Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Уроки Алексея Кулаковского. 2 часть.

От редакции: мы продолжаем публикацию отрывков книги «Уроки Алексея Кулаковского» к.и.н. А.А.Николаева. Книга находится в печати в типографии г. Горно-Алтайска.

Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».

Кандидат исторических наук Афанасий Николаев.

19 февраля 2016 г.

Глава 1. Современная Россия.

В «Письмах к якутской интеллигенции» 1912 г. А.Е.Кулаковский проанализировав текущую международную обстановку отмечал, что единственный путь для развития малочисленного народа саха это «культивизация и слияние с русскими». Он писал: «Но, что же нам делать, что предпринять? Предаться Америке, Японии, Китаю? Нет, – эти номера не проходят: те нас быстро задавят в борьбе за существование, и белоглазый, и большеносый нуча, не говоря уже о даровании православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их…».

В этой связи, для понимания перспектив развития саха в новом XXI в. необходим объективный анализ проблем и перспектив развития современной России. Причём объективный анализ требует рассмотрения развития России в период с 1985 года по настоящее время на основе данных статистики.

1.1.Россия в годы неолиберальных реформ: 1985-2004 гг.

За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в 2 раза. По совокупному размеру ВВП Россия в 2000 г. уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 года душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов.

В 90-х годах ХХ в. изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в экономике России заняли топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля в общем объеме промышленной продукции достигла 50 %, а в экспорте – более 70 %.

Нехватка капиталовложений, недостаточное внимание к инновациям привели к резкому сокращению выпуска продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Доля российских изделий на рынках наукоёмкой продукции сократилась в 90-х г. до 1%.

Производительность труда в большинстве отраслей экономики России в 90-е годы ХХ в. упала до 20-24 % от аналогичных мировых показателей.

Это было обусловлено технико-технологическим отставанием России. Так, например, доля современного оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет сократилась в России с 29 % в 1990 году до 4,5 % в 1998 году.

Это явилось следствием резкого снижения инвестиций в реальный сектор экономики России. Они сократились за 90-е годы в 5 раз. Одновременно выросла доля теневой экономики в ВВП в России. К концу 90-х гг. этот показатель достиг 40 %.

В 90-х гг. ХХ в. в России произошло резкое снижение реальных денежных доходов населения. Совокупные денежные доходы россиян, рассчитанные по методике ООН, составляли в конце 90-х годов ХХ в. менее 10 % показателя жителя США. Доля заработной платы в ВВП России в это время снизилась с 50 % до 30%.

Ухудшились в 90-е годы ХХ в. такие ключевые показатели, определяющие качество жизни нации, как состояние здоровья людей и средняя продолжительность жизни.

Наиболее объективный анализ причин, хода и результатов экономических реформ 90-х годов ХХ в. в России, на наш взгляд, нашёл отражение в фундаментальном научном труде “Русская доктрина”.

Эта работа была осуществлена в рамках Сергиевского проекта, который возник в начале 2005 года, как замысел формирования новой аналитической команды, призванной создать объединяющую наше общество концепцию консервативных преобразований в России

В работе над «Русской доктриной» участвовала более 70 крупных отечественных ученых, мыслителей, политологов, политиков, публицистов и экспертов-профессионалов в различных областях деятельности.

В «Русской доктрине» содержится сравнительный, комплексный анализ динамики изменения социально-экономического положения РСФСР и Российской Федерации в период с 1985 по 2004 годы.

В середине 80-х годов XX века Россия была одной из наиболее индустриально развитых стран мира. Промышленное производство России составляло около 50% от уровня США, а в расчете на душу населения – около 75%. Жизненный уровень в России перед началом “перестройки” хотя и был ниже, чем в США и Европы, но был сопоставим с ними.

В расчете на душу объем инвестиций в основные фонды в СССР в 1984 г. в 1,3 раза, а в России примерно в полтора раза превышал уровень США. По абсолютным размерам инвестиций в основные фонды производственного сектора экономика России в 1984 г. была сопоставима с США.

В ходе исследования авторы «Русской доктрины» пришли к выводу, что в результате реформ 90-х годов ХХ в. экономика России понесла урон, сопоставимый по масштабам с экономическим ущербом нашей страны в годы Великой Отечественной Войны.

Сельскохозяйственное производство в России, в период с 1990 по 2004 годы, сократилось до 70% (поголовье крупного рогатого скота на 56%), промышленное производство до 34-50%  (машиностроение до 30%, лёгкая промышленность до 14%), перевозки грузов до 42%, производство платных услуг до 33%.

За этот период в России инвестиции в основные фонды сократились до 37%, закупки товаров подавляющего большинства населения (без учета 20% населения с наиболее высокими доходами) на 50%, ВВП до 55-60%.

Доля импортных товаров в розничной торговле увеличилась с 14% в 1991 г. до 43% в 2002 г. Но прирост импорта не перекрыл сокращение производства мяса, производства яиц и молока. Заметно ухудшилось качество продовольственного потребления. Например, потребление мяса на душу населения упало с 1990 г. по 2002 г. на 1/3.

За вычетом заработной платы топ-менеджеров, реальная заработная плата лиц наёмного труда в России в 2004 году составляла лишь примерно 50% от уровня 1990 г…

Фактические размеры инвестиций в 2004 г. в 5 раз были меньше, чем в 1990 г.

В результате не обеспечивалась амортизационная компенсация выходящих из строя основных фондов промышленности и Россия деиндустриализовалась.

Значительная часть основных фондов промышленности была уже потеряна. Воспроизводство рабочей силы не обеспечивалось.

Вывоз капитала в 1990-2004 годах происходил за счет амортизационного фонда. Реально часть амортизационного фонда промышленности трансформировалась в сверхприбыль нефтедобывающих и нефтереализующих структур, а часть – в сверхприбыль посреднических структур. Образовавшаяся сверхприбыль в значительной части вывозилась за рубеж.

Согласно экспертным оценкам, неучтенная теневая прибыль и доходы предпринимательского типа составляла в 2004 году в России 20-25% номинального ВВП или больше 800 млрд. долл. И это без учета приватизационной прибыли и прибыли от перепродаж приватизированных активов.

Предпринимательская прибыль в России в это время формировалась за счёт двух основных источников:

1) низких доходов лиц наемного труда, которые были опущены до уровня развивающейся страны;

2) низкой доли бюджетных доходов и расходов в ВВП не соответствующей уровню развития страны.

Фактически в России в это время была создана экономика генерации сверхприбыли, которая объективно способствовала её дальнейшему вывозу за рубеж.

Внешнеэкономическая политика, которая проводилась в это время в России, благоприятствовала экспорту (по причине резко заниженного курса рубля, разрешения оставлять экспортную выручку за границей). Кроме того, любой взятый за рубежом заем или кредит также увеличивал возможности экспорта российской сверхприбыли за рубеж.

Экономика России в 1985-2004 годах страдала от недостаточности массового платежеспособного спроса. Одной из причин этого является низкий уровень оплаты труда, составлявшего всего 25% ВВП. В развитых странах этот показатель находится на уровне 50-70% ВВП.

Ещё одна серьезнейшая проблема России этого времени – значительное социальное расслоение. Резкое расслоение общества по доходам опасно не только для социального мира, но и для экономики, в которой происходили процессы деградации, как количественные, так и качественные.

Сформированную в эти годы хозяйственную модель России можно назвать моделью “двух экономик”. Для неё характерна “ловушка недопроизводства”.

Известный экономист, профессор Массачусетского технологического института Ланс Тэйлор еще в 1991 году отмечал, что массированное дерегулирование и неизбежный в этих условиях спад производства, а также активизация перераспределительных процессов, когда одни участники рынка стремятся любой ценой увеличить, а другие – сохранить свою долю в совокупных доходах, приводят к резкому всплеску инфляции.

В связи с этим при реализации модели “шоковой терапии” проводится жесткая бюджетная и кредитно-денежная политика, вводится режим жесточайшей экономии, означающий снижение государственных расходов, рост налогов и сжатие денежной массы. Результатом этого является дальнейшее сокращение совокупного спроса и, как следствие, углубление рецессии.

Жесткая кредитная политика приводит к увеличению учетной ставки, оттоку капитала из сферы реальной экономики на либерализованные финансовые рынки. Последние в условиях дерегулирования предлагают практически неограниченные возможности быстрого прироста капитала за счет операций с недвижимостью и ценными бумагами.

Погоня за наличными денежными средствами населения приводит к росту масштабов финансовых махинаций. Одновременно наблюдается перевод капитала за границу. Эти процессы в сочетании с отсутствием у беднейших слоев реальных рычагов экономического давления приводят к регрессивным сдвигам в распределении доходов и богатства – к имущественной поляризации общества.

Отсутствие подлинных стимулов для развития в реальном секторе экономики приводит к многократному снижению новых инвестиций в основной и оборотный капитал. Рецессия углубляется по мере того, как режим экономии заставляет государство сокращать инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу, что, в свою очередь, дестимулирует инвестиции частного сектора.

Л.Тэйлор замечает, что распределительные конфликты приводят к резкой имущественной дифференциации. Это вместе с действием инфляции значительно уменьшает суммарный доход основной массы населения.

“Ловушка недопроизводства” является следствием параллельного существования двух видов спроса – спроса очень богатых и сильно сократившегося спроса основной части общества.

Резко выросший спрос богатых направлен на внешний рынок, а потому не может служить стимулом роста национального производства.

По данным бывшего директора НИИ Росстата В.М.Симчеры цены на товары, которые покупают бедные, в России росли быстрее, чем цены на товары богатых.

За 2001-2006 годы в переводе на среднегодовой объем потребления этих лет, по данным Симчеры, это означало перераспределение в пользу богатых от бедных 94,4 млрд. руб. ежегодно.

Со временем и массовый спрос также переориентируется на внешний рынок, так как из-за физического и морального износа оборудования, сократившихся капиталовложений и растущих издержек производства, отечественные товары начинают вытесняться более дешевыми импортными товарами.

Это положение усугубляет жесткий режим экономии, направленный на достижение финансовой стабилизации. Добиваясь достижения данной цели только монетарными методами можно достичь лишь ценой углубления спада производства.

Далее экономика при внешне стабильных финансах может функционировать в режиме недопроизводства (на уровне 60-80% потенциальной мощности) годами и даже десятилетиями.

При этом положении у такой экономической модели нет никаких внутренних стимулов и возможностей для саморазвития…

1.2.Россия в 2004 – 2014 гг.

В аналитическом докладе Института прикладной математики РАН 2010 г. был сделан прогноз раздела России к 2030 году на сферы влияния сопредельных государств без прямого военного вмешательства.

Прогноз был основан на комплексном анализе социально-экономического положения современной России с применением метода компьютерного моделирования.

Известный российский учёный, заведующий отделом моделирования нелинейных процессов Института прикладной математики РАН им. Келдыша, профессор, доктор физико-математических наук, вице-президент Нанотехнологического общества России Георгий Малинецкий в интервью российскому информационному агентству «Новости» от 26.04.2010 г. заявил: “До начала шестого технологического уклада осталось всего несколько лет, и если Россия не успеет встроиться в новую картину мира, ее, … не станет… Россия в условиях глобализации не имеет никаких шансов – ее экономика никогда не будет конкурентоспособной. Две трети территории страны находятся в условиях вечной мерзлоты…У нас всегда будет на порядок выше стоимость строительства, дороже рабочая сила, которую нужно обогревать и хорошо кормить, выше затраты на энергетику… На нашей территории находится 30% мировых природных богатств, а наш вклад в глобальный продукт всего 3%. Такие страны долго не живут. Вся российская нефть около 60 миллиардов долларов, оружие – 6 миллиардов…Индия сейчас выпускает программное обеспечение на 40 миллиардов долларов… Все развитые страны имеют свой технологический прогноз для своей страны и для мира в целом. У нас ничего такого нет. У нас нет руля, мы не проектируем будущего…У нас … все сводится к тому, как освоить деньги, как “распилить” бюджет”».

Г.Г.Малинецкий является крупнейшим специалистом в области прикладной математики, математического моделирования нелинейных процессов и нелинейной динамики, автором и соавтором более 550 научных работ, в том числе шести монографий, выдержавших более 20 изданий в России, США, Испании…

Ключевую роль в жизни современного общества играет наука. Интересно сравнение в этом плане Китая и России.

Общие затраты Китая на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) составили в 2006 г. 136 млрд. долларов (2 место в мире), в России в 80 раз меньше (лишь 1.7 млрд. долларов). Причем, численность населения КНР превышает численность населения РФ только в 9 раз.

Общая численность занятых в научных учреждениях в Китае составляла 22.3 млн. человек. В современной России аналогичный показатель в 223 раза меньше (100 тысяч человек).

Продолжается «утечка мозгов» из России. По данным экспертов в период с 1989 по 2004 годы из России уехало более 200 тысяч высококвалифицированных учёных.

Благодаря масштабным вливаниям в науку. экспорт высокотехнологичной продукции КНР в 2006 г. достиг 281.5 млрд. долларов (почти 1/3 всего объёма экспортной продукции).

Ключевые и наиболее объективные показатели уровня развития страны – продолжительность жизни и уровень смертности её граждан.

К 2010 году по продолжительности жизни своих граждан Россия занимала 160 место (66,2 года). Россия занимала одно из первых мест в мире по смертности (16,3 на тысячу жителей). Больше (16-17 смертей на 1000 жителей) только в Восточной и Центральной Африке, среднемировой показатель составлял 9 смертей на 1000 жителей.

С другой стороны, в 2010-2014 годы в России были отмечены положительные демографические тенденции, рост продолжительности жизни и снижение смертности населения России.

В октябре 2014 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что продолжительность жизни в России по результатам восьми месяцев текущего года составляет 71,6. При этом, у женщин продолжительность жизни составила 77,2 лет, у мужчин 65,6 лет.

По официальным данным на январь 2015 г. и по итогам 2014 г. средняя продолжительность жизни в России также превысила 71 год. Таким образом, за период с 2010 г. по 2014 г. этот показатель в России увеличился на 5 с лишним лет, с 66,2 лет до 71.6 лет.

В 2014 г. в России также сохранялась устойчивая динамика по снижению смертности.

Президент РФ Владимир Путин также отмечал, что в 2014 г. Россия впервые попала число благополучных стран в Глобальном рейтинге здравоохранения.

Одной из основных проблем для современной России остаётся резкое расслоение населения по имущественному признаку и низкий уровень доходов большинства жителей страны. По данным Росстата, в крайней нищете в России живут 13,4% населения (доход ниже 3422 руб. в месяц.). В нищете – 27,8% (доход от 3422 до 7400 руб.). В бедности – 38,8% (доход от 7400 до 17 000 руб.). Таким образом, к категориям бедных и нищих относятся в общей сложности 80 % россиян.

Кроме того, по данным сравнительных международных исследований, Россия занимает:

1-е место в мире по количеству самоубийств среди детей и подростков;

1-е место в мире по количеству абортов и материнской смертности;

1-е место в мире по объему потребления героина (Россия потребляет 21% мирового производства героина);

1-е место в мире по потреблению спирта и спиртосодержащей продукции (18 л. чистого алкоголя, по мнению ВОЗ при душевом потреблении свыше 8 л. начинается необратимая деградация нации).

Такие критические показатели России на фоне роста внешнего материального благополучия россиян, роста нефтегазовых доходов страны свидетельствуют о наличии глубокого внутреннего кризиса страны. Изменить ситуация к лучшему мешают также и искажённые данные официальной статистики.

Так, например, в 2012 г. доктор экономических наук, профессор, вице-президент Российской Академии экономических наук, заслуженный деятель науки РФ В.М.Симчера выступил с докладом “Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2010 гг.”.

В этой книге Симчера провёл сравнительный анализ данных официальной статистики и фактических данных по ряду ключевых показателей развития страны.

Национальное богатство России по официальным данным составляет $4,0 трлн. Фактически оно составляет по данным НИИ статистики Госкомстата России $40 трлн.

Занижение в 10 раз необходимо коррумпированным чиновникам для того, чтобы за бесценок распродавать олигархам и иностранцам остатки бывшей общенародной собственности, и внушать населению, что мы живем плохо потому, что плохо работаем.

Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных в России  официально составляет 16 раз. Фактически этот разрыв составляет 28-36 раз и сопоставим с уровнем наиболее отсталых стран Африки. Между тем, по международным критериям предельно допустимый для национальной безопасности уровень разрыва в доходах между наиболее богатыми и бедными составляет 10 раз.

Разрыв в уровне валового внутреннего продукта по регионам России составляет по официальным данным 14 раз. Фактически этот показатель составляет 42 раза. Если Москва живет на уровне Чехии, то Республика Тыва – на уровне Монголии.

При этом федеральная власть передаёт регионам все больше и больше социальных обязательств и одновременно забирает всё больше налогов.

Доля населения России принадлежащего к социально деклассированным группам по официальным данным составляет лишь 1,5%. Фактически этот показатель достигает 45%. Например, по данным НИИ статистики (Росстата), в стране 12 млн. алкоголиков, более 4,5 млн. наркоманов, свыше 1 млн. беспризорных детей.

Удельный вес убыточных предприятий в России по официальным данным составляет 8%. Фактически этот показатель составляет 40%.

Степень износа основных фондов в России по официальным данным 48,8%, а фактически 75,4%.

Доля иностранного капитала в экономике России официально 20%, а фактически 75%.

Численность совершенных преступлений в России по данным на 2009 г. официально 3,0 млн. По оценкам группы ученых НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ под руководством профессора С.Иншакова число скрытых преступлений в России составляет примерно 26 млн. в год.

Несмотря на некоторые позитивные изменения произошедшие после 2004 г. критическая ситуация в сфере российской экономики сохраняется до сих пор.

Амбициозные планы развития России последних лет основаны исключительно на прогнозе сохранения устойчивого спроса на российское сырьё на мировом рынке энергоресурсов и получении основных доходов бюджета страны за счёт продажи энергоресурсов.

Между тем, по прогнозам Международного энергетического агентства 2012 г., в ближайшие 20-25 лет произойдёт мировая энергическая революция.

Это будет обусловлено появлением новых видов топлива, развитием возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, воды), резким увеличением доли США на мировом рынке экспортёров энергоресурсов, сокращением потребности в нефти, газе традиционных потребителей российских энергоресурсов.

С учётом сырьевого характера российской экономики (по данным федеральной таможенной службы доля сырья в экспорте России в 2009 г. составляла 85%), это повлечёт за собой резкое сокращение доходов бюджета России и крах планов развития страны.

В современной России продолжает сохранять актуальность проблема коррупции. По данным авторов доклада по коррупции, подготовленного рабочей группой по формированию «открытого правительства» для Президента РФ Д.А.Медведева в начале 2012 г. «откаты» в России при ведении бизнеса и оказании госуслуг составляют от одного до двух процентов ВВП.

По мнению экспертов именно из-за проблем с коррупцией, отсутствия иных способов решения проблем и независимого суда, продолжается отток капиталов из России.

В 2011 г. чистый отток капитала из России составил 4,5% ВВП, $80,5 млрд. Причём деньги выводили в зарубежные оффшоры российские компании.

По оценкам ведущего международного агентства «Goldman Sachs», отток капитала России составил около 30% от экспортной выручки нефтегазового сектора по 2011 г., а в кризисном 2009 г. около 60%.

По итогам 2014 г. отток капитала из России составил $151,2 млрд. и оказался в 2,5 раза больше, чем в 2013 г. ($61 млрд.).

В 4 квартале 2014 г. чистый вывоз капитала из России увеличился в 9,4 раза (до $72,9 млрд.) по сравнению с 3 кварталом ($7,7 млрд.).

Отток капитала из России эксперты объясняют невозможностью выгодно вложить в отечественную экономику из-за дефицита инвестиционных механизмов.

Значительный отток капиталов российских компаний за рубеж ставит под вопрос реализацию экономических мегапроектов, так как они рассчитаны на привлечение средств российских компаний в рамках государственно-частного партнёрства.

К тому же, в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, резкого ухудшения экономической ситуации в Евросоюзе, оттока российского капитала нельзя надеяться на иностранные инвестиции.

Одновременно внешний долг РФ по данным Центробанка в первом полугодии 2012 года увеличился на 7,29% и составил на 1 июля $585,133 млрд. Прирост внешнего долга за второй квартал составил $19,660 млрд.

Доходы от экспорта нефти и газа позволили России после 2000 г. значительно увеличить золотовалютные резервы.

Международные резервы России на 1 апреля 2012 года составляли 513,9 млрд. долларов. Но за период с 2012 по 2015 годы золотовалютные резервы России значительно сократились. По состоянию на 16 января 2015 года объем общих резервов  ЦБ РФ составил $379,4 млрд. Таким образом, за неполные два года золотовалютные резервы России сократились на $134.5 млрд.

Вызывает опасения и структура золотовалютных резервов России. Большая часть её золотовалютных резервов хранится в казначейских ценных бумагах Федеральной резервной системы США и других иностранных финансовых инструментах.

Для сравнения, по данным на 2012 г. 75.8% всех золотовалютных резервов США приходились на золото. Золотой запас США составлял на тот момент 8133.5 тонн.

С другой стороны, в 2014 г. политика России по отношению к американским ценным бумагам изменилась.

По данным международных финансовых институтов в декабре 2014 года Россия продала американских ценных бумаг на $22 млрд., сократив, таким образом, свои вложения в них сразу на 20% — до $86 млрд. Вложения РФ в US Treasury Bonds стали минимальными с 2008 г.

Тем же занимаются в последнее время Китай и Япония. В декабре 2014 г. они продали американских ценных бумаг соответственно на $6 млрд. и $10 млрд. Но у Китая гособлигаций США на $1244 млрд. У японцев чуть меньше.

В 2012 г. лишь 2.1% всех золотовалютных резервов РФ хранилось в виде золота (407.5 тонн). Но за последние три года из-за политики активной скупки золота Центральным банком России доля золота в золотовалютных резервах нашей страны увеличилась почти в 5 раз и достигла 10%.

По данным эксперта В.Винникова, общее количество золота, находящегося в распоряжении ЦБ РФ, сейчас составляет 1200 тонн. Это самый высокий показатель для России за последние 24 года.

Центральный банк России в 2014 г. установил рекорд по приобретению драгметалла со времен распада СССР. За 11 месяцев он купил 152 тонны золота на сумму 6,1 миллиарда рублей, что на 123% больше по сравнению с предыдущим годом. По оценке экспертов, это почти треть всего золота, закупленного регуляторами разных стран в 2014 году.

По объёмам добычи золота Россия вышла по итогам 2014 года на второе место в мире — 272 т золота. На первом Китай — 465,7 т, третье место у Австралии — 269,7 т.

По данным эксперта В.Винникова за декабрь 2014 г. Центробанк России приобрёл ещё 45 тонн золота и таким образом общее количество золота приобретённого Россией за 2014 г. составило 197 тонн.

Вероятность обвала доллара, по мнению многих известных специалистов в сфере финансов, увеличивается. С начала 70-х годов ХХ в. американский доллар не обеспечивается золотом и реальная обеспеченность 1 доллара реально производимыми товарами сейчас составляет лишь 1 цент (1%).

Китай уже сейчас прорабатывает альтернативные варианты развития событий в сфере мировых финансов. С 1 июня 2012 г. Китай (2 экономика мира) и Япония (3 экономика мира) начали прямой обмен своих валют без пересчета в доллары.

Непосредственный обмен японских иен на китайские юани и обратно осуществляется на валютных рынках Токио и Шанхая. До этого времени это осуществлялось с учетом курсов данных валют по отношению к американскому доллару.

В условиях современного кризиса Правительством России был разработан План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. Он был подписан Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым 27 января 2015 г.

Общая сумма мероприятий плана составляет 2,332 трлн.  рублей, из которых 1 трлн. пойдет на поддержку системообразующих банков. Цель – сохранение кредитование.

С этой же целью ключевая ставка Центробанка, под которую он выдает кредиты коммерческим банкам, была снижена с 17% до 15% годовых.

Кроме того, Правительство России в рамках реализации этого антикризисного плана намерено сократить бюджетные расходы на 10%, за исключением социальных и оборонных расходов.

Поддержка госкорпораций со стороны Правительства РФ будет осуществляться дополнительно, разными косвенными способами.

Так, например, компания «Роснефть», в середине декабря 2014 г. выпустила облигации на рекордную для России сумму в 625 млрд. рублей.

Ряд крупных банков выкупили эти облигации под гарантии Центробанка России. Центробанк готов выдавать банкам кредиты под залог этих облигаций.

То есть более полутриллиона свободных рублей единовременно появилось на банковском рынке.

Эта схема господдержки обусловлена тем, что напрямую кредитовать небанковские организации ЦБ не может.

Именно после этой сделки 15-16 декабря 2014 г. доллар взлетел до 80 рублей, а Центробанк вынужден был поднять ключевую ставку с 10,5% до 17%.

«Роснефть» сейчас готовится к новому выпуску облигаций на 400 млрд. рублей.

Министерство экономического развития России в январе 2015 г. подготовило и направило в правительство прогноз на 2015 год. Согласно документу средняя цена на нефть составит 50 долларов за баррель (до сих пор мы жили с прогнозом в 96 долларов), ВВП упадет на 3%, инфляция составит 12%, хотя в 2014 г.

В конце января 2015 г. состоялся обучающий семинар-совещание для глав регионов, спикеров парламентов субъектов и мэров крупных городов РФ на тему «Современная экономическая и политическая повестка».

На этом совещании Президент России В.В.Путин поручил региональным руководителям сформировать собственные планы действий в социальной сфере, а также «не только ждать помощи из центра, но и самим искать выход из трудных ситуаций».

На совещании также выступили министры экономического развития Алексей Улюкаев и финансов Антон Силуанов, а также председатель Цетробанка Эльвира Набиуллина.

Основная часть заседания прошла в закрытом для прессы режиме, но позднее некоторые главы субъектов рассказали о том, что происходило за закрытыми дверями.

Выяснилось в частности, что многие руководители регионов были недовольны тем, что их не привлекли к разработке антикризисного плана, «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

В ходе этого совещания выяснилось и что, власти субъектов все же ожидают помощи именно от центра.

Предложения от регионалов были разные, в частности передать регулирование алкогольного рынка с федерального уровня на региональный. В этом случае бюджеты субъектов могли бы получить дополнительно порядка 500 млрд. рублей.

Другое предложение – перевод коммерческих кредитов, которые брали региональные власти, в бюджетные кредиты, поскольку проценты по последним в разы ниже. То есть предлагается выкупить долги региональных бюджетов перед коммерческими банками за счет средств федерального бюджета, с тем, что бы субъекты стали должны федеральному центру.

Так, например, в составе более чем 30-миллиардного государственного долга Республики Саха (Якутия) (по данным на 1 января 2015 года), 8,2 млрд. рублей приходится на прямые кредиты и займы.

В целом для реализации известных «майских» указов Президента Путина от 2012 года по повышению зарплат бюджетникам, в 2013 г. многие регионы были вынуждены привлекать заёмные банковские ресурсы. В результате общий дефицит региональных бюджетов единовременно вырос в три раза и составил 642 млрд. рублей.

Еще одно предложение от регионов – проводить докапитализацию банков, не напрямую, а через регионы. То есть провести взаимозачет – федеральный центр дает деньги регионам, те расплачиваются по кредитам с банками, таким образом, докапитализируя последние.

 Министерство финансов РФ в начале 2015 г. опубликовало проект поправок в федеральный бюджет на 2015-2017 гг. В проекте расходы госказны сокращены на триллион рублей, реальная экономия с учетом новых расходов на индексацию заработных плат и пенсий, а также дополнительные траты в связи с валютными скачками, составила порядка 0,3 трлн. руб.

Согласно поправкам, больше других от секвестра пострадают стабильно недофинансируемые отрасли и ведомства, одновременно снижается приток бюджетных средств в национальную экономику.

Урезаны расходы на развитие Дальнего Востока, межбюджетные трансферты,  и повышены социальные расходы.

По расчетам Минфина, доходы бюджета России в 2015 г. будут меньше утвержденных на 17%, в госказну поступит только 12,4 трлн. руб. Поэтому в правительстве попытались уменьшить расходы, но, несмотря на все усилия, полное прекращение финансирования отдельных ФЦП, Минфин добился экономии лишь в 2%. Дефицит бюджета составит 3,8% ВВП, компенсировать который правительство планирует с помощью средств Резервного фонда.

В январе 2015 г. глава Минфина Антон Силуанов  заявлял, что предложит сократить все статьи бюджета на 10%, за исключением защищенных. На деле же секвестр оказался неравномерным и в отношении отраслей, и по линии министерств.

На 18% уменьшен бюджет Министерства природных ресурсов и экологии, ведомство в 2015 г. получит лишь 18,5 млрд. руб. Серьезно урезаны “экологические” программы: ФЦП “Чистая вода” и “Охрана озера Байкал”.

Минфин принес в жертву и самый крупный раздел – “Национальная экономика”, который должен был получить 1,9 трлн. руб. Он сократился и за счет ФЦП по развитию отдаленных территорий России.

Совсем недавно полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил привлекать россиян в ДФО бесплатными земельными участками.

“Мы хотим предложить создать механизм бесплатного выделения каждому жителю Дальнего Востока и каждому человеку, который хотел бы приехать на Дальний Восток, одного гектара земли, который может использоваться для ведения сельского хозяйства, для создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйств”, – предлагал Трутнев президенту Владимиру Путину.

Сама по себе идея могла бы быть жизнеспособной только при условии, если государство позаботится о создании необходимой для жизни инфраструктуры. На решение этой проблемы нацелена ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”.

Строительство автомобильных дорог, аэропортовых комплексов, разъездов БАМа – на эти цели до 2018 г. было запланировано выделить из госбюджета 570,3 млрд. руб. В 2015 г. из этой суммы в ДФО должно было отправиться 37,1 млрд. руб. Но в поправках Минфина сумма уменьшена практически вдвое – до 19,2 млрд. руб. Это сводит на нет все предыдущие инициативы по ускоренному освоению Дальнего Востока…

Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин отмечает, что часть расходов Минфин действительно мог сократить, опираясь на эффективную работу отдельных ведомств и чиновников. Но принципиальный отказ от развития, который оформлен этими поправками точно так же, как и бюджетами прежних лет, является неприемлемым.

“Нужно понимать, что в условиях кризиса, который будет носить долговременный характер, единственный способ развития – модернизация инфраструктуры. В силу самой природы инфраструктуры, бизнес не может справиться с этой задачей, потому что результат достается всем, а расходы несет лишь один. Объективно государство должно заниматься решением этой проблемы. Отказ от модернизации инфраструктуры – это не просто отказ от развития, это отказ от существования России в перспективе ближайших десяти лет…”, – рассказал «Накануне.RU» Михаил Делягин.

Почти не пострадал раздел “Общегосударственные вопросы”, в нем закладывается содержание чиновников правительства и депутатов. Секвестр минимальный – 2,4%, то есть лишь 24 млрд. руб. из 1 трлн. руб.

Из-за возросшей инфляции, на 5% (до 4,2 трлн. руб.) решено увеличить финансирование социальной политики.

Второй укрупненный раздел – обслуживание муниципального и государственного долга. На эти цели Минфин предлагает дополнительно выделить 136 млрд. руб., конечный объем статьи – 585 млрд. руб. На сегодняшний день внутренний государственный долг РФ составляет 10,9 трлн. руб.

Внешний долг, сократился до $54,3 млрд. Последние годы он увеличивался без каких-либо причин: госбюджет принимался с профицитом, а “нефтегазовая кубышка” разбухала.

По мнению независимого экономиста Владислава Жуковского, это говорит о том, что правительство, влезая в долги при избытке денег, действовало в интересах Федеральной резервной системы США.

“Это нонсенс – долг создается ради долга. Деньги занимают не для создания научно-технического потенциала или модернизации. Их занимают только для того, чтобы откладывать во внебюджетные фонды. Зная политику Минфина, можно сказать, что заимствования продолжатся, чиновники не знают другого способа пополнить бюджет. Вместе с тем они будут резать расходы и параллельно проводить коммерциализацию социальных услуг. Скачок бюджетных расходов на обслуживание бюджетных договоров связан с увеличением стоимости заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Стоимость займов растет пропорционально росту ключевой ставки. ЦБ сначала убивает валютный рынок, подыгрывает спекулянтам и росту ключевой ставки, а потом делает заимствования недоступными”, – прокомментировал ИА «Накануне.RU» ситуацию Жуковский.

О том, как будут обслуживать свои долги регионы, финансисты правительства не подумали – межбюджетные трансферты сокращаются на 9,4%, субъекты получат лишь 619 млрд. руб.

По данным Минфина России, на 1 января 2015 г. суммарный объем госдолга всех субъектов вырос на 20%, до 2 трлн. руб. Муниципалитеты задолжали еще 313 млрд. руб., сумма по сравнению с прошлым годом выросла на 8%. В 2014 г. госдолг рос вместе с доходами бюджетов, уменьшились поступления только в пяти субъектах. Но выплачивать кредиты регионы будут уже в условиях кризиса.

По данным РИА “Рейтинг”, у десяти субъектов отношение госдолга к доходам составляет более 100%, у 46 регионов – более 50%. И только у шести субъектов уровень долговой нагрузки меньше 10% от доходов. Если в 2014 г. долг повышался на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ на 12 % (снижение продемонстрировали только пять регионов), то сейчас дополнительных поступлений ждать неоткуда, и обслуживать кредиты субъекты будут в условиях дефицита средств.

Минфин России стремится сократить расходы, реальные же антикризисные меры заключаются в том, чтобы сократить воровство.

“Когда по экспертным оценкам до 30% госзаказа расходуется неэффективным образом, что означает разбазаривание средств или их воровство…Сокращение расходов нужно осуществлять в первую очередь в виде сокращения коррупции, разгильдяйства и представительских расходов… Это должно касаться не только расходов государства в узком смысле, в виде федерального бюджета, но и расходов госкорпораций, внебюджетных фондов, в первую очередь – пенсионного и фонда ОМС, расходов местных властей и региональных бюджетов”, – говорит известный экономист Михаил Делягин.

Также, по мнению Делягина, средства Резервного фонда и ФНБ нужно направлять не на финансирование дефицита, как планирует Минфин, а на модернизацию производственных мощностей в стране для оживления экономической конъюнктуры.

Депутат Госдумы от Тюменской области Вячеслав Тетекин  в интервью  «Накануне.RU» отметил, что  правительство Медведева и конкретно Минфин расписались в непрофессионализме еще на стадии верстки бюджета.

“Уже в прошлом году было ясно, что мировые цены на нефть слабеют, но они все равно заложили в бюджет… цифру в 100 долларов за баррель. Поэтому сейчас нужно лихорадочно пересчитывать бюджет и решать, где и что урезать. Порочна сама философия формирования этого бюджета. Нужно увеличивать доходную часть бюджета, вот чем нужно заниматься в первую очередь. Возможности для этого существуют, и они лежат на поверхности. Вместо этого – обсуждается совершенно популистское решение о сокращении зарплат депутатам на 10%…За неделю до этого Госдума отвергла предложение о введении прогрессивного налога в размере 28%. Вот это главный источник доходов бюджета – обложите данью сверхбогатых. Это нормальная мировая практика. По нашим подсчетам, введение прогрессивной шкалы дало бы в федеральный бюджет 1 трлн. руб., деньги бы закрыли все дыры. Правительство не хочет этим заниматься, оно верит в то, что цены на нефть вырастут, и мы решим все проблемы. Такого не будет. Страна, наконец, должна начать производить. В угоду экспортерам нефти мы угробили нашу обрабатывающую промышленность. И с падением мировых цен на нефть мы оказались в этом глубочайшем кризисе. Нужно не просто сокращать расходы, а решать проблему пополнения казны”, – считает депутат…

1.3.Результаты реформ в России и Белоруссии.

По данным мониторинга индекса человеческого потенциала (развития) ООН, начиная с 1998 г., Беларусь опережает по этому показателю все страны СНГ. В 1998 г. Беларусь заняла 68 место в мире по этому показателю, в 2003 г. уже 53 место среди 175 стран мира (Россия 63 место).

Белоруссия к 2006 г. обеспечила для 80% своих граждан, относящихся к числу представителей среднего класса и бедных, уровень жизни в 2 раза выше, чем у аналогичных категорий россиян.

В 1991 г. душевые уровни производства в Белоруссии и РСФСР были практически одинаковы. К 2006 г. ВВП Белоруссии достиг 137,4% от уровня 1991 г., тогда как Россия- 89,5%. Следовательно, душевой ВВП Белоруссии в 2006 г. был в 1,54 раза больше, чем в России.

По данным Белорусского статагентства, средняя месячная заработная плата в Белоруссии в конце 2005 года достигла 375 долларов. В России она в тот период составляла 393 доллара. Но цены в Белоруссии существенно ниже, чем в России. С учётом этого покупательная способность белорусских граждан почти в 2 раза выше.

По данным опроса россиян 2006 г. проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения 43% россиян тратили на квартплату и коммунальные услуги (электричество, газ, вода, телефон) от четверти до половины совокупного дохода своих семей. 17% расходуют на это от половины до трех четвертей заработков.

В Белоруссии цена на жильё значительно ниже. Уровень квартплаты тоже.

В Белоруссии за период с 2001 по 2006 годы жилья построено больше, чем в России и Украине, вместе взятых. Между тем, численность населения Белоруссии 10 млн. человек, а общая численность населения России и Украины почти 190 млн. человек.

В Белоруссии пособия на детей в 2006 г. получали более одной трети всех семей страны. Помимо этого для семей с детьми установлены льготы по налогообложению, содержанию детей в дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Все расходы на питание детей в возрасте до двух лет берет на себя государство. В Белоруссии премия за рождение ребенка – больше 100.000 рублей. Для семьи с 3 детьми государство выплачивает 50% ипотечного кредита, а для семьи с 5 детьми – 100%.

Белорусские власти взяли на себя и бытовое, торговое обслуживание пожилых людей. Ими организовано также бесплатное питание и медицинское обслуживание ветеранов войны и труда, пенсионеров, детей-инвалидов.

Расходы Белоруссии на здравоохранение составляют 4,8% ВВП, в России 3,7% ВВП.

Республика Беларусь тратит на образование 6% ВВП против 3,1% ВВП в России. По удельному весу расходов на образование в ВВП Беларусь опережает США, Японию, Швейцарию, Великобританию.

По данным Министерства труда и социальной защиты, уровень безработицы в Белоруссии на 1 июля 2006 года безработица составила 1,5% экономически активного населения. В России реальный уровень безработицы доходит на периферии до 8-10%.

Российский Институт общественной экспертизы, а также наиболее авторитетные социологи считают, что децильный коэффициент в России в 2006 г. достигает уже 40.

В Белоруссии в 2005 году уровень социального неравенства гораздо ниже и децильный коэффициент составлял лишь 5,2%. Это обусловлено политикой властей. В Белоруссии введено законодательное ограничение дифференциации доходов. Зарплата руководителей не может превышать среднюю зарплату по предприятию в 3-4,5 раза.

Удельный вес населения, живущего за чертой бедности в Белоруссии, снизился более чем в два раза – с 38,6% населения в 1996 году до 17,8% в 2004 года.

В 90-е годы в Белоруссии в отличие от России был совсем другой подход по развитию сельского хозяйства. Лукашенко удалось сохранить практически все нерентабельные совхозы и колхозы. Даже когда они работали «в ноль» или с убытками – государство помогало им сохранять производство.

Также поступают правительства других развитых странах: платят свои крестьянам дотации, субсидии, выстраивают различные экономические и политические схемы, способствующие экспорту своей сельхозпродукции.

И уже сейчас Белоруссия достигла результата. Россия покупает еду у белорусов. Белорусы сохранили в своём агросекторе и кадровый, и производственный потенциал.

У них на сегодня и в животноводстве, и в растениеводстве, и в перерабатывающей промышленности освоены самые современные технологии, не уступающие западноевропейским. Все поля распаханы и засеяны, урожаи и привесы выше российских показателей в два-три раза. Постепенно повысилась рентабельность белорусских сельхозпредприятий.

Олег Дубов, глава Оленинского района Тверской области отмечает:
«Я часто бываю в Белоруссии, наш район побратим Шкловского района Могилёвской области. Что касается развития сельского хозяйства, то Белоруссия находится впереди нас лет на пятьдесят. Там совершенно иначе строилась государственная политика, у них действительно не было того, что в нашем понимании называется «90-е годы». В Белоруссии государство строило и строит централизованно, по госпрограмме, типовые животноводческие комплексы».

В Белоруссии можно стать владельцем добротного, современного коттеджа бесплатно в агрогородках в сельской местности в рамках президентской программы по возрождению села.

Согласно этой программе, любой житель республики может перебраться на постоянное место жительство в деревню и получить благоустроенный дом.

Дома предоставляют бесплатно при соблюдении ряда условий.

Во – первых, один из членов семьи должен трудоустроиться в колхоз. Дом вначале предоставляется в безвозмездное пользование, но по истечении 10 лет работы в колхозе дом переходит в собственность семьи переселенцев.

Во-вторых, если по какой-то причине, спустя меньшее количество лет семья переселенцев решила уехать из деревни и уволиться из колхоза, они имеют право выкупить дом по остаточной стоимости.  За каждый полный отработанный в колхозе год, остаточная стоимость сокращается на 10%.

Президентские домики в Белоруссии в среднем, это двухэтажный дом 80-120 кв. метров со всеми коммуникациями, канализацией, хозяйственными постройками и благоустроенной территорией…

1.4. Демографическая ситуация в России.

Одним из прямых следствий экономического кризиса в России стала демографическая катастрофа.

За период с 1992 г. по 2005 г. убыль населения России составила 11,2 миллиона человек. На основании этих данных ООН сделало прогноз, что к 2050 году население России может сократиться до 108 миллионов.

По данным всероссийских переписей 2002 г. и 2010 г. за этот период население России сократилось на 2400000 человек.

На деле численность населения нашей страны сократилась ещё больше, так как при проведении переписи 2010 г. в России были учтены почти 5000000 лиц без российского гражданства.

Это происходит на фоне быстрого старения населения страны. Доля людей старше 65 лет составляет сейчас 13,7 процента. Таким образом, мы почти вдвое превысили международный стандарт, согласно которому общество считается старым.

В результате старения населения, нехватки молодёжи из-за демографической «ямы» 90-х годов ХХ в., по данным исследования международной рекрутинговой компании «Hays» и «Oxford Economics», трудоспособное население России сократится на 17 млн. человек к 2030 году.

Общее сокращение численности населения России связано со сверхвысокой смертностью, особенно мужской. Их доля составляет 90 %. Причём группы риска стали здесь существенно моложе.

На 2 месте среди причин смертности – неестественные (внешние) факторы: дорожно-транспортные происшествия, отравление алкоголем, правонарушения. Курение, алкоголизм, наркотики ежегодно уносят жизни 500 тыс. наших сограждан.

Огромный ущерб демографическому потенциалу нашей страны наносят аборты. Россия занимает второе место в мире по количеству абортов на 1000 женщин детородного возраста. Идет постоянная реклама прерывания беременности, абортов, сформирован рынок таких медицинских услуг.

В 2000 г. в США был опубликован доклад «Глобальные тенденции-2015». В его разработке принимали участие Национальный разведывательный совет, эксперты крупнейших американских университетов и аналитики Центрального разведывательного управления США. В исследовании авторы попытались предсказать, как изменится мир через 15 лет.

По прогнозу авторов доклада «Глобальные тенденции – 2015» население России должно было сократиться за 15 лет до 130-135 миллионов.

Неблагоприятно влияет на демографическую ситуацию ухудшение экологической ситуации в России. Зона экологического неблагополучия в России составляет 15% всей территории страны, где проживают 60% её населения и сосредоточены основные производственные мощности и сельхозугодья. В результате только 10% новорожденных в России здоровы.

Россия стала местом захоронения опасных отходов (1 место в мире по радиоактивному загрязнению (до 30% страны)), размещения грязных производств (2 место в мире в 2007 г.).

Ущерб здоровья населения России только от потребления некачественной питьевой воды оценивается в 30 млрд. долларов ежегодно.

Дополнительная смертность от загрязнения воздуха в России составляет ежегодно 40 тысяч человек, что в 3 с лишним разом превышает боевые потери Советской армии во время афганской войны за 12 лет (с 1979 по 1989 гг.).

Зарубежный опыт свидетельствует, что для стабилизации состояния окружающей среды необходимо выделять около 2% национального бюджета, а для быстрого улучшения – 6% (Япония). Между тем, Россия расходует на охрану окружающей среды в РФ лишь 0,1% от федерального бюджета.

Как показала практика, негативные прогнозы демографического развития России, не подтвердились в полной мере.

По данным Госкомстата, на 1 января 2015 года население России составило 146 миллионов 270 тысяч человек, увеличившись за год примерно на 2,6 миллиона человек.

Этот рост обеспечен воссоединением РФ  и  Крыма (+2,3 миллиона), миграционным и естественным приростом…

Рост населения зафиксирован в 41 регионе России, в том числе в 32 регионах с преимущественно русским населением.

Наибольшой прирост населения отмечается в Московской области, Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, Краснодарском крае, Дагестане, Чечне, Тюменской области, Татарстане, Ханты-Мансийском АО, Новосибирской и Ленинградской областях.

Во всех перечисленных регионах, кроме Ленинградской области и Севастополя, главный источник прироста — рождаемость постоянного населения. Но при этом везде, кроме Чечни и Дагестана, заметную роль в увеличении числа жителей играет и миграция, прежде всего внутренняя, российская.

Основными поставщиками внутрироссийских мигрантов выступают  регионы России, где население, несмотря на превышение рождаемости над смертностью, сокращается. Это Север, Дальний Восток, некоторые регионы Сибири и Заволжья: Республики Коми, Марий Эл, Мурманская, Оренбургская, Иркутская, Забайкальская, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Хабаровский и Камчатский края.

Именно отсюда наиболее интенсивный поток переселенцев направляется в  более тёплые края (Краснодар, Белгород, Воронеж) и в крупные мегаполисы.

В 21 субъекте Федерации в 2014 г. произошло увеличение сельского населения. Это не только национальные республики, с традиционно высокой сельской рождаемостью (Ингушетия, Тыва, Чечня), но и некоторые области Центральной России (Смоленская, Ярославская, Тульская), а также Астраханская, Калининградская, Ленинградская, Самарская, Тюменская области, республики Алтай и Крым.

Наибольшее абсолютное сокращение населения отмечено в Волгоградской, Нижегородской, Брянской, Тверской и  Кемеровской областях. Наибольшее относительное сокращение (в расчёте на 1000 жителей) — в Еврейской АО и Республике Коми.

Впервые в текущем столетии в 2014 г. зафиксирован рост населения в таких областях, как Калужская и Ярославская. Также впервые замечено сокращение числа жителей в Калмыкии и Карачаево-Черкесии. Это связано как с  миграционными потоками, так и с заметным выравниванием национальных традиций рождаемости (наблюдается её повышение в славянских семьях и  снижение у  ряда народов Северного Кавказа и Предкавказья).

Население России растёт, начиная с 2010 года, в том числе за счёт естественного прироста — с 2013 года. За последние пять лет оно выросло на 4,4 миллиона человек. Увеличение славянских народов за этот период можно оценить примерно в 2,5 миллиона, увеличение других российских народов (включая крымских татар) — в 0,75 миллиона, положительное сальдо иностранной миграции (преимущественно из государств СНГ) составило несколько более 1 миллиона человек.

С другой стороны, при анализе долгосрочных тенденций изменения демографической ситуации в России обращает на себя внимание проблема депопуляции, негативных последствий демографической «ямы» 90-х годов ХХ века.

В своей статье «Как вымирает Россия: выводы из нового демографического прогноза Росстата» от 30.01.2015 г. старший научный сотрудник Центра развития НИУ ВШЭ С.Алексашенко отметил: «Россия стоит перед угрозой быстрой депопуляции. Чтобы сохранить нынешнюю численность населения страны, к  2050  г. потребуется колоссальный приток мигрантов – около 20 млн., более 12% нынешнего населения России…То, что показал Росстат, – глобальный вызов нашей стране, справиться с  которым будет нелегко».

В конце 2014 г. Росстат опубликовал на своем сайте обновленный демографический прогноз России до 2050 г.

В нём содержится три варианта прогноза – низкий, средний и высокий: 1) продолжение сложившихся тенденций, 2) реалистичный прогноз с учетом принимаемых мер, 3) желаемые для властей показатели, зафиксированные как цели Концепции демографической политики до 2025 г.

По инерционному прогнозу за  35  лет население России до 2025 г. сократится на 20%.

По реалистичному прогнозу численность россиян до 2025 г. останется примерно на нынешнем уровне.

По оптимистичному прогнозу население страны до 2025 г. за это время должно увеличиться на 15 %.

Инерционный сценарий предполагает, что  ежегодный прирост населения России (число людей, проживающих на территории нашей страны, с учетом временных трудовых мигрантов) за  счет сальдо международной миграции (приехавшие минус уехавшие) до  2050 года будет постепенно снижаться с  270 тыс. человек в год до 170 тыс.

В  целом по этому сценарию за  35  лет население России за счет миграции увеличится на 7,7 млн. человек (без учета иностранных граждан, которые родятся на территории России).

В  реалистическом прогнозе ежегодный миграционный прирост увеличится с  300 тыс. до 400 тыс. человек, и в итоге обеспечит рост населения России на 13,6 млн. человек за весь прогнозный период.

В оптимистичном варианте прогноза ежегодный прирост населения России за  счет миграции увеличивается до полумиллиона человек в год к 2022 г., потом – до 555 тыс. к  2030 г. и  удерживается на этом уровне до 2050 года. В итоге рост численности россиян на 19 млн. человек.

При  этом оценку потенциальной миграции нужно увеличить, из-за необходимости учёта количества уезжающих в другие страны граждан России. Исходя из статистики последних 15 лет – примерно на треть, то есть необходимый прирост мигрантов реально составит 10 млн., 18 млн. и  25 млн. человек соответственно.​

Не только высокий, но даже и реалистический вариант представляются маловероятными. По данным ФМС, сегодня в России находится около 11 млн. иностранных граждан, 80% из которых – граждане стран СНГ.

Для  реализации реалистичного и  высокого прогнозов – при условии, что страны СНГ будут поставлять 80% мигрантов, – количество граждан этих стран, работающих в  России, должно увеличиться в  2,5 и  3,2 раза соответственно.

Таким образом, потребуется переселение в Россию практически всего взрослого мужского трудоспособного населения стран СНГ, что представляется нереальным.

Демографический прогноз исключительно важен для  долгосрочных оценок экономических перспектив страны. Помимо общей численности населения он дает и оценку трудоспособного населения, трудовых ресурсов. В этой части прогноза ситуация выглядит еще  хуже, т.к. доля населения в трудоспособном возрасте снижается примерно одинаково во всех вариантах прогноза (с  60% до 50%).

Как и в случае прогноза общей численности населения, при  оценке будущей динамики трудовых ресурсов необходимо учитывать фактор миграции.

Таких данных Росстат в  своем прогнозе не  дает, С.Алексашенко использовал фактические данные о  доле трудоспособного населения в общем количестве приехавших из стран СНГ (90%).

Чем  выше прогнозная численность трудоспособного населения, тем  выше  будет  зависимость  российской  экономики от трудовых мигрантов.

Огромный приток трудовых мигрантов – объективная реальность, с которой России предстоит столкнуться. Альтернатива этому сокращение примерно на треть потенциальных трудовых ресурсов в  российской экономике в течение прогнозного периода (среднее между низким и средним сценарием).

Это будет означать уменьшение темпов экономического роста и еще большее ослабление экономики.

Однако даже если России удастся обеспечить желаемый приток мигрантов, среднее качество рабочей силы (с точки зрения образования и квалификации) будет быстро снижаться. Вряд  ли Россия согласится инвестировать в развитие систем образования в  других странах. А у самих стран СНГ возможностей для резкого повышения качества своих систем образования за счёт своих внутренних резервов нет.

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: