Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Селянам помогут выйти на рынок.

Анна Шушкина (Москва).
23.02.2017 г.
Вернуть былое могущество потребительским кооперативам и их роль в продвижении продукции на прилавки — такую цель поставили участники рабочей группы в Совете Федерации по совершенствованию законодательства в области развития потребительской кооперации.

Покупают картофель за 6 рублей, а продают за 60.

Не секрет, что многим сельхозпроизводителям очень сложно реализовать свою продукцию, они вынуждены это делать через посредников, которые завышают цены в разы. «К фермерам приезжают закупщики товаров и назначают такую цену, которая даже себестоимость продукции не покрывает», — говорит член Комитета Совета Федерации по экономической политике Владимир Харламов.

К примеру, закупщики покупают картофель по 6 рублей за килограмм, а реализуют его по цене 40-60 рублей. «В итоге зарабатывают все, кроме сельхозпроизводителей», — сетует Харламов. В такой ситуации они не заинтересованы повышать объёмы производства своей продукции, говорит он. Сегодня, по его словам, необходимо восстановить понятие «система закупок», которая сейчас оставляет желать лучшего.

«Мы должны чётко прописать условия, как мы едем от поля до прилавка», — сказал сенатор. — Эта дорога должна быть честной, прозрачной и понятной». В эту логистическую цепочку, по его мнению, надо встроить систему закупок потребкооперации. Такие оптовые рынки должны находиться вблизи сельхозпроизводителей и обеспечивать им гарантированную возможность сбыта своей продукции. Объединение в кооперативы даёт экономию в затратах 15-20%, а также сокращает путь товара от производителя до прилавка, потому что уменьшается количество посредников, через которые проходит продукт, уверены эксперты.

«Сельхозпроизводители должны заниматься производством, а не ломать голову над тем, как реализовать свою продукцию», — полагает Харламов.

Закон об оптовых сельхозрынках ждут уже давно.

В регионах должны создаваться оптовые рынки для сельхозпроизводителей, которых сейчас явно не хватает, говорят эксперты. Проект закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках» был внесён Заксобранием Краснодарского края ещё в 2011 году. Он нацелен на защиту прав сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих оптовую продажу сельскохозяйственной продукции собственного производства на принципах свободной торговли и конкуренции. Однако из-за поступивших отрицательных отзывов Правительства и думских комитетов он так и не дошёл до рассмотрения в Госдуме.

Как предположил председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Заксобрания Краснодарского края Александр Шустенков, принятие такого закона позволит увеличить производство сельхозпродукции в два-три раза. «Наши производители должны получить место, где они смогут реализовывать свой товар малыми партиями», — говорит он. Шустенков представил доработанный законопроект с учётом замечаний в Совете Федерации.

Такого закона ждут и производители, и покупатели, считает Владимир Харламов. «Благодаря ему граждане получат на прилавках магазинов свежий, качественный товар по доступной цене», — полагает он. В Совете Федерации продолжат работу над этим документом.
«Недопустима ситуация, когда в Москве помидоры продают по 300 рублей за килограмм, а у производителя покупают за 40-60 рублей. И эта наценка оседает где-то между производителем и покупателем», — говорит председатель Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Александр Калинин.

В стране явно не хватает оптовых сельскохозяйственных рынков, считает он. В то время как они могут стать лучшей антикризисной мерой. В законе должны быть предусмотрены преференции в получении мест на оптовых рынках для сельхозкооперативов. А также то, что оптовые рынки должны находиться поближе к сельхозпроизводителям, уверен Калинин.

На заседании рабочей группы в Совфеде одобрили ещё целый ряд мер в поддержку потребкооперации — в том числе об освобождении потребительских кооперативов от обязанности оплаты товаров с использованием платёжных терминалов в отдалённых от сетей связи местностях, а также об освобождении от проведения обязательного аудита.
Поддержаны и предложения о господдержке в рамках программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства организациям потребкооперации, реализующим в сельской местности наряду с товарами первой необходимости подакцизную продукцию. При условии, что реализация подакцизных товаров не является основным видом их хозяйственной деятельности.

Немного об истории.

В России потребительская кооперация начала активно развиваться во второй половине XIX века. В СССР широкое распространение получила заготовительная торговая сельская потребкооперация. Розничную торговлю на селе производили сельпо и райпо. Через потребкооперацию у совхозов, колхозов, населения закупались лекарственные травы, дикорастущие плоды, сырьё, грибы, ягоды. Занимались кооперативы и производством продуктов питания на основе местных сельскохозяйственных товаров, произведённых в подсобном личном хозяйстве и закупленных у населения и непродовольственных товаров (из сельскохозяйственного и прочего местного сырья).

В РСФСР в 1990 году потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, её членами были 30 миллионов жителей сёл. На её долю выпадала четверть товарооборота розницы, приблизительно треть закупок овощей, половина заготовок картофеля, больше трети выпечки хлеба. В каждой области России в настоящее время действует в среднем приблизительно 20-25 районных кооперативных организаций.
Насчитывается приблизительно три тысячи потребительских обществ, которые входят в систему Центросоюза. В стране продолжают создаваться потребительские кооперативы различных видов — кредитные, гаражно-строительные, жилищно-строительные, жилищные, накопительные, дачно-строительные, сельскохозяйственные.

Источник: «Парламентская газета» ФС РФ.

Оставить комментарий

Войти с помощью: