Skip to content

АНОНС

Открылся   YouTube канал Тубсааны 

Новобранцы для мозгового штурма. Пентагон создает перспективные образцы вооружений малыми силами.

Леонид Бочаров, кандидат технических наук, директор Института проблемных исследований РАЕН.
Владимир Корчак, доктор экономических наук, действительный член РАРАН.
Евгений Тужиков, кандидат технических наук, член-корреспондент АВН.
26.10.2016 г.
В последние годы в России наблюдается все более активное привлечение малого бизнеса к выполнению ГОЗ. И дело не ограничивается услугами. Имеется много примеров участия малых производственных и научно-технологических структур в выполнении НИОКР. Это наглядно продемонстрировал форум «Армия-2016». В этой связи представляет интерес опыт Соединенных Штатов Америки.
Поддержка малого бизнеса в США давно возведена в ранг государственной стратегии, направленной на совершенствование системы регулирования и стимулирования предпринимательской деятельности при обострении глобальной конкуренции и рисков, вызванных нестабильностью мировой экономики. Соответствующие государственные мероприятия характеризуются социальной направленностью, охватывая организации, принадлежащие ветеранам, представителям национальных меньшинств, женщинам.
“ По оценкам американских экспертов, на одного работника малой организации научно-технического профиля приходится более 13 патентов, что существенно больше, чем в средних и больших компаниях ”
Программа инновационных исследований, выполняемых организациями малого бизнеса, – Small Business Innovation Research (SBIR) стартовала еще в 1982-м и в настоящее время запланирована на период до 2018 финансового года. К ней в обязательном порядке привлекаются те министерства и ведомства, у которых объем бюджетных расходов, направляемых сторонним организациям на НИОКР (Extramural R&D), превышает сто миллионов долларов в год. Установлен минимальный размер долевого участия правительственных учреждений в программе SBIR. Он определяется в процентах от годового объема расходов, направляемых министерством или ведомством на проведение НИОКР сторонним организациям. В 2016 финансовом году эта доля составляет 3 процента, а в 2017-м планируется 3,2 процента.
В настоящее время заказчиками работ по программе SBIR выступают Министерства обороны, здравоохранения и социальных служб, энергетики, сельского хозяйства, образования, транспорта, внутренней безопасности, торговли, Агентство по защите окружающей среды, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Национальный научный фонд. В 2015 финансовом году бюджет программы составил ~ 2,234 миллиарда долларов. Самый крупный ее инвестор – Минобороны. В 2015 финансовом году его расходы на выполнение проектов должны были достичь примерно 1,071 миллиарда долларов.
Обязательное условие осуществляемых по программе SBIR исследований и разработок – возможность коммерциализации ожидаемого конечного результата. Основные условия допуска к выполнению работ:
нахождение организации (фактический и юридический адрес) на территории США;
не менее 51 процента акций с правом голоса принадлежат гражданам США или иностранцам, постоянно проживающим в Соединенных Штатах на законных основаниях;
численность служащих (ученых, инженеров и вспомогательного персонала) – не более 500 человек (включая все филиалы и самостоятельные подразделения);
наличие соответствующего кода государственной классификации вида деятельности;
научный руководитель проекта является сотрудником малой фирмы и это для него основное место работы.

Проект, осуществляемый по программе SBIR военного ведомства, оформляется контрактом между заказчиком и головным исполнителем – малым предприятием. Оно имеет право заключать субконтракты с организациями или отдельными гражданами. Авторские права на интеллектуальную собственность принадлежат исполнителям работ, а военное ведомство получает бесплатную лицензию на использование. Более 55 процентов участников программы SBIR – фирмы численностью менее 25 человек.
Служба внедрения.
В соответствии с программой передачи (внедрения) технологий организациями малого бизнеса (Small Business Technology Transfer – STTR) проекты исследований и разработок выполняются совместно с университетами и НИО промышленности. Сюда в обязательном порядке привлекаются те министерства и ведомства США, у которых объем бюджетных расходов, направляемых сторонним организациям на НИОКР, превышает миллиард долларов в год. Минимальный размер ежегодного долевого участия в программе STTR для таких правительственных учреждений определяется опять-таки в процентах от годового объема. На 2016 финансовый год он законодательно определен в размере 0,45 процента расходов, направляемых на НИОКР, проводимые сторонними организациями. В настоящее время заказчиками работ по программе STTR выступают Министерства обороны, здравоохранения и социальных служб, энергетики, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Национальный научный фонд. В 2015 финансовом году бюджет программы ориентировочно составил 263,22 миллиона долларов.
Обязательным для проектов STTR является требование по распределению финансирования между головным исполнителем и соисполнителями. Как минимум 40 процентов средств по проекту должно выделяться организации малого бизнеса и 30 процентов – соисполнителям (НИО промышленности или университету).
Объем расходов Министерства обороны США на проекты STTR в 2015 финансовом году составил 118,84 миллиона долларов. Помимо видовых заказчиков наиболее крупные портфели заказов по этой программе имеют Управление ПРО и DARPA.
Ежегодное формирование программ SBIR/STTR Минобороны США проходит на следующих основаниях:
разработка органом военного управления (заказчиком НИОКР) тематик (topics), предназначенных для выполнения малым бизнесом. В этом документе содержатся следующие сведения: название проекта, цель и задачи работ, краткая характеристика состояния вопроса и существующих проблем (задач) по теме, характеристика наиболее общих ожидаемых результатов, возможность использования альтернативных подходов;
согласование тематического перечня проектов в соответствии с установленным регламентом, в том числе в рамках процедуры сводного (межвидового) планирования исследований и разработок Reliance 21. Ежегодный тематический перечень по всем заказчикам содержит свыше 600 новых проектов, охватывающих основную часть направлений перспективного развития ВВТ;
подготовка и публикация предварительного (pre-release), а затем и окончательного извещения (запросов) на прием предложений в соответствии с тематическим перечнем проектов. Извещения публикуются три раза в год по каждой из программ SBIR/STTR. Они содержат требования к исполнителям, предельные объемы финансирования и сроки работ, тематический перечень проектов с указанием контактной информации о представителях заказчика по каждому пункту, требования по форме и срокам представления предложений и другие особенности работ. Запрос и предложения по нему не могут содержать сведения закрытого характера;
сбор предложений, проведение их анализа и экспертиз. Ежегодно организации малого бизнеса представляют по запросам (извещениям) заказчиков НИОКР свыше 12 тысяч предложений;
отбор заявок в программу и заключение контрактов. Ежегодно с организациями малого бизнеса заключается свыше 2500 контрактов (почти каждое пятое предложение находит поддержку военного ведомства). При этом примерно 30 процентов контрактов заключается с компаниями, имеющими фактическую численность работников менее 10 человек.

Этапы пути к совершенству
Работы по проектам SBIR/STTR включают три этапа. Первый предназначен для оценки реализуемости предлагаемых технических решений и подтверждения их практической значимости для нужд военного ведомства. Предельная стоимость этого этапа не может превышать 160 тысяч долларов (в 2016 финансовом году). Максимальная продолжительность работ по нему в программе SBIR составляет шесть месяцев (в интересах ВВС – девять месяцев), а в STTR – год.

Второй этап предполагает полный цикл работ, необходимый для выхода продукции на стадию внедрения или коммерциализации. Максимальная продолжительность и предельная стоимость в данном случае сообразуются с полученными результатами, технологической сложностью создания и испытаний опытного образца и учитывают возможное изменение его практической значимости для военного ведомства. Отметим, что организации малого бизнеса могут подавать предложения на участие в проектах сразу по второму этапу SBIR без выполнения первого.
Второй этап работ включает обязательный подэтап и дополнительный (продлевающий). В течение первого, стоимостью не более миллиона долларов, выполняется комплекс исследований и разработок по созданию опытного образца, проводятся его испытания. Максимальная продолжительность этих работ составляет два года. По результатам выполнения обязательного подэтапа заказчик проекта принимает решение о целесообразности введения дополнительного и формулирует техническое задание на его проведение.
В Министерстве обороны США различают следующие основные типы опытных образцов (прототипов):
концептуальные опытные образцы (рабочие модели и макеты);
опытные образцы, созданные до развертывания ОКР по их промышленному (серийному) производству (возможно создание ограниченной опытной партии);
опытные образцы, предназначенные для поставок в войска (мелкосерийное производство).

Основная цель дополнительного подэтапа – совершенствование характеристик опытного образца и проведение испытаний в необходимом для заказчика объеме. В зависимости от технологической сложности работы оформляются одно- или двухгодичным контрактом.

Отметим, что видовые заказчики, управления устанавливают свои критерии по предельной стоимости и максимальной продолжительности первого и второго этапов работ, однако не могут превышать указанные нормативы.
Третий этап проекта предполагает внедрение и/или коммерциализацию результатов. Финансирование по программам SBIR/STTR прекращается. В случае если предполагаемая продукция имеет только военное назначение, заказчик проекта инициирует процедуры по включению соответствующих работ в специализированные программы внедрения технологий. К их числу относится, например, «Ускоренное внедрение инновационных разработок» (Rapid Innovation Fund – RIF). Если результаты имеют двойное назначение, коммерциализация может осуществляться организацией малого бизнеса самостоятельно с привлечением заинтересованных инвесторов.
Анализ показывает, что программы SBIR/STTR военного ведомства США обеспечивают:
1. Широкомасштабное использование научно-технического потенциала малого бизнеса не только в интересах обороны страны, но и в борьбе США за мировое лидерство в инновационной сфере. Достаточно очевидно, что такие возможности определяются прежде всего объемом бюджетных ассигнований, выделяемых военному ведомству на проведение НИОКР (в 2016 финансовом году – 70 млрд долл.).
2. Оперативное выявление и оценку инновационных идей, возникающих в среде малого бизнеса. Три раза в год по каждой из программ SBIR/STTR проводится сбор предложений и осуществляется их экспертиза.
3. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований, выделяемых военному ведомству на НИОКР, так как организация и проведение большого количества работ по проектам SBIR/STTR, обладающим относительно малой стоимостью, позволяют снизить риски при инициировании многомиллионных программ разработок ВВТ.
4. Расширение взаимодействия военного ведомства с научным и инженерным сообществом, занятым в малом бизнесе. Каждый год около четверти предприятий, привлекаемых в программы SBIR/STTR по линии Министерства обороны США, заключают подобные контракты впервые.
5. Развитие конкурентной борьбы между органами военного управления – заказчиками проектов за инновационное лидерство, эффективное расходование бюджетных ассигнований и темпы внедрения новшеств. Отметим, что для подготовки тематических перечней, сбора и оценки предложений в эти программы задействуется существующая в Министерстве обороны США система органов планирования и заказа НИОКР.
6. Повышение «инновационного потенциала» организаций малого бизнеса, то есть формирование условий для роста количества тех, кто прибыльно работает в научно-производственной сфере. По оценкам американских экспертов, на одного работника малой организации научно-технического профиля приходится более 13 патентов, что существенно больше, чем в средних и больших компаниях.
7. Содействие ускоренному выходу на коммерческий рынок инновационной продукции.
8. Снижение затрат организаций малого бизнеса, необходимых для вывода на коммерческий рынок инновационной продукции военного или двойного назначения, которое достигается не только посредством государственного финансирования работ, но и предоставлением возможности в ходе выполнения проектов бесплатного использования научно-исследовательского оборудования и испытательной базы, находящихся в распоряжении видового заказчика.
Насколько применим этот американский опыт к российской действительности? Как уже отмечалось, наши малые и средние предприятия в настоящее время активно участвуют в НИОКР по заказам Минобороны России. Но доля их пока чрезвычайно мала – всего 2,4 процента.
Очевидно, что инициирование российских аналогов программ SBIR/STTR потребует решения проблем, связанных с дополнительными бюджетными ассигнованиями при ожидаемом сокращении оборонных расходов в ближайшие три года. Существуют и другие специфические проблемы, затрудняющие внедрение рассмотренного зарубежного опыта. Но присмотреться к нему можно и нужно.
Детали.
Программа Mentor-Protege (M-P program) действует с 1991 года и ориентирована на обеспечение возможности крупным компаниям (Mentor) привлекать к выполнению госконтрактов экономически слабые организации (Protege). Требования к участникам и формы их совместных соглашений закреплены законодательно. Договор между компаниями должен быть согласован с органом военного управления, являющимся представителем генерального заказчика по госконтракту. Как правило, по этой программе малыми организациями осуществляются поставки продукции для оборонных нужд.
Программа Women-Owned Small Business (WOSB) ориентирована на поддержку фирм, находящихся в собственности женщин.
Indian Incentive Programs направлена на поддержку компаний, принадлежащих лицам из числа коренного населения США. Применительно к контрактам, выполняемым по заказу Минобороны США, подрядная организация получает денежную компенсацию в размере 5 процентов от стоимости субподрядного договора, заключенного с организацией малого бизнеса.
Veteran-Owned Small Business (VOSB), Service-Disabled Veteran-Owned Small Business Program (SDVOSB) – программы поддержки малых фирм, находящихся в собственности ветеранов ВС США.
Historically Underutilized Business Zones (HUB Zone) Program .
Comprehensive Subcontracting Plan (CSP) Test Program – экспериментальная программа по обобщению планов основных подрядных компаний (головных исполнителей), выполняющих контракты по заказам Минобороны США, касающихся привлечения к работам в качестве субподрядчиков организаций малого бизнеса. Основная ее цель – снижение административной нагрузки на подразделения, ответственные за планирование и выполнение программ в сфере малого бизнеса.
Historically Black Collegesand Universities/Minority Institutions (HBCU/MI) – программа поддержки исследований в учебных заведениях, обладающих определенным социальным статусом. Ориентирована на использование и развитие научного потенциала университетов и колледжей, имеющих соответствующую аккредитацию. Большая часть работ по программе финансируется из военного бюджета НИОКР категории BA1 (фундаментальные исследования). В 2016 финансовом году на исследования по этой программе выделено около 37,7 миллиона долларов. Поддержка работ осуществляется в форме грантов и совместных соглашений.
Опубликовано в выпуске № 41 (656) за 26 октября 2016 года
Источник: сайт «ВПК».

Оставить комментарий

Войти с помощью: