Skip to content

АНОНС

Солидарная экономика против экономики наживы.

Владимир Лепехин (Москва).

28.07.2016 г.

Сегодня в России, как нигде, тысячи людей ведут поиск новых подходов к организации экономической жизни. Хотя лично у меня такое ощущение, что большинство российских экономистов, то есть те люди, от которых зависит результат поиска, ведут его с повязками на глазах. С повязками из догм современной западной экономикс и упрощенной постсоветской уверенности в том, что сегодня в России нужно во что бы то ни стало преодолеть рецидивы советскости и любой ценой внедрить западные технологии и стандарты.

Где следует искать новую экономическую модель?

В самом деле, какие определения даются современной российской экономике? Одни экономисты считают, что в ней слишком много административных регуляторов, от которых следует немедленно избавляться, другие, напротив, считают, что в российской экономике слишком много «дикого» рынка, а потому нужно усилить роль государства в управлении экономическими процессами. Кто-то считает, что российская экономика чересчур открыта для спекулятивных технологий, а кто-то, напротив, — что слишком автаркична.

Дискуссии среди экономистов идут в основном вокруг деталей — курса рубля, процентных ставок и допэмиссии, а дебаты чиновников сводятся подчас к спорам о том, как сэкономить за счет пенсионеров и бюджетников дополнительный миллиард рублей.

Перефразируя Бодрийяра, который как-то заметил, что «чем больше в обществе информации, тем меньше в нем смыслов», можно утверждать, что чем больше в России дискуссий, тем меньше понимания, куда двигаться. А все потому, что дискутанты сосредоточились на мелочах. И почти никто не говорит о главном.

Не говорит, в частности, что современная российская экономика сверхолигархическая, колониальная и периферийная. А самое главное — что у неё не просто ошибочное, но ложное или даже порочное целеполагание.

Российская экономическая модель сориентирована сегодня не столько на развитие страны, сколько на обслуживание Запада и российской олигархической верхушки. Следовательно, апологеты западных моделей никогда не найдут альтернативы тому, что мы сегодня имеем. Да и не будут искать. Вот почему я полагаю, что определением целей развития страны должны заниматься сегодня не экономисты и чиновники, а философы, социологи, историки, правоведы — все общество.

На днях в Москве прошел Форум стратегических инициатив. Очень важное и нужное мероприятие, в ходе которого, в частности, много говорилось о необходимости инноваций. Но скажем честно: о каких инновациях можно говорить применительно к колониальной экономике?

Любые изобретения, инновации и сами инноваторы в зависимой экономике (если они не касаются ОПК) по определению становятся достоянием Запада.

Что делать в такой ситуации? Ответ мой не оригинален: надо менять систему. А значит, нужно поставить перед страной задачи по преодолению зависимостей, периферийности и иных атрибутов современного олигархического капитализма. Без истерик и революций.

С чего начинать? С нравственности. Точнее, с ряда постулатов, которые и должны стать основаниями новой экономической модели.

Базовые постулаты национальной модели экономики.

В минувший вторник в храме Христа Спасителя состоялось неординарное событие — Соборные слушания Всемирного русского народного собора по теме «Экономика в условиях глобализации. Национальный взгляд». Неординарность его состоит в том, что предложения по преобразованию в России экономической системы последовали оттуда, откуда их не ждали — от православной общественности.

По мнению участников слушаний, поиск новой экономической модели развития страны нужно начинать с этики. Причем не с протестантской или какой-то еще заморской, но с традиционной для России православной этики.

Названы были и постулаты, которые, по мнению собравшихся, должны стать основой экономической этики.

Автор этих строк выступил на слушаниях с докладом и по поводу базовых параметров этики, в которой нуждается российская экономика, высказался так:

«Первый постулат — стране нужны адекватные её нравственному коду цели развития. Как формулирует цель политэкономия олигархического капитализма? Прибыль любой ценой. А как нужно формулировать цель развития современной России? Рост качества жизни людей и капитализации национальных активов как базы этого роста. Разумеется, понятие «качество жизни» в православной традиции означает не только и не столько уровень доходов населения, сколько уровень духовного и социального развития общества, бережное отношение к природе, моральное и физическое здоровье личности.

Уверен: российская экономика выживет только в том случае, если её эффективность будет измеряться не в частных наживах, а в самочувствии людей.

Согласно второму этическому постулату, экономика в России должна быть солидарной. Не капиталистической, не социалистической, а именно солидарной, предполагающей рост качества жизни не  у отдельных индивидов, а у народного большинства. В частности, в солидарном обществе зарплата у депутата не может быть выше средней по стране в 12 раз (для сравнения — в США она выше всего в 3,2 раза, а в ФРГ — в 2,9).

Главное звено солидарной экономики — принципиально новое, в сравнении с нынешним, устройство собственности и абсолютно внятное отношение государства к национальным активам, совпадающее с отношением к ним общества.

В солидарной экономике не может быть шараханий в сторону приватизации или национализации. Речь должна идти о балансе разных форм собственности, включая её солидарные форматы.

Вопросы собственности и управления хозяйствующими субъектами — вообще ключевые, если говорить об экономической этике. Приведу пример. Калуга. На всех уровнях говорится, что это передовой регион по привлечению инвестиций. Но тогда почему он не передовой по уровню доходов населения?

Ответ на этот вопрос мы получим, если поймем, что акционерный капитал сегодня в России на 75 % принадлежит иностранным собственникам, а потому до 90 % прибыли от деятельности этих компаний уходит за рубеж.

К сожалению, похоже, что сегодня большинство тех экономистов и политиков, кто благотворит иностранных инвесторов, плохо понимает истинную природу такого инструмента, как зарубежные инвестиции, и такого феномена, как мотивации масс.

Третьим нравственным постулатом российской экономики должна стать её суверенность. Это значит, что она должна быть во всех смыслах самодостаточной и жестко сориентированной на экспорт готовой продукции. Страна должна избавиться от тех нескольких десятков видов экономических зависимостей (в том числе — от зависимостей со стороны стран-транзитеров и потребителей российского сырья), которые, словно гири, не дают российской экономике подняться.

Принцип суверенности страны предполагает также необходимость определения меры её открытости. Российские экономика, образование, наука и т.п. не должны быть сверхоткрытыми, как утверждают Карл Поппер, Джордж Сорос и их сторонники в России.

Четвертый нравственный постулат российской экономики я вижу в том, что она должна быть созидательной и производящей, а не сырьевой, как сейчас, не обслуживающей, как экономики мировой периферии и не паразитической, как некоторые постсоветские экономики.

Можно назвать еще целый ряд этических постулатов, в том числе — в привязке к библейским ценностям. Но это предмет отдельного разговора».

Хвост (бухгалтерия) вертит собакой (национальной экономикой)

На днях президент России Владимир Путин поручил разработать альтернативу программе Кудрина. Прекрасно. Хотя нельзя не видеть в этом поручении одной логической нестыковки. Дело в том, что у Кудрина нет экономической программы. Это программа бухгалтера, отстаивающего корпоративные интересы западного финансового цеха.

Нам давно следует навести порядок в бухгалтериях — в Минфине, ЦБ и фискальных ведомствах. Однако для этого есть аудиторы, Счетная палата и Следственный комитет.

Общество же и страна нуждаются в модернизации самого фундамента отечественной экономики — её производительных сил и производственных отношений.

Уверен: аудиторы, как и бухгалтеры, объективно не способны разработать новой и эффективной модели экономики, поскольку их дело — сводить дебет с кредитом. Глобальное же проектирование и моделирование будущего — прерогатива новой экономической философии и главная миссия новой национальной элиты.

Источник: РИА Новости.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: