Skip to content

АНОНС

25 марта выходит из печати книга “Саха кэпсээбэт кистэлэҥэ” - якутская версия “Тайной истории саха”

Хан-Тенгри: Властелин Неба

Хан-Тенгри – очень серьёзная вершина на Тянь-Шане. Её высота чуть-чуть не дотягивает до семитысячника, но по сложности Хан относится к классу 6-б.  

Хан серьёзен не только по трудности своего рельефа. Во-первых, он непредсказуем. Хан может изменить погоду в своем регионе независимо от общего состояния атмосферы на данный период года. Если кругом него солнце, то Хан может «дымить» как труба ТЭЦ, и шлейф облаков от его вершины может закрывать полосу шириной в 2-3 километра, а длина может достигнуть даже до Иссык-Куля. Во-вторых, Хан «гудит» и излучает инфразвук даже в то время, когда вокруг него нет ветра, наводя непонятную тревогу на чабанов и пограничников. 

Нашим Духовно-исследовательским Центром было проведено два тура с подлетом на вертолёте к подножию этой священной вершины с Южного и Северного склона на высоте 4300 и 4100 метров.  Фрагмент уникальной видеозаписи можно посмотреть ЗДЕСЬ.  Предлагаем вам окунуться в мир энергий этой величественной структуры.

DSC02729-1024x768

Участники сакрального тура к подножию Хан-Тенгри. 2013 год

Хан-Тенгри — пирамидальный мраморный пик на Тянь-Шане на хребте Тенгри-Таг на границе Казахстана (высшая точка страны), Киргизии и Китая. Высота — 7010 метров (с ледником). Его название в переводе с тюркского означает «Повелитель неба». Это Великая Священная вершина для многих народностей.

DSC02786-1024x768

Вид на пик Хан-Тенгри с базового лагеря Южный Иныльчек. Фото — ВДЦ «ЖивАтма»

Редкие горы могут сравниться по красоте с этим снежным исполином. О красоте пика Хан-Тенгри трудно рассказать словами, его надо увидеть воочию. Особенно он красив во время заката, когда окружающие горы погружаются во тьму, и лишь превосходящий их по высоте Хан-Тенгри под закатными лучами Солнца окрашивается в красный цвет. По этому явлению пик Хан-Тенгри некоторыми жителями стал называться «Кровавой Горой», что породило множество ложных слухов о якобы «кровожадной горе, питающейся альпинистами».  Конечно, в редких случаях с альпинистами случаются беды, но на это всегда есть причины. Как было сказано, Хан — серьезен и сложен, и он в действительности очень мудрый, готовый поделиться с ищущими и духовно настроенными людьми своей заботой и поддержкой. Велика мощь и любовь Хана!

P1370602-1024x768

Пик Хан-Тенгри. Фото -ВДЦ «ЖивАтма»

Тенгри понимается не просто как Небо в его природном значе­нии, а как Небо – начало всего, Небо как Единый Бог.  Небо как бес­конечная сущность, абсолютное воплощение верха, абсолютная уда­ленность и недоступность, неизменность, величие и превосходство над всем земным порождало в религиозном сознании восприятие его как активной силы, источника блага и жизни. В таком пониманииТенгри был представлен в древних религиях и шумеров, и китайцев, и греков, и многих других народов. Сквозь все трансформации религиозных идей проходит идея Тенгри как идея обезличенного, трансцендентального и неопределяе­мого Единого Бога.

Понятие Тенгри – это не просто Небо, это не просто Небесный Бог и не просто Бог-творец. Тенгри – это «Первоначало», это метафизическое «Оно», это Абсолютная Истина, Абсолютный Дух, он не поддается простому рациональному определению. А в соединении с человеком, через «принятие» его человеком и в контексте человеческого, тенгрианство можно опреде­лять и как открытое мировоззрение человека, направленное и «во­вне», и «внутрь себя», и на отношения внешнего и внутреннего мира; это мировоззрение, основанное на Жизни.

Тенгри не имеет Начала и Причины, он сам есть Начало и Причина.

Тенгри (Хан-Тенгри) – это  трансцендентальный «Космос-Небо», охватывающий Все, или в Природу, наделенную Жизнью, или в человеческое как Сущность Бытия. Проявляется троичность как Целостность Трансцендентального Сущего Начала. Тенгри как Мысль и Слово, пронизывает все. Тенгри является Основанием и Началом Всего.

DSC02709-1024x768

Пик Хан-Тенгри с ледника Северный Иныльчек. Фото — ВДЦ «ЖивАтма»

Тенгри – это Трансцендентальное Сущее Начало, вбирающее в себя Пространство и Время (Космос-Небо), Жизнь (Природа-Жизнь), и Человеческое. Это единство Духа, Тела и Души, обогащенное именем Единого Сущего.

Каримов Б.Р., в своей статье о тенгрианстве, отмечает: «В древних верованиях всех тюркских народов важное место занимает культ великого божества Тенгри (Тангри, Тенгир, Хан Тенгри, Кок Тенгриси). Происхождение данного явления еще недостаточно исследовано.

Мурат Аджи, обращаясь к мнению немецкого ученого, исследователя тенгрианства Г. Дерфера, пишет что «… речь идет об одной из первых монотеистических религий человечества, если не самой первой»,   а христианство является лишь трансформацией тенгрианства, и Христос является сыном Хана-Тенгри.

Ауэзхан Кодар в своем философском анализе приходит к тому, что «Тенгри – это Бог возможности, чистая креативность, неуемная в способности создавать все новые сюжеты Бытия». Он приблизился к пониманию силы сознательного со-творчества с Божественным потенциалом Хан-Тенгри.

В кратком виде концепция тенгрианства выглядит следующим образом.

Всевышний Творец и Создатель, по чьему велению происходит все, везде, всюду и всегда, непостижимый для человека, находится на седьмом ярусе Неба. Всему, что находится в этом мире. Творец посылает свою волю через Природу: Солнце. Луну, Звезды, Небо, Землю, Воду и т.д. Соответственно, Природу надо также почитать и уважать, как Всевышнего. Всевышний Творец в лице Природы показывает и призывает всех в этом мире следовать его примеру. Природу, растения, реки, воду, землю, горы и т.д. считали живой и одушевленной; поскольку люди обладали душой и являлись частицей Природы, то она никак не могла быть бездушной и мертвой.
Понятия Ада не было. За все поступки Тенгир наказывал людей при жизни. Если человек избегал наказания, то оно достигало его детей и внуков, но именно в этой жизни. В Тенгрианстве преобладало не чувство страха, не идея Ада, а чувство благодарности Природе и через нее – Тенгиру.

Олицетворение природы в результате абстрагирования приводило к созданию единой космогонической картины мира. Так, Небо делилось, по представлениям древних тюрков на семь сфер небесных тел: Солнца, Луны и пяти планет: Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры и Меркурия. Двенадцатилетний цикл -Мушел, по мнению многих ученых, возник у тюркских народов в период со III по II тыс. до н.э. Натурфилософия тенгрианства включала в себя и нумерологию древних тюрков. Символизация чисел представляла собой особое понимание мира, его многогранности. У древних тюрков существовали понятия, символизирующие различные числа: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 12, 30, 33, 40, 60, 99, 100, 180, 360.
Например:
1 – «Я», Тенгри, «Начало»;
2 – дуализм понимания мира (небо-отец, мать-земля, добро и зло, хорошее и плохое)
3 – единство, целостность и всеобщность мира;
4 – «четыре угла» горизонтальное деление мира;
5 – «мир в пять дней» (скоротечность жизни, уход человека  в другой мир);
6 – сакральное число, гармония;
9 – единство;
12 – цикл мушела;
30 – согласие;
33 – бесконечно повторяющийся мир;
40 – трансцендентальность, грань, за которой начало другого;
60 – цикл мушела;
77 – бесконечность как множественность;
99 – бесконечность как множественность проявления мира;
180 – цикл, большой мушел;
360 – вечность.

Южное направление считалось правым «углом», а северное – левым «углом». При этом, зная семь цветов радуги, и стороны света определялись по цветам:

1) восток — голубой, олицетворяющий воздух, ветер, несущий жизнь, весну;
2) запад — зеленый, олицетворяющий воду, дающий жизнь, но и несущий катастрофу, осень;
3) юг — желтый, олицетворяющий огонь, созидание нового, лето;
4) север — красный, олицетворяющий землю, символ духовности, зима;

В публикации использованы материалы и статьи по теме тенгрианства и пика Хан-Тенгри, а также индивидуальный опыт ВДЦ «ЖивАтма».  

Источник: http://universalunity.ru/хан-тенгри-властелин-неба/

Оставить комментарий

Войти с помощью: