Skip to content

АНОНС

25 марта выходит из печати книга “Саха кэпсээбэт кистэлэҥэ” - якутская версия “Тайной истории саха”

Почему российским регионам не нравится новый федеральный бюджет?

Ольга Шамина (Москва).

20 октября 2016 г.

Федеральный бюджет на ближайшие три года, представленный недавно минфином, угрожает финансовой стабильности российских регионов, предупреждают представители местных властей. В регионах опасаются, что не смогут сбалансировать свои бюджеты и будут вынуждены сокращать расходы, а их долги увеличатся.

В этот четверг в Российской академии народного хозяйства и государственного управления прошел круглый стол, на котором представители минфина, Совета Федерации и регионов обсудили проект бюджета.

По словам председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергея Рябухина, правительство должно внести проект бюджета в Госдуму в начале ноября. Совфед должен принять бюджет к 15 декабря. Рябухин считает, что уложиться в такие сроки будет тяжело.

Сам новый бюджет оказался очень жестким: он предполагает сокращение расходов в номинальном выражении. В ближайшие три года снижены расходы на поддержку экономики, оборону и образование, а расходы на здравоохранение покажут минимальный рост.

Эксперты предупреждают, что в 2017-2019 годах финансирование образования и здравоохранения вернется на уровень 2006 года. Фактически уровень финансирования этих секторов в России окажется на уровне развивающихся стран Латинской Америки и Африки.

В центре развития Высшей школы экономики это опять же связывают с тем, что региональные бюджеты не выдержат нагрузки, которую возложили на них из центра.

На это пожаловались и представители регионов. Им все сложнее вносить средства в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) за неработающее население, софинансировать реализацию целевых программ и выполнять “майские указы” президента Владимира Путина, которые он подписал после своего переизбрания в 2012 году.

Региональные власти и раньше жаловались на нехватку денег в бюджетах из-за сокращения поступления налогов на прибыль. В апреле представители регионов рассказывали, что сокращают различные льготы и “придерживают” инфраструктурные проекты. Теперь центр собирается забрать у них часть поступлений от налога, который формирует основную массу их доходов.

Три способа наполнить региональные бюджеты

По словам Рябухина, сейчас представители регионов, в том числе в Совфеде, обсуждают с минфином способы сделать региональные бюджеты более сбалансированными. Однако сделать это достаточно трудно с учетом жесткой ситуации с бюджетом.

Эксперты, выступающие на круглом столе, назвали три основных способа повысить доходы региональных бюджетов, которые заложены в проекте федерального бюджета. У большинства спикеров возникли сомнения в их эффективности.

Регионы будут зарабатывать на крепком алкоголе

Проект федерального бюджета предполагает перераспределение в пользу регионов большей части акцизов на алкоголь.

“Если раньше регионы получили 40% поступлений от этого налога, то со следующего года 50%, существенная такая надбавка”, – пояснил Рябухин. Он также добавил, что Совфед предлагал передать регионам поступления от этого налога и вовсе в полном объеме.

Будет постепенно меняться и порядок исчисления этого налога, пояснил заместитель министра финансов Максим Орешкин. Если раньше прибыль с этого налога получал регион, который производит конкретный алкогольный напиток, то теперь прибыль будет распределяться между регионами, в которых он продается.

Принцип “двух ключей”

Срок введенных на федеральном уровне льгот постепенно истекает, а регионы смогут сами решать, продлевать ли их, поясняет Рябухин. Будет введено правило “двух ключей”: льготы по НДФЛ и налогу на прибыль могут быть введены только с согласия субъектов федерации.

“Мы за то, чтобы инвесторам предоставлялись льготы. Мы понимаем, что такие льготы могут быть предоставлены за счет местных бюджетов. Но на это должно быть решение соответствующих органов власти, насколько для него важен тот или иной проект, тот или иной объект инвестиций”, – пояснил заместитель министра финансов Илья Трунин.

Меньше льгот по налогу на прибыль

Еще одна уступка регионам – реформирование налогообложения от консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). Эта система помогает компаниям уменьшить выплаты по налогу на прибыль: если одна компания, входящая в группу, несет убытки, то эти убытки вычитаются из налогов всей группы.

Льготы по КГН будут снижены. По словам Трунина, из общей прибыли группы можно будет вычесть лишь до 30% убытков, которые понесли ее участники. Это также должно увеличить поступления в региональные бюджеты.

По мнению аудитора Счетной Палаты Сергея Штогрина, эти три меры дадут регионам дополнительно пару десятков миллиардов рублей, если, конечно, они будут реализованы в полном объеме.

“Никакого реального их влияния на дефициты бюджетов и пополнение их доходов нет”, – уверен Штогрин. Аудитор напомнил, что все больше и больше регионов становятся дотационными, а доноров становится все меньше.

Регионам обрезали поступления от налогов на прибыль

Правительство предлагает забирать в федеральный бюджет часть налога на прибыль, который является основной большинства региональных бюджетов. Речь идет об одном процентном пункте из 18-процентного налога, пояснил Рябухин.

Это не мера по финансированию федеральных расходов, уверяет Трунин.

“Это вынужденная мера по перераспределению дохода. Эта сумма составит порядка 121 млрд рублей в 2017 году и будет перераспределена между субъектами федерации, то есть направлена на региональную поддержку и поддержку расходных обязательств бюджетов”, – пояснил замминистра.

При этом Совфед, по словам Рябухина, сомневается в эффективности этого решения.

Параллельно регионы пострадают от снижения бюджетных кредитов. По словам Рябухина, объемы предоставляемых бюджетных кредитов минфин собирается снизить с нынешних 310 млрд рублей до 200 млрд рублей в 2017 и 2018 году и 160 млрд рублей в 2019 году.

Регионы используют кредиты из федерального бюджета для покрытия дефицитов. Если бы не эти кредиты, регионы были бы вынуждены выходить на финансовые рынки или занимать у банков под более высокие проценты.

По расчетам центра развития ВШЭ, объем межбюджетных трансфертов регионам в ближайшие три года снизится с 1,8% до 1,4% ВВП. Эксперты в своем недавнем докладе писали, что это ударит по финансам регионов.

Регионы недовольны бюджетом

Рябухин, представляющий в Совфеде Ульяновскую область, считает, что эти нововведения не смогут сделать региональные бюджеты более сбалансированными. На фоне замедления экономики, жесткого бюджета и жесткой денежно-кредитной политики поступления в региональные бюджеты будут сокращаться. При этом никто не отменял бремени “майских указов” и других программ.

“В ближайшие три года было бы более целесообразно смягчить административное давление на субъекты федерации, а для наиболее закредитованных предоставить возможность реструктурировать свою задолженность”, – пояснил сенатор.

Представители регионов скорее недовольны предложенными изменениями. В первую очередь их беспокоит сокращение бюджетных кредитов.

Председатель Ивановской областной Думы Виктор Смирнов отметил несправедливость этого решения: субъекты наращивали дефицит и долги по воле федеральных органов, которые обязывали их это делать. Кроме того, минфин, по его словам, требует взамен этих кредитов сокращать расходы бюджетов. Правительство Ивановской области уже сократило дефицит и дальше не может этим заниматься.

“Мы не можем сократить дефицит, потому что нам уже некуда сокращать расходы. Никакого сокращения государственного долга субъектов не произойдет”, – уверен Смирнов. Он уверен, что регионы будут вынуждены брать кредиты у частных инвесторов под более высокие проценты.

Недовольны в регионах и консолидацией в федеральный бюджет части поступлений от налога на прибыль. Смирнов отметил, что за последние годы разрыв между 10 самыми богатыми и самыми бедными регионами растет. По его словам, выравнивание регионов по бюджету не дало результата.

Несправедливость изъятия части налога на прибыль отметил и член комитета Совфеда по бюджету Дмитрий Шатохин, представляющий Коми. Он также недоволен снижением бюджетных кредитов и дотаций из федеральных бюджетов, в том числе на реализацию “майских указов”. Без этих средств исполнять указы будет сложно, объясняет он.

Смирнов отметил проблемы с ОМС. В эту систему регионы платят отчисления за неработающее население. По его словам, 600 тысяч человек в Ивановской области не работают официально – это пенсионеры, дети и студенты. Всего в области живут 1,1 млн человек, таким образом 500 тысяч – это люди в трудоспособном возрасте. Из них работают и платят взносы 250-270 тысяч человек, а за остальных платит регион.

“То ли это население самозанятое, то ли оно на заработках в других субъектах. Но мы за это население нарастили платежи только за минувший год почти на миллиард”, – заявил Виктор Смирнов.

По его словам, регионам также сложно участвовать в финансировании федеральных целевых программ, например по строительству школ. Смирнов считает, что регион мог бы участвовать в софинансировании строительства школ, но в меньшей мере, чем этого требуют федеральные власти.

Источник: Русская служба Би-би-си.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: