Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Новые подходы к изучению истории саха.

Специально для рубрики интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Главный редактор портала,
кандидат исторических наук
Афанасий Николаев (Якутск).
15.07.2017 г.
От редакции: заинтересованные в более подробном ознакомлении с историей саха можете направлять заявку на книгу «Саха кэпсэбэт кистэлэнгэ», дополненную, расширенную якутскую версию книги «Тайная история саха» на электронную почту автора, А.А.Николаева – nicaf@mail.ru.
Наиболее объективным подтверждением правильности гипотезы древнего происхождения народа саха и складывания его в этнос на территории современной Якутии являются данные климатологов и геологов. Они свидетельствуют, что именно в период предполагаемого нами складывания в этнос, 15-20 тыс. лет назад, наиболее благоприятные природно- климатические условия в Евразии для самоорганизации сообществ древних людей были на территории современной Якутии.
Кульминация последнего оледенения Евразии и Северной Америки произошла около 20 тыс. лет назад. В это время европейский ледниковый покров охватывал территорию Лондона, Кракова, Киева, Днепропетровска и доходил почти до Волгограда; по Днепру он опускался почти до 48° северной широты. В Северной Америке ледник перекрывал всю северную половину континента, по долине реки Миссисипи опускался еще южнее, до 37° северной широты, и заканчивался в 1500 км. от линии тропика. Мощность ледникового пласта Европейского щита достигала в районе Скандинавии 3,5, в районе Новой Земли – 4 км. Мощность Северо-Американского щита была того же порядка.
Возможные сомнения наших оппонентов, основанные на анализе современных суровых природно- климатических условий Якутии, опровергаются наличием фактов радикального изменения климата Земли. Климат Якутии неоднократно менялся, были периоды времени, когда он был значительно более тёплым, чем сейчас. Об этом, в частности, свидетельствует факт наличия в якутском языке слов, обозначающих представителей фауны южных стран, например тигра (баабыр), верблюда (тэбиэн), лев (хахай).
В качестве примера изменения климата на Земле можно, например, отметить, что когда – то на полюсах нашей планеты были тропические леса и климат там был похож на климат современных Африки и Южной Америки. А 500 млн. лет назад на нашей планете не существовало сезонов – ни лета, ни осени, ни весны, ни зимы. Не было дождливых сезонов года и засушливых. Дожди каждые 2–3 суток выпадали и в Антарктиде, и в Африке. Ночью было тепло, как днем. 70 млн. лет назад климат Земли начал меняться и продолжает меняться до сих пор. Все это время происходит процесс неравномерного планетарного охлаждения.
Дополнительно к общему охлаждению климата, около 5 млн. лет назад, началось охлаждение Земли на полюсах. В результате погибли древние тропические леса на полюсах, биомасса этих участков суши снизилась до нуля, территории превратились в безжизненные ледяные пустыни.
О правильности гипотезы автохтонного, древнего происхождения саха свидетельствуют данные современных генетиков, а также результаты исследований известного индийского учёного и общественного деятеля Б. Г. Тилака.
Новосибирский генетик, профессор В. В. Фефелова в ходе своих изысканий выяснила, что в крови современных саха содержится 29,1 % арийской крови. Это практически идентично с показателями содержания арийской крови у современных хинди, прямых потомков древних ариев. Для сравнения, в крови германцев имеется 16,1 % арийской крови, у русских – 10 %. Объяснить этот факт можно тем, что исторические корни древних ариев (Аар Айыы) находятся на севере Евразии, в Якутии, и что древние арии были потомками древних саха. Между тем, вопрос происхождения ариев в исторической науке до сих пор остаётся дискуссионным. Непонятно, откуда пришли в Индию арии, какого они происхождения.
Б. Г. Тилак в книге «Арктическая родина в Ведах» писал: «В Ригведе (X.89.2-4) бог Индра «поддерживает небо и землю, как колесо повозки поддерживаются осью» и вращает «отдаленную сферу, как колеса повозки». Если мы объединим эти два указания на то, что небо поддерживается на оси и движется, как колесо, то увидим, что эти движения можно наблюдать лишь на Северном полюсе». Тилак также заметил, что в Ригведе (I.24.10) созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в циркумполярной области.
Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, широко распространено в древнеиндиндийской литературе. Гора Меру признается астрономами земным Северным полюсом.
В древнеиндийских «Законах Ману» (I.67) написано: «У богов и день и ночь — (человеческий) год, опять разделенный надвое: день — период движения солнца к северу, ночь — период движения к югу».
В Тайттирия Брахмане (III, 9, 22.1) и Авесте (Вендидад, Фаргард II) древние индоарии год сравнивали с одним днём, так как солнце садится и всходит лишь раз в год.
Большое количество гимнов Ригведы посвящено богине утренней зари — Ушас. В них говорится, что заря длится очень долго, что зорь много и они движутся по горизонту. Это похоже на описание природно-климатических условий приполярных областей.
Тилак отмечал, что большое количество гимнов Ригведы посвящено описанию кромешной тьмы и длинной ночи (II.27.14; VII.67.2; X.124.I; II.2.2 и др.), что в Ригведе упоминается лишь 7 солнечных богов. Это может свидетельствовать о том, что солнце светило лишь 7 месяцев.
В Ригведе также упоминаются появляющиеся и исчезающие (замерзающие) воды, океан и лодки.
О суровом климате индоевропейской прародины, как отмечал Тилак, свидетельствует и древняя Авеста: «120. И четырёх ей создал Ахура жеребцов, те кони — Дождь, и Ветер, и Облако, и Град. Они ей постоянно льют влагу, о Спитама, поят её росою, числом неисчислимым, ей сыплят снег и град… 129. Бобровую накидку надела Ардви-Сура из шкур трехсот бобрих, четырежды родивших».
По нашей гипотезе, в связи со значительным изменением климата 10-12 тыс. лет назад, резким похолоданием на территории современной Якутии и потеплением в других регионах Евразии, отступлением ледника с Евразийского континента начинается активная миграция древних саха в трёх основных направлениях: во-первых, на территорию современной Сибири, затем на территорию Казахстана, Поволжья, Урала, далее Ирана, Передней Азии; во-вторых, на Американский континент через Берингию, древний перешеек, соединяющий Евразию и Америку; в-третьих, в Центральную Азию, современную Монголию и Северный Китай и далее до Тибета и Индии. Таким образом, древние саха стали предками индейцев Америки, ариев, центральноазиатских хунну. И именно это обстоятельство обусловило генетическое сходство саха, американских индейцев, хунну, ариев, значительную близость их материальной и духовной культуры.
Последние исследования генетиков Йельского университета США также свидетельствуют о том, что родина предков крупнейших народов Восточной Азии, китайцев, японцев и корейцев находится на территории современной Якутии, хотя мы не исключаем версию о том, что американцы научным обоснованием территориальных притязаний тех же китайцев на восточные территории нашей страны стремятся столкнуть, стравить между собой Россию и эти страны Восточной Азии.
Существуют значительные сходства в материальной и духовной культуре саха и индейцев Америки. Индейцы Америки, например, сиу, дакота и майя, поклонялись Солнцу, почитали Священные Деревья, праздновали день летнего солнцестояния (22-23 июня). Индейцы веруют в духов Неба, Земли и Нижнего мира. По мнению филологов, язык американских индейцев сиу “относится к урало- алтайскому семейству языков”. В качестве доказательства они приводят такие слова, как “тойон” (по якутски “господин“), “кун” (по якутски “солнце“), “иньэ” (по якутски “мать“), “ис” (по якутски “пей“), “икки” (по якутски «два»), “бил” (по якутски «знай»), “тур” (по якутски «вставай») и т.д.
Также имеются интересные данные, свидетельствующие о связях между шумерами, которые считаются древнейшим народом мира, и древними саха. Происхождение шумеров до сих пор неизвестно. По нашей версии, предки шумеров могли быть потомками древних Саха, мигрировавших в Переднюю Азию через Иран. Этой версии не противоречит статья о происхождении шумеров в Большом Энциклопедическом Словаре, где сказано, что 3300 лет до н.э. на юг Месопотамии пришли первые шумерские племена, первоначальной родиной которых была Центральная Азия.
Известный российский ученый А. Г. Кифишин в своих научных работах также отмечал, что протошумерская культура и язык сформировались “в регионе от Алтая до Байкала, и от Байкала до Алдана”. Он считает, что писаницы (петроглифы) на скалах рек – Лены, Селенги и Алдана (гора Суон Тиит) принадлежат протошумерам.
У протошумеров и саха наблюдается значительное сходство, во-первых, по языку, во-вторых, по религиозным представлениям, в-третьих, по мифологическим сюжетам, отражённым в эпосе. Сам этноним «шумеры», на языке саха «суумэрдэр», буквально означает слова «лучший, отборный, сборный».
Шумеры поклонялись Небу-дингир и Солнцу. “Дингир” – это по – тюркски “тенгри”, по якутски “тангара”. У шумеров, как и у саха, в мифологии имеются образы Мирового Дерева, деление мира на три части, где в нижнем мире живут нечистые духи, “абзы”, то есть по-якутски “абаасы” и т.д.
В дальнейшем с изменением климата, похолоданием на территории современной Якутии и одновременным потеплением в других регионах Евразии потомки древних саха мигрировали из Якутии и стали основателями новых народов и государств. Впоследствии хунну явились прародителями западных гуннов, ставших катализаторами великого переселения народов в Европе и древних тюрков, основателей великих империй Центральной Азии. О тесной связи, преемственности хунну и тюрков свидетельствуют и данные филологов.
Предполагаемое время и место возникновения тюркского праязыка – это территория между нынешним Ордосом и Южным Саяно- Алтаем в период с конца 1-го тыс. до н. э. до первых веков н. э. Это относится к языковому состоянию, еще не разделившемуся на булгарскую и общетюркскую ветви, но уже выделившемуся из праалтайского, отдельному от монгольского и тунгусо-маньчжурского языковых состояний.
Между тем именно в период с III в. д.н.э. до III в. н.э. между Ордосом и Южным Саяно – Алтаем происходит становление и развитие великой державы хуннских шаньюев, соперницы Ханьского Китая в борьбе за гегемонию в Восточной Азии.

Оставить комментарий

Войти с помощью: