Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Разговоры в пользу беднейших.В новом антикризисном плане правительства пока нет прогрессивного подоходного налога.

Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько, Анастасия Мануйлова, Олег Сапожков, Вадим Вислогузов.

26.01.2016 г.

Предварительный проект антикризисного плана правительства на 2016 год составлен Минэкономики; сегодня он, по данным “Ъ”, будет обсуждаться на совещании у президента Владимира Путина. В отличие от плана-2015, в этом году Белый дом намерен поддерживать преимущественно не банки, а регионы и промышленность. Основной нерешенный вопрос плана на 2016 год — социальный: проект предусматривает дискуссию о пенсионном возрасте в 2016 году. Предложения Минтруда о введении прогрессивного подоходного налога на высокие зарплаты и об ограничении уровня зарплат топ-менеджмента госкомпаний, как и предложения по перераспределению сверхдоходов глав госкомпаний в пользу беднейших сотрудников, Минэкономики не поддержало.

25 января министр экономики Алексей Улюкаев направил премьер-министру Дмитрию Медведеву проект антикризисного плана правительства на 2016 год. Документ составлен на основе предложений самого Минэкономики, а также Минпромторга, Минсельхоза, Минэнерго, Минтранса, Минтруда и Минздрава, в нем пока нет соображений Минфина. Во вторник с министром Улюкаевым провел рабочую встречу президент Путин, сегодня, по данным “Ъ”, у главы государства намечено два рабочих совещания, на которых в той или иной мере будут обсуждаться ключевые положения антикризисного плана. Документ должен быть окончательно подготовлен и согласован к 5 февраля. После этих совещаний план будет обсуждаться в течение недели с профильными вице-премьерами, окончательное сведение плана и урегулирование разногласий вокруг него возложены на первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Проект плана по состоянию на 25 января (есть в распоряжении “Ъ”) состоит из двух частей — включенные решением Минэкономики инициативы ведомств по нескольким направлениям (всего 96 пунктов) и предварительно отвергнутые (43 пункта). В условно одобренной части план стоит около 500 млрд. руб., из которых 310 млрд. руб. уже предусмотрены бюджетом на 2016 год: это бюджетные кредиты регионам. Прочие средства — и это собеседники “Ъ” в правительстве отмечают как главную особенность антикризисного плана — преимущественно ориентированы на поддержку нефинансового сектора (более 200 млрд. руб.), в первую очередь машиностроения. Напомним, антикризисный план-2015 свелся в основном к докапитализации банковской системы на 800 млрд. руб.— тогда стратегия Белого дома предполагала преимущественно косвенную поддержку промышленности через финансовый сектор. В проекте плана-2016 на докапитализацию банков планируется направить максимум 25 млрд. руб. из остатков средств, выделявшихся еще в конце 2014 года. Отметим, впрочем, что вопрос о стоимости санации ВЭБа со второго квартала 2016 года — он фигурирует в плане вторым пунктом — вообще не решен, притом что это потенциально самые крупные антикризисные расходы 2016 года.

Подавляющее большинство из 96 условно одобренных на уровне Минэкономики пунктов плана-2016 формально не требуют прямого бюджетного финансирования (отдельно стоит отметить отсутствие там, в отличие от плана-2015, крупных инициатив по поддержке строительной отрасли) — однако, как в случае с блоком поддержки предпринимательства, идеи Белого дома могут сильно повлиять на расходы региональных и муниципальных бюджетов. Значительная часть крупных инициатив — как приватизация в 2016 году (не только крупных госактивов в виде акций, но и федеральной недвижимости), реформы в сфере правоохранительной деятельности и судебной системы, касающиеся предпринимательской тематики,— обнародовались ранее, а их перспективы неочевидны. Наиболее ярким регуляторным предложением Минэкономики в плане является идея физического ограничения числа проверок: 5 тыс. в год для федерального надзора, 200 — для регионального и 50 — для муниципального, а также мораторий на проверки для новых промпредприятий. В целом блок дерегулирования расписан Минэкономики достаточно подробно, и это преимущественно развитие идей антикризисного плана-2015.

Проект плана, в отличие от 2015 года, почти не предполагает действий по снижению налоговой нагрузки — Минэкономики ограничивается идеей замораживания ставок водных платежей, нулевого НДС в авиаперевозках, ряда мер по налоговой поддержке малого бизнеса. Довольно крупные предложения Минэнерго в нефтяной сфере и в сфере энергетики в план не включены — судя по всему, напрямую инициативы, существенно снижающие доходы бюджета, в план априори не вошли.

Около 50 млрд. руб. на поддержку здравоохранения, включенные в проект плана, целиком предлагается найти не в антикризисных резервах Белого дома, а в средствах, сэкономленных на размере федеральной дотации Федеральному фонду ОМС в 2016 году.

Значимых предложений по крупным «структурным реформам», какой бы смысл в этот термин ни вкладывать, в проекте антикризисного плана немного — это кроме приватизации почти исключительно вопросы социальной сферы. Так, в документе зафиксирована необходимость в рамках плана обсудить в июне 2016 года варианты индексации пенсий и ограничений выплат пенсий работающим пенсионерам с относительно большим доходом, в марте 2016 года — вопрос о повышении требований к назначению досрочных пенсий, а в октябре — вопрос о «возможных сроках, границах и темпах повышения пенсионного возраста».

Наиболее крупные предложения внесены в проект в соответствии с требованиями Ольги Голодец. Это помимо индексации пенсий в 2016 году на фактический объем инфляции 2015 года (12,9%, цена вопроса — 286 млрд. руб. с 1 апреля и 160 млрд. руб. с 1 августа) и введение сроком на год выплат из материнского капитала размером 5 тыс. руб. в месяц с июня 2016 года. Не попала в предварительно одобренные пункты плана и самая громкая инициатива, исходящая от Минтруда,— ведомство Максима Топилина выступает с идеей обсуждения в 2016 году введения прогрессивного подоходного налога на «сверхвысокие» заработки. Этому же ведомству принадлежит еще одна пока отвергнутая инициатива — «упорядочивание» уровня оплаты топ-менеджмента госкомпаний и госкорпораций с направлением сэкономленных средств на оплату труда «наименее оплачиваемых работников», в этом же списке и новые ограничения зарплат руководству ГУПов и МУПов через федеральный закон.

Отвергнутые предложения Минпромторга в основном являются отраслевыми и ориентированы на поддержку крупных игроков в машиностроении и РЖД. Не поддержанные инициативы Минэнерго более разнообразны: это, например, приватизация непрофильных активов госкомпаний, стимулирование отказа от неиспользуемых энергомощностей. Впрочем, не включена в проект плана и вполне здравая идея ведомства Александра Новака по директивному ограничению благотворительной деятельности госкомпаний, как и идея Минсельхоза по компенсации агропроизводителям, имеющим валютные кредиты, потерь от девальвации рубля. Правительство пока готово обсуждать лишь поддержку физлиц, имеющих ипотечные валютные кредиты и в силу этого «находящихся в трудной жизненной ситуации»: правда, обсуждать этот вопрос Белый дом, согласно проекту антикризисного плана, готов лишь через год, в декабре 2016 года.

Источник: сайт газеты “Коммерсант”.

 

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: