Skip to content

АНОНС

Открытое Обращение республиканского общественного движения “Сир” к Президенту России Путину В.В. по “дальневосточному гектару”.

От редакции: публикуем открытое обращение к Президенту РФ В.В.Путину от общественного движения «Сир» по пилотному проекту по бесплатному выделению 1 га земли в ДВФО. Письмо было отправлено 29 января 2017 г.

Президенту Российской Федерации
Путину В.В.
Исх. № 13 от 29 января 2017г.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Республиканское общественное движение «Сир» в своих действиях руководствуется целью максимально защитить права и законные интересы всех жителей нашей многонациональной Республики Саха (Якутия) при реализации Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Начиная с осени 2015 года Республиканское общественное движение «Сир», опираясь на мнение общественников и жителей Республики Саха (Якутия), заняло твердую позицию против включения нашей республики в число дальневосточных регионов, на территории которых будут бесплатно предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В республике прошло большое количество санкционированных пикетов и митингов, практических конференций и круглых столов, состоялись многочисленные собрания в городах и улусах (районах) республики, гражданами было создано несколько инициативных групп для проведения республиканского референдума по данному законопроекту.
Впервые по данному вопросу общественность Республики Саха (Якутия) обратилось к Вам в декабре 2015 года до первого чтения законопроекта о необходимости исключить из перечня регионов, на территории которых должен был действовать Федеральный Закон «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном Федеральном округе», приравняв, таким образом, Республику Саха (Якутия) к остальным 76 регионам России, земельные участки на территории которых не подлежат передаче в частную собственность.
Наша позиция формировалась исходя из следующего:
1. Экологические угрозы на территории РС (Я):
1.1. высокая вероятность экологической катастрофы в связи с деградацией вечной мерзлоты, основной причиной которого, является антропогенное влияние на мерзлотные ландшафты. По прогнозам российских и зарубежных ученых, если не принять экстренные меры по защите лесов на территории Якутии, то в результате оттайки вечной мерзлоты под воду могут уйти огромные территории России;
1.2. вероятность увеличения массовой вырубки лесов, которые являются не только основным источником кислорода на планете, единственным благоприятным местом для гнездования многих видов птиц, территорией миграции диких животных, но и естественной защитой от таяния вечной мерзлоты;
1.3. вероятность появления опасных производств на территории республики;
1.4. вероятность появления захоронений вредных веществ (радиоактивных, ядовитых и т.п.);
1.5. вероятность ухудшения экологического состояния рек и озер. Сейчас пока есть возможность сохранить природу в ее первозданном виде.
2. Неразведанность залегания полезных ископаемых на значительной территории республики (до 90%) и, как следствие, затруднение в проведении дальнейших разведочных работ и снижение, в связи с этим, прироста новых запасов. Мы руководствуемся необходимостью сохранения «кладовой» России для будущих поколений жителей России.
3. Отсутствие учета региональных особенностей и традиционного уклада жителей республики, в том числе коренных народов.
4. Отсутствие глубокого экономического расчета и анализа возможного влияния на жителей республики и на систему их жизнеобеспечения при реализации данного Закона.
5. Низкий уровень социально-экономического положения населения, рост безработицы (7,2%), высокий процент ветхого жилья, высокий уровень кредитной задолженности населения и т.д. Бюджеты республики и муниципалитетов не в состоянии достойно обеспечить даже жителей республики, не говоря о поддержке граждан, которые переедут в республику согласно Федеральному Закону № 119-ФЗ. Все это усиливается экономическим кризисом в России.
6. Техническая неподготовленность к реализации закона.
6.1. Негативное влияние на территориальное планирование и в целом на земельный фонд, так как допускает хаотичное предоставление земель без учета документов территориального планирования (генпланов, схем территориального развития).
6.2. Отсутствие регистрации права у большого количества жителей республики на фактически используемые земельные участки. По данным ФГБУ «ФКП РОСРЕЕСТР» на 01.09.2016 года в республике имелось около 168 тысяч земельных участков, фактически находящиеся в пользовании и собственности у физических и юридических лиц, но не отраженные в кадастровом учете.
6.3. Невозможность подготовки проектов межевания территорий муниципальных образований из-за нехватки финансирования.
6.4. Расхождение в системе координат и вызванное этим не совпадение или наложение границ территорий участков. Из–за ошибки кадастрового учета 409 кадастровых кварталов в 106 населенных пунктах отображаются некорректно. В данное время известны случаи, когда земельные участки фактически находились за десятки километров от точек отображения на карте. Имеются существенные сдвиги от оси координат.
6.5. Отсутствие объективной информации о земельных участках в Федеральной информационной системе. Не видно склонов, оврагов, заболоченных мест и т.п.
6.6. Цифровое неравенство. Отсутствие или низкая скорость интернета во многих населенных пунктах не позволяют гражданам завершить оформление заявки. 234 уполномоченных органа не имеют возможности принимать заявки посредством федеральной информационной системы https://надальнийвосток.рф.
6.7. Низкое количество зарегистрированных на портале государственных услуг среди граждан, проживающих в РС (Я). Нахождение многофункциональных центров «Мои документы» лишь в городах и в районных центрах, труднодоступных для жителей многих отдаленных населенных пунктов.
7. Слабая информированность, отсутствие материальной возможности и мотивации, опасение повторения негативных последствий приватизации девяностых годов, недоверие государственным инициативам в целом, отсутствие социальных гарантий, экономический кризис в стране являются сдерживающими факторами получения и освоения земельных участков населением республики.
8. Вероятность наличия высокой коррупционной составляющей.
9. Отсутствие реального широкого обсуждения федерального законопроекта среди населения согласно постановлению Правительства РФ № 851 от 25.08.2012 года.
10. Одной из больших опасностей Федерального закона № 119-ФЗ (часть 1 статьи 8) является возможность заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законодательством.
Как известно, 22 апреля 2016 года во время второго чтения по указанному законопроекту, 124 депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проголосовали за предложение об исключении республики из перечня дальневосточных субъектов, на территориях которых предоставляются земельные участки.
Несмотря на многочисленные недостатки законопроекта, Федеральный закон № 119-ФЗ был поспешно принят. Недостатки были признаны Общественной Палатой Российской Федерации, сенаторами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
К сожалению, при рассмотрении законопроекта не были учтены многие поправки, ранее направленные депутатами законодательного органа и общественниками Республики Саха (Якутия) в Государственную Думу РФ, в том числе о нижеследующем:
1. о продлении второго этапа до 2018 года;
2. о запрете предоставления земель лесного фонда на территории республики;
3. о запрете на территории Республики Саха (Якутия) разрешенных частью 1 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ следующих опасных для экологии видов разрешенного использования земельных участков (согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ № 540 от 1 сентября 2014 г.):
1) Производственная деятельность (Размещение объектов капитального строительства в целях добычи недр, их переработки, изготовления вещей (код 6.0);
2) Недропользование (код 6.1);
3) Тяжелая промышленность (код 6.2);
4) Нефтехимическая промышленность (код 6.5);
5) Атомная энергетика (код 6.7.1);
6) Обеспечение космической деятельности (код 6.10);
7) Целлюлозно-бумажная промышленность (код 6.11);
8) Обеспечение деятельности по исполнению наказания (код 8.4);
9) Заготовка древесины (код 10.1);
10) Специальная деятельность (Размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание…радиоактивных отходов, разрушающих озоновый слой…) (код 12.2).
Несмотря на все наши вышеуказанные действия, Федеральный Закон был принят. Многие из наших опасений, к сожалению, подтвердились уже на первом и втором этапах Федерального Закона на территории республики, в ходе реализации которых были нарушены права и законные интересы ее жителей.
Первый этап реализации Федерального Закона, прошедший на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) выявил серьезные недостатки. Так, при внесении определенных границ, предоставленных в рамках Закона земельных участков выявлено несовпадение координат, указанных в кадастровом паспорте участка, поставленного на кадастровый учет по схеме, подготовленной с использованием ФИС с фактическим месторасположением. Это свидетельствует о смещении космических снимков, используемых в ФИС относительно существующих систем координат. Схема расположения лесов в ФИС не отображает актуальные данные, т.е. схема подготовлена на основе лесоустроительных документов на момент лесоустройства, которое в Нерюнгринском лесничестве проводилось в 1963—1967гг, 1975-1979гг. Соответственно, на схеме не отображены:
• Участки, ранее выведенные из состава лесного фонда в другие категории;
• Границы муниципальных лесов (городской черты) г. Нерюнгри и в п. Беркакит.
Также, не урегулированы границы поселений. Отсутствуют генеральные планы, прошедшие согласование с Россельхозом по вопросам включения земель лесного фонда в границы поселений.
В отвод земельного участка попали строения и земельные участки граждан, не оформленные в соответствии с законодательством и не отраженные в программе ФИС и на публичной кадастровой карте Росреестра.
Многие жители Нерюнгринского района не смогли воспользоваться своим правом из-за цифрового неравенства и отсутствия регистрации на портале Госуслуг.
На втором этапе реализации закона, в связи с отсутствием своевременных действенных мер по устранению выявленных в ходе пилотного этапа недостатков, к прежним недостаткам добавились другие.
Так, по состоянию на 17.01.2017г. по данным МИЗО РС (Я) поступило всего 10 041(!) заявлений на получение земельного участка, в том числе:
• 1613 заявлений аннулировано;
• 4028(!) заявлений отклонено;
• 1772 заявлений находится на рассмотрении;
• по 1740 заявлениям принято решение о предоставлении;
• 628(!) заявлений направлено на подпись гражданам;
• по 260(!) заявлениям заключен договор.
Как мы видим, практически к окончанию второго этапа заключено всего 260 договоров из 10041 направленного заявления. На более чем 40 % заявлений получен отказ. Данные цифры красноречивее всего говорят о серьезных проблемах. На наш взгляд имели место следующие предпосылки:
– наличие прав третьих лиц на испрашиваемом земельном участке, принятия предварительного решения о предоставлении другим заявителям;
– не совпадение или наложение границ территорий участков;
– техническая неподготовленность Федерального информационного сайта;
– отсутствие и низкое качество интернета в большинстве улусов не позволяет жителям не только подать заявку, но даже зарегистрироваться на портале госуслуг;
– отсутствие у части уполномоченных органов возможности принимать заявления посредством ФИС;
– слабая готовность уполномоченных органов и других специалистов на местах к реализации Федерального Закона № 119-ФЗ, текучесть кадров;
– трудности, связанные с выбором земельного участка в зимнее время. Заявители, даже выехав на место, не имеют возможности проверить состояние грунта (почвенного покрова) выбранного участка, поэтому в данное время года выбирают только наугад. Некоторые граждане, добравшись до выбранного участка и посмотрев на заявленные земли, отказались, т.к. там нет возможности использовать землю для реализации своих целей. Федеральная информационная система не дает возможности получить необходимую информацию о земельном участке;
– транспортная схема в республике сложная из-за природных условий. Поэтому люди из населенных пунктов, не обеспеченных качественным интернетом, не могут выехать из своих наслегов, чтобы добраться до ближайшего населенного пункта, где имеется интернет. По причине бездорожья также нельзя воспользоваться услугами почтовой связи.
Заявления поступили примерно от 1 % жителей республики. Своим законным правом на бесплатный гектар не воспользовалось около 99 % жителей РС (Я). Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка 11.01.2017 года в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в своем выступлении указал, что «за этот период реализации поступило более 30 тысяч заявок на получение дальневосточного гектара, из которых 3,5 тысячи жителей Дальнего Востока уже оформили право безвозмездного пятилетнего пользования…».
На наш взгляд, 3,5 тысячи жителей оформивших участки из 6,2 миллионов населения Дальнего Востока, говорят о провале 1 и 2 этапов! Из числа всех жителей Дальнего Востока, пожелавших получить земельный участок, к концу второго этапа более чем 88 % не смогли реализовать свое право из-за существующих недостатков. Здесь нужно отметить, что на сайте «надальнийвосток.рф» имеется информация о предоставлении заявок, согласно которой на 29.01.2017г. подано 19772 заявок, из них: 12048 – на рассмотрении, 3694 – на стадии заключения договоров, 4030 – уже отдано в пользование, что не соответствует информации, ранее озвученной министром А.С. Галушка.
Несовпадение официальных данных, на наш взгляд, говорит, как минимум, об отсутствии порядка и должного контроля в данном вопросе.
На основании вышеприведенного, РОД «Сир» считает, что неудовлетворительные итоги первого и второго этапов реализации Федерального закона № 119-ФЗ продемонстрировали слабую эффективность и низкую привлекательность закона. Техническая неготовность, слабое кадровое обеспечение на местах, отсутствие полной и достоверной информации в ФИС существенно ограничили права даже тех немногочисленных граждан, которые изъявили желание получить дальневосточный гектар.
Указанные итоги реализации закона позволяют нам считать, что права многих жителей Дальнего Востока на приоритетное получение дальневосточного гектара были нарушены. Глубокий анализ итогов реализации Федерального закона № 119-ФЗ с учетом интересов местного населения позволит принять более взвешенное и верное решение о продлении второго этапа реализации закона.
Начало третьего этапа реализации закона может привести к возникновению новых проблем совершенно другого уровня (к многочисленным конфликтам, судебным тяжбам, экологическим катастрофам, социальным волнениям, к росту уровня безработицы и уровню преступности, к процветанию коррупции, к финансовым и имущественным потерям, особенно, среди незащищенных слоев населения).
На земельных участках, предоставляемых согласно Федеральному закону № 119-ФЗ из состава земель лесного фонда, разрешается любая из 14 видов использования по Лесному кодексу РФ, в том числе проведение вырубки леса. 11.01.2017 года в СМИ появилось сообщение, что по данным Счетной Палаты в России на 01.01.2016 ущерб от незаконной вырубки леса составил 11,9 млрд. рублей. Почти половина объема незаконных рубок (49,5%) приходится на Сибирский федеральный округ. За пять лет общий запас древесины в стране снизился на 231 млн. куб. метров. При этом основной причиной повальной вырубки древесины в ведомстве называют недостаточную по сравнению с нормой правительства РФ численность кадров, осуществляющих охрану леса на территории России. Указанная опасная тенденция заставляет задуматься о том, какая участь ожидает наши леса в случае дальнейшей реализации Закона. На территории РС (Я) вырубка леса, может привести к необратимым последствиям. Только лесной покров является защитой от деградации вечной мерзлоты.
Согласно заявлениям Правительства России, основной целью Федерального закона № 119-ФЗ является остановка процесса оттока населения. Но предлагаемый законом механизм привлечения на территорию Якутии экономически активного населения со всей России, заинтересованного лишь в своих личных интересах, сможет привлечь граждан лишь на временный срок и в случае оттока новоиспеченных собственников земли возникает угроза продажи в будущем этих земель, в том числе иностранным гражданам.
В изменениях в Федеральный закон № 119-ФЗ, принятых Федеральным законом № 502-ФЗ от 28.12.2016г., не было учтено повторное предложение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о продлении второго этапа до 2018 года.
В настоящее время РОД «Сир», защищая права и законные интересы жителей нашей многонациональной республики, свою позицию не поменяло и продолжает считать необходимым приравнять наш регион к остальным 76 регионам Российской Федерации, земельные участки на территории которых не подлежат раздаче по Федеральному Закону № 119-ФЗ, о чем также направляла соответствующие письма в ГД ФС РФ. Законопроект рассматривался в ускоренном порядке и без широкого общественного обсуждения.
Таким образом, поспешно принятый Федеральный закон № 119-ФЗ принят непродуманно, без экономического обоснования, без учета региональной специфики и мнения жителей нашей республики.
Если Федеральным законом не будут учтены интересы коренных народов Якутии в вопросах сохранения вечной мерзлоты и благоприятной экологической среды, то будут разрушены их традиционный уклад жизни и глубокая связь с силами и законами природы. Это подтверждается множеством сакральных мест на территории Республики Саха (Якутия). Это может привести к возникновению серьезных природных катаклизмов, которые в свою очередь, отрицательно повлияют на дальнейшее развитие не только России, но и всей планеты.

Уважаемый Владимир Владимирович!

РОД «Сир» обращается к Вам как к гаранту конституционных прав многонационального народа России и просит Вас:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательную инициативу о включении Республики Саха (Якутия) в число регионов России, на территории которых не будут бесплатно предоставляться земельные участки.
2. Дать поручение Правительству Российской Федерации:
2.1.провести глубокое изучение и анализ итогов реализации первого и второго этапов Федерального Закона № 119-ФЗ на территории Дальневосточного федерального округа;
2.2.устранить все недостатки, выявленные в ходе изучения и анализа итогов реализации Федерального Закона № 119-ФЗ и направить соответствующие предложения в Государственную Думу ФС РФ о внесении изменений в указанный закон;
2.3.в целях развития и повышения роли гражданского общества, оказать всемерную поддержку общественникам и общественным организациям, готовых взять на себя функции общественного контроля за соблюдением действующего законодательства при реализации Федерального Закона №119-ФЗ на территории Дальневосточного федерального округа.

Мы надеемся на Ваше понимание и поддержку. Со своей стороны, РОД «Сир» готово принять активное участие в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства при реализации закона о дальневосточном гектаре в целях защиты прав и законных интересов граждан и процветания нашей России!

С уважением,

Председатель РОД «Сир» И.В. Степанов

Оставить комментарий

Войти с помощью: