Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Об остатках тангризма в Турции.

pic3-460x256

Профессор Г.В.Томский (Франция).

01.12.2014 г.

Эта статья посвящена краткому обзору многолетних исследований профессора Ирины Мелиховой (1917-2009) об остатках тангризма в турецком бекташизме и алевизме. Интересно, что она родилась в Петрограде в день Октябрьской революции (7 ноября 1917 года). Вынужденная покинуть родину, она прожила большую часть своей жизни во Франции и семь лет в Турции.
Процитируем отрывок из введения к ее основной книге о бекташизме и алевизме :
«Бекташизм, так же как и алевизм, является скорее социальным явлением, чем религиозным течением. Это привязанность к миру, который раньше был кочевым. Это, прежде всего, уважение к верованиям и традициям предков. В этом качестве он содержит в себе различные верования тюркских народов, начиная с древности, а также слои, внесенные более поздними обменами и влияниями» ([23], с. 5).
Эти «два параллельных течения, различающиеся скорее своими историческими судьбами, чем религиозным содержанием» ([23], с. 24) происходят от Хаджи Бекташа, жившего в XIII веке. Алевизм был распространен в степях Малой Азии, а бекташизм на Балканах. Орден бекташи имел сильное влияние на корпус янычаров. В настоящее время примерно четверть населения Турции (около пятнадцати миллионов человек) придерживается этого своеобразного направления народного ислама.
«Так как алеви были раньше кочевниками или полукочевниками, их обычаи отличались от обычаев горожан: в их деревнях не было мечетей и они не придерживались повседневных правил мусульманской религии. Они не молились пять раз в день, не постились в Рамадан, не отказывались от алкогрольных напитков, их женщины не носили вуаль, они участвовали в собраниях, сидя рядом с мужчинами» ([23] , с. 26).
«Древние тюрки верили в Божественное Небо, Кек-Тенгри…Тенгри является высшим Богом. Он может проявить себя через различные космические явления: молнию, наводнение, землятресение, засуху. Но он всегда далек от человеческих страданий… Небесные боги далеки и пассивны. Поэтому их место занимают божества, более близкие к реальностям жизни. Солнце, которое является основой жизни, ближе к людям…В исламской среде обожествленное солнце принимает форму Али, Шах-и-Мердан (Ali, Shah-i Merdan), Царя людей. Но Али, как солнечное божество, появляется в последней стадии сложной эволюции: был проделан долгий путь между солнечным божеством и богом в человеческом обличии, и было много различных влияний.  Я была глубоко потрясена, услышав в первый раз нефес (псалм) поэта Кизилбаш Дервиш Али:
Это он создал землю, небо, мир,
Небесный трон, я не знаю другого бога, кроме Али!
Это так отличалось от того, что я знала о Турции и турецком исламе. Я пыталась понять, почему бекташи почитают Али как бога, ведь они не являются ни шиитами, ни исмаилитами. Меня особенно удивило, что они употребляли не имя «Аллах», а Тенгри, имя высшего бога древних тюрков, Танри на современном турецком языке, можно было подумать, что использование имени «Аллах» казалось богохульством, тогда как употребление имени Тенгри не было таковым. Я быстро поняла, что Али было солнечным божеством. В деревнях Центральной Анатолии он идентифицирован с восходящим солнцем, которому молятся в этот момент. Символом Али являются солнечные животные: лев, журавль, часто идентифицируемый с фениксом, телец» ([23], с. 90-91).
Интересно сравнить якутских шаманов с турецкими святыми Средних веков. Ирина Мелихова пишет:
«Распространение ислама среди тюркских племен и их переход в новую веру были результатами долгого процесса, в котором дервиши и купцы сыграли важную роль … В городах исламская культура была освоена быстро… Но в деревнях и в степи кочевые племена сохраняли свой традиционный образ жизни… Когда они переходили в ислам, то это происходило в форме синкретической религии, которое можно называть «исламизированным шаманизмом» … Внешний вид бродячего дервиша (kalendar или abdal) мало отличался от облика шамана… Суфийский зикр (zikr) не отличался от шаманского камлания, приводящего к трансу. В обеих случаях, транс использовался для лечения… В рассказах о жизни Ахмеда Ялвачи, Хаджи Бекташи и других турецких святых упоминается много чудес, содержащих много элементов шаманизма. Например, святые могли превращаться в птиц и летать. Ахмед Ялвачи мог превратиться в журавля (turna), птицу, играющую важную роль в турецком фольклоре… Символ птицы встречается в обрядах бекташи: их танец (sema’), исполняемый во время церемоний, имитирует полет журавля… Святые могут принимать облик зверей… Святые могут также передвигать горы … Святые могут воскрешать мертвых… Святые могут вызвать засуху или дождь с помощью камня называемого Яда Таши (Yada Tashi). Хаджи Бекташ превратил овес в пшеницу, когда страна испытывала недостаток соли, по его мановению появились соляные шахты…» ([23], с. 87-89).
Действительно, эти чудеса не отличаются от шаманских. Журавль (туруйа) является такой же священной птицей в Якутии, как turna в Турции, якутское «Сата таас» соответствует турецкому Яда Таши.
Приведем в заключении еще одно красноречивое описание:
«Хаджи Бекташ не был очень склонен к молитвам в мечети. Он предпочитал подниматься на гору со своими абдалами… Дервиши разжигали костер и обходили его сорок раз, исполняя ритуальный танец (sema’)» ([23], с. 89).

Переходим к обзору трудов и высказываний современных тангристов (тангрианцев, тенгрианцев). Такие усилия мы будем продолжать и в будущем.
Многие авторы излишне уверенно излагают свою интерпретацию исторических фактов. В этом случае цитируются только наиболее интересные описания, удачные обобщения и выводы, которые автор данного обзора воспринимает как точные и обоснованные.

Литература.
1. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели Вселенной» (История Великих Империй). Т. 1. – Набережные Челны : Калкан, 1997. – 375 с.
2. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели Вселенной» (История Великих Империй). Т. 2. – Набережные Челны : Калкан, 1997. – 351 с .
3. Безертинов Р.Н. Татары, тюрки – потрясатели Вселенной» (История Великих Империй). Т. 3. – Набережные Челны : Калкан, 1997. – 400 с.
4. Безертинов Р.Н. Тэнгрианство – религия тюрков и монголов. – Н. Челны: Аяз, 2000, Казань: Слово, 2004. — 448 с.
5. Безертинов Р.Н. Древнетюркское мировоззрение тэнгрианство.  Учебное пособие. Казань, 2006 – 164с.
6. Безертинов Р.Н. Вектор татарского направления. – Казань, 2006. – 120 с.
7. Безертинов Р.Н. Китай и кочевой мир. – Казань : Слово, 2011. – 205 с.
8. Безертинов Р.Н. Геополитика и правители татаро-монгольских империй. – Казань: Изд-во «Слово», 2013. – 174 с.
9. Lenoir F. Les métamorphose de Dieu : La nouvelle spiritualité occidentale. – Plon, 2003. – 403 p.
10. Willaime J.-P. Sociologie des Religion. – Paris: PUF, 1995. – 128 p.
11. Grousset R. L’Empire des steppes. – Payot, 1965. – 656 р.
12. Аюпов Н.Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. – Алматы: КазНПУ им. Абая. – Издательство «КИЕ», 2012 – 256 с.
13. Потапов Л.Н. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. – М.: Наука, 1973. – С. 265-286.
http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Texts/PotapovUmay.pdf
14. Гоголев А.И. Якуты (проблемы этногеза и формирования культуры). – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. – 200 с.
15. Афанасьев-Тэрис Л.А. Доктрина Кулаковского. – Якутск:Изд-во ЯГУ, 2005. – 78 с.
16. Тэрис. Эллэй Боотур. Роман бастакы кинигэтэ. – Якутск: Бичик, 2005. – 144 с.
17. Кондаков В.А. О древней религии якутов Аар Айыы итэгэлэ // http://sakha.gov.ru/node/59339
18. Кондаков В.А. Итэгэли сергютюю туhунан санаалар // Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 50-56.
19. Протопопова Н.И. Эдьий Дора — Aunt Dora. – Якутск: Бичик., 2006 – 126 с. (Protopopova N.I. Dora: guérisseur-chaman sakha. – Editions du JIPTO, 2007. – 69 p.)
20. Tomski G. Tangrisme et religion naturelle (Томский Г.В. Тангризм и естественная религия) // CONCORDE, 2014, N1, p. 11-24.
21. Федорова Л. В. Сакральное в идеологии евразийства (диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук). – М.: Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2014. (Автореферат: http://www.ranepa.ru/files/dissertation/34-text_refer.pdf ).
22. Федорова Л. В.,. Абаев В. Н, Безертинов Р. Н., Андреев-Тэрис Л. А.,. Анжиганова Л. В, Тулинова С. П., Котожеков-Чапрай А. И., Кривошапкин-Айынга А. И., Сат С. Р.. Основы вероучения и практики религии тенгрианства. – Якутск: Международный Фонд Исследования Тенгри, 2014. – 19 с.
23. Mélikoff I. Au banquet des quarante : Exploration au cœur du Bektachisme-Alevisme. – Istanbul : Isis, 2001. – 158 p.
24. Mélikoff I. Sur les traces du soufisme turc : Recherches sur l’islam populaire en Anatolie. Istanbul : Isis, 1992.
25. Ksenofontov G. Les chamans de la Sibérie et leur tradition orale. – Albin Michel, 1998. – 281 p.
26. Уали М. Тюркские мотивы, – Алматы: Галым, 2009. – 304 с.
27. Баишев И.Г. Айыы тангара итэгэлин сайдыыта //Саха итэгэлин туhунан маннайгы конференция, Якутск, 1995, с. 13-16.
28. Tomski G. Tangrisme classique (Томский Г.В. Классический тангризм) // CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-10.

Оставить комментарий

Войти с помощью: