Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Скифия. Какой прекрасной она была.

Ернар Масалим.

30 июня 2015 г.

Одной из самых удивительных, но совсем не востребованных книг по истории тюрков  средневековья, является Gesta Hungarorum, в научном сообществе принятом именовать «Деянием венгров». По истории тюрков – потому что значительное место в этой хронике занимает описание Страны Скифии. Книга эта удивительная по многим причинам, начиная с загадочного автора, неустановленной даты написания, очень трудно определить ее жанр: это и хроника, и беллетристика, сборник поучений и дидактик, и собрание легенд. Но самое в ней  поразительное – идеологическая ее составляющая.  Всякий исторический труд, написанный в средневековом европейском королевстве на каноническом латинском, по существу должен быть свободен от любого языческого влияния, и уж точно не должен повторять, тем более культивировать языческие, как теперь сказали бы, анимистические представления, основывая на них божественную сущность и легитимность правящей христианской королевской династий, заметьте, не от благословления Святого Престола, а возводя ее к Аттиле. Речь идет о династии короля Арпада католической страны Венгрии в Центральной Европе, в эпоху инквизиции, с ее тотемом – тюркской птицей Тогрул.

Автор Gesta Hungarorum, назвавшись Анонимусом, посвятил свой труд также неустановленному другу детства,   «почтенному» N, с которым они зачитывались (вернее всего, обучаясь «во французской стороне», в Париже) историей Троянских войн, войн Великого Александра, и, в особенности, правда, со слов тех же римлян, а других источников у него не могло и быть, историей Своей Великой Прародины – Скифии. Поэтому самые пафосные слова в его Хронике, Деяниях, рыцарском романе, называйте как угодно, все эти определения точны, о Скифии: «Скифия – это обширная земля… изобилует эта земля золотом и серебром, а в реках ее находят драгоценные камни и жемчуг… одеваются (в соболя) не только знатные и незнатные, но даже пастухи и подпаски украшают ими одежду… люди, населяющие ее, никогда не были подвластны никакому императору. Ведь скифы – древние народы, и властвует Скифия на Востоке… И первым королем Скифии был Магог, сын Яфета… а из потомков этого короля вышел славный и могучий король Аттила. Выйдя в 451 году от воплощения Господня из Скифской земли с большим войском , он пришел в землю Паннонии и, обратив в бегство римлян, овладел королевством…  Продолжим путь по истории. По прошествии долгого времени из потомков того же короля … вышел Юдьек, отец вождя Алмаша, от которого ведут свое происхождение короли и вожди Венгрии, как будет сказано в дальнейшем.  Скифы же, как мы сказали, – это древнейшие народы, о которых историки, описавшие деяния римлян, говорят так: Скифы были мудрейшим и мирным народом, они не занимались земледелием и были почти безгрешны (какой ряд: мудрейшие.. не занимались земледелием.. были безгрешны – как одно вытекает из другого ). Не было у них искусно построенных домов, а только войлочные шатры. Питались они мясом, рыбой, молоком и медом(«чтобы я так жил», – как говорят в Одессе) и разводили мелкий скот (как все удивительно похоже  на  описания казахов в «Таварихе» (Хронике) османского историка 16 века Сейфа Челеби, который, я в этом абсолютно уверен, не читал римских историков, тем более так ставшего милому моему сердцу Анонимуса). Одевались же они (скифы)  в шкуры соболей и других пушных зверей. Золота, серебра и жемчуга было у них как камней, ибо находили они их в реках этой земли. Не желали они чужого добра… Скифский народ не был покорен ни одним императором. Ведь скифы обратили в позорное бегство короля Персии Дария, и потерял там Дарий 80 000 людей и в великом страхе бежал в Персию. Также скифы убили царя персов и с ним 330 000 людей. Также скифы с позором изгнали Александра Великого, сына царя Филиппа и царицы Олимпиады, в войнах покорившего многие царства. Скифский народ был весьма вынослив, и были скифы могучи телом и выносливы в войне. Ибо не было в мире ничего, чем бы они дорожили, если их обижали. Когда же скифы одерживали победу, то они не алкали добычу. как ныне их потомки, но искали лишь славы. И кроме Дария и Кира, да еще Александра ни один народ в мире не осмеливался вступать в их землю. Вышеназванный скифский народ был тверд в сражениях и быстр на конях; на головах у них были шлемы, и ни один народ в мире не владел луками лучше, чем они. И о том, что они были такими, можно судить по их потомкам» (пер. В. И. Матузовой).

Скачать (DOC, 69KB)

Удивительное описание тех, кого и мы, казахи, считаем своими предками. И это ведь не просто панегирики, автор точно оперирует географическими понятиями, именами собственными, цифрами и т.д. Подвигами скифского Спитамена, его уловками против хитроумного и могущественного Александра зачитывались мы в детстве в «Огнях на курганах» незабвенного Яна-Янцевецкого;  след от факела скифского юноши Ширака, погубившего армию Дария Первого, в пересказе  Булатом Джандарбековым древнего автора Полиена, оставили яркий след в наших неокрепших детских душах. Ширак, Урак, Палак − древние тюркские имена мужчин. Они состоят из двух частей. Вторая часть − ақ, обозначает борца, победителя. Видимо, поэтому тогда, когда потомки Ширака, возвысившись под именем гуннов, пришли на Запад, царь Аттила своим сыновьям дал имена Еллак и Ирнак. А царицу Томирис (Тұмар, потомица великого Ишпакая, правнучка Мадия, внучка  легендарного царя Сыпыра (Спаргапис), отрезавшей голову “безбашенныму” Киру, знает каждый казах; имя Томирис также популярна у казахов, как Атилла у венгров.

«Но довольно! Идем (дальше) по пути истории», – как говорит магистр П., которого называют Анонимом. Вообще, удивительна судьба этого рыцарского романа, хроники, шежире, написанного на латыни нотарием  («Belae Regis Notarius») неизвестно какого короля Белы (у всех сторонников эпох Белы Первого, Второго, Третьего и, даже, Четвертого свои весомые аргументы), запрятанного в архивах метрополии в Вене и опубликованного в 1746 году  и переведенного на венгерский лишь в 1790 году, сразу обвиненного немецкими учеными второй половины 18 века в «баснословии» (имена их можно прочитать у Карамзина в первом томе «Истории государства Российского», М.1989 г.) но должного вызывать жгучий интерес у тех, кто интересуется  историей  скифов.  Это  книга оказала «баснословное» (вот где уместно это слово) воздействие на самосознание мадьяр. Не переведенная еще полностью на «великий и могучий» (не говоря про другие), но есть  фрагменты великолепной Матузовой. Правда, эти фрагменты сопровождаются неприятным комментатором  Юрасовым М.К., который на каждом шагу старается подловить автора в плагиатстве. Но ведь любая историческая хроника средневековья, будь то она арабская, христианская, китайская, персидская, казахская, строится на извлечении предыдущих авторов, иначе быть не может, это «законы жанра».

«Но довольно! Идем дальше по пути истории»: «… я, подобно описанию троянской войны и войн греков, описал бы и генеалогию королей Венгрии и ее знати, и то, как семь правителей, которые именуются Hetumoger (Жеті Мадиар – Семь Мадьяр), вышли из Скифской земли, и какова Скифская земля и как родился вождь Алмаш, и почему Алмаша называют первым вождем Мадьярии, от которого пошли короли мадьярские, и сколько королевств и королей они себе подчинили, и почему народ, вышедший из Скифской земли, называется  на языке иностранцев унграми, а на родном языке – мадьярами… Я приступаю к выполнению… дабы все прошлое осталось в памяти самых дальних потомков (это не ли задача любого историка?).  И если благороднейший народ Мадьярии услышал бы, словно одурманенный, о происхождении своего рода и о разных героических деяниях из лживых крестьянских баек или из крикливых песен жонглеров, то это было бы ему не к лицу, да и непристойно. Поэтому пусть он по достоинству почерпнет правду об истории, как ее излагают некие документы и ясно толкуют исторические сочинения».

Один из тех авторитетов, на кого ссылается и с кого берет пример Анонимус – это Исидор Севильский, основатель средневекового энциклопедизма, автор мощной 20-томной Etimologya, девятый том которой посвящен «языкам, народам, царствам, городам и титулам». Его перу принадлежит  «История готов, вандалов и свевов». Исидор – один из самых веротерпимых христианско-католических святых, он считается сегодня покровителем интернета.

Другим авторитетным источником для Анонимуса была Exordia Scythia (Бытие Скифов) – краткое изложение из трудов  Помпея Грога, имеющихся в произведениях Юстина (2 век н.э), а также из анналов всемирной истории бенекдетинца  Регино Прюмского (начало 10 века). Согласно этим авторам для римлян, да и позже, в средневековье,  Скифия означала восточную родину кочевых народов – тюрков.  Нашу с вами родину. Какой золотой и прекрасной она была…

Скачать (DOC, 83KB)

 

Источник: персональный блог Е.Масалима.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: