Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Битва в пути: трудная дорога в Абый

Крайний Север – безусловно, зона экстремального животноводства. И не только из-за климатических условий, но также из-за постоянной нехватки кормов. Вот и нынче летом в Абыйском улусе из-за дождей не удалось заготовить в полной мере сено для коров и лошадей. А поскольку иного пути, как по зимнику, нет, автотранспорт ОАО «Туймаада-Агроснаб» начал завозить корма зимой, причем еще до открытия трассы – с середины января.

Очень сложная ситуация возникла в этом году в Абыйском улусе. Во-первых, запасы кормов быстро истощались, в ряде наслегов остатков хватало до первых чисел февраля. Всему виной прошедшие летом 2016 года обильные дожди и затопления угодий, сорвавшие план заготовки сена. Во-вторых, из-за теплой зимы очень долго отсутствовала возможность пробивать дорогу. Так, 18 января толщина льда составляла около 37 см, что недостаточно для выхода на лед тяжелой дорожной техники.


Прокопий Горохов, заместитель начальника отдела грузоперевозок ОАО «Туймаада-Агроснаб» :
– Перед нами поставили задачу завезти 580 тонн кормов для крупного рогатого скота и лошадей в Абыйский улус. При этом мы не знали, когда откроется дорога, но понимали, что как только откроется путь, корма надо одновременно завезти во все наслега, где есть дефицит. Поэтому с 18 января начали отправлять первые машины, и уже 25 января возле границы Абыйского улуса – в п. Хонуу находилось 7 машин с 76,8 тоннами сена.

Также для контроля был создан Оперативный штаб при Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики РС(Я) из представителей администраций улуса и наслегов, КП «Дороги Арктики» и «Туймаады-Агроснаб».

Не зная точные сроки открытия дороги и боясь опоздать, вместе с созданной рабочей группой изучили все альтернативные варианты и остановились на том, что если до 4 февраля не будет открыта дорога, то начнем возить буранами. Специально для этого купили бензин на Белогорской нефтебазе, привлекли бензовоз «Дорог Арктики» и совместно с администрацией с. Кэбэргэнэ организовали отряд из числа местных жителей с 24 буранами.

Но уже 31 января мы получили хорошие новости от «Дороги Арктики» – дорога будет пробита 2 февраля. И вот уже утром 1 февраля первые 2 машины с самыми опытными водителями выехали из с. Хонуу в сопровождении трактора повышенной проходимости «Дорог Арктики», а 2 февраля в 22 часа вечера прибыли в с. Кэбэргэнэ, доставив 22,4 тонны рулонного сена. Водители – Николай Ядреев и Афанасий Катаев.


Было сложно, но вместе, объединив усилия, мы справились. На сегодня завоз осуществляется в плановом режиме. Кроме того, параллельно наши машины работают в Анабарском, Верхоянском, Оленекском, Усть-Янском, Эвено-Бытантайском улусах, дополнительно готовимся отправить автотранспорт с грузами в Булунский и Среднеколымский улусы.

Из-за сложных погодных условий долгое время нельзя было пробить трассу на участке Зашиверск (граница Момского и Абыйского улусов) – Кэбэргэнэ. А это почти 200 км. Дорожники из республиканского предприятия «Дороги Арктики» пробивали ее сразу с двух сторон, понимая сложившуюся ситуацию. Но теперь благодаря дорожникам и перевозчику селяне вздохнули свободно – угроза миновала.

Сейчас «Туймаада-Агроснаб» завезла около 100 тонн кормов из Мегино-Кангаласского улуса, включая рулонное сено, сенаж и фураж.

Василий Чичигинаров, руководитель Департамента земледелия, мелиорации и материально-технического обеспечения Минсельхоза республики :
– Сложная ситуация в ряде северных улусов, в том числе Абыйском, сложилась в последние годы – дожди заливают угодья, при этом там все делается вручную, нельзя применить технику. Хотя в прежние годы сено там заготавливали в больших объемах. В этом году, например, в с. Кэбэргэнэ кормов оставалось до 7 февраля, а автозимник открылся только 2 февраля, а не в конце декабря-начале января, как обычно. Два автомобиля «Туймаады-Агроснаб» в сопровождении техники «Дорог Арктики» – трактора К-703 сделали это. В Минсельхозе работает Оперативный штаб, который постоянно следит за ситуацией, тем более, что в ближайшие годы ситуация в этих северных улусах из-за погодных условий вряд ли улучшится.

И вот благодарность абыйцев. Их выручили в сложной ситуации.

– Корма заканчивались. С коровами нормально, – говорит глава с. Кэбэргэнэ Виктор Катанов, – а вот с лошадьми сложно. С началом зимы был большой снег, а потом теплые дни, снег подтаял, и тебеневки не было – якутские лошади не могли сами добывать корм. Поэтому половину пришлось забить, часть пала. И их теперь надо кормить, как коров. Большая благодарность «Туймааде-Агроснаб», Минсельхозу за то, что помощь пришла вовремя. Все жители села очень благодарны им.

Справка 

ОАО «Туймаада-Агроснаб» указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года определена оператором агропромышленного комплекса республики по заготовке и ввозу сельхозпродукции водным, авиационным и автомобильным транспортом в арктические районы и вывозу промысловой продукции, производству и переработке сельхозпродукции, поставке сельхозтехники и запчастей к ней, товаров производственно-технического назначения.
Располагает собственным рефрижераторным флотом – двумя судами класса «река-море» грузоподъемностью по 1000 тонн, автомобильным парком, овощехранилищем на 5000 тонн и хладокомбинатом на 2000 тонн. Имеет собственное производство детской молочной продукции для питания детей от 1 года «Наше родное» и готовой рыбной продукции «Белая рыба» в г. Якутске.

Оставить комментарий

Войти с помощью: