные нормы третьей группы проявляются в международной сфере, в отношениях между государствами, народами, международными организациями.
Исторически нормы нравственности возникли прежде всего в процессе коллективного труда из потребности регулирования трудовых отношений. Широкое распространение они получили также в сфере семейно-бытовой морали, позднее распространились на общественно-политическую сферу, а также на практику международных отношений. Нравственные нормы по своей сущности могут быть прогрессивными и реакционными, возникающими и отживающими.
Формирование в стране после Октябрьской революции 1917 г. новой социально-экономической формации и зарождение на ее базе новой социалистической цивилизации сопровождалось складыванием изнутри присущей им системы новых социалистических нравственных ценностей. Эти ценности появились не вдруг и не на пустом месте. В обществе функционируют уже сложившиеся ранее общечеловеческие нравственные ценности, выработанные предыдущими поколениями, добрая часть из которых входит в обиход новой жизни, регулируя ее общественные отношения. Кроме того, нормы морали, порожденные антагонистическим строем, связанные с принципами социального и национального угнетения, унижения человеческого достоинства и прочим в эксплуататорском обществе, в новых условиях ослабевают, утрачивая свое влияние на людей, или же изживают себя вовсе. И наоборот, те нормы, которые в антагонистическом обществе были весьма ограниченными, носили характер исключительных, в новых условиях возвысились до уровня массовых. Речь идет о нормах, основанных на принципах идейности, коллективизма, гуманизма, осознания человеком собственного достоинства и т.п.
Одновременно социализм, как качественно новый общественный строй, порождает новые нормы, выражавшие его суть и присущие исключительно только ему, или принципиально меняет содержание прежних норм, причем таких, которые регулируют наиболее существенные общественные связи. Они настолько меняют свое содержание, что практически уже речь может идти о новых нормах в прежних лексических формах. Так, понятия справедливости, честности, любви к Отечеству, сознательной дисциплины и другие в условиях социалистического строя приобретают принципиально новое содержание в сравнении с прежними нормами.
Нравственные нормы являются производными от политической и социально-экономической жизни любого общества, в т.ч. и социалистического. Комплекс нравственных ценностей социализма возник не сразу, не в одночасье, он формировался в течение всего периода существования советского общества. Нормы морали возникали постоянно в связи с социальным прогрессом общества, решением очередных задач, которые возникали перед ним на разных этапах его развития. Это был процесс, развивающийся по нарастающей. В его ходе какие-то нормы в связи с изменившимися реалиями жизни, исчезали, другие же, наоборот, появлялись и утверждались. Наиболее общеприменительные и значимые группировались и складывались в кодексы, своды законов и требований, системы заповедей и др.
Нормы советской морали зачастую находили свое словесное облачение в форме кратких и метких выражений, лозунгов, поговорок, частушек и т.п. В этих лаконичных словосочетаниях содержались, как правило, в сжатом виде политические, социальные, поведенческие нравственные нормы огромной воздействующей силы. Так, обращенные к народу в процессе подготовки Октябрьской революции 1917 г. лозунги и призывы партии большевиков «Долой временное правительство!», «Вся власть Советам!», «Фабрики рабочим, землю крестьянам, мир народам!» не только отвечали сокровенным чаяниям подавляющего большинства населения, но и несли в себе высшей пробы нравственный заряд, связанный с социальным освобождением и улучшением жизни трудового народа, прогрессивными изменениями в обществе, выступали регуляторами общественного сознания и поведения масс в революционном движении.
В последующие периоды развития отечественной истории, протекавшие, как известно, в мобилизационном режиме, когда постоянно возникавшие ситуации требовали высокого напряжения физических и духовных сил общества, нравственные критерии и нормы ярко и неизменно выступали как эффективные мобилизаторы и регуляторы общественной жизни и поведения людей. Так, в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда внутренние и внешние силы контрреволюции предприняли попытку свергнуть рабоче-крестьянскую власть и когда ситуация в борьбе достигла критического момента, руководство страны обратилось к народу со словами «Социалистическое Отечество в опасности!», а с ярких плакатов красноармеец в упор спрашивал проходящего мимо человека, записался ли тот добровольцем в Красную Армию? Эти слова не только возвещали об угрозе реставрации старых порядков, нависшей над завоеваниями революции, но и побуждали граждан к совершению соответствующего нравственного поступка – встать на ее защиту.
Становление и развитие социалистического общественного строя, решение многих хозяйственных, социальных и политических задач, возникавших в ходе социалистического строительства, в т.ч. индустриализация страны и на ее основе техническое перевооружение всего народного хозяйства, нацеленность на то, чтобы догнать и перегнать в техническом отношении передовые капиталистические страны, стремление к социальному равенству, преодолению неграмотности населения, досрочное выполнение пятилетних планов развития страны и многие другие стороны жизни советского общества нашли отражение во многих новых крылатых и ярких нравственных нормах, возникших в 20-30-е годы. В их числе: «Кто не работает, тот не ест», «Даешь индустриализацию!», «Долой неграмотность!», «Техника решает все!», «Кадры решают все!», «Пятилетку — в четыре года!» и многие др. Эти нормы, рожденные конкретным временем и опиравшиеся на энергию раскрепощенного народа, строившего новое общество, значительно помогали ему в этом деле, наращивали тот новый нравственный потенциал, который был рожден революционным временем.
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз с целью его порабощения. Смертельная опасность, нависшая над страной, подняла многомиллионный советский народ, всю страну на священную Отечественную войну против фашистских захватчиков. Большую роль в мобилизации всех сил и средств на героический отпор врагу сыграли моральное единство, нравственные ориентиры советского общества. С первых дней войны и до ее победоносного завершения звучали как набат слова: «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!», «Родина-мать зовет!», «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!», «Все для фронта, все для победы!». Или слова героев генерала И.В. Панфилова, стоявших насмерть, защищая Москву: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Эти, как и многие другие моральные нормы, рожденные в годы войны, сплачивали народ, поднимали его боевой дух, приближая долгожданный день победы над ненавистным врагом.
В первые послевоенные годы и последующие десятилетия происходило восстановление разрушенного войной и дальнейшее развитие народного хозяйства страны, выполнение многих грандиозных планов, в т.ч. и пятилетних по освоению целинных и залежных земель, богатств Сибири, строительству гигантских электростанций, Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и других промышленных и иных объектов. Эти, как их позже окрестили, стройки века были окутаны романтикой созидания и энтузиазмом первопроходцев. На них основными действующими лицами была преимущественно молодежь. Именно в ее рядах рождались различные инициативы, почины, встречные планы и множество других подобных начинаний, которые, кроме всего прочего, являлись нравственными ориентирами, нравственными факторами воздействия на молодежь, на общество в целом. Это было то новое в жизни общества, в поведении людей, что характеризовало его на новом этапе социального, политического и нравственного развития в условиях новой утверждавшейся цивилизации.
Среди множества моральных норм и принципов, функционировавших в советском обществе и отражавших различные стороны жизни, существовали более и менее значимые, разной длительности действия и проч. Часть ведущих, наиболее масштабных и характерных из них составляли некий каркас нравственного потенциала личности и общества в целом. В их числе отношение к труду, коллективизм, сознание общественного долга, интернационализм, гуманизм и др.
Основой нравственности личности в новом, социалистическом обществе являлось отношение к труду. За всю многовековую человеческую историю эти отношения претерпевали различные изменения в своем развитии. Еще в Библии труд впервые был осмыслен как одно из нравственных предназначений человека. Вместе с тем, в той же Библии, как и в других памятниках культуры, проводится взгляд на труд как на тяжкое бремя, проклятие, участь рабов и низших сословий. Власть имущие в рабовладельческом и феодальном обществах считали труд презренным занятием, позорящим и унижающим человека. Для простых же людей их труд был прежде всего тяжелой повинностью, необходимой только для того, чтобы выжить.
При буржуазном строе отношение к труду меняется. Буржуа относится к нему как к деятельности, которая приносит прибыль, т.е. предпринимательской. Презрительное отношение к труду буржуазия заменила лицемерным культом труда как источника богатства, внушая людям, что добросовестный труд предоставляет каждому человеку одинаковые возможности для жизненного успеха и процветания, «забывая» при этом, что частная собственность на средства производства дает их владельцам особые политические и экономические преимущества, позволяющие эксплуататорам присваивать себе львиную долю произведенного продукта. В этих условиях, когда труд становится фактически отчужденным от работника, он воспринимается им лишь как источник заработка, необходимого для удовлетворения потребностей, как деятельность вынужденная, чуждая и даже враждебная индивиду. В буржуазном обществе труд чрезвычайно ограничен как фактор нравственного развития.
И только в социалистическом обществе, где труд был освобожден от оков эксплуатации, где человек стал трудиться не на эксплуататора, помещика и капиталиста, а на самого себя, на свое государство, которое его защищало и заботилось о нем, только в таких условиях труд действительно стал по-настоящему свободным и приносил человеку не только средства для существования, но все больше становился его первой жизненной необходимостью, собственным делом каждого работника, приобретал непосредственно общественный характер. Не потому ли среди основных жизненных приоритетов, как свидетельствуют Всесоюзные социологические обследования второй половины 70-х годов прошлого столетия, граждане трудоспособных возрастов, и что очень показательно – молодежь, отдали предпочтение трудовой деятельности. Потому что в труде и благодаря ему при социализме человек осознает и утверждает себя как личность, получает возможность реализовать свои способности, осуществить свои жизненные устремления.
Сознание всего этого порождало у людей в процессе труда неведомые ранее массовый трудовой энтузиазм, новаторское отношение к делу, творческую инициативу, массовое трудовое соревнование. Это было в истории новым явлением нравственного отношения человека к труду. История советского общества полна ярких примеров, подтверждающих вышесказанное. Особенно массово проявлялись и ярко выглядели эти трудовые и нравственные качества советских людей в годы первых советских пятилеток развития народного хозяйства, когда в обществе только еще утверждались новые взгляды на труд взамен старых, дореволюционных стереотипов.
В середине 20-х годов в стране появилось ударничество – новая форма трудового соперничества за повышение производительности труда, высокие (ударные) темпы работы. Через десятилетие в угольной промышленности Донбасса возникло массовое стахановское (по имени инициатора А.Г. Стаханова, установившего в 1935 г. рекорд по добыче угля) движение новаторов и передовиков производства в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Оно было ознаменовано производственными рекордами в разных отраслях промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве во всех советских республиках, в т.ч. и в Молдавии. Вскоре вся страна была охвачена, и это продолжалось не один десяток лет, этими формами трудового соревнования. Слова «ударник» и «стахановец» в одночасье облетели все уголки большой страны, стали известны за рубежом и были в обществе столь популярны, как позже, уже в 60-е годы, слово космонавт. Родник творческих и новаторских подходов разных масштабов и разной направленности в трудовой сфере общества не иссякал во все времена советской истории. И это убедительно свидетельствовало о новом отношении людей к труду, что стало возможным лишь в условиях социалистического строя, положившего начато новой социатистической цивилизации.
Новое отношение к труду каждодневно и многократно проявлялось и в трудовом соперничестве в коллективах работников народного хозяйства – социалистическом соревновании. Соревновались между собой не только члены трудовых коллективов, но и сами коллективы, целые отрасли экономики и даже республики. И это становилось уже обычным явлением. Профсоюзные организации придавали этому процессу организованный и массовый характер, заботились о поощрении победителей соревнования и пропаганде их передового опыта. О массовости этого явления можно судить на примере Молдавии. Здесь этим видом трудового соперничества в середине 1971 г. было охвачено 96,1%, а в начале января 1986 г. – уже 98,6% занятых в народном хозяйстве.
Отличительной чертой трудового процесса на предприятиях в советское время были достаточно активные творческие начинания. Весьма распространенный характер носила разработка различных рационализаторских предложений и изобретений, направленных на улучшение условий и качества труда, а также на увеличение объемов производимой продукции. И это не случайно. Дело в том, что для многих людей, работавших свободно и с интересом, влюбленных в свою профессию, труд действительно был творчеством. Они постоянно вносили в него элементы нового, совершенствуя организацию труда, орудия производства и самих себя. К примеру, в 1971-1985 гг. только в Молдавии число работников, выступивших с творческой инициативой и подавших заявки на рационализаторские предложения и предполагаемые изобретения, составляло до 449,4 тыс. человек, а число заявок – до 478,1 тыс.
К категории советских людей, болеющих за общее трудовое дело в коллективе, обществе в целом, можно отнести наставников – наиболее квалифицированных и опытных людей на производстве, которые добровольно, по зову сердца передавали молодой смене свои богатые знания и накопленный опыт. Наставничество стало нормой на социалистических предприятиях, особенно в промышленности. Ряды наставников ежегодно возрастали. В Молдавии, например, в 1977 г. число их из опытных кадровых рабочих превысило 30 тыс. человек. За этими сухими цифрами стояли живые люди и не только со своим творческим умом и беспокойными сердцами, но и со своими нравственными устремлениями.
Раскованный и свободный от эксплуатации труд, осознание человеком работы на себя рождало у людей массовое желание трудиться с полной отдачей сил, добиваясь высоких трудовых показателей, заслуженного общественного признания. В каждой отрасли народного хозяйства, на каждом предприятии имелись заслуженные передовики, своего рода маяки производства. Они являлись как бы ориентирами для остальных. Наиболее целеустремленные и настойчивые из них, поднявшие труд до вершин героизма, удостаивались наиболее высокого трудового отличия -звания Героя Социалистического Труда. Среди других трудовых наград, имевшихся в распоряжении общества, эта была самая высокая и почитаемая. Она была учреждена в 1938 г. как высшая степень отличия для лиц, которые проявили трудовой героизм, своей особо выдающейся новаторской деятельностью внесли значительный вклад в повышение эффективности общественного производства, содействовали подъему народного хозяйства, науки, культуры и др.
Трудовые награды, в т.ч. и самого высокого ранга, которыми удостаивались советские граждане за свой самоотверженный труд, были достаточно частыми в обществе. Они постоянно находили достойных. В Молдавии, например, к середине 80-х годов из чуть более четырех миллионов ее жителей за трудовые достижения были награждены более 76 тысяч человек, в т.ч. 201 из них стал Героем Социалистического Труда. Среди последних – представители разных полов и национальностей, возрастов и вероисповеданий, темпераментов и т.п. Они были разными. Но их объединяло одно – они геройски трудились, каждый на своем участке.
Публичное признание государством высоких результатов труда своих граждан было возможно лишь в советском обществе с его социалистическими принципами и приоритетами. В буржуазном обществе, где господствуют частная собственность и другие ценности, это было бы невозможно да и нелепо, как, скажем, знак трудового отличия «герой капиталистического труда». Конечно, мастера своего дела, влюбленные в свой труд, имелись не только в советском обществе, но и в буржуазном мире. Однако отличие между ними огромное. Оно заключалось в разных масштабах этого явления как социального феномена, а также в отношении к груду, дисциплине труда, нравственной оценке результатов трудовой деятельности – наконец, в характере труда, который был не только различным, но и диаметрально противоположными в условиях социализма и капитализма.
В условиях социалистического строя труд, оставаясь экономической необходимостью, превратился в основополагающий социальный принцип, в конституционную обязанность и нравственную потребность. Он рассматривался как символ, скрепляющий советское общество, как деятельность, исполненная высокого духовно-нравственного смысла. Он становился делом гражданской чести, критерием нравственности.
Одним из основных принципов социалистической морали и социалистических общественных отношений в обществе является коллективизм, выражающий отношения сотрудничества, солидарности и взаимопомощи людей. Преимущества таких отношений перед обособленностью и индивидуализмом людей были замечены давно, еще в древности, когда люди коллективно выходили охотиться на мамонта. Работа миром, к примеру, при невозможности усилиями одной семьи построить в короткий срок дом или произвести другие работы, также демонстрировала силу коллективизма.
В известном романе «Три мушкетера» его талантливый создатель Александр Дюма верно заметил и красочно показал благотворную силу единения и коллективного действия людей, вложив в уста мушкетеров крылатый девиз «Один за всех и все за одного» – важнейший принцип коллективизма. Однако это были спорадические случаи коллективных поступков людей. В повседневной жизни господствовало противоположное. Поэтому лозунг славных мушкетеров, которые были объединены своим групповым интересом служить королю, лишь подчеркивал силу коллективизма даже в такой специфической сфере деятельности, но не выражал для большинства людей норму жизни того времени. Практика повседневности диктовала труд врозь, когда каждый пахал свою ниву, если она у него имелась, и «ловил свое счастье» в одиночку, не выходя за рамки своей семейной ячейки.
В условиях буржуазного строя, где господствуют экономические законы капитализма, с неизбежностью рождающие конкуренцию, происходит двоякий процесс. С одной стороны, капиталистическое производство, ввиду технологических процессов объединяет пролетариев, а с другой – в силу присущей капитализму конкуренции, изолирует их друг от друга, разъединяет. Конечно, общая борьба пролетариев против капиталистической эксплуатации сплачивает их, рождает некоторые элементы коллективизма, однако трудового коллектива, в котором каждый его работник сверху донизу был бы объединен единой целью и единой моралью, в буржуазном обществе нет и быть не может.
Только в социалистическом обществе, где вся трудовая и общественно-политическая деятельность строится на коллективистских началах, возможны подлинные коллективистские отношения во всех сферах жизни. Этому способствует и тот факт, что производственные отношения при социализме являются отношениями сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. С самого начала своего существования Советская власть направляла свою энергию на формирование коллективных форм деятельности и коллективистских отношений в народном хозяйстве, во всех сферах материальной и духовной жизни общества. Трудовые коллективы стали основной первичной ячейкой страны. Их по праву можно считать детищем советского строя.
В течение многих лет в трудовых коллективах на всей территории бывшей большой страны решались все основные вопросы насыщенной яркими событиями жизни общества: судьба грандиозных производственных планов, общественно-политического, социального развития и др. Здесь коллектив выступал как главный механизм организации и реализации конкретных планов развития различных масштабов. В этом было его величайшее значение для жизни советского общества.
Однако функция трудового коллектива не ограничивается только этим. Он играл исключительно важную роль в воспитательном процессе как своих членов, так и в конечном счете – самоё себя. Каждый коллектив в условиях социалистического строя – это сложный и многоплановый организм, который объединяет людей, различных по возрасту, полу, характеру, темпераменту, привычкам, культурному уровню, творческим и жизненным устремлениям и т.п. Каждый из них представлял из себя особый, сложный и интересный мир, а все вместе эти люди – коллектив. Объединяла их важнейшая сфера человеческой деятельности – совместный труд, в ходе которого члены коллектива взаимодействуют друг с другом, решают свои общие и частные проблемы, помогают друг другу, обсуждают, говорят друг с другом, раскрывая свои деловые и душевные качества.
С течением времени под воздействием коллектива люди изменяются, совершенствуются. И это естественно, ибо человеку свойственно стремление к самоусовершенствованию. В процессе взаимодействия у членов трудового коллектива вырабатывалась устойчивая заинтересованность в делах своей трудовой ячейки, чувство ответственности за общее дело. Именно в коллективе воспитывались доброта и обычная любовь к ближнему, сострадание, боль при виде обиженного человека. В ходе решения конкретных производственных задач трудовой коллектив при социализме стал действенным и непосредственным средством воспитания человека, формирования у личности нравственных ценностей социализма.
В условиях социализма трудовым коллективам присуща также важная социальная функция гармоничного сочетания личных и общественных интересов. Они (коллективы) являются носителями не только производственного, но и социального и нравственного опыта, необходимого обществу.
Одним из важных и отличительных нравственных качеств советского человека, как и общества в целом, являлось осознание им общественного долга, который представляет не что иное, как нравственные обязанности человека, выполняемые им из побуждений совести. Общественный долг тесно связан с нравственной ответственностью человека перед обществом, перед своим народом. После Октябрьской революции, в результате ликвидации частной и утверждения общественной собственности на средства производства, создания нового общественного строя, Советское государство проводило постоянную работу по воспитанию у своих граждан высокого сознания общественного долга. Весь уклад жизни, деятельность народа, политических сил общества способствовали утверждению у граждан этого ценного качества. И действительно, у советских людей было сильно развито сознание долга.
История советского общества полна ярких примеров, подтверждающих исполнение людьми различных профессий и возрастов общественного долга. Это происходило каждодневно и повсеместно – например, исполнение своего служебного долга на своем рабочем месте. Из множества примеров, подтверждающих вышесказанное, приведем всего лишь один. Более 45-ти лет проработала в Кагульском гидромелиоративном совхозе-техникуме в качестве виноградаря-питомниковода Мария Алексеевна Гимпу. «Мне всегда было удивительно видеть, – вспоминала она, – как из маленького кусочка лозы рождается мощный, красивый куст. Жизнь ему дали мы, прививальщики. Сколько сортов прошло через мои руки! Конечно, я спешила, я летела на работу!… Я всю жизнь вставала до зари. Утренние часы – самые замечательные. Роса, птицы…». Относясь к труду как к призванию и творчеству, жизненной потребности и высокому долгу, М.А. Гимпу из года в год совершенствовала свой трудовой процесс, улучшала качество труда, наращивала его производительность. За годы своей трудовой деятельности она произвела около 2,6 млн. прививок и вырастила более 1,6 млн. саженцев, которыми были засажены сотни гектаров виноградников в Молдавии. Свой богатый трудовой опыт она с любовью передала почти 350-ти питомниководам, которые продолжили ее дело.
За достойный трудовой вклад в развитие виноградарства, озаренный высоким долгом перед собой, страной, М.А. Гимпу на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства была удостоена звания «Мастер – золотые руки», а в конце 1973 г. ей было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
Перед нами обыкновенный, но вовсе не ординарный факт самоотверженного труда, который впору назвать трудовым подвигом. Он не был результатом чьего-то давления на человека со стороны или поиском им каких-то особых личных интересов. Он просто вытекал из морали советского общества, человека труда, его жизненных и нравственных позиций и устремлений, убеждений, общественного долга. И такие примеры в обществе не были единичны, их было тысячи тысяч.
Особенно ярко и порой трагически необходимость исполнения человеком общественного долга проявлялась в экстремальных ситуациях, когда ему приходилось рисковать, а то и жертвовать собственной жизнью. Сколько примеров знает отечественная история, когда в период войны, в ходе ожесточенного боя танки шли в лобовую атаку, самолеты – на воздушный таран, а солдаты своими телами закрывали вражеские огневые точки!
Сознание высокого долга перед людьми и страной и в мирное время подвигало людей на героические поступки. Примером сказанного вполне может служить коллективный подвиг чернобыльцев, вставших на пути вырвавшейся из-под контроля атомной стихии. Здесь уместно назвать также 20-летнего молдавского «огненного» тракториста из села Нэдушита (ныне Грибово) Дрокиевского района Николая Грибова. Он и его товарищ В.Котешков ценой собственной жизни спасли от пожара в начале осени 1962 г. урожай зерновых в целинном совхозе «Щербаковский» в Казахстане. В основе данных героических поступков лежали не только смелость и отвага, но и сильно развитое чувство общественного долга и ответственности, присущие людям советского общества. Конечно, подобное чувство у людей имело место и в других типах обществ, с той лишь разницей, что в советском обществе оно характеризовалось несравненно большей масштабностью, остротой проявления и глубиной осознанности.
Характерной чертой советского человека являлся присущий ему интернационализм: равенство всех народов и национальностей, непримиримость к национальной розни и вражде, национальному угнетению, а в международном плане – необходимость международного единства и солидарности миллионов тружеников в борьбе за свои права и социальное освобождение. Интернационализм концептуально и всей своей практикой противостоит национализму, шовинизму и космополитизму.
Идея интернационализма появилась одновременно с возникновением и развитием международного рабочего движения. Впервые она была сформулирована и провозглашена как доктрина основоположниками научного социализма К.Марксом и Ф.Энгельсом и прозвучала в их знаменитом и крылатом лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Идеи интернационализма в государственном масштабе впервые были воплощены в жизнь после Октябрьской революции 1917 г., в ходе построения социалистического общества в Советской стране, когда кардинально был разрешен доставшийся от прошлого национальный вопрос и создано многонациональное государство равноправных народов, установлены новые межнациональные отношения, лишенные классовых и национальных антагонизмов. В ходе поступательного исторического развития СССР, в т.ч. каждой советской республики, который строился как равноправная для всех проживавших в нем держава, а не колониальная система, благодаря ликвидации национального угнетения и установления реального равноправия народов в Советском государстве были созданы равные братские отношения между народами, в т.ч. и ранее враждовавшими между собой, установлены отношения дружбы и национального доверия.
В процессе и в результате установления советского жизнеустройства в большой многонациональной стране степень недоверия и былой вражды между людьми резко снизилась, межнациональные барьеры были сильно ослаблены. Реальное межнациональное равенство, толерантные отношения между советскими народами и отдельными людьми, выработанные в социалистическом обществе, проявлялись на всех уровнях общественной жизни большой страны, в т.ч. каждого ее национально-государственного образования. Ярким свидетельством и веским доказательством тому могут послужить смешанные браки между людьми разных национальностей, а также различных конфессий, культур. Так, число этнически смешанных семей в среднем по СССР в 1959 г. составляло 102 на 1 тысячу, а в 1989 г. – уже 175, в т.ч. в Латвии, соответственно, 158 и 275, на Украине – 150 и 253, в Белоруссии – 110 и 246, в Молдавии – 135 и 246 и т.д. Важным показателем межнационального доверия среди людей можно считать их желание селиться среди других этносов. В 1959 г. в СССР насчитывалось 208 млн. человек, в 1989 г. – уже 285,7 млн. Из них проживали вне «своей» территории, соответственно, 19,9% и 21,5% населения. И это было в порядке вещей. Тенденция продолжала действовать.
Неотъемлемой частью нравственного облика советского человека являлось присущее ему чувство патриотизма, в обобщенной форме выражающее любовь к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от опасности. Разумеется, что патриотизм – этот социально-политический феномен – возник не в советское время, а гораздо раньше, он имеет более глубокие исторические корни и закреплен в народе веками и тысячелетиями существования обособленных отечеств. Он проявлялся в гордости за достижения родной страны, в горечи в связи с ее бедами, в бережном отношении к своим национальным и культурным традициям и др.
В советское время это глубокое чувство, присущее человеку, обогатилось новыми чертами, их более глубоким осмыслением. Среди них гордость за свое социалистическое Отечество, в котором впервые в мире было построено общество реального социализма, социального равенства и справедливости среди людей. В центре внимания этого общества была забота об интересах государства и человека труда, его благополучии.
Отличительной чертой советского патриотизма являлись его органическая связь с интернационализмом, уважение к другим народам, их национальным и культурным ценностям. Советский социалистический патриотизм, рожденный Октябрьской революцией, позднее, с появлением социалистической системы, вышел за рамки обособленного отечества. Это находило свое выражение в преданности советских людей не только своей стране, но и другим странам социалистического содружества. Советским людям был чужд национальный эгоизм и шовинизм.
Советская история полна примеров как малоизвестных, так и прогремевших на всю бывшую большую страну яркого проявления советского патриотизма. Он убедительно продемонстрировал себя уже в первые послереволюционные годы, затем многократно возрос в ходе социалистического строительства, в военное время, последующие периоды развития советского общества. Особенно многокрасочно и масштабно эти чувства выражала молодежь, инициировавшая многие патриотические начинания. Вспомним хотя бы освоение целинных и залежных земель, стройки Сибири и Дальнего Востока, строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и другие великие стройки прошлого века, сопровождавшиеся многочисленными и яркими патриотическими починами молодежи, всех первопроходцев. Сегодня, когда в обществе идет реставрация и насаждение буржуазных порядков на постсоветском пространстве, «реформаторы» стремятся вытравить из сознания людей святые чувства советского патриотизма.
Советский строй, в котором отсутствовала частная собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком, реалии жизни советского народа рождали и повсеместно культивировали гуманистические отношения между людьми и в обществе в целом. Гуманизм являлся неотъемлемой частью нравственных ценностей советского общества и советского человека. Он предполагал признание ценности человека как личности, безграничность его возможностей и способностей к совершенствованию, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, признание и утверждение потребностей и интересов человека как критериев оценки общественных отношений.
Именно при социализме были решены важнейшие гуманистические задачи – как освобождение трудящегося человека от капиталистической эксплуатации, политического гнета и национального неравенства. Именно в силу гуманистического устремления советского общества были преодолены нужда, безработица и бесправие народных масс, их духовная отсталость.
В советском обществе утвердился и господствовал такой стиль человеческих отношений, которому были присущи взаимоуважение, внимание к человеку, забота и доброжелательность людей. Гуманистический характер социалистических общественных отношений обеспечивал материальное благополучие, социальные гарантии и духовный рост советского человека. Это являлось главной целью экономической и социальной стратегии Советского государства.
Ярких примеров, как и статистических данных, проявления социалистического гуманизма в советском обществе можно привести великое множество, в т.ч. на примере из жизни Советской Молдавии. Это не составляет большого труда. Но в этом, нам представляется, нет особой необходимости. Эти примеры еще свежи в памяти тех людей и поколений, которые жили в советское время.
Важным и ценным нравственным качеством, которым обладал советский человек, являлся его жизненный оптимизм. В самом общем смысле слова оптимизм – это осознание человеком того, что в мире и обществе господствуют положительные начала, убеждение и вера людей в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью, способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Вера в лучшее будущее, которая во все времена сопровождала человека, способствовала активизации творческих способностей личности, формированию у нее лучших нравственных качеств. Но только при социалистической действительности эта вера получила реальную основу для своей максимальной реализации.
Советский оптимизм был рожден условиями жизни людей в социалистической системе ценностей, в советском обществе, где человек не знал, к примеру, что такое угроза безработицы, нищеты, разорение, крушение жизненных идеалов и т.п. Созданные в ходе социалистического строительства социальные условия вселяли в него реальную уверенность в своем будущем, будущем своих детей, близких. В решающей степени это будущее зависело от желаний, настойчивости и усилий самого человека. Советская общественно-политическая система создавала необходимые условия для реализации человеком своих жизненных устремлений, обеспечивала ему возможность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты.
В этом разделе изложены, на наш взгляд, только основные, наиболее характерные нравственные черты, которые были свойственны советскому человеку. Их, несомненно, больше. Разумеется, что эти черты присущи не только советскому, но и в разной степени другим сообществам и цивилизациям. Однако только в советское время, в социалистических условиях они получили новое смысловое наполнение, обрели более емкое содержание, стали характерны в массовой поведенческой практике советского человека.
Важность нравственных норм поведения для общества и его индивидов была настолько очевидна, что уже в ранние периоды человеческой истории делались попытки их «кодифицировать». Так, известны «десять заповедей» или «Моисеевы законы», сформулированные в Библии как морально-религиозный кодекс, оказавший влияние как на религиозную, так и на нравственную историю человечества (необходимость человеку трудиться, детям почитать своих родителей, запрещалось воровство, посягать на чужую жизнь – «не убий», на чужую собственность и т.п.). Попытки создания подобных кодексов предпринимались и в более поздние времена. Однако составление подобных универсальных норм для всех времен и обществ невозможно из-за различных жизненных обстоятельств и исторических условий, в которых находились и действовали субъекты истории.
В советское время был разработан и обнародован Моральный кодекс строителя коммунизма. Он входил в основной текст (первая редакция) Программы Коммунистической партии Советского Союза, принятой в 1961 г. В нем нашли отражение общие принципы коммунистической морали, в которых раскрывались отношения человека к человеку и к обществу, нравственные нормы межнациональных взаимоотношений в советском обществе. Кодекс включал также общечеловеческие моральные ценности, выработанные народом на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками общества.
Вышеуказанный Моральный кодекс, несомненно, сыграл свою положительную роль в нравственном воспитании советских людей, особенно молодежи. Он помогал коллективам, в т.ч. отдельным гражданам, определять степень справедливости того или иного поступка, правильность поведения людей. Он способствовал формированию и развитию новой личности социалистического общества советской цивилизации.
Всякая новая формация, цивилизация, будучи более высокой ступенью, нежели предыдущая, в ходе исторического прогресса порождает и свои нравственные ценности, используя, разумеется, все то ценное, что выработало человечество за свою долгую историю, предоставляя личности все больше возможностей для самоутверждения, морального возвышения и совершенствования.
Источник: Царанов В.И. Очерки советской цивилизации, Кишинев, 2013.

Один комментарий к статье: “НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА.

  1. Я, как гражданин СССР с 1983 года по настоящее время, также свидетельствую, что даже в период распада, позднего Советского Союза отношения между людьми были лучше, чем сейчас. У большинства советских граждан была и соблюдалась система нравственных ценностей.

Оставить комментарий

Войти с помощью: