Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Милосердие.

От редакции: статья российского учёного М.Д.Рукина посвящена роли милосердия, морали и нравственности в жизни современного общества.

М.Д. Рукин, доктор технических наук, профессор, член Союза журналистов Москвы, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения и «Заслуженный научный сотрудник МГУ имени М.В.Ломоносова», лауреат премии имени М.В.Ломоносова, «Почетный работник науки и техники Российской Федерации.

ruckin.mihail@yandex.ru

13.07.2015 г.

Как-то, «во второй своей жизни», в январском номере журнала «Природа и человек», М., №1, 2006 г., я опубликовал статью «О мудрости и милосердии в этом мире». Сегодня, ознакомившись с некоторыми публикациями электронного журнала Академии Тринитаризма, я решил воспроизвести заново эту статью, очень созвучную с идеями, изложенными в прочитанных мною некоторых работах Академии, немного переделав ее с веяниями сегодняшнего времени.

Ход времени необратим и ему нет конца… Повторяя и вспоминая прошлое, мы через настоящее идем в будущее…

Идеи моей статьи нужно использовать только в благородных целях, помогая себе и окружающим людям. Не желательно их использовать в сугубо эгоистических или корыстных целях (может сработать закон обратной связи, или так называемый закон бумеранга). В этом случае можно не приобрести что-то новое, а потерять). Об этом надо также помнить, когда обращаешься к древним источникам. Необходимо почаще вспоминать фразу Михаила Афанасьевича Булгакова: « … не все управляется нами…».

Природную мудрость каждого, кто воспримет эти идеи, необходимо использовать, действуя согласно заветам древних мудрецов, изложенных в одной из наших опубликованных ранее статей и повторенных еще раз в этих строчках: « …учиться только путем своего личного опыта, исполняя главные принципы: «… избрать самые худшие свои качества и постараться избавиться от них…», «… глупый желает добра себе, мудрый молит Бога о благе для всего мира, в котором и ему достанется частица…», « … сначала найди мир, красоту, добро в себе, а потом увидишь это в окружающем тебя мире…».

Постоянно повторяя фразу: «…мира, добра, счастья желаю всем людям Земли» или произнося мысленно нараспев слова: «Оум! Оум! Оум!..», мы настраиваем свою потревоженную душу на благородные дела и привносим в нее успокоение.

Готовя свое и общее будущее хорошей жизнью в настоящем, мы делаем еще один маленький шажок к последующим успехам в делах своего жизненного пути.

Мы неоднократно говорим о милосердии и добром отношении к тем, кому предстоит быть вечным помощником, и к тем, кому судьбой предначертано переделывать и облагораживать мир, не определив понятие» милосердие». И, исправляя допущенную несправедливость, приведу не определение даже, а суждение о нем, и пусть это будет прологом и предлогом к написанию новых статей о целительных и не до конца познанных пока законах Природы и Космоса, позволяющих морально и духовно возродить ЧЕЛОВЕКА.

Милосердие, в моем понимании, есть готовность каждого проявить милость сердца к кому-либо.

И встает вопрос: готовы ли мы к этому? Я думаю, что не ошибусь, ответив, что многие из нас не готовы к положительному ответу на этот вопрос. Причины здесь могут быть разные: у одних – неустроенность личной жизни, у других – отсутствие элементарной культуры, бесконечные стрессовые ситуации стремительно бегущего энергетического и техногенного века, у третьих – социальная несправедливость, экологические и политические неурядицы, неумение отдельных людей правильно жить, любить и ощущать прекрасное. Список причин, приводящих многих к отсутствию милосердия, можно продолжить и далее. Но дело, как мне представляется, не в этом. Все названные и неназванные причины отсутствия милосердия объединяет одна общая черта: обязательная взаимосвязь отдельной личности, и нашей – в том числе, с окружающим его обществом в сфере экономических, социальных, общественных и семейных отношений. Влияние каждой из этих связей на наши, непрерывно формирующиеся личности, влияние индивидуума прослеживается постоянно, начиная со дня рождения и последних дней – до так называемой физической смерти. Исключить это влияние нам не представляется возможным. Вибрации Космоса пронизывают планету, отражаются на каждом человеке в зависимости от его числовых и буквенных характеристик.

В некоторых благоприятных обстоятельствах это влияние оказывает положительное воздействие на нас. Наполняет наше сердце болью и страданием за окружающий мир. В этом случае появляется желание сделать что-то полезное для исправления нарушенной гармонии взаимоотношений нашей личности с окружающими людьми…. И тогда мы ищем в своем сердце пути к милосердию по отношении к внешнему миру.

Здесь я хочу выразить главную мысль, которая может быть сведена к первому тезису: чтобы окружающий мир был милосердным, надо в первую очередь творить это милосердие в своем собственном сердце.

Я не открою великой тайны, если напомню себе и каждому истину, заключающуюся в ответе на вопрос, который каждый из нас может ставить перед собой ежедневно: «А что сделали мы сегодня доброго для людей?» И если каждый вечер, вспоминая прожитый день, удается вспомнить добрые дела по отношению к окружающим: дома или на работе, в транспорте или на улице – можно считать, что день прожит хотя бы небесполезно… И лучше, чтобы эти добрые дела были всегда с нами, чтобы стало повседневной реальностью оказание хоть какой-то помощи людям: словом или делом, улыбкой или вниманием, или хотя бы отсутствием равнодушия к судьбам людей из окружающего мира. Если в ответе содержится слово «Да», можно считать, что мы стали сегодня чуть-чуть милосерднее, чем вчера.

Физическая жизнь, отведенная человеку на Земле, как «мимолетный миг» по сравнению с бесконечностью жизни Вселенной. Если помним об этом всегда, мы каждый день будем вырабатывать в своем сердце толику добра, справедливости и внимания к окружающим. И начинаем верить, что нам становится легче жить, что жизнь наша наполняется глубоким содержанием и смыслом. И окружающий мир поворачивается к нам лицом, с каждым днем, с каждым прожитым часом, и это – благодаря и нашим усилиям. Мир становится добрее, и в конечном итоге – милосерднее.

Повторяя неустанно слова: мир, счастье, радость – тебе – проходящий путник, тебе- пожилая, изможденная горечью и несправедливостью отношения окружающих, старушка; Вам – девушка и юноша, только вступающим в жизнь, Вам – добрым или злым людям, идущим бок о бок, Вам – милые граждане Земли..

Нельзя научить милосердию, если в собственном сердце отсутствует добро. И нельзя быть милосердным по отношению к другим людям, если неблагополучно в собственном сердце и оно закрыто для самых близких родных и друзей.

Итак, тезис второй – милосердие нашего собственного «Я» начинается, прежде всего, с себя, со своей семьи, с самых близких тебе людей: с отца, матери, жены, детей, родственников.

Не может лечить или помогать людям человек, у которого недобрые отношения в собственной душе, семье, который сам нарушает один из главных принципов: «сострадать в первую очередь ближнему», а затем – остальным окружающим его знакомым или незнакомым людям. И только при выполнении этого тезиса милосердие начинает переливаться через край нашей души и … всем от этого – хорошо…

В древних легендах Востока, в произведениях Н.К. и Е.и.Рерих мы неоднократно встречали слова о добре, о милосердии собственного «Я» и добром отношении к живому и неживому миру: во всех формах минеральной, растительной, животной или человеческой жизни заключена энергия, питающая эту жизнь. В этом смысле можно говорить и об энергии милосердия и добра. Вырабатывая ежедневно и ежечасно эту энергию в самом себе, мы увеличиваем продолжительность и своей, и окружающей нас жизни на Земле и во Вселенной. И об этом надо помнить всегда!

Третий тезис: милосердие – это любовь.

А любовь живет в сердце, в самых глубинных тайниках человеческой души. Необходимо раскрыть эту любовь в самом себе, повернуться лицом к людям, творить любовь и добро в своей душе. И станет наше сердце здоровым, а приобретя собственное здоровье, мы через милосердие своей души обязательно выйдем на путь милосердия с окружающим нас миром, к жизни в самом глубоком понимании этого слова. Добрые дела каждого из нас приведут к благу человечества, к гармонии добрых взаимоотношений, и в конце концов – к очищению духовного мира от зла и насилия.

И еще один тезис: милосердие – это сострадание. Сострадая сам, быстрее поймешь боль окружающего тебя мира и подскажешь пути к ее лечению. И в этом история знает немало примеров милосердия людей, прошедших через страдания и муки, через зло и насилие окружающего мира. Если нам будет присуще сострадание, то это приведет обязательно к желанию помочь несчастному, обездоленному, убогому, каким-то материальным или духовным знаком внимания облегчить страдания людей на грешной и любимой нами Земле. Всякое страдание священно и перед ним все равны: преступники и больные, неудачники и случайно оступившиеся, отвергнутые люди и незаслуженно вознесшиеся над толпой, талантливые и бездарные, верующие или атеисты. Любое страдание есть испытание души, любой знак сочуствия к страданию заставляет нас ощущать невидимую нить и единую цепь, соединяющие все миры, и нас- с ними, населчющему нашу хрупкую маленькую планету, бороздящую неизведанные до конца и загадочные миры Необъятного и Великого Космоса.

Добродетель в сострадании, проявляемая отдельными личностями, присуща, с моей точки зрения, действительно уникальным и гениальным людям. И этот тезис множество раз подтвердила история, достаточно лишь обратиться к отдельным биографиям оставшихся навечно в памяти потомков знаменитых и легендарных личностей: это величайшие мученики христианства и других религий – Иисус Христос, Будда, Магомет и др. Это история жизни великих ученых, художников, музыкантов, скульпторов, писателей и поэтов, это целая плеяда людей, поставивших перед собой главной целью жизни – служение для блага людей, это история всех названных и неназванных «феноменов». И с этих позиций можно считать сострадание благом, потому что через страдания многих людей человек и окружающее его общество становилось на какой-то период времени чище, гуманнее и добрее.

Выделенные тезисы – не призывы к самовоспитанию. Это «выношенные» собственным страданием мысли, это отзвук и крики наших сердец и душ, обращенные к людям: задумав очистить мир от «скверны», очистить надо прежде всего себя, свою душу и сердце, наполнить их любовью и добром, и только после этого нести это добро на радость и обновление окружающего мира, на коррекцию собственной судьбы, в том числе и с помощью древних знаний, у истоков которых стоял великий Пифагор.

Мира, счастья и радости всем Вам, добрые люди любимой планеты! Всем, кто страдает сегодня, и кто хочет уже сейчас жить лучше, чем вчера!..

Если каждому из окружающих нас хотя бы три раза за день кто-то скажет спасибо за наши дела, то это опять же вознаграждается здоровьем собственным и окружающих, так как слово «СПАСИБО» идет из христианской религии и означает: «Спаси тебя Бог!», а религия христианства – это настольный учебник каждого, это книга Бытия, написанная мудрейшими людьми за всю историю человечества., а их связи с Космосом – сомнению не подвергаются… И поэтому скажу несколько слов о милосердии с христианских позиций.

Милосердие – это милое сердце, проявляющее себя в делах и подвигах любви. Милосердие – любовь в действии, пользующаяся всяким случаем быть полезной людям, оказавшихся в той или иной беде. Такова натура любви – «любовь милосердствует». По словам Христа, всякое доброе дело есть милосердие: дать чашу воды страждущему, указать путь незнакомцу, глядя в печальное лицо страдальца, улыбнуться ему сочувственно – все это милосердие.

Милосердие – одно из лучших украшений жизни, но украшение не материальное, которое одевают в особые дни, в исключительных случаях, а духовное, которое украшает истинного человека постоянно.

Милосердие излучает добро через выражение лица, милые глаза, приятную улыбку, нежные слова, искренние чувства, оказанную помощь, жертвенное служение.

Милосердие охотно и радостно откликается на призывные вопли страдальца, оно смело спешит в кромешную тьму зла, неверия и безбожия, спешит к «сидящим во тьме и тени смертной» с ярким факелом человеколюбия.

Милое сердце всегда отзывчиво, щедро и самоотверженно. Оно не щадит ни времени, ни денег, ни здоровья, ни самого себя. Для спасения другого такое сердце не задумываясь, рискует жизнью. Встретившись лицом с нуждающимся, милосердие действует сразу и безотлагательно, помня слова Писания: !Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам, когда ты имеешь при себе…» (Притч. 3:27-28).

Милосердие полезно не только тому, кто пользуется его заботами, но и тому, кто проявляет это милосердие. Оно сделает сердце милосердного блаженным, счастливым. Ибо сказано: «Человек милосердный благотворит (творит благо) в душе своей…», «… кто милосерд к бедному, тот блажен». Поэтому в Писании нас призывают к милосердию, говоря: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Притч. 11:17, 14-21; Лука 6:36).

Милосердие – это рука любви, которой мы должны пользоваться постоянно и неустанно. И говорится в Писании: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай… Длань твою открывай бедному и руку твою подай нуждающемуся…» (Евангелие, 9, притча 31).

С великим прискорбием надо заметить, что по многим причинам у многих христиан рука милосердия бездействует. У одних эта рука вывихнута и не на своем месте, у других парализована, ампутирована, атрофирована, отсохла…

Христос встретил однажды такого человека: «… Случилось войти ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая». Рука несчастного, как мы видим здесь, не была ампутирована; она отсохла и беспомощно свисала вниз вместе с мертвым и бесчувственным рукавом. Вы скажете: «Какая печальная картина!» Картина становится еще более плачевной и трагичной, когда духовная рука христианина становится сухой, бесчувственной и безразличной к людским нуждам. И в этом случае зрелище действительно жалкое. Все у человека нормально, кроме сухой руки, которую он не в силах протянуть не только в целях милосердия, но даже для обычного дружеского приветствия. «Пощади, нельзя же всем помочь!» Обычно спят сухорукие и поэтому никому вообще не помогают. Как же избавиться от такого духовного уродства? Христос повелевает сухорукому: «Протяни руку свою!» Это же повеление относится ко всем духовно сухоруким: протяни руку твою… Протяни ее со словами покаяния, протяни за благодатным помилованием и возрождением свыше, за даром святого духа, Духа любви и всякого милосердия, и ты сможешь протягивать свою руку милосердия всем страдальцам.

Порою кажется удивительным, что люди стараются милосердствовать по разным своим соображениям и ложным мотивам. Один – желая «добрыми делами» заслужить себе спасение и избежать адских мучений, другой – из гордости, стараясь создать себе репутацию благотворителя и т.д. И это большое заблуждение! Слово имеет мало утешения от таких людей, ибо говорится: «Если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:3). Слово Божье говорит: «Не творите милостыню перед людьми… пусть левая рука твоя не знает, что творит правая… Просящему у тебя – дай; и от хотящего занять – не отвращайся… Благотворите ненавидящим вас…».

Охладевшее сердце с остывшей любовью и сухой рукой – таково духовное состояние многих наших современников. Страшно подумать, что мы доживем до тех скорбящих дней, о которых пророчествовал Михей, говоря: «Не стало милосердия на Земле!»

Мир стал тесен от зла, людям нашего поколения нужно милосердие, как хлеб, воздух и вода. Жестокость попирает нашу Землю. Человек чувствует себя неприкаянным, обманутым; так будем же добрыми и честными – хотя бы друг перед другом. И только тогда может отступить «вечная ночь», и только тогда придет светлый день, и придет милосердие в наши сердца и души, и да будет так!..

Литература

Рукин М. О мудрости и милосердии в этом мире. М., журнал «Природа и человек» – СВЕТ, №1, 2006 г, стр. 40-42.

Библия. Книги священного писания ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТА. Канонические в русском переводе. Издание миссионерского общества «Новая жизнь – Советский Союз». «Кэмпус Крусейт Фор Крайст», СССР, 1990. С.1327.

Коран (на русском языке). Суры 1-114. М., 2012. Издательство «Масульманин.ком», Перевод Э.Кулиева.

Источник: сайт «Академии Тринитаризма», М.,Эл № 77-6567, публ.20842.

Оставить комментарий

Войти с помощью: