Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Освоение Якутской Арктики.

ice

От редакции: в публикуемой статье рассматриваются проблемы развития российской Арктики на примере арктических районов Республики Саха (Якутия). Освоение Арктики может сыграть одну из ключевых ролей в развитии России, как мировой державы в XXI в.

Дмитрий Осипов

21 сентября 2015 г.

Арктика для России – территория особого типа освоения, которая сегодня играет стратегическую роль с точки зрения не только национальной безопасности, но и экономики.

Принятие программных документов в отношении Арктики («Стратегии развития Арктической зоны РФ» и «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года») декларируют «особость» Арктики, национальные интересы России, а также стратегические приоритеты развития региона.

Принятие постановления республиканского правительства «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» продолжает арктическую политику федеральной власти на региональном уровне. Власти Якутии планируют направить на развитие северных районов республики около 55 млрд рублей. Из них 18 млрд рублей обещало федеральное правительство, 14 млрд – бюджет Якутии. 13 млрд рублей в правительстве региона намерены привлечь за счет внебюджетных средств. Эти средства пойдут на развитие экономики, промышленности, решение социальных проблем.

Программный документ направлен на сокращение разрыва в социально-экономическом развитии арктических районов от среднереспубликанских показателей. На территории арктической зоны нашей республики находятся крупнейшие месторождения нефти, угля, золота, алмазов, редких металлов. В постановлении прописан поэтапный план по разработке и освоению природных ресурсов, что впоследствии создаст новые рабочие места и увеличит налоговые поступления в бюджеты арктических районов. Программа предполагает строительство объектов социальной, транспортной, технологической инфраструктур, поддержку традиционных отраслей хозяйства, предпринимательства.

Однако последствия экономического кризиса уже сказываются на реализации программы. По данным Госкомитета по делам Арктики сегодня финансирование программы составляет 53% от планируемых на текущий год 10,5 млрд рублей, что вызвано «уменьшением расходных обязательств федерального бюджета». Глава Якутии Егор Борисов поручил правительству изыскать недостающие средства на реализацию программы «за счет других программ».

«Трудности в реализации программы существуют, что связано с непростой экономической ситуацией и необходимостью оптимизации бюджетных ресурсов», – признается руководитель Государственного комитета по делам Арктики Алексей Киселев.

Алексей Киселев, руководитель Государственного комитета по делам Арктики: “Наш комитет занимается межведомственной координацией, ведь в реализации комплексной программы задействовано 24 республиканских ведомства. Происходит постоянное согласование параметров финансирования, есть отдельные изменения по статьям, но в целом основные блоки программы будут выполнены”.

Как осваивать Арктику?

С самого начала активного изучения Арктики в эпоху Великих географических открытий возник вопрос – что делать с северными землями: заселять или осваивать? В отличие от Канады, США и европейского Севера особенностью российской политики освоения Севера было формирование постоянного оседлого населения в достаточно суровых климатических условиях.

Если североевропейский подход не сконцентрирован на освоении ресурсов, то североамериканский направлен на освоение природных богатств вахтовым методом. Небольшие вахтовые поселки позволяют осваивать значительные природные богатства Североамериканского континента, не тратясь на создание постоянных населенных пунктов. Советско-российский подход связан со строительством крупнейших в мире арктических городов, и в тоже время – освоение вахтовым методом, отмечает кандидат географических наук, ответственный секретарь журнала «Новый мир Арктики» Вадим Кузин: “Безусловно, каждый их подходов имеет как очевидные плюсы, так и явные минусы. Какого-либо одного-единственного универсального подхода к освоению Севера и Арктики нет, и вряд ли он возможен. Ведь Север – не просто географически-выделяемый регион, а еще и совокупность ни на что не похожих «Северов». И что благо для одного «севера» – яд для другого. Потому единственно-верным решением видится дифференцированный подход к каждой конкретной территории, учитывающий ее специфику, перспективу развития, особенности флоры и фауны”.

Якутская Арктика.

Республиканская программа развития Арктики трактует территорию этого региона шире. Если на федеральном уровне в Арктическую зону РФ включены пять улусов, выходящих к Северному Ледовитому океану, то постановлением Республики Саха (Якутия) о социально-экономическом развитии арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года в состав арктических и северных районов включены 13 муниципальных образований. Это территории Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Верхнеколымского, Верхоянского, Жиганского, Момского, Нижнеколымского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов.

«По части обоснования включения в Арктическую зону Российской Федерации восьми районов республики большую работу проводит Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия). На федеральном уровне наше предложение поддержано в министерствах обороны, промышленности, однако пока не согласовано со стороны Минэкономразвития», – отмечает Алексей Киселев.

Арктика социальная.

В период Советского Союза была создана и функционировала мощная государственная поддержка социально-экономического развития арктического региона. Государственные меры поддержки предусматривали высокую оплату труда, гарантированные льготы, компенсацию расходов при выезде на лечение, северный коэффициент с первого дня работы, хорошее материальное снабжение.

За посткризисные советские годы в арктических и северных районах накопилось немало проблем. В результате этого в северных районах наблюдается отток населения и низкие показатели социально-экономического развития.

Если в среднем по республике уровень безработицы составляет 7,5%, то в арктической зоне Якутии ее показатель равен 9,1%. При этом средний уровень заработной платы по арктическим районам ниже, чем в среднем по республике, и составил 39887 рублей в месяц (по республике –46542 рб). Из 37,7 тысяч человек, представляющих экономически активное население Арктики, 27% заняты в сфере образования, 16% в жилищно-коммунальной отрасли, 13% в здравоохранении, 10% в органах управления. Практически 50% работников заняты в бюджетной сфере, в малочисленных населенных пунктах их доля достигает 95%.

«В составе занятого населения арктических районов преобладают работники бюджетной сферы. Следовательно, необходимы мероприятия по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке, развитию традиционных отраслей и самозанятости населения», – комментирует структуру занятости в арктических районах кандидат экономических наук, эксперт Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия) Альбина Трубина.

Как справедливо замечает президент Торгово-промышленной палаты Якутии Владимир Членов, при реализации государственной поддержки населения Арктики необходимо учитывать, что такими мерами социальной поддержки со стороны государства, как доплаты к зарплате за труд в условиях Севера, пользуются только бюджетники, они не распространяются на пекарей, парикмахеров, аптекарей и других предпринимателей.

Большинство сельского населения арктических районов не имеет работы и живет за чертой бедности, отмечает кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и банковского дела Финансово-экономического института СВФУ Инга Никулкина. Причем уровень безработицы коренного населения в регионах Арктики в 1,5-2 раза превышает средний по стране, отмечает эксперт.

“Численность населения арктических районов Якутии с 1990 года сократилась в 2,2 раза и в 2014 году составила 69,4 тыс. человек. Население Арктики в советское время достигало пика в периоды промышленного освоения и государственной поддержки северных территорий. В разрезе районов Арктической зоны республики максимальные показатели миграционной убыли наблюдаются в Верхоянском и Усть-Янском районах – 4 009 и 3 047 человек соответственно. Более 70% выехавших из Арктики составили мигранты в трудоспособном возрасте, из них около одной трети пришлось на молодых людей в возрасте 16-29 лет”, отмечает Альбина Трубина кандидат экономических наук, эксперт Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия).

«Миграционный отток из арктических районов связан с выездом населения в другие районы республики, в основном центральные, а также другие регионы России. Например, в 2012 году внутрирегиональная миграция занимала 65%, межрегиональная –34%. Население, выбывающее из районов Арктической зоны, предпочитает оставаться на территории республики, что говорит о возможности привлечения населения в места прежнего жительства при создании необходимых условий», – отмечает эксперт.

Показательной является ситуация в Усть-Янском районе республики. Численность населения района сократилась с 1990 года более чем в два раза. Развитие района связано с промышленным освоением месторождений олова, которое началось в 1951 году с организацией прииска «Депутатский». С 1958 года Якутия стала одним из ведущих поставщиков олова в стране и играла важную роль в сокращении импорта его из-за границы. Добыча олова в республике в 1958-1960 годы составила 1600-1800 тонн (около 30% общесоюзной), из них 1000-1300 тонн– из россыпных месторождений. В 1979 году было принято решение о строительстве Депутатского горно-обогатительного комбината (ГОКа) на базе одноименного рудного месторождения. В декабре 1989 года были введены на полную мощность рудник «Западный» и обогатительная фабрика с соответствующей производственной инфраструктурой. С вводом Депутатского ГОКа СССР перестал импортировать олово.

Максимального пика численность населения района достигала в 1989 году –41 265 человек. С 1990-х годов продолжается миграционный отток населения, преимущественно за счет сокращения жителей в трех промышленных поселках – Депутатский, Усть-Куйга, Нижнеянск. Если в 1989 году в Депутатском проживало 13 305 человек, то в настоящее население некогда процветавшего поселка упало до 2831. В Нижнеянске за тот же период население сократилось с 2502 до 279, в Усть-Куйге –с 5342 до 768.

В настоящее время добыча олова на территории Усть-Янского района не ведется, ООО «Cахаолово», владевшее лицензиями на уникальные месторождения, в 2009 году объявило себя банкротом. К такому исходу привели такие объективные причины, как сложные условия разработки месторождений и резкое уменьшение спроса на олово на внутреннем рынке с конца 90-х годов из-за высокой себестоимости добычи и производства олова в концентратах, а также сильная конкуренция со стороны основных мировых производителей олова – Китая, Индонезии, Перу, Боливии и других стран.

Кроме олова, на территории Усть-Янского района имеются разведанные запасы золота, серебра, олова, вольфрама, висмута, ртути, угля и других полезных ископаемых. Наиболее острые проблемы Усть-Янского района: отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, сокращение объемов производства по отраслям экономики и занятости населения, уменьшение числа рабочих мест.

Во многом плачевное положение является результатом отсутствия комплексного подхода к стратегическому планированию развития арктических территорий в постсоветский период, считает Алексей Киселев. «Имеющиеся запасы природных ресурсов дают основание утверждать, что Арктическая зона Республики Саха (Якутия) имеет огромный потенциал для устойчивого развития, который мог и должен быть востребован», – отмечает он.

Другая демографическая ситуация наблюдается в Анабарском районе, который был образован в 1930 году. До начала промышленного освоения в 1998 году район оставался аграрным, численность населенияне была подвержена колебаниям и была стабильной.

Благодаря налоговым поступлениям алмазодобывающей компании «Алмазы Анабара» улучшились социально-экономические показатели, оттока населения не наблюдается. Но и притока нет, потому что компания «Алмазы Анабара» осваивает месторождения вахтовым методом. Северо-Западная часть Якутской алмазоносной провинции охватывает и территорию Оленекского, Булунского и Жиганского районов. Права на разработку месторождений на территории этих районов были выкуплены ОАО «Алмазы Анабара» у ОАО «Нижнеленское».

Благодаря работе алмазодобывающей отрасли в этих районах сохраняется стабильная социально-экономическая ситуация. В связи с созданием горнодобывающей промышленности расширяется налоговая база. За счет увеличения поступления налогов соответственно повышается в суммарном объеме и местный бюджет. Ежегодно на предприятия алмазодобычи, на сезонные работы привлекаются местные жители, сообщают в пресс-службе компании «Алмазы Анабара».

Однако не только промышленное освоение способно вывести Арктику из кризиса, считают эксперты. Ресурсы и условия Арктики предоставляют широкие возможности для развития малого предпринимательства и сохранения самобытности, традиций коренных малочисленных народов, считает Инга Никулкина. Это позволит не только решить проблему самообеспечения населения арктических территорий продукцией традиционных отраслей экономики (оленеводства, рыболовства и охоты), но и стать дополнительным стабильным источником доходов местных и региональных бюджетов, способствовать развитию духовного, культурно-исторического наследия народов, проживающих в районах Арктики.

Эксперты рекомендуют обратить внимание не только на экономику и промышленность, но и на социальные индикаторы и принимать их во внимание при реализации государственной политики. Руководитель Центра стратегических исследований Республики Саха (Якутия) Валентина Кондратьева отмечает, что должен быть достигнут баланс интересов коренных народов, их традиционного уклада и интересов индустриализации. Стоит отметить, что Центр занимается реализацией проекта «Человек в Арктике», направленного на оценку качества жизни населения Арктики, выявления основных проблем, тормозящих развитие человека в Арктике и поиск путей по их решению.

«Новая социальная политика, ориентированная на создание комфортных условий для реализации относительно высокого качества человеческого, на обеспечение более высокого уровня социальных стандартов. Мы стремимся к тому, чтобы все принимаемые меры были направлены на Человека в Арктике и жизнь в Арктике стала современной, активной и динамично развивающейся, при этом главная задача сохранить традиции, культуру, экологию для будущих поколений», – считает Валентина Кондратьева.

Источник: сайт газета СВФУ “Наш университет”.

Оставить комментарий

Войти с помощью: