Skip to content

АНОНС

Тайная история саха. Часть 2. Авторская версия этногенеза саха.

 

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».

Кандидат исторических наук, главный редактор портала

Афанасий Николаев (Якутск).

23.08.2016 г.

Для объективного исследования этногенеза саха нами будет применена гумилёвская методика исследования, впервые апробированная в его знаменитом научном трактате «В поисках вымышленного царства».

Гумилёв писал: «Прежде чем излагать историю страны или народа, надо увидеть ее самому, а смотреть тоже можно по-разному: с птичьего полета, с вершины холма, из мышиной норы. В каждом случае мы что-то заметим, а что-то упустим, но совместить все три уровня рассмотрения невозможно. Следовательно, приходится выбирать тот, который нам нужен в данный момент. Итак, при историческом анализе лучше всего применять все три метода, так как ни один из них не заслуживает предпочтения, а просто отвечает на разные вопросы. Предлагаемый здесь подход не что иное, как анализ, т.е. “расчленение”, необходимое для того, чтобы распутать неясные места в истории и потом перейти к синтезу, когда учитываются результаты разных методик исследования. Только таким путем можно вырваться из прокрустова ложа заданной схемы, не впадая в излишнюю детализацию, при котором теряется сам предмет исследования – ритмы Всемирной истории».

По этногенезу саха существует значительное количество исследований, в научный оборот уже введены огромные объёмы исторических источников. Ещё больше исторических источников до сих пор не введены в научный оборот. Они в отрывочном виде находятся во многих российских, китайских, арабских, индийских, американских, среднеазиатских, европейских архивах и библиотеках.

При традиционном подходе к исследованию исторических событий для изучения всех материалов по этногенезу саха и их интерпретаций необходимы десятки, если не сотни лет кропотливой работы многих учёных. Но даже при этом нет никаких гарантий правильного понимания исторических событий происходивших сотни, тысячи лет назад.

Исходной, отправной точкой нашего исследования может стать научная гипотеза Л.Н.Гумилёва о том, саха (якуты) являются реликтовым, древним этносом.

В связи с этим возникают два вопроса, когда и где появляются саха?

Дискуссия о месте возникновения якутского этноса не утихает до сих пор.

Существуют две основные версии происхождения народа саха: южная и северная, автохтонная.

Объективный анализ исторических фактов свидетельствует, что версия о южном происхождении саха не выдерживает критики. Об этом говорят и архаичный характер духовной культуры саха отраженный в героическом эпосе Олонхо и особенности материальной, скотоводческой культуры саха.

Сам по себе факт наличия развитого скотоводства говорит о том, что саха являются коренным населением современной Якутии, так как процесс доместикации, одомашнивания скота требует тысячелетий.

Известно также, что ни представители тунгусо-маньчжурских народов, ни представители палеоазиатских народов скотоводством, производящим хозяйством не занимались. Соответственно единственным народом, традиционно занимавшимся скотоводством в Якутии являются саха.

Таким образом, основной версией происхождения народа саха для нас является теория об автохтонном, местном происхождении саха.

При ответе на вопрос о времени возникновения саха, как этноса необходимо использование 1, 2, 3 приближения гумилёвского историоскопа.

Приближение № 1 необходимо для определения роли природно-климатического фактора в этногенезе саха, учитывая реликтовое, древнее происхождение народа. Это возможно только при рассмотрении длительных исторических циклов в тысячи лет.

Приближение № 2 необходимо для определения места и роли саха в письменный период истории человечества, так как этногенез саха тесно связан с этногенезом целого ряда индоевропейских и тюрко-монгольских народов.

Приближение № 3 требуется для исследования этнической истории непосредственно саха, а также исторически и культурно связанных с саха этносов.

Также по ситуации потребуется и панорамный подход, использование приближения № 1.5 и приближение № 2.5.

Приближение № 1.5 потребуется для изучения дописьменного периода этногенеза саха, а приближение № 2.5 при исследовании пограничных проблем на стыке истории непосредственно саха, и общемировой истории.

 Ответ на вопрос о времени появления якутского этноса могут дать приближения № 1 и № 1.5 отражённые в исследованиях геологов, климатологов, археологов, генетиков.

Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите. Тогда же здесь появились первые археологические памятники, датируемые временем от 300 тысяч до 3 млн. лет.

Наиболее известный и хорошо изученный памятник, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены.

Эпоха мезолита в Якутии представлена сумнагинской археологической культурой (10,5-6,2 тысячи лет до нашей эры).

Неолит Якутии делится на три этапа:

1.Ранний — Сыалахская культура (6,2-5,3 тысячи лет до нашей эры);

2.Средний — Белькачинская культура (5,3-4,5 тысячи лет до нашей эры);

3.Поздний — Ымыяхтахская культура (4,5-3,5 тысячи лет до нашей эры).

Ключевой вопрос, возникающий при этом – кем были потомки представителей древних археологических культур Якутии?

Саха, тунгусо-маньчжурами или палеоазиатами (юкагирами)?

Разгадка может содержаться, например, в данных генетики и археологии.

По данным генетических исследований якутских домашних пород скота их возраст составляет примерно 10-15 тысяч лет.

Одомашниванием скота не происходит само по себе, им должен заниматься какой-то народ. Процесс одомашнивания скота является длительным и растягивается на тысячелетия. В этой связи напрашивается вывод, что ранний этап этногенеза саха происходил примерно 15-20 тысяч лет назад.

Единственным народом Якутии, занимающимся скотоводством, разведением лошадей, являются саха. Поэтому напрашивается вывод, что древними обитателями Якутии, наследниками Диринг-Юряхской археологической культуры были именно предки современных саха.

О раннем приручении лошадей коренными жителями Якутии свидетельствуют и данные археологических исследований.

В частности, в научной монографии академика А.П.Окладникова “История Якутии” в табл. 16 содержатся наскальные изображения домашних лошадей в загоне. Они обнаружены на Ленских писаницах и датируются эпохой неолита (6.2 – 3.5 тысячи лет до нашей эры).

Источник: Николаев А.А. «Тайная история саха». Научно-популярное издание. НКИ «Бичик». Якутск, 2015 г.

Оставить комментарий

Войти с помощью: