Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Этнофорсайт: будущее народа Саха

Тимофеев Дмитрий Иннокентьевич, заместитель начальника управления анализа АО «СУЭК», timdim75@gmail.com.
10.12.2015 г.

Практика форсайта широко распространена на национальном и корпоративном уровне, при этом практически отсутствуют примеры применения данной методики для формирования видения будущего отдельного этноса. На основе анализа произведения величайшего представителя якутской интеллигенции А.Е. Кулаковоского произведен анализ текущего положения якутского народа и обозначены различные стратегии его развития в 21 веке.

Часть 1. Прошлое

В мае 1912 года известный якутский поэт и просвятитель А.Е. Кулаковский написал письмо якутской интеллигенции (1), которое в по своему содержанию не уступало лучшим образцам современных форсайтов. Необходимо признать тот факт, что большинство предчувствий, упомянутых в письме, полностью реализовались в течение прошедшего столетия. Кратко проанализируем, как воплотились в действительность тренды (таблица 1), намеченные А.Е. Кулаковским, а также какова современная обстановка вокруг якутского этноса.

Письмо структурно разделено на три части:

  1. Борьба за существование. Переселенческая политика царизма;

  2. Проект переселения якутов на Крайний Север;

  3. Угроза надвигающейся первой мировой войны.

В письме обозначен главный тренд начала 20 века – «Вымирание якутов», и он подкреплен тремя аргументами. Также представлены три возможных сценария будущего, а именно:

  • Перейти под протекторат США, Японии или Китая;

  • Переселение этноса на Север;

  • Культивизация и слияние с русскими.

Для более точного понимания данных сценариев будущего необходимо пояснить контекст, в котором они формировались. Общественно-политическая обстановка в России того времени способствовала нарастанию революционного и национально-освободительного движения. Якутская интеллигенция остро чувствовала необходимость четкого выбора дальнейшего направления исторического развития Якутии и народа Саха. При этом приоритетный сценарий был выбран А.Е. Кулаковским на основе сравнительной оценки негативных последствий различных векторов развития для якутского этноса. Глубокое понимание менталитета и индивидуальных устремлений якутов позволило выбрать вектор развития, который не предусматривал резких социально-политических изменений на уровне всего этноса, а напротив позволял улучшить индивидуальные условия жизни и повысить культурный уровень каждого представителя народа Саха.

Таблица 1

Анализ тренда «Вымирание якутов»

п/п

Аргумент

Современное состояние

1

Дикий народ, вступивший в соприкосновение с более культурным, вымирает в течение более или менее продолжительного периода времени» (антропологический аргумент)

Культивизация и слияние с русскими к началу 21 века в целом завершена. Этнос не вымер – численность якутов 466 тыс.чел., гендерный баланс 1:1,046 в пользу женщин, 22% проживает в городе (1897 г. – 225 тыс.чел., городское население – 4%)(2).

Индекс развития человеческого потенциала Республики Саха (Якутия) – 0,836 (3).

Усиление национализма и традиционализма в ответ на глобализацию создает в 21 веке «окно возможностей» для малых этносов по сохранению своей идентичности.

2

Быстрое размножение русского этноса и переполнение переселенцами Западной Сибири ведут к заселению Восточной Сибири, Якутии в частности (политический аргумент)

Демографические тенденции русского этноса сменились на противоположные (русский крест), в конце 20-начале 21 вв. произошел массовый отток русского этноса из Якутии (4).

Происходит «западный дрейф» – участие якутского этноса в национальных и глобальных миграционных процессах. Состоялась глобализация якутского этноса – диаспоры в России (80 тыс.чел.), за рубежом (50 тыс.чел.) (5)

3

Угроза мировой войны из-за недостатка пищи на земле (геополитический аргумент)

I и II мировые войны произошли в 20 веке. Оружие массового поражения и угроза взаимного уничтожения изменили природу войны в 21 веке (постоянство локальных конфликтов, высокоточное вооружение, переход к кибер-, информационным и экономическим войнам, концепция «мягкой силы»).

Часть 2. Настоящее

Основная стратегия выживания якутского этноса, намеченная А.Е. Кулаковским, была полностью реализована. Так, в течение 100 лет этнос был защищен в военном и политическом отношении от протектората США, Японии и Китая. В настоящее время по ряду геополитических причин отсутствует прямая военная или косвенная миграционная угроза, как России вообще, так и Якутии в ее составе (6).С 1912 года и по сей день США, Китай, Япония остались значимыми в геополитическом отношении, при этом за столетие данные страны совершили т.н. «демографический переход», и в 21 веке в них не прогнозируется прироста населения. Кроме того, догоняющая модернизация, которую ускоренно прошли Япония, Китай и другие «азиатские тигры», завершилась, а в первой половине 21 века будет происходить адаптация этих стран к низким темпам социально-экономического развития. Высокие риски инновационной деятельности, упоминаемые А.Е. Кулаковским в отношении передовых государств начала 20 века, сейчас распределяются и на страны, прошедшие модернизацию, что обуславливает замедление культивизации этих народов. Проблема дефицита земли, актуальная для 1912 года, в настоящее время эволюционировала в нарастающий дефицит воды и воздуха (7).

В соответствие с современной теорией политэкономии евразийского типа (8) можно выделить три качественно отличающихся друг от друга социально-экономические формации (таблица 2).

Таблица 2

Три формации в евразийской политэкономии

п/п

Наименование формации

Характеристики формации

Доиндустриальная

преобладание сельского хозяйства, скотоводства и охоты (включая собирательство);

концентрация трудовых общин в небольших поселениях;

слабое развитие товарно-денежных отношений;

отсутствие накопления капитала;

экономика дара и жертвы (анти утилитарного использования прибавочного продукта);

циклическая, сезонная картина мира

Индустриальная

преобладание добычи полезных ископаемых и промышленного производства;

урбанизация;

утверждение новых стандартов жизни, модели распределения благ, идейных и этических принципов;

накопление капитала;

картина мира, основанная на концепциях времени, движения и прогресса

Постиндустриальная

преобладание финансового сектора над производством

нарастающее значение креативных отраслей и информационно-коммуникационной индустрии

За прошедшее столетие произошло культурное подтягивание якутского этноса, а также смешивание с русским этносом. Позиционирование якутов в пространстве социо-экономических формаций представлено в таблице 3. Воздействие русского этноса на расселение и его культурное влияние к началу 21 века снизилось, поскольку его пассионарный и демографический потенциал был в значительной степени растрачен на модернизацию России (9).

Имело место заимствование индустриальных технологий земледелия при сохранении традиционных способов скотоводства, охотничьего и рыбного промысла. Необходимо отметить, что глобальный разрыв в области агротехнологий за 100 лет не был сокращен, поскольку передовые страны совершенствовали свое сельское хозяйство опережающими темпами. Процессы урбанизации привели к переселению части якутского этноса на юг, главным образом, в административный центр г. Якутск. Кроме того, глобализация мира и российская перестройка привели к формированию представительной якутской диаспоры в России и за рубежом (18% и 10% этноса соответственно).

Таблица 3

Позиционирование якутского этноса в 20-21 вв.

Год

Доиндустриальная формация

Индустриальная формация

Постиндустриальная формация

кочевая

оседлая (с/х)

сырьевая

промышленная

рентная

Креативная

1912 г.

якуты

русские

русские

русские

2012 г.

якуты

русские

русские

якуты

Распад СССР и переход к капиталистической модели привели к тому, что в Якутии прошли процессы де-индустриализации (потеря многих отраслей промышленного производства) и сформировалась экспортно-сырьевая экономика (алмазы, уголь, нефть, лес, золото). При этом за 100 лет якутский этнос мало освоил индустриальную формацию, поскольку развитие горной промышленности и ТЭК происходило на основе трудовых ресурсов переселенцев (10).

Упомянутая А.Е. Кулаковским ситуация отсутствия тесного соприкосновения этносов в производственной деятельности привела к специфической адаптации якутов (11). В настоящее время хозяйственный уклад якутского этноса распространяется на доиндустриальную (аграрную) формацию (78%), а также постиндустриальную (рентную) формацию (20%). Существует незначительная доля якутского этноса относящегося к глобальному креативному классу (2%), который составляют люди, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания (12, 13). Чуждость программ образования хозяйственному укладу якутов, о которой писал А.Е. Кулаковский в 1912 году, привела к формированию значительной доли якутского этноса, способного жить только в условиях рентной формации. Эти представители этноса отвыкли от физических работ (доиндустриальная формация) и не имеют компетенций, характерных для креативного класса (постиндустриальная формация) (14). В контактах с приисковыми компаниями и подрядчиками не произошла прививка духа предприимчивости, на которую надеялся А.Е. Кулаковский, о чем свидетельствует недостаточное развитие национального малого и среднего бизнеса.

Изменения федеративной модели в начале 21 века привели к ликвидации суверенитета Якутии, полученного в 90-ые годы века 20-го, и закреплению статуса «рентной периферии». Социально-экономическое развитие Якутии происходит за счет федеральных инвестиций, при этом масштабы этого развития прямо зависят от эффективности властного контроля республики со стороны федерального центра (15).

Слабые позиции якутского этноса, упоминаемые А.Е. Кулаковским в 1912 году (отсутствие военной силы и юридических оснований), привели к тому, что юридические основания автономии были ликвидированы при формировании «вертикали власти» в 2000-ные. Вариант получения новых легитимных оснований суверенитета якутов при поддержке передовых стран сопряжен с риском «горячего» национального конфликта и вероятной потерей экономического суверенитета в пользу глобальных патронов.

Часть 3. Будущее

Следуя примеру А.Е. Кулаковского необходимо обозначить в качестве самого главного вопроса для якутского этноса в 21 веке – «растворение идентичности якутов». Негативное изменение идентичности якутского этноса происходит в двух направлениях:

  • В городах происходит трансформация национальной идентичности под влиянием массовой культуры Запада, при этом национальная культура вырождается до системы «декоративных» ритуальных практик (16);

  • В аграрных улусах нарастает архаизация якутской идентичности, что сопровождается ростом национализма и сепаратизма.

В совокупности действие этих двух процессов грозит постепенно аннулировать результаты культивизации якутов, которые были достигнуты в 19-20 веках. Велика опасность того, что данная угроза будет проигнорирована общественным сознанием, поскольку ситуация гуманного отношения к якутам и предоставления национальным субъектам РФ сравнительно больших прав и преференций во многом сходна с 1912 годом. При этом есть тенденция к ужесточению государственной политики в отношении коренных малочисленных народов России, поскольку необходимость соблюдения их прав на сохранение традиционного образа жизни вступает в противоречие с новым циклом индустриального освоения ресурсов Зауралья (17). Так, например, в 2012 году распоряжением Минюста РФ полностью приостановлена деятельность Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Главная опасность утраты идентичности кроется в размере и условиях проживания якутского этноса. В настоящее время русский этнос, участвовавший в 19-20 вв. в трех мега-проектах (коммунизм, индустриализация, гонка вооружений), создал специфическую систему защиты от вовлечения его национальной элитой в подобные инициативы (18). Высокий уровень коррупции является причиной отсутствия консолидации различных элитных групп. Согласно данным TransparencyInternational в 2011 г. Россия заняла 143 место из 183 в Corruption Perceptions Index,при этом 60% населения России вовлечено в коррупционные процессы. В подобных условиях существенно затруднены достижение общественного консенсуса и скоординированные действий элиты по созданию и реализации национального проекта (19).

Функционированию данной системы сдержки элитных инициатив сопутствует негативный эффект в виде неуклонной деградации человеческого капитала (уровень здоровья, образования и благосостояния). При этом демографический запас прочности русского этноса (105,3 млн.чел.) и длительность социальных процессов создают предпосылки для сохранения подобной ситуации до 2050 г. (20). Согласно последнему социологическому опросу ЦСР наиболее вероятны три сценария общественно-политической ситуации в России (21):

  • Массовое гражданское неповиновение на фоне нарастания экономических и социальных проблем;

  • Добровольное самообновление власти под давлением нарастающих проблем и народного недоверия;

  • Национальное вымирание, характеризующееся синдромом выученной беспомощности, утратой трудовых навыков, алкоголизацией, падением рождаемости и массовым ввозом трудовых мигрантов.

Необходимо отметить, что сценарий «Национальное вымирание» во многом аналогичен проблематике вымирания якутского этноса, которую поднял А.Е. Кулаковский столетие назад.

Несмотря на то, что в прошедшем столетии якутский этнос сумел переломить негативные демографические тенденции, в настоящее время, проживая в условиях рентной формации, он подвергается большой опасности. Численность народа Саха в 225 раз меньше численности русских, поэтому угрозы, которые связаны с существующей ситуацией в России, для малого этноса возрастают многократно по сравнению с титульной нацией. С учетом крайне несбалансированного распределения якутского этноса между экономическими формациями значительная доля якутов (20%), участвующих в перераспределении ренты от добычи минерально-сырьевых ресурсов Якутии, является важнейшим фактором риска для народа Саха. Дело в том, что процессы распределения ренты обладают высокой коррупционной емкостью и не связаны с созданием добавленной стоимости.

В настоящее время интеллигенцией обсуждаются четыре направления развития (таблица 4), имеющие определенную взаимосвязь со сценариями будущего Якутии, разработанными А.Е. Кулаковским (22, 11).

Таблица 4

Сценарии развития Якутии в 21 веке

п/п

Наименование сценария

Содержание сценариев

Сценарии аналоги 1912 г.

1

Якутия постиндустриальная

Освоение сервисного уклада (биотехнологии, эко-туризм, креативные индустрии, образование, здравоохранение, сфера услуг)

Перейти под протекторат США, Японии или Китая

2

Якутия арктическая

Освоение когнитивного уклада в освоении арктического шельфа (наука, образование, инновации)

Переселение этноса на Север

3

Якутия индустриальная

Развитие сырьевого сектора (горная промышленность, топливно-энергетический комплекс)

Культивизация и слияние с русскими

4

Якутия заповедная

Сохранение традиционного хозяйства и уклада жизни (сохранение этноса за счет рентных платежей)

Аналог отсутствует

Для сценария «Якутия постиндустриальная» аналогом в письме А.Е. Кулаковского является вариант развития связанный с переходом под протекторат одной из передовых держав. Развитие в Якутии сервисного уклада предполагает встраивание в международное разделение труда, что приведет к установлению зависимости от конъюнктуры рынков США и АТР и правил игры, которые задают данные страны. Сценарий «Якутия арктическая» связан с перенесением центра экономической активности в северную часть Якутии, что напоминает возможный переход якутского народа на Север согласно упоминаемому в письме проекту Э.К. Пекарского. Дальнейшую культивизацию якутов обеспечивает сценарий «Якутия индустриальная», поскольку он предполагает экстенсивное развитие сырьевого сектора в Южной и Западной Якутии. Отсутствие рентных платежей в 1912 году является причиной того, что в письме А.Е. Кулаковский не упоминается вариант будущего народа Саха, построенного на консервации традиционного уклада жизни. В 21 веке горнодобывающая промышленность и топливно-энергетический комплекс Якутии формируют рентные платежи в принципе достаточные для финансирования развития по сценарию «Якутия заповедная».

Согласно неолиберальной теории международной политики в современном мире время распределение власти происходит на трех уровнях. На первом уровне определяющей является военная сила, на втором экономический потенциал, а на третьем «мягкая сила» складывающаяся из привлекательной культуры, политических идеалов и эффективности гуманитарной деятельности (23). Народ Саха не участвует в процессах военного взаимодействия, ограниченно вовлечен в глобальные экономические процессы, но может существенно повысить свою «мягкую силу». Столетие назад на повестке дня стоял вопрос выбора этноса-наставника и подтягивания якутов до его культурного уровня. А в настоящее время отсутствие культурного разрыва с русским этносом с одной стороны, а также открытость стран АТР и циркумполярного блока к культурному взаимодействию с другой стороны, создают новое «окно возможностей» для якутов (24).

В отличие от начала 20 века якутскому этносу для сохранения своей численности и идентичности недостаточно выбрать одно направление развития, а необходимо реализовывать все стратегии одновременно на основе идей «сохранения исконных земель» и «сбережения народа»:

  1. Страны Запада и Востока находятся в поиске новой модели организации социально-экономического развития, которая будет эффективной альтернативой демократии и капитализму (25, 26). Россия занята решением проблем во внутренней и внешней политике. Эти процессы займут всю первую половину 21 века, поэтому спрос на сервисные услуги Якутии будет незначительным и фрагментарным. Освоение сервисного уклада необходимо для установления тесной связи между урбанизированной и сельской частью якутского этноса, постепенного перевода 20% якутов из рентной в креативную формацию (27). Также необходимо выстраивание взаимодействия с 10% якутов, которые проживают за рубежом, для получения ресурсов и продвижения сервисных услуг Якутии в глобальной экономике;

  2. Арктика является единственной неосвоенной территорией в 21 веке, но освоение ее российской части зависит от ресурсов федерального центра. Проблемы в реализации Штокмановского проекта свидетельствует о низкой вероятности ускоренного освоения арктических ресурсов, а также о вынужденном приоритете военно-охранительного присутствия России в Арктике до 2050 года. Поэтому реальный масштаб освоения когнитивного уклада якутским этносом будет зависеть от его объема взаимодействия со странами циркумполярного блока;

  3. Мировой спрос на сырье будет замедляться по многим причинам – кардинальное повышение ресурсоэффективности пакета технологий NBIC (нано, био, инфо, когнитивные), замедлением роста численности населения передовых стран, переходом от потребительской экономики к устойчивому образу жизни. Для экспортно-ориентированных отраслей Дальнего Востока необходимо также принимать во внимание долгосрочный тренд на замедление темпов экономического роста в Китае, который являлся на протяжении последних 30-ти лет локомотивом Азии и крупнейшим потребителем сырьевых ресурсов (28, 29). Поэтому развитие сырьевого сектора останется крайне чувствительным к изменениям глобальной конъюнктуры, а в целом будет замедляться по мере внедрения социальных и технологических новаций. Ограниченная возможность проникновения якутского этноса в сырьевой и промышленный сектор (ниша инженерно-технического и управленческого персонала) обуславливает второстепенную важность данного направления развития. В горной промышленности и ТЭК нужна достаточно представительная этническая прослойка для контроля за перенаправлением ренты в аграрный сегмент якутского этноса;

  4. Сохранение традиционного хозяйства и уклада жизни нужно рассматривать в двух плоскостях – национальной идентичности и демографического воспроизводства. Три потока ресурсов (сервисный, когнитивный, сырьевой) должны направляться в территории исконного проживания якутского этноса для улучшения качества жизни. За счет этого будет достигнут прирост численности этноса, а также установлены тесные связи между частями якутского народа, распределёнными между различными экономическими формациями и расселёнными в разных странах мира. Традиционная культура будет являться основой для построения сервисного и когнитивного сектора с ярко выраженной этнической спецификой. Необходима активная трансляция национальной культуры с помощью инновационных технологий среди глобально распределенного этноса, а также продвижение ее в мировом сообществе.

Все вышеперечисленное является залогом сохранения якутской идентичности в ближайшие 100 лет. Желаемое позиционирование якутского этноса к началу наступления 22 века представлено в таблице 5.

Таблица 5

Позиционирование якутского этноса в 22 веке

Год

Доиндустриальная формация

Индустриальная формация

Постиндустриальная формация

кочевая

оседлая (с/х)

сырьевая

промышленная

рентная

креативная

2112 г.

якуты

якуты

этносы Средней Азии и Кавказа,

русские, якуты

русские

якуты

якуты

Список литературы

  1. Кулаковский, А.Е. Якутской интеллигенции / А.Е.Кулаковский. – М. Изд. Арт – Флекс, 2002;

  2. Иванов В.Н. Письмо «Якутской интеллигенции» А.Е. Кулаковского, Электронный ресурс: http://sakha.gov.ru/node/16851;

  3. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2011 год: Модернизация и развитие человеческого потенциала, под.ред. А.А. Аузана и С.Н. Бобырева, М.: ПРОООН в РФ, 2011;

  4. Вишневский А.Г. Демографический прорыв или движение по кругу?, ДемоскопWeekly № 535 – 536 10 – 31 декабря 2012, Электронный ресурс: http://demoscope.ru/weekly/2012/0535/tema01.php;

  5. Якутские диаспоры за рубежом, Электронный ресурс: http://sakha-in-australia.blogspot.com/2009/11/blog-post_131.html;

  6. Караганов С.А. Россия в мире: Противоречие противоречий, Россия в глобальной политике, 16 октября 2012, Электронный ресурс: http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Rossiya-v-mire-Protivorechie-protivorechii-15704);

  7. Саввинов Д.Д. А.Е. Кулаковский и судьба этноса. –Якутск: Сайдам, 2008;

  8. Дугин А.Г. Теория евразийской экономики: синхронизм трех укладов, гипотеза Вечности, интеграционный императив, ИРЭ СО РАН, 2005, Электронный ресурс:http://www.evrazia.org;

  9. Лерман Л.И. Пассионарность и ее проявления, СПб, 2007.;

  10. Антонов Е.П. Кадры технической интеллигенции Якутии в контексте экономического развития, Россия и АТР, № 1, 2011;

  11. Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050: Концепция проекта и карта работ, Сибирский федеральный университет. 2011, Электронный ресурс: http://foresight.sfu-kras.ru/node/78;

  12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. — Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005;

  13. Пилясов А., Колесникова О. Оценка творческого потенциала российских региональных сообществ, Вопросы экономики”, №9, 2008;

  14. Томский А.Г. Про административную идею, Электронный ресурс: http://dnevniki.ykt.ru/FAR/471827;

  15. Томский А.Г. Суверенитет неэффективности, 2009, Электронный ресурс: http://dnevniki.ykt.ru/FAR/343305;

  16. Латушко Ю.В. Национально-культурное возрождение в посттрадиционных обществах (проблема качественной и количественной оценки), Россия и АТР, 2010, № 2;

  17. Е.А. Борисов Национальная политика России: взгляд из Якутии, Доклад Президента РС (Я) на заседании Ученого Совета Института социологии РАН, 2011, Электронный ресурс: http://www.1sn.ru/68157.html;

  18. Манфред Кетс де Врис Анархист в душе — М.: Аквамариновая Книга, 2008;

  19. Corruption perception index 2012, Transparency International, Электронныйресурс: www.transparency.org;

  20. Ясин Е.Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012;
  21. Доклад экспертов Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив «Изменение политических настроений россиян после президентских выборов», Москва, 2012;

  22. ЕфимовВ.С., Лаптева А.В. Форсайт Республики Саха (Якутия): концепция и базовые модели проекта, Вестник НГУЭУ • 2012 • № 1;
  23. Joseph S. Nye Jr. The Future of American Power. ForeignAffairs, December 2010;

  24. Аналитический доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» «К Великому океану, или новая глобализация России», М. 2012;

  25. Chandran Nair, Consumptionomics: Asia’s Role in Reshaping Capitalism and Saving the Planet, by J. Wiley & Sons 2011;

  26. Кустарев А. Капитализм в XXI веке: минус протестантская этика плюс конфуцианство, «Неприкосновенный запас» 2011, №5(79);

  27. Бочкарев А. Н. Факторы постиндустриального развития РС (Я): анализ территориальных особенностей и предложения путей развития, LambertAcademicpublishing, 2012;

  28. Looking to 2060: Long-term global growth prospects: a going for growth OECD Economic policy paper № 03, 2012;

  29. Asia 2050: Realizing the Asian Century, Asian Development Bank, 2011.

3 комментариев к статье: “Этнофорсайт: будущее народа Саха

  1. Дмитрий, чрезвычайно плодотворное начало. Успехов!

  2. По переписи 2010 г. из 478 тыс. саха 466 тыс. проживают в РС(Я). В связи с этим говорить о наличии диаспоры за пределами республики не имеет смысла. Причём подавляющее большинство из 12 тыс. саха, проживающие за пределами республики, стараются раствориться в окружающем сообществе и уже во 2 поколении перестаёт идентифицировать себя с саха.

  3. В этнофорсайте возлагались определенные надежды на диаспоры-якутян в России и за рубежом. Но последующее изучение вопроса выявило феномен “женской диаспоры”, т.е. при миграции из Якутии наиболее успешно интегрируются за рубежом и в центральных городах России женщины. Из-за красоты и традиционного воспитания (подчинение мужу) иностранцы охотно женятся на представительницах Якутии, но оборотной стороной является стремление женщин раствориться в окружающем сообществе и стирание идентификации Саха в их детях. Поэтому прямое задействование “якутских” диаспор по аналогии с китайскими невозможно.

Оставить комментарий

Войти с помощью: