Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Экономика и мы: взгляд из Мирного.

 

Станислав Алексеев (город Мирный).

17 декабря 2015 г.

В Якутии по-прежнему нет эффективных производств, кроме АК “АЛРОСА” и так называемой «консолидированной группы налогоплательщиков («Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Мечел»). Группа «КГН» за 2014 внесла в закрома республики до 12 миллиардов рублей.

Этого мало Якутии, находящейся под бременем северного завоза и исторически трудной зимовки арктических, центральных, вилюйских улусов. Этого мало региону, чье коммунальное хозяйство и объекты тепла и энергоснабжения находятся в постоянном режиме ЧС.

К этому добавьте планово убыточное сельское хозяйство, огромные расстояния.
Этих миллиардов все равно не хватает республике, проводящей за свой счет такие грандиозные, затратные мероприятия как «Дети Азии», слишком частые выезды больших делегаций в Москву, Санкт-Петербург, Хабаровск, Харбин, Пекин, содержащей непомерное количество не эффективных департаментов и ведомств.

На Играх «Дети Азии» вызвались принимать участие беднейшие страны планеты – Бангладеш, Сирия. Дотационная республика вынуждена будет содержать огромные расходы на их пребывание на Земле Олонхо, дабы не уронить честь Республики Саха. А между тем, действительные проблемы республики вырастают.

В особенности, в наших нынешних, непростых условиях. Казалось бы, имеющее выгодное положение в контексте эксплуатации недр, но республика не в состоянии использовать свое очевидное преимущество. Общество перманентно сталкивается с многосложной сетью проблем, окутавших республику. В строительстве жилья, сфере ЖКХ, газификации, энергетике, субсидировании энергетической отрасли, здравоохранении, образовании.

В 2016 году вырастут цены на коммунальные услуги, электроэнергию. Предлагаемая «трехфазная» схема оплаты за электроэнергию включит в себя и дополнительный сбор за содержание электросетей.

В предпринимательстве тоже намечаются «подвижки» в дополнительном налогообложении. Ввод системы «Платон» для водителей большегрузных автомашин, чей вес превышает 12 тонн, привнесет не только сумятицу, но и резкое удорожание услуг и цен на ввозимое имущество. Данный подход непоследователен в Якутии, где огромная масса жизненно важных грузов завозится автофургонами.

Проблем в Якутии не счесть. При наличии крупных добывающих предприятий в Якутии царит острая безработица. Нефтегазовые предприятия стараются не брать на работу местных жителей. Под лозунгом толерантности и открытости республика уступила все «хлебные профессии» прибывающим на определенные сроки вахтовым рабочим, беженцам из «горячих точек», неблагополучных регионов.

Собственно, а мы сами входим ли в список благополучных регионов?! Не секрет, что в 2016 году сотни организаций в республике ожидает неизбежная оптимизация численности работающих.

Не менее острая проблема – износ производственных мощностей, обеспечивающих жизнеобеспечение республики. На ладан дышат тысячи километров электролиний, множество подстанций, котельных, других жизненно важных объектов ЖКХ. Отказ насосных систем в котельной поселка Зырянка – это первое предупреждение в этой зимовке. ЧП могут произойти в пик зимы –  январе, феврале.

И самой уязвимой сферой, как всегда, станут ЖКХ и энергетика. Я бы добавил к этому, стержневые и гипотетически опасные участки – наши гидростанции, мониторинг которых ведется недостаточно.

Экономический кризис все крепче берет нас в тиски, республике остается только выживать. Мы пока еще держимся на плаву за счет прошлого задела.  И именно упорная работа алмазодобывающей компании за прошедшие, непростые годы позволило республике не допустить такой ужасающей бедности и свертывании социально-экономических программ как в других регионах Восточной Сибири. В 2016 году планируется добыть 39 млн. карат алмазов.

Не уголь и не золото, а именно алмазы позволили за все прошедшие годы возводить австрийский медицинский центр и центр охраны материнства и детства, стадионы, дворцы спорта, фешенебельные офисы, Высшую школу музыки, поликлиники с современным оборудованием, школы в городах и улусах, энергосберегающие технологии в столице Якутии и ближайших поселениях.

Алмазные деньги позволяют проводить в городе Якутске снос ветхого и аварийного жилья, строить новые кварталы, автодороги. Алмазы посредством «РИК» способствовали тому, что Заречье с его стотысячным населением уже познало комфорт газификации. Но сегодня нет таких запасов алмазов, как прежде, и наступил кризис. Это то, чего боялись аналитики   – острейший экономический кризис в стране. Вопреки кризису, планы АК «АЛРОСА» на 2016 год не претерпели изменений.

В 2016 году будет запущен на проектную мощность в один миллион тонн руды  подземный рудник «МИР». Месторождение, при благоприятном стечении обстоятельств, обеспечит работой Мирнинский ГОК на 35 лет.
В любом случае алмазы продолжают кормить республику. Этот фактор значим. Однако районы-доноры – Мирный, Ленск и Нюрба – мало что получили в свои активы.

Мирнинский район, вносящий в бюджет республики весомый вклад, получил такие незаслуженные «крохи» на снос ветхого жилья и строительства дорожного полотна, что диву даешься. Возмущаемся мы. А почему хранит молчание муниципалитет?!

Якутия располагает громадными запасами нефти и газа. К сожалению, так уж повелось, что на наш Крайний Север со стороны Москвы смотрят только как на источник сырья. Однако роль Якутии в жизни Российской Федерации огромна и ее вклад в развитие экономической состоятельности государства умалять не стоит. Прежде всего, как сырьевой доминанты, обладающей несметными запасами природных богатств.

ОАО “Сургутнефтегаз” закрепился в нашем, гипотетически баснословно богатом крае, для того чтобы пополнять «закрома” России дополнительными финансовыми поступлениями. В 2016 году СНГ будет добывать до 56 млн. тонн нефти в год.

Выросли «аппетиты» и у дочерней организации «Роснефти» – ОАО «Таас-Юряхнефтегаздобыча».
Вместо 1 млн. тонн нефти «ТЮНГД» планирует добывать до 5 млн. тонн. Однако обе организации не заинтересованы в приеме на работу местных жителей республики. И не только в этом проявляется их отношение к нам. Республиканские власти в течение нескольких лет буквально настаивали в том, чтобы «Сургутнефтегаз» помог в строительстве учебно-лабораторного корпуса Мирнинского политехнического института СВФУ. Не помогли.
И даже нет договора сотрудничества между МПТИ, Мирнинским регионально-техническим колледжом, Светлинским индустриальным техникумом с «Сургутнефтегазом». Пора бы убыстрить этот процесс!
В 2019 году активизируется ОАО «Газпром», который сегодня занимается бурением скважин на Чаяндинском месторождении.
Российская Федерация имеет серьезные планы касаемо сотрудничества с компанией “Chinapek”( Китай), которая собирается перекачивать газ Чаяндинского месторождения(39 млрд. куб. м) в три провинции КНР – Хэйлунцзян, Цзилинь и Внутренняя Монголия.

Там, в Северном Китае, создается мощная экономическая база развития Севера Поднебесной. Потребность Китая в газе огромна, и миллиардная страна готова поглощать сотни миллион тонн нефти и газа. Для сведения: Китай в год использует более 500 млрд. куб. газа. Возникает риторический вопрос.
А что, собственно, нам даст освоение Чаяндинского месторождения?! Чиновники республиканского ранга обещают газификацию населенных пунктов. Каких? Вряд ли республика протянет магистраль газа в сторону Сунтара и Нюрбы. На данные щедроты могут гипотетически рассчитывать только лишь Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри.
Да и то вряд ли. Мирный отпадает, поскольку имеет свой природный газ от Средне-Ботуобиинского месторождения.

И еще один немаловажный аспект. Руководитель «ГазпромТомск» А.Титов в начале 2015 года пообещал, что предприятие готово взять на работу полторы тысячи рабочих из коренного населения Якутии.
Наступает 2016 год. Обещания никоим образом не выполняются. Зачем нас снова объегоривают?!

В связи с масштабным освоением  нефтегазоносных месторождений Западной Якутии и перекачкой нефти на юго-восток вырастает роль Ленского района, который доселе выполнял только роль транспортно-базового звена АК «АЛРОСА».

А что уготовано «вратам» алмазного края? По сегодняшнему раскладу, Ленск так и не стал настоящим нефтегазовым центром. У города на Лене совершенно не развиты инфраструктура, логистика, большинство жилого сектора составляют деревянные дома.

В городе Ленске нет аэропорта с бетонной полосой, современного аэровокзала, авиаотряда, строительной индустрии, производства оборудования и строительных материалов («АЛРОСА-Леспром» закрыли в 2005 году), разветвленной сети сельскохозяйственного производства, рынка, поликлиники, новых школ.

Только в последние годы проводят газификацию, хотя крупная нефтегазовая геологоразведочная экспедиция – СЛЭНГРЭ базировалась в городе Ленске с 60-х годов прошлого века. Благоустройством и ухоженностью Ленск тоже не блещет, и это можно считать упущением властей. В последнее время чуток оживилось строительство. Конечно, этого чрезвычайно мало.

В Ленске планировали построить нефтеперегонный завод. Но этого не случилось. Не будь подразделений АК «АЛРОСА» –  ПУ «Алмаздортранс», ЛАТП, Ленского речного порта, УМТС – в городе Ленске царили бы стойкая безработица и хаос.

В последние годы «Газпром» открыл свой офис в городе Ленске. И на этом успокоились. В упор не вижу, как эта самая мощная организация в России строит масштабные социальные объекты в Ленске. Да и местную молодежь особо не берут на работу, хотя обещания газовиков так и льются рекой. Пора бы Ленску осознать, что он упускает свои возможности. Нужен другой Ленск, более развитый, мощный, перспективный.

Обделив вилюйчан, облагодетельствовали Олекминск и «Транснефть». Запасы месторождений углеводородов позволяют рассчитывать на долгую добычу, и  нефтегазовой отрасли отводится место донора экономики Якутии.
И тут тоже не обошлось без осязаемых проблем.

Малая мощность энергетики Олекминского улуса в виде дизельной генерации никоим образом не смогла бы обеспечивать нефтеперегонную станцию магистрали «Восточная Сибирь – Тихий океан». Учитывая данный фактор, в 2008-2010 годы построили ЛЭП 220 кВт «Сунтар-Олекминск» с протяженностью 273 км.

Олекминская районная подстанция, напитанная от Каскада Вилюйских ГЭС, уже обеспечивает прокачку миллионов тонн нефти по трубопроводу ВСТО.
К сожалению, оборотная сторона дела удручает. Жителей Сунтарского улуса «кормили» обещаниями, что появление электролинии в 220 кВт в их населенных пунктах – это только вопрос времени.

В самом деле, это оказалось очередным пустым обещанием. Сегодня об этом власти упорно молчат. Правительство Якутии только сейчас, без видимых успехов, добивается у федерального центра финансирования проекта усиления энергоснабжения двух вилюйских улусов – Сунтарского и Нюрбинского.
Хотя этот злободневный вопрос должны были продвигать, когда решали вопрос энергоснабжения Приленья.

Где «драйверы» производства?

– Мы должны увеличивать доходную часть бюджета, – такие слова не раз говорились на встречах разных уровней с ответственными лицами экономики республики. К сожалению, бюджеты этих годов, подвергшихся секвестру небывалым экономическим кризисом, не вселяют уверенность.

Упор на золотодобывающую отрасль, в частности, на Алдан и Оймякон, пока еще не дают оптимального результата. Их небольшие доли в экономике РС (Я) не претерпели изменений. Добыча золота после сокрушительного кризиса девяностых годов не оправилась полностью. Алдан делает отчаянные попытки выправить ситуацию. Итоги малооптимистичные: старательские артели Алдана не смогли нарастить объемы добычи золота.
В самые лучшие времена Алдан добывал до 9 тонн золота в год. Сейчас рады бы приблизиться и к пяти. Провалил промывочный сезон и золотоносный Джугджур.
А гипотетический план освоения месторождения полиметаллов под красивым названием «Сардаана» оказалось не более чем красивой сказкой.
В свою очередь, Алдан «кормили завтраками» освоения Эльконского горнорудного месторождения. Местное население с явным недоверием отнеслось на его стратегические планы и перспективы.
Правительственный план комплексного развития Южной Якутии зарождается в самое трудное время, когда  нехватка финансов и  инвесторов тормозит дальнейшее развитие гипотетически богатого района. Трудно становятся на ноги перспективные угольные месторождения вроде «Инагли».
К настоящему хозяину Нерюнгри – компании «Мечел» – отношение тоже неоднозначное. Предприятие начало свою деятельность жесткой оптимизацией персонала. Не украсило реноме одного из монополистов России и индифферентность в социальном вопросе. Некогда цветущий город вдруг стал депрессивным.

Наглядный пример, мало кто едет на ПМЖ в Южную Якутию. Там нет работы, нет перспектив. По этой причине многие нерюнгринцы не могут продать свое жилье годами и выехать «на материк».

Нерюнгри могло бы стать опорным пунктом ОАО РЖД, мощной торговой базой, стратегическим узлом выхода на рынки Дальнего Востока и КНР. Но он им пока не стал.

В связи с динамичным развитием схемы железных и автомобильных  дорог Нерюнгри пытаются реанимировать. Так как без Нерюнгри Якутия лишается южного форпоста. Город сегодня нуждается в «новом» Эдуарде Эстерлейне, который в 90-х годах сумел сохранить не только производство, но и социальную сферу. Нерюнгринский ремонтно-механический завод в 90-х годах выпускал пылесосы, утюги, детали, запчасти, цепи по технологии японской фирмы «Курита». Тогда раскрутили неплохой проект – производство и сбыт минеральной воды из источника «Нахот».
В 90-х годах Э.Эстерлейн сумел развить и социальное развитие в южной столице. И все. С тех пор столица Южной Якутии переживает регресс.

Неплохо было бы властям города Якутска задуматься над восстановлением собственных производственных мощностей, которые безмолвствуют с советских времен.

В советское время в Якутске худо-бедно, но была строительная индустрия (ДСК, ЯКСМК, Мархинский завод строительных материалов и конструкций, Табагинский лесокомбинат). Имелась собственная легкая промышленность в виде швейной фабрики, кожевенно-обувного комбината.

Работали мебельная фабрика, мясокомбинат, рыбный завод, даже винный завод, не говоря уж о пивном заводе, которые были в состоянии трудоустраивать до двадцати пяти тысяч человек. Пора бы их восстановить. Хотя бы для того, чтобы финансовые средства оставались в республике.
Сегодня местное производство в столице захирело. Получилось, что в столице, насчитывающей 300 тысяч человек вместе с пригородами, только три процента являются производителями продукции(!).

Почему не развивается туристическая отрасль в Якутии?

В республике на словах вроде бы ведется интенсивная работа вокруг создания широкой сферы услуг и развития туризма. Есть даже целое министерство.
Республиканские власти поставили задачу превратить Якутию в настоящий туристический край, привлекательный для отечественных и иностранных туристов.
Первейший план был «кричащим» – добиться того, чтобы нашу республику в среднем за год посещало до двух тысяч интуристов. Эта задача не выполняется. В Якутию туристы не едут, как хотелось бы. Они больше интересуются Дальним Востоком, Бурятией. Во-первых, из-за климатических сложностей и трудностью транспортной схемы.

Однако нельзя сбрасывать со счетов, что в Якутии туризм – новое веяние и поэтому нуждается в немалой поддержке. Нужны новые маршруты, более тщательно продуманные. Эти перспективы снова «подрубили».
Теперь туристам дополнительно придется платить за пользование инфраструктурой. А где эта пресловутая инфраструктура?! И кто после этого захочет посетить Якутию. Да еще в разгар экономического кризиса.
А жаль! Кто-то в верхах нафантазировал, что зарубежные туристы «прямо-таки умирают», но хотят посмотреть воочию якутские алмазы, карьеры, как их добывают, обрабатывают. В городе Мирном я проживаю с 90-х годов, но такого острого интереса иностранцев к нему не наблюдаю. Те же японцы, если б захотели, приезжали бы круглый год.

Не интересно им у нас!  Давно пора понять, что иностранных туристов отпугивают наши нецивилизованные условия: сложная транспортная схема, проблема безопасности, бюрократические препоны. Не стоит забывать, что туризм как вид экономики может получить развитие только при существенных инвестициях, в том числе из зарубежных стран.
Японцам и американцам выгоднее вкладывать доллары в  Монголию, нежели в российский Дальний Восток.  Вообще, вопрос привлечения инвестиций буквально загоняет в угол нашу республику.
В мировых рейтингах мы не добились признания, как привлекательного туристического края. А в российском рейтинге привлекательных туристических регионов занимаем только лишь 56-е место.

Неразвитая система инфраструктуры, значительная отдаленность от индустриально развитых регионов, малочисленность и бедность населения по-прежнему влияют на субъективные и объективные факторы экономического развития Якутии.

Республика в ближайшие годы не только должна отчаянно бороться против кризиса, но и с помощью федерального центра сдвинуть вопрос развития новых отраслей производства с мертвой точки. Мы ожидаем значительных подвижек в связи с обещанной разработкой плана комплексного развития Западной Якутии, которому предрекают мультипликативный эффект и который по неизвестным причинам замедлился и перекинут на более благополучные времена.

А это – серьезное упущение. Время не терпит промедлений. Мы не хотим быть бедными при наших богатых ресурсах.

Источник: ИА «Yakutia24/Якутия24».

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: