Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

МЕСТО ТАНГРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 

От редакции: в статье известного якутского учёного Г.В.Томского, проживающего сейчас во Франции, рассматривается проблема реконструкции древней тюркской духовной традиции, тангризма.

Профессор Григорий В. Томский (Франция).

Международная академия КОНКОРД.

g.tomski @gmai l.com.

Человечеству надо объединяться. Ему угрожают большие опасности: ядерная катастрофа, экологические бедствия, новые неизвестные болезни, космические катаклизмы.

Новые или модернизированные рациональные религии должны быть совместимы с научным мировоззрением, должны способствовать развитию творчества и распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры.

Они должны объединять людей, вовлекая их к участию в совместных действиях, способствующих повышению качества их жизни.

Основы тангризма.

Классический тангризм был основан на трех идеях, зафиксированных в письменных источниках времен Монгольской империи:
Идея толерантности, сформулированная в виде «Существует только один Бог. Он дал человеку много пальцев и, точно так же, он дал ему много путей к единому Богу».

Идея всеобщего мира, выраженная словами: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».
Идея всемирного правительства, сформулированная в виде: «На небе есть только один Бог и на земле должен быть только один хозяин».
Эти три идеи можно толковать как кредо классического тангризма, то есть как официально зарегистрированную систему догматов вероучения [1-9, с. 5].
Мы формулируем кредо тангризма в современных терминах в соответствии со смыслом его классической формулировки следующим образом: «Есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим. Пусть эта вера способствует сплочению людей доброй воли, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы!» [2, с. 13].

Классическое истолкование тангрианской религии было монотеистическим. Впрочем, догмы этой религии никогда не были строго фиксированы, она была очень толерантной, считалась совместимой со всеми великими религиями. Она была религией Аттилы и Чингисхана и достаточно хорошо сохранилась в Якутии, следы ее до сих пор можно найти в Турции, Средней Азии, Монголии и Южной Сибири.

При переводе Библии и Евангелие на якутский язык христианский Бог был отождествлен с Тангара. В Казахстане Аллах отождествляется с Тангры, в Турции и Азербайджане с Танры. Мы выбираем термины Тангра и Тангри, близкие ко всем этим словам.

Каждый читатель волен по своему произносить это великое имя и производные от него термины.

Религию, зародившуюся более 2200 лет назад, просуществовавшую на огромных пространствах Евразии более 1500 лет, служившую идейной основой самых обширных в истории империй, трудно не называть великой. Жан-Поль Ру пишет, что тюрко-монгольские народы сыграли важную роль в политической истории Евразии и «надо полагать, что их религия по своему развитию соответствовала их деяниям» ([10], p. 284).

Тангристы считали, что на самом деле они верят в того же Бога, что и христиане, мусульмане, иудеи, что все религии являются различными путями к единому и великому Богу.

Их удивляли бесконечные религиозные диспуты и разногласия оседлых народов. В их глазах священники всех великих монотеистических религий молились одному и тому же Богу. В письме, полученном в 1248 году французским королем от представителя Великого хана в Иране, читаем:
«Владыка мира приказывает, что не должно быть, согласно воле Бога, никакого различия между латинянами, греками, армянами, несторианцами, якобитами и всеми, кто поклоняется Кресту: в наших глазах они все одинаковы» ([5], p. 316).

Поскольку ханы охотно соглашались с речами и проповедями представителей всех религий, то те часто их принимали за своих единоверцев:
«Хетюм рассказывает, что Монка был крещен в его присутствии. Джузджани утверждает, что он попросил Берке и тот произнес шахадда, что равносильно обращению в ислам. Это было в обычае монгольских правителей утвержать, что они исповедуют ту же религию, что их собеседники» ([5], p. 349).

Мировые религии признают невозможность определения Бога, считая, что такое определение означало бы понимание бесконечной божественной субстанции конечными методами. Действительно, наши знания ограничены. Наука освещает все большую часть Реальности, которая бесконечна и неисчерпаема. Поэтому наше знание всегда ограничено по отношению с Непознанному, оставляющему много места для Таинственного (Mystique). Ученые не любят бездоказательных рассуждений, дающих видимость объяснения той или иной области Мистики. Но Вера в те или иные объяснения дело сугубо личное, если оно не наносит прямого ущерба другим.
Сила в физике определяется ее эффектом. Если человек ощущает на себе какие-то положительные эффекты, необъяснимые воздействием известных науке сил, полей и других источников, конечно, он имеет право называть источник этих благотворных эффектов богом. Такой ход рассуждений применим и к древнему человеку, не знавшему электромагнитных полей и обожествлявшему, например, молнию.

Поэтому предлагаем воспринимать Бога как совокупность всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку. Понимаемого таким образом Бога мы называем Тангра, чтобы отличить от восприятия как Творца, ибо при нашем определении не возникает вопроса о его местожительстве, облике и роли в создании Вселенной.

Кроме того, наше определение соответствует тангрианскому восприятию Бога, выраженному в следующем виде: «В Светлом Боге-господине мы олицетворяем окружающее пространство, его высокую энергию… Это небесный символ, которому мы поклоняемся, почитаем» ([12], с. 44).

Философ и социолог религии Фредерик Ленуар объясняет:
«Многие верующие задумываются о значении слова «Бог». Вспыльчивый библейский бог, который все время недоволен, меняет свое мнение, гневается, испытывает угрызения совести все менее и менее «веруем», ибо слишком человекоподобен» ([13], с. 323).

«Люди ищут Бога более загадочного, менее персонализированного, стоящего выше человеческого понимания. В этом случае лучше говорить о «божественном» как о силе или энергии.» ([13], с. 325).

«Все религии мира, начиная от наиболее старинных форм шаманизма до больших религий, включая анимизм и китайскую мудрость, дают примеры верований, практики или опытов, которые постулируют существование многих уровней реальности.

Это убеждение о существовании одного или многих уровней реальности, отличных от воспринимаемой непосредственно, подкрепленное большим количеством верований и личного опыта людей, сегодня вышло за пределы традиционных рамок и продолжает быть свойственным некоторому количеству людей, которых я квалифицирую как «религиозных».Это мне кажется минимальным определением религиозности …» ([13], с. 232).

Ален Узьо (Alain Houziaux), доктор теологии и философии, подчеркивает:
«Вера в Бога даже для современных людей не вызвана интеллектуальными соображениями: Бог не является прежде всего Первопричиной всего того, что существует. Она также вызвана психологическими причинами: Бог не является только ответом нашей потребности быть любимым. Она приходит после того, как человек испытает чувства удивления, страха и начинает задумываться над силами, которые потрясают космический мир, двигают людьми и вызывают неожиданные события. Сначала появляется удивление и даже содрогание. Поэтому, даже для нас, наиболее спонтанным является определение Бога как Силы или Мощи (Puissance). » ([14], с. 16).

«Вопрос о форме «существования» Бога относится к сложнейшим. Напротив, вполне возможно рассматривать Бога как «силу или мощь», которая действует на всех людей, независимо от того, верующие они или нет.» ([14], с. 25).

Наше определение Бога соответствует этим замечаниям. Эту точку зрения мы никому не навязываем, каждый волен представлять Тангра или единого и всемогущего Бога по своему.

Естественность и универсальность базиса тангризма.

Заметим близость описанного нами базиса тангризма с естественной религией философов эпохи Просвещения, ибо Дидро и многие другие мыслители понимали под естественной религией общую основу всех религий, остающуюся после удаления их фольклорной надстройки и рассказов о божественном откровении. Преимуществом такой религии, содержащей общие для всех верования, является универсальность, исключающая догматизм и фанатизм. Но в отличии от искусственных построений типа религии Разума французской революции тангризм имеет реальные исторические традиции.

Каждая личность стремится улучшить качество своей жизни. При этом каждый оценивает уровень своего благополучия по своему, люди вырабатывают свои моральные и интеллектуальные ценности в зависимости от своего образования и воспитания, влияния семьи, друзей и средств массовой информации.

Качество жизни оценивается множеством критериев, среди которых можно перечислить:
– духовное богатство человека;
– уровень материального благосостояния;
– качество окружающей среды;
– состояние здоровья;
– уровень безопасности и т.д.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д.

Преимущественное внимание к приумножению духовного богатства по сравнению с материальным не является идеализмом в век признания информации как ценного ресурса. На развитие человеческих ресурсов делают ставку все передовые страны.

Духовное богатство включает все, чем человек владеет и дорожит и что не имеет материальной или денежной формы: знание и опыт, творческие способности, культуру поведения и т.д. Духовное богатство и информация не уменьшаются, если ими поделиться с другими. Профессиональные знания и полезные навыки не исчезают, если их передать и привить интересующимся и нуждающимся. Позитивные убеждения и культура поведения легко передаются и способствуют улучшению таких важнейших компонентов качества жизни, как качество окружающей среды и уровень безопасности. Информация рассматривается в настоящее время как не менее ценный ресурс, чем энергия и сырье. Но результативная деятельность может быть только при творческом подходе, при всемерном развитии своего потенциала.
Одним из видов творчества современного человека является выбор религии для выработки на его основе своего индивидуального верования. Мы придерживаемся современной концепции религии как совокупности совместимых между собой индивидуальных верований.
Все идет к тому, что каждый думающий человек будет иметь свою индивидуальную веру. Люди с близкими убеждениями будут группироваться в новые или модернизированные религиозные течения.

Естественность и универсальность модернизированной основы тангризма, приемлемость кредо современного тангризма для всех людей доброй воли, совместимость нашего определения Тангра со взглядами современных философов и богословов на определение Бога или на значение слова «Бог», позволяет использовать основы тангризма в качестве универсального базиса для индивидуальных верований.

Тангризм дает большую свобода для творчества и выражения своей индивидуальности. Об особенностях поклонения в эпоху классического тангризма известно не так много. То, что мы знаем, позволяет сделать вывод, что тангризм обладал чертами удобного для современного человека минимализма.
Восприятие единой религии Н.К. Рерихом мощно выражено в его искусстве. Религиозные и другие положительные символы помогают мобилизации психологических и других внутренних ресурсов. Поэтому Тангрианские символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть ([6], с. 28-31). Наиболее выразительные символы сближают людей.
Для нас тангрианская молитва является способом мобилизации своих жизненных сил, «подзарядка» дополнительными ресурсами из окружающей среды, включая неизвестные нам силы, поля и их источники. Примерами возвышенной тангрианской поэзии являются молитвы (алгысы) Тэриса, автора наиболее разработанной формы современного якутского тангризма ([9], с. 10-72).

Таким образом, Тангра является для нас, в значительной мере, символом, позволяющим мобилизовать психологические и другие внутренние известные и неизвестные ресурсы. Для такой мобилизации могут быть использованы молитвы и обряды всех основных религий.
Из этого замечания видно, что нет принципиальной разницы между современным толерантным представителем любой монотеистической религии и современным тангристом, ибо толерантность в этом случае означает признание возможности того, что есть много путей к единому Богу и надо верить так, чтобы не наносить ущерба другим.

При этом все люди доброй воли стремятся к тому, чтобы человечество жило в согласии и могло решать все возникающие перед ним задачи и проблемы.
Мы не видим также возможности отрицать существование Тангра, ибо нельзя отрицать существование еще неизвестных науке сил и полей, способных помочь человеку. Поэтому можно говорить, что все верят в Тангра, в большинстве случаев не зная этого.

Базис современного тангризма можно также обозначать нейтральным символом БИВ (Базис индивидуальных верований).

Наука и религия.

К естественному и универсальному для людей доброй воли базису современного тангризма (БИВ) добавляются различные надстройки, что дает простор для модернизации любых религий или верований в совместимом с научным мировоззрением виде.

Развитие отношений между религией и наукой будет иметь решающее влияние для будущего человечества.

Каждый ученый верит в убедительные для него теории и гипотезы. Но эта вера не догматическая, а способная модифицироваться под напором фактов и новых более убедительных теорий. Вместо дополнения базиса тангризма традиционными учениями о душе, противоречащими друг другу, мы предпочитаем дополнять его научными физическими, космологическими, биологическими, психологическими и другими теориями, которые потом будут заменены другими по мере развития научных исследований.
Человечеству угрожают большие опасности: экологические бедствия, новые
неизвестные болезни, ядерная катастрофа, космические катаклизмы [15-18].

С другой стороны, требуют исследования многие явления, которые живо интересуют людей и которые не могут быть успешно исследованы при современной организации науки и выбора ее приоритетов: телепатия и другие парапсихологические явления, шаманские чудеса, эффект пласебо, наличие души человека и возможности продолжения ее существования после смерти, о чем так единодушно говорят почти все религии.

Проверка некоторых гипотез потребует многовековых усилий единомышленников, искренне верящих в справедливость этих гипотез, но ставящих превыше всего истину. Новые рациональные религии могут быть полезны также для медицинских и педагогических целей. Это будет способствовать широкому распространению научной культуры и ее постепенному превращению в часть народной культуры.

Не стоит тратить много времени на выработку индивидуального верования, погружаясь в дебри запутанных учений. Человек должен как можно быстрее освободить свой мозг и энергию для позитивной творческой деятельности, если на это способен. Желательно, чтобы он не усложнял жизнь себе и, особенно, другим сложными обрядами и странными для окружающих запретами.
Классический тангризм служил идеологической базой великих империй, созданных для прекращения междоусобных войн в Великой степи от Тихого океана до Венгрии и даже создания всемирного правительства, призванного прекратить войны на Земле: «Волей Вечного неба весь мир, от востока до самого запада, будет объединен в радости и мире».
Развитие науки привело к пониманию существования глобальных рисков и катастрофической нестабильности условий существования всего человечества [15-19].

Александр Кононов подчеркивает: «Это ли не абсурд, когда человечество фактически ежедневно приносит дань человеческими жизнями стихиям, которые в конце концов могут уничтожить и всю нашу цивилизацию, то есть когда фактически перед цивилизацией стоит бесчисленное число задач по наращиванию потенциалов ее спасения, она растрачивает свои силы на самоистребление, и сама убивает тех, кто мог бы внести вклад в ее спасение.
Сегодня большинство угроз, рисков и вызовов человечеству принято замалчивать – это типичная для лиц, отвечающих за безопасность, стратегия: не знаете, как в сложившихся обстоятельствах парировать угрозы – игнорируйте их, акцентируйте внимание на тех угрозах, с которыми знаете, что делать… Но если на уровне отдельных организаций такая стратегия может быть как-то оправдана – зачем лишний раз раскрывать свою уязвимость, – то на общецивилизационном уровне она представляется абсолютно иррациональной, и прежде всего потому, что лишает человеческую цивилизацию важнейших для ее судьбы смыслов прогрессивного развития, подрывая тем самым ее способности защищаться от идеологий деградации и самоистребления. От консерваторов, защищающих статус-кво, при котором существующие образовательные системы никак не готовят новые поколения человечества к решению задач его спасения, можно слышать такие аргументы, что официальное признание бесконечной уязвимости человечества приведет к росту апокалиптических настроений, эсхатологических теорий, расцвету сектантства. Да, такое возможно, но только если наращивание понимания хрупкости положения человеческой цивилизации не будет сопровождаться разъяснением того, что же следует предпринять, чтобы увеличить шансы человечества избежать реализации бесчисленных сценариев всевозможных апокалипсисов. Собственно, для этого и разрабатывается большая глубоко структурированная теория фундаментальной цивилизационной безопасности – «Общая терия неуничтожимости и могущества человечества» (ОТНМ), на сегодняшний день включающая в себя 21 теорию, разбирающаяся со всеми механизмами, формирующими наши способности не стать жертвами катастрофически нестабильных сред, в которых мы существуем… Фактически, для каждого, знакомящегося с этой теорией, появляется еще один смысл жизни – внесение своего вклада в неуничтожимость, могущество и спасение человеческой цивилизации, перед лицом бесчисленных угроз ее уничтожения. Но, самое главное, такое новое мировоззрение делает еще более очевидным пагубность человеческой розни, войн, накапливания потенциалов самоуничтожения.

Сегодня же изначально формируемая всеми нашими образовательными системами картина мироздания далека от реалий. Она формирует ложные представления о мире, в котором мы живем, ничего не говорит о бесчисленности угроз и необходимости решения задач спасения этого мира, о том вкладе, который каждый может внести в дело спасения.
На сегодняшний день разработан каркас и основные положения ОТНМ, развитие и распространение которой могло бы раскрыть глаза на все множество задач спасения человечества, и на тот вклад, который может внести каждый человек в их решение…

На основе ОТНМ зарождается и новая, возможно самая мощная по своей истинности, глубине и значению для судьбы человечества «идеология могущества человеческой цивилизации», или «цивилионизм». При этом под «могуществом» понимается способность справляться с любыми вызовами и угрозами нашей цивилизации. Такого рода идеология должна, в частности, позволить, например, через конструктивные дискуссии снять разрушительные составляющие в других, существующих на сегодняшний день, идеологиях, в том числе, религиозных. И наоборот, усилить конструктивные, спасительные, составляющие в них.
Эта идеология может стать основой движений и партий нового типа – «Партий могущества человеческой цивилизации – цивилионистов», которые смогут на национальных уровнях бороться за внедрение критериальных основ оценки влияния принимаемых в отдельных странах решений на судьбу и могущество человеческой цивилизации в целом.» ([18], с. 17-18)
Мы тоже считаем, что современное воспитание должно знакомить подрастающее поколение с общими проблемами человечества и Разума в Космосе и увлечь ее «решением задач его спасительного прогресса, неуничтожимости и наращивания могущества человеческой цивилизации» ([18], с. 19).

Поскольку убедительно не доказано наличие бессмертной души человека, то вместо того, чтобы думать непрерывно как попасть в гипотетический рай или избежать ада, мы интересуемся научными исследованиями о продлении жизни человека и даже возможными путями достижения бессмертия, проблемами спасения человечества и более общей проблемой развития и спасения Разума во Вселенной [19].

Широкое распространение рациональных религий и верований, основанных на современном тангрианском базисе (БИВ), будет способствовать снятию разрушительныех составляющих в существующих идеологиях, приведет к прекращению войн и консолидации человечества и высвобождению огромных ресурсов для общего прогресса.
Практика тангризма.

Тангрианские (тангриские) обычаи лучше всего сохранились в Якутии, некоторые из них встречаются в Казахстане и Центральной Азии, Южной Сибири, Турции и Монголии.

Терпимость к другим религиям соответствует общей тенденции развития религий. Тем более, что религиозные церемонии стали сегодня в основном средством придания большей торжественности и праздничности важным событиям жизни.

Даже принявшие христианскую или иную другую веру якуты остаются тангристами (тангрианцами). Для якутов дело облегчается тем, что при переводе любых священных текстов Бог отождествляется с Тангара. Оставаться тангристом для них означает продолжение следования ставших автоматическими у любого якута жестов: кормления огня, участие при случае в обрядах встречи Солнца, частые благословения и добрые пожелания.

С тангризмом совместимы все простые молитвы и естественные обряды, повышающие жизненную энергию и поднимающие настроение.
Наиболее разработанной формой современного якутского тангризма мы считаем Учение Тэриса [9].

Мы видим в этом учении прежде всего оригинальную и перспективную педагогическую и психотерапевтическую систему, представляющую интерес для всех. Более религиозные компоненты этого учения рассматриваются как совокупность методов сохранения и трансляции традиционных культурных ценностей якутского народа.

Цели современного якутского тангризма Тэрис формулирует в следующих терминах ([9], с. 106):  «Есть изведанное человеком и неизведанное. Раньше люди знали существенно меньше, чем теперь… Изведанное будет расширяться и дальше. Но это не означает, что не останется ничего неизведанного. Новые знания добавят больше неизведанного. Наша вера должна помогать нашему развитию. То есть способствовать расширению изведанного».

Замещение в Учении Тэриса единого Бога Создателя Вселенной и всех ее законов понятием Тангра как совокупности неизученных сил и полей, способных помочь человеку, приводит его в форму, полностью совместимую с научным мировоззрением без ущерба для его основного содержания.
Искусство белых шаманов и других тангрианских поэтов, певцов и артистов составляют одну из впечатляющих надстроек, совместимых с базисом современного тангризма при соответствующей интерпретации текстов их молитв и гимнов. Под их руководством проводятся грандиозные тангрианские праздники.

Например, 28 и 29 июня 2014 года 175 000 человек приняли участие в национальном празднике «Ысыах» города Якутска, столицы Республики Саха (Якутия), в которой проживает только 300 000 жителей. Тангрианские обряды во время этого праздника продолжались в течении 6 часов (с 8 до 14 часов) в первый день и в течении 8 часов (с 3 до 11 часов) во второй день.

Они были очень разнообразны: обряды очищения арчы, благословения и молитвы алгыс, церемония встречи восхода солнца, круговые танцы осуохай. Все эти красочные и зрелищные обряды происходили в радостной и игровой форме, заряжали людей энергией и усиливали их психологические ресурсы. С 14 часов 28 июня до 3 часов 29 июня и с 11 часов до 17 часов 29 июня люди могли участвовать во многих культурных, спортивных и игровых мероприятиях: концертах, конкурсах песен и танцев, борьбе, конных скачках, спортивных и других играх.

Некоторые мероприятия продолжались ночью, ибо в конце июня в Якутске белые ночи. A в 17 часов 29 июня праздник закончился радостными церемониями благодарности небесным духам и духу местности проведения праздника – огромного поля, недалеко от города.

Китайская пословица гласит, что одно изображение стоит десяти тысяч слов. Поэтому религиозные и другие положительные символы также помогают мобилизации психологических и других внутренних ресурсов. Тангрианские символы благодаря их простоте и естественности показывают поразительную живучесть.
Солнце и луна. Мы воспринимаем флаги Казахстана и Якутии (Республики Саха) с их голубым небесным цветом и солнцем как тангрианские знамена. Ведь Тангра часто отождествлялся в поэтической речи с Вечно Голубым Небом.
Таким образом, в Казахстане и Якутии тангрианские знамена развеваются на административных зданиях, их мы видим во всех государственных учреждениях и многих школах. Это явление можно сравнить с наличием изображения креста на флагах многих европейских стран или полумесяца на флагах мусульманских государств.

Равносторонний крест является древнейшим символом самой тангрианской религии. Г.В. Ксенофонтов считал, что равносторонний крест для якутов является символом солнечного света и графическим изображением древнего бога солнца. Мы видим кресты и крестообразный орнамент на гуннских коврах, а также на самом древнем в мире ковре, сотканном древними саками примерно 2500 лет назад и найденном в одном из Пазырыкских курганов на Алтае.
Тангрианские кресты выгравированы на дверях Парламента Якутии. Дом духовности в Якутске также обильно украшен крестами и другими тангрианскими символами.

К тангрианским символам относятся также восьмиконечная звезда, называемая иногда «Звездой Чингис-хана», различные тамги, короткие заклинания и пожелания из рунических знаков.

Развивается тангрианское прикладное искусство, в частности, создание и распространение сувениров и амулетов с тангрианскими символами или с использованием традиций великого искусства степей «звериного стиля», созданных в эпоху широкого распространения тангрианской религии.
Тангрианская педагогика и мораль.

Тэрис и другие идеологи якутского тангризма учат, что для получения поддержки от Тангра надо быть человеком, искренне стремящимся стать идеальной личностью. Поэтому они формулируют систему своих требований к такой личности и общаются с помощью алгысов (молитв и торжественных клятв) с Тангра.

Мы воспринимаем упоминаемые в якутской тангрианской поэзии айыы (ипостаси Тангра) как поэтические образы, характеризующие различные возможности получения помощи от Тангра.

В христианском учении Бог является единым в трёх лицах. В Коране и хадисах упоминается множество имен Аллаха, которые также можно понимать как аспекты Бога.

В схеме Тэрис Бог (Тангра) является единым в 9 лицах основных небесных айыы, каждый из которых может проявиться в 7 образах. Множественность этих ипостасей в Учении Тэрис вызвано желанием максимально использовать богатство якутской обрядовой поэзии. Слово айыы переводится как «творение, создание, творчество», а также как «общее название высших существ».
В Учении Тэрис каждой из 9 основных ипостасей Тангра соответствует свое небо, которые «символизируют морально-нравственное развитие человека». Человек в своей жизни должен стремиться совершить путь через эти небеса, то есть стараться совершенствовать свои нравственные, интеллектуальные и другие положительные качества, пообщаться с помощью молитв и обрядов с ипостасями (айыы), символизирующими эти качества. Это называется «идти дорогой айыы», поэтому свое учение Тэрис называет Учением Айыы. Человек, стремящийся к самосовершенствованию, то есть «идущий дорогой айыы», называется человеком айыы, то есть человеком Тангра. Существует понятие анньыы, которое приблизительно переводится как «грех», но означает также любое нарушение норм морали, что ослабляет связь человека с Тангра и часто приводит к нежелательным для него последствиям.

Таким образом, наказание за грех происходит в этой жизни, а не после смерти.
Нас, в частности, интересует использование тангрианских заповедей для подбора участников серьезных научных проектов и тангрианской системы подготовки к научной работе.

Совокупность индивидуальных верований каждого человека является хорошим индикатором интеллектуального и творческого уровня этой личности, его моральных качеств.

Единство тангризма при многообразии его интерпретаций
Тэрис делит якутскую народную религию на две части: высшую религию – Учение Айыы (якутский тангризм) и народные верования, близкие к язычеству и шаманизму.

Высшая религия зовет к единству и соблюдению высоких моральных норм, тогда как народные верования предназначены для облегчения повседневной жизни, одухотворенного общения с природой, преклонения духам знаменитых предков, а главное назначение шаманизма — это исцеления тела и духа, защита против темных сил.

Якутский ученый Гавриил В. Ксенофонтов объяснял, что якуты сохранили нетронутой древнюю «шаманскую культуру степей» благодаря своей отдаленности от больших азиатских народов и малочисленности русского населения Якутии, попавшего под сильное влияние якутов ([20], с. 19-20).

Разумеется правильнее говорить о древней «тангрианской культуре степей», ибо тангризм был религией тюрко-монгольских народов, по крайней мере, в течении 1500 лет – от Модуна до внуков Чингисхана – и продолжает практиковаться до сих пор в Якутии. В то время, как шаманизм существует на пяти континентах у всех народов мира с недогматизированными религиозными взглядами.

В сознании обычного европейца слово «шаманист» воспринимается обычно как «представитель (отсталого) народа, не исповедующего ни одну из великих мировых религий». В одну кучу сваливаются индейцы, папуасы, жители Африки, чукчи и якуты. Стирается огромная разница, существующая между тюрко-монгольскими шаманами, как Великий шаман Теб-Тенгери, «короновавший» Чингисхана, и колдунами австралийских аборигенов.
К тангрианской религии имеют отношение только «белые шаманы», которые являются жрецами этой религии, а обычные шаманы являются своеобразными народными лекарями.

Способные шаманы часто были гипнотизерами, поэтами и певцами, способными в тяжелой одежде во время танца совершать прыжки в полтора метра высотой, могли глотать горящие угли, показывать немыслимые фокусы, лечить. И их было много. Наличие такого большого количества разносторонне одаренных людей вызывает искреннее удивление.

Традиционный шаманизм во всем мире основан на вере в злых и добрых духов. Поэтому он не связан тесно с классическим «имперским тангризмом» с его великими и четкими идеями. Шаманы степных народов были, очевидно, тангрианцами, но шаманизм разных народов и племен отличался атрибутикой и обрядами.

В эпохи упадка и раздробленности шаманизм мог способствовать политеистическому истолкованию тангризма. Ибо шаманизм существовал в степи задолго до возникновения первой гуннской империи Модуна и был пропитан анимистическими и политеистическими верованиями.
Поэтому обычные «черные» шаманы-лекари были так же далеки от монотеистических тангрианцев, как были далеки от официальной Церкви колдуны и колдуньи, с которыми беспощадно боролась Инквизиция.
При политеистической трактовке различные ипостаси Тангра рассматриваются как отдельные божества.

Но наше толкование Тангра как совокупности всех неизвестных науке сил, полей и их источников, способных помочь человеку, не противоречит никаким другим толкованиям, даже толкованию Бога как создателя. При желании, из этой общей совокупности можно выделить подмножества сил, способных помочь тем или иным видам деятельности и нарекать эти совокупности традиционными именами, например, якутского божества Джесегей – покровителя коневодства, божества Байанай – покровителя охоты.

Таким образом, мы снимаем кажущееся противоречие между классическим монотеистическим («имперским» по терминологии философа Ауэза Кодара) и политеистическимм толкованиями тангризма.

Существует также интерпретация Тангра как духа:
«Как показала история в период Хуннской империи, Тюркского каганата, в период Чингиз-хана тюрки и монголы были идейно объединены под мировоззрением концепции духа Неба Тэнгри и поклонения духам предкам, то есть тэнгрианства.» ([21], с. 164).

«У всего есть Дух, все сущее наполнено невидимым Духом, все существует исключительно по воле духов. В нематериальном мире духи соединены между собой в незримые, но прочные цепи взаимозависимости и равновесных отношений, в циклические процессы взаимовлияния и взаимоподдержки, в ритмично сменяющие друг друга состояния борьбы и мира, активности и созерцания. Человек (его индивидуальный дух, душа – «жан») является лишь одним из звеньев этой духовной цепи, в которой все субъекты имеют абсолютно равнозначную ценность. Ничто не выше, ничто не ниже – все едино.

Следовательно, человеку следует жить в этом временном материальном мире, уважая его изначально равноценные объекты, пребывая в гармоничном взаимодействии с нематериальным, духовным началом -духами местностей и предметов, людей и событий, животных и покойных предков, и в целом – со Всеобщим Духом, Всеохватывающим Божественным, Тенгри» [22].

К вопросу о существовании души и духов мы подходим как к научной проблеме и не спешим принять какую-то точку зрения в этом интересном вопросе. Поэтому мы воздерживаемся от утверждений типа:
«Без Духа нет материи. Существующее состояние и тенденции развития людей, животного и растительного мира, природных ландшафтов, явлений и стихий являются материальным проявлением развития и взаимодействия духов разного уровня и функций. И над всеми этими процессами довлеет единый Дух Вечно Синего Неба – Отца миров, Творца жизни, Тенгри» [22].

Можно считать, что духи являются разновидностями непознанных источников сил и полей, способных воздействовать на человека. А Всеобщий дух это совокупность всех таких источников, то есть Тангра.
Истолкование основ тангризма в том или ином духе никак не отражается в ее практике: простых обычаях и стремлении придерживаться норм морали, содержании коротких молитв и благословений.

Необходимость популяризации тангризма.

Только теперь человечество старается реализовать великие и удивительно современные идеи, выраженные в кредо классического тангризма, путем примирения мировых религий, развития толерантности и движения за мир, создания ООН и других международных правительственных организаций.
Формулировка этого кредо должна восходить к созданию первых степных империй в гуннскую эпоху, ибо «никогда ни одно государство не было создано без того, чтобы религия служила его базой… » (Руссо Ж.-Ж., Общественный договор, глава 8 книги 4).

Тюрко-монголы отличались здравым смыслом, специалисты удивляются логичностью их языков. Их мало интересовала роль Бога в сотворении мира и они сильно не увлекались историями об этом. Жан-Поль Ру пишет:
«Бог действует чаще всего опосредованно. Его представителем является, в частности, монарх, получивший от Него значительную часть Его могущества; который должен действовать только в согласии с Ним. Я уже говорил о том, что Его роль создателя не вызывала много интереса» ([10], p. 117).
Получение особого дара от Тангра в книге [22] называется Касиет:
« Говоря более понятным молодежи современным компьютерным языком, Касиет – это своего рода «священный драйвер», установленный на «жесткий диск сознания» определенного человека и подключенный к «небесному серверу» согласно воле «божественного программиста». «Драйвер», благодаря которому обладатель Касиета получает информацию (силу) напрямую от Духа(ов) с целью дальнейшего ее распространения среди народа.
Касиет не ограничивается исключительно духовным служением. Определенного рода Касиет (эквивалент «таланта», «особой силы» или «миссии») присутствует также в некоторых особенно ярких руководителях, воинах, мастерах, ученых, торговцах. Иногда Касиет выражается в форме присутствия в одном человеке сразу нескольких способностей. Касиет может также проявляться и в обычных людях, казалось бы, не блещущих особыми талантами, но имеющих дар душевного общения, успокоения, улучшения настроения, гармонизации отношений» .

В заключении этой книги написано: «Обладатели Касиета немногочисленны. Но степной народ всегда побеждал меньшинством. Ибо, меньшинство, озаренное Духом, оснащенное Знанием и скрепленное общей Целью, всегда побеждает.
Носители Касиета всегда были признанной элитой общества кочевников, «духовной кастой» достойных людей, Силой Духа нашего народа. Ведомые Кдсиетом, мы совершали потрясающие технологические, социальные, духовные, военно-тактические открытия. Ведомые Касиетом, мы одерживали внушительные победы над численно превосходящим противником и уверенно доминировали над миром. Ведомые Касиетом, мы раз за разом становились правящей духовно-интеллектуальной элитой народов разных стран, осуществляя очередной взлет в поступательном развитии всего человечества».

На основе модернизации степных форм реализации великих проектов малыми силами Арманом Нурмаханбетовым разработана Концепция КАЗАКЛЫК и творческий Проект Экспансия XXI [23]:
«Тысячи лет люди Великой Степи, подчиняясь смутному зову Духа, озаренные загадочной идеей странствий, оснащенные передовыми технологиями, скрепленные мощью единого коллектива, ведомые божественно необоримой миссией Сынов Неба, вновь и вновь поднимались под девизом «Я могу! » – и волнами экспансий накрывали деградирующие в своих четырех стенах зацикленные на устаревших системах народы, страны и веси…
Однако в этот раз – никакого оружия. В XXI веке обойдемся без насилия. Дух Третьего тысячелетия, ценности Информационной эпохи, беспрецедентный рост роли креативности в мире, наконец, генетически врожденная гибкость мышления Кочевника – все это позволит использовать с наивысшей эффективностью творческий потенциал Великой Степи, чтобы достичь тех же целей, что и наши предки без единой жертвы! Ибо бунчуги Экспансии-XXI полнятся не столько звоном стали, сколько свежими ветрами творчества и идей!».

Тангризму повезло, что у него никогда не было застывших догм и не будет никогда в условиях информационной эры. Мы только стараемся как можно проще и точнее изложить ее суть в доступной для всех форме, ибо такая популяризация полезна для человечества по следующим причинам:
– Возрождение тангризма показывает возможность существования настоящей и древней религии, базис которого может быть использован всеми другими религиями, желающими добиться совместимости с научным мировоззрением и играть положительную роль в деле сплочения человечества.
– Базис современного тангризма в силу его естественности и универсальности может быть использован всеми творческими людьми для систематизации своих индивидуальных верований. На этом базисе могут быть возведены любые надстройки, навеянные родной культурой личности или отвечающие его потребностям в укреплении духа, во вдохновении, в улучшение качества жизни.
– Распространение рациональных и толерантных форм религиозности и индивидуальных верований будет способствовать сплочению всех людей доброй воли, желающих прекращения религиозных и других раздоров, мобилизации сил и средств для решения неотложных общечеловеческих задач в эпоху глобальных и грандиозных перемен [15-19, 24].
Литература.
1. Tomski G. Tangrisme classique // CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-10.
(Томский Г.В. Классический тангризм).
2. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle // CONCORDE, 2014, N 1, p. 11-24. (Томский Г.В. Тангризм и естественная религия) .

  1. Tomski G. Religion d’Attila et de Gengis Khan // CONCORDE, 2014, N 1, p. 34-67.
    4. Томский Г.В. Религия Аттилы и Чингис-Хана // CONCORDE, 2014, N 1, p. 68-100.
    5. Tomski G. Sources sur le tangrisme classique // CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-20.
    (Томский Г.В. Письменные источники по классическому тангризму)
    6. Tomski G. Tangrisme contemporain en Yakoutie // CONCORDE, 2014, N 2, p. 21-40.
    (Томский Г.В. Тангризм в современной Якутии)
    7. Tomski G. Livres et autres sources tangristes // CONCORDE, 2014, N 2, p. 41-74. (Томский Г.В. Книги и другие источники по тангризму).
  2. Tomski G. Science, confiance, foi et religion // CONCORDE, 2014, N 2, p. 75-94.
    (Томский Г.В. Наука, доверие, вера и религия)
    9. Tomski G. Tangrisme sakha : Schéma de Teris // CONCORDE, 2014, N 3, p. 3-109.
    (Томский Г.В. Якутский тангризм: Схема Тэриса)
    10. Roux J.-P. La religion des Turcs et des Mongols. – Payot, 1984. – 323 p.
    11. Roux J.-P. Histoire de l’Empire mongol. – Fayard, 1993. – 597 p.
    12. Протопопова Н.И. Эдьий Дора — Aunt Dora. – Якутск: Бичик., 2006 – 126 с. (Protopopova N.I. Dora: guérisseur-chaman sakha. – Editions du JIPTO, 2007. – 69 p.)
    13. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. – Plon, 2003. – 403 p.
    14. Geffé C., Gounelle A., Guiderdoni A., Houziaux A. Dieu, c’est quoi finalement ? – Les Editions de l’Atelier / Les Editions Ouvrières, 2005.
    15. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3067.
    16. Kononov A.A. The problem of manking indestructibility in disastrously unpredictable environment // CONCORDE, 2015, N 1, p. 68-77.
    17. Kononov A., Tomski G. Théorie générale de l’indestructibilité de l’humanité (TGI) // CONCORDE, 2015, N 3, p. 3-13.
    18. Кононов А.А. О необходимости общемировой идеологии могущества человеческой цивилизации // CONCORDE, 2015, N 5, p. 17-26.
    19. Турчин А.В., Батин М.А. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа? – М.: БИНОМ. Лабаратория знаний, 2013, – 263 с.
    20. Ksenofontov G. Les chamans de la Sibérie et leur tradition orale. – Albin Michel, 1998. – 281 p.
    21. Безертинов Р.Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. – Казань: Изд-во «Слово», 2013. – 174 с.
    22. Турсунов Е.Д., Нурмуханбетов А.Б. КДСИЕТ. Сила Духа Великой Степи. – Алматы: ОО «¥лы Дала Элемi – Мир Великой Степи», 2013 – 144 с.
    23. Нурмуханбетов А. Б. Неономады — гвардия информационной эры // CONCORDE, 2015, N 5, p. 36-55.
    24. Томский Г.В. Категория качества жизни // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3-15.
  3. Источник: CONCORDE, 2015, N 5.

Оставить комментарий

Войти с помощью: