Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Якутия: бюджет развития и социальной ответственности.

Юрий Николаев

12 января 2016 г.

Как в условиях ограниченности бюджетных средств сформировать главный финансовый документ субъекта Федерации таким образом, чтобы он был одновременно и социально направленным, и бюджетом развития? О том, как удалось реализовать столь амбициозный план, журналу «Бюджет» рассказал Юрий Николаев, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике.

— Глава Республики Саха (Якутия) в своем послании Государственному Собранию  указал на то, что бюджет региона должен быть бюджетом роста и бюджетом ответственности. Скажите, главный финансовый документ 2016 года отвечает этим требованиям?

— Параметры, заложенные в нем, позволяют назвать его бюджетом роста и бюджетом ответственности — нашей ответственности за качество и эффективность исполнения принятых расходных обязательств. Вместе с тем в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо найти подход, который позволит достигнуть максимального результата при минимуме затраченных средств. Нам предстоит не только решать актуальные задачи по тем или иным направлениям повышения качества жизни населения в пределах имеющихся средств, но и провести большую работу по наращиванию источников дохода.

Мы взяли на себя амбициозные задачи по благоустройству территорий, ремонту дорог, а также вводу 600 тысяч квадратных метров жилья, в том числе за счет реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья и стимулирования индивидуального жилищного строительства. Объем региональной инвестиционной программы на 2016 год составит 21,2 миллиарда рублей. Мы считаем, что это один из тех факторов, которые должны обеспечить рост отдельных макроэкономических показателей.

— Юрий Михайлович, несмотря на то что норма о принятии трехлетнего бюджета сегодня не действует, многие регионы сверстали бюджет на 2016 год и на плановый период 2017–2018 годов. Какое решение приняли в Якутии?

— Бюджет Якутии на 2016 год сформирован на однолетний период. Также приостановлены обязательные нормы, касающиеся планового периода, для муниципальных образований региона. Это связано прежде всего с непростой внешнеполитической обстановкой, сложностью прогнозирования основных макроэкономических показателей, а также волатильностью курса национальной валюты.

— Каковы основные параметры регионального бюджета-2016?

— Общий объем доходов бюджета Республики Саха (Якутия) в текущем году составит 164,3 миллиарда рублей. В том числе налоговые доходы — 102,9 миллиарда рублей, неналоговые — 10,5 миллиарда рублей, безвозмездные поступления — 51 миллиард рублей. Стоит отметить, что в текущем году дотации республике из федерального бюджета предусмотрены ниже показателей 2015 года. Так, дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2016 году снижена на 4,6 миллиарда рублей и составила 43,2 миллиарда рублей.

Расходная часть спрогнозирована в объеме 172,6 миллиарда руб­лей. Охват расходов регионального бюджета государственными программами составил около 95 процентов. Затраты на социальную сферу составили 48 процентов от общего объема расходов (рисунок 1).

В текущем году мы должны сохранить номинальную заработную плату по отдельным категориям работников бюджетной сферы на уровне 2015 года с учетом достижения значений целевых показателей зарплаты, установленных региональными дорожными картами. Также минимальный размер оплаты труда будет доведен до прогнозируемой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2016 году.

Большое беспокойство у нас вызывает следующий фактор. Одно из основных обязательств государства перед населением — улучшение качества и доступности медицинской помощи, внедрение современных технологий диагностики и лечения. При этом значительной статьей расходов является финансирование службы санитарной авиации, на которую направлен почти один миллиард рублей. Данный вид медицинской помощи очень важен для регионов с обширной территорией, и, к сожалению, он не учитывается в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Таким образом, исходя из параметров доходной и расходной частей бюджета Якутии, дефицит в 2016 году составит 8,3 миллиарда рублей, или 7,3 процента от объема налоговых и неналоговых доходов.

— Юрий Михайлович, возглавляемый вами комитет занимается не только бюджетом, но и, в частности, налоговыми вопросами. На ваш взгляд, насколько проводимая сегодня налоговая политика отвечает вызовам времени?

— В Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016–2018 годы заложена самая главная идея — отказ от повышения налоговой нагрузки на экономику. В связи с этим на первый план выходят вопросы улучшения качества администрирования, увеличения собираемости налогов, усиления мер по борьбе с уклонением от их уплаты. Считаю, что эти решения являются своевременными и обоснованными.

Решение о продлении до конца 2017 года моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков и на присоединение к уже созданным группам новых организаций также считаю очень актуальным. Наша рес­публика одной из первых начала поднимать вопрос о недостатках данного нововведения, поскольку на первых порах столкнулась с проблемами прогнозирования поступлений налога на прибыль, который является одним из бюджетообразующих доходных источников. И от качества прогнозирования поступления данного налога зависит объем принимаемых расходных обязательств субъекта. Следует ожидать, что по итогам 2015 года будут выработаны предложения по совершенствованию механизма налогообложения таких групп налогоплательщиков и разработаны рекомендации по прогнозированию налога на прибыль от участников КГН.

В качестве значимого решения хотел бы отметить создание особых налоговых условий хозяйствования в границах территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В столице Якутии создан индустриальный парк «Кангалассы». Мы уже приняли решение о снижении ставки налога на прибыль организаций для резидентов ТОСЭР. Решается вопрос о предоставлении им льгот по налогу на имущество организаций.

В целом считаю, что меры, принимаемые федеральным центром с целью стимулирования инвестиционной активности регионов, являются актуальными и работают на перспективу развития страны. В числе таких мер — предоставление субъектам Федерации права снижения ставки налога на прибыль для участников региональных инвестиционных проектов. В республике ставки максимально понижены: на первые пять лет — до нуля процентов, на последующие пять — до десяти процентов.

Отдельная тема — переход на налогообложение имущества, исходя из его кадастровой стоимости. В Якутии принято решение пока отложить переход на новую систему налогообложения и вернуться к этому вопросу в 2017 году.

Необходимо отметить, что в последние годы увеличились риски недопоступления налога на доходы физических лиц. Причина — в отмене с 2009 года порядка нормирования размера полевого довольствия, который в соответствии с Налоговым кодексом не подлежит налогообложению. Отсутствие ограничения размера полевого довольствия привело к тому, что работодатели часть заработной платы заменяют на полевые выплаты и, как следствие, исключают эти суммы из налоговой базы по НДФЛ. Данный факт подтверждают материалы выездных налоговых проверок за 2012–2014 годы, согласно которым размер ежедневного полевого довольствия на предприятиях золотодобывающей отрасли Респуб­лики Саха (Якутия) варьируется в диапазоне от 200 до 2000 рублей. Если сравнивать выплаты по заработной плате и полевому довольствию с 2010 по 2014 год, то у отдельных работодателей наблюдается рост соотношения объема полевого довольствия к фонду оплаты труда. В среднем этот показатель увеличился с 19 до 45 процентов, максимальное значение составило 85 процентов.

Для решения данной проблемы Республика Саха (Якутия) предлагает вернуть законодательно закрепленное определение «полевое довольствие» и нормировать его размер для целей налогообложения.

В связи с этим мы разработали законопроект, предусматривающий внесение соответствующих изменений в налоговое и трудовое законодательство. По законопроекту получено положительное заключение Минфина России, и мы очень надеемся, что данная законодательная инициатива будет поддержана и другими министерствами, ведомствами, Государственной думой, а также Советом Федерации.

— В 2015 году функционал регионов и муниципалитетов по предоставлению льгот малому бизнесу значительно расширился. Скажите, Якутия воспользовалась своим правом?

— Безусловно, расширение региональных полномочий по налоговому стимулированию развития малого и среднего предпринимательства можно отнести к значимым событиям в сфере налоговых правоотношений ушедшего года. На уровне Якутии все вводимые меры активно обсуждались с предпринимательским сообществом. Результатом совместной работы стало введение в мае 2015 года двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Главной нашей целью было вовлечь в оборот как можно большее число самозанятого населения, поэтому был установлен максимальный перечень видов деятельности, на которые распространяется льготное налогообложение. Учитывая, что с начала действия «налоговых каникул» прошло немного времени, делать какие-либо выводы рано. Хотя уже сегодня можно сказать, что, по предварительным данным, в налоговых органах республики с июня по октябрь 2015 года зарегистрировалось более 800 новых ИП, а это примерно на 300 единиц больше, чем за аналогичный период 2014 года.

В октябре прошлого года мы приняли закон, устанавливающи­й дифференцированный подход к определению размера потенциального дохода налогоплательщиков по патентной системе налогообложения. С учетом социально-экономического развития муниципальные образования республики поделены на пять групп территорий действия патентов. Для каждой группы установлен соответствующий размер потенциального дохода.

Так, для крупных промышленных городов и Якутска сохранены действующие размеры, для поселений с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек — с уменьшением от действующих на 10 процентов, для поселений с численностью от 8 до 10 тысяч человек — с уменьшением на 20 процентов, для остальных поселений — на 30 процентов. При этом поселения арктических и северных районов выделены в самостоятельную группу, для которой размер снижен в два раза.

Практически аналогичный подход применен при определении пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков с объектом «доходы». Только в данном случае установлены три группы муниципальных образований. Первая — те же крупные промышленные города и Якутск, ставка по ним сохранена действующая — шесть процентов. Так же, как и по патентной системе, в отдельную группу выделены поселения арктических и северных районов, для них ставка снижена до двух процентов. Все остальные города и поселения объединены в одну группу, и ставка по ним утверждена в размере четыре процента. Соответствующий закон был принят 26 ноября 2015 года.

Указанным законом также расширена сфера действия патентной системы налогообложения и актуализирован перечень видов деятельности, подпадающих под налоговые каникулы. Здесь хотелось бы отметить следующее: республика неоднократно обращалась в федеральные органы власти с предложением о распространении действия патентной системы на производителей хлеба и хлебобулочных изделий. И вот, с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 года № 232‑ФЗ это стало возможным: «производство хлеба» включено в 16 дополнительных видов деятельности, в отношении которых регионы вправе вводить патентную систему налогообложения. Таким образом, можно считать, что Якутия задействовала все налоговые механизмы, позволяющие повысить предпринимательскую активность в регионе.

Источник: Бюджет ру.

Оставить комментарий

Войти с помощью: