
Мировая энергетическая революция.
Специально для интернет-портала «Якутия. Образ будущего».
Главный редактор портала,
кандидат исторических наук Афанасий Николаев.
9 декабря 2015 г.
Современная Россия является страной существующей за счёт экспорта энергоресурсов. Так, по итогам 2014 г. в экспорте из России 66,3% занимали нефть, нефтепродукты и природный газ. Это самый высокий показатель за всю историю нашей страны. Для сравнения, в СССР в 1989 г. доля нефти, нефтепродуктов, природного газа в экспорте составляла 36,9%, в РФ в 1998 г. – 42,8%, в РФ в 2004 г. – 57,7%.
Но по прогнозам Международного энергетического агентства в течение ближайших 20-25 лет произойдёт мировая энергетическая революция, основанная на отказе современной экономики от традиционных энергоресурсов (нефти, газа).
Один из аспектов этой энергетической революции была раскрыт в книге «Мировая энергетическая революция: Как возобновляемые источники энергии изменят наш мир» российского исследователя В.Сидоровича.
По данным Сидоровича транспорт является основным потребителем нефти. В 1973 году в этом секторе было сожжено 45,4 % добытой нефти, а в 2012 году его доля составила уже 63,7 %.
Оптимистичные прогнозы будущего потребления нефти, выдаваемые объединениями экспортеров нефти, Международным энергетическим агентством, аналитиками нефтяных компаний, по мнению В.Сидоровича, основаны фактически на одной ложной гипотезе, что благосостояние граждан Китая и Индии будет расти, соответственно, они будут покупать автомобили, а мировая нефтяная индустрия получит сотни миллионов новых клиентов.
ОПЕК прогнозирует умеренный мировой рост потребления нефти, как в среднесрочной (до 2019 года), так и в долгосрочной (до 2040 года) перспективе. Причём этот рост прогнозируется за счет развивающихся стран.
Аналитики нефтяного гиганта «Exxon» прогнозируют в период с 2010 по 2040 год сокращение потребления нефтепродуктов в транспортном секторе стран ОЭСР (32 страны) на 10 %. В то же время в остальном мире потребление, по их прогнозам, должно удвоиться. Более половины роста мирового рынка в этот период по прогнозам аналитиков «Exxon» будет обеспечено совместно Китаем и Индией.
С другой стороны, ряд известных экспертов считают, что ситуация в сфере энергоресурсов кардинально изменится. В частности, Д.Грэнтам, один из крупнейших управляющих инвестициями в мире отмечает: «Мы [человечество], без сомнения, заменим нефть в сфере наземного транспорта на электричество и топливные элементы. Вопрос только в том, займет это 20 или 40 лет».
О реальности прогнозов Д.Грэнтама свидетельствует то, что уже сегодня, на наших глазах электромобили и автомобили на топливных элементах начинают серьезно теснить обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Это обусловлено 5 основными факторами.
Во-первых, сочетанием растущего понимания необходимости борьбы с глобальным потеплением климата и сокращения выбросов парниковых газов.
Во-вторых, обеспокоенностью мирового сообщества непредсказуемостью цен на нефть.
В-третьих, в Европе, Северной Америке, развитых странах Азии увеличением числа домов с интегрированными автомобильными зарядными станциями, источником энергии для которых являются также интегрированные в здание солнечные модули и системы аккумулирования энергии.
В-четвёртых, государственным стимулированием распространения электрического транспорта, увеличением числа сторонников экологичного образа жизни в мире.
В-пятых, развитием автомобилестроения, технологий изготовления электродвигателя и его аккумуляторов, в 2013-2014 годах электромобиль стал товаром массового спроса, его серийное производство наладили все ведущие, в том числе китайские, игроки автомобильного рынка. Эта техника стала доступнее. Владение автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, особенно большого литража, постепенно становится немодным.
По состоянию на сентябрь 2014 года в мире было продано более 600 тысяч электромобилей, включая plug-in гибриды. К концу 2014 года их общий парк насчитывал уже 740 тысяч. В ряде стран легковые электромобили уже начинают занимать весомую долю в продажах автотранспортных средств. Например, в Норвегии в 2013 году она составила 6,1 %.
По прогнозам Международного энергетического агентства к 2020 году электромобили составят уже 2% мирового легкового автомобильного парка, что составит 20 миллионов единиц. По прогнозам Центра исследований автотранспорта Института Гельзенкирхена (Германия) к 2025 году в Европе в легковом сегменте будут продаваться исключительно электромобили и автомобили с гибридными двигателями.
Швеция намерена к 2030 году обеспечить стопроцентный переход автомобильного транспорта на неуглеродные виды топлива — речь идет об электромобилях и автомобилях на биодизеле.
К 2040 году 75 % километров, пройденных легковым транспортом, будет приходиться на электромобили. Стремительность распространения электротранспорта подтверждает тот факт, что количество станций зарядки электромобилей в Японии уже превысило число обычных бензиновых заправочных станций.
В ответ на недовольство потребителей долгими сроками зарядки электромобилей были созданы и развиваются станции быстрой зарядки, позволяющие заряжать аккумуляторы в десять раз быстрее, чем от бытовой розетки.
В декабре 2014 года в Европе начал осуществляться проект ELECTRIC (European Long-Distance Electric Clean Transport Road Infrastructure Corridor), предусматривающий строительство 155 современных станций быстрой зарядки на основных трассах, связывающих Швецию, Данию, Голландию и Германию. Автоконцерны BMW и Volkswagen объединяются для строительства сети станций быстрой зарядки, связывающей Западное и Восточное побережье США.
Дальнейший рост рынка электромобилей во многом зависит от развития аккумуляторных технологий. Сегодня основным видом батарей, применяемых в электромобилях, являются литий-ионные (Li-Ion) аккумуляторы и их подвиды.
Они давно известны, совершенствуются, становятся легче, мощнее, дешевле, повышая доступность электромобиля для покупателей. Цена «топливного устройства», то есть аккумулятора, с помощью которого приводится в движение электромотор, является важным фактором стоимости и, соответственно, конкурентоспособности электромобиля, и здесь наблюдается многообещающая тенденция.
В частности, прогнозируется, что колоссальные инвестиции в производство литий-ионных аккумуляторов, осуществляемые Илоном Маском (бренд Tesla) и другими производителями, приведут к снижению цены батарей в два раза к 2020 году.
Консалтинговая компания McKinsey в 2012 году прогнозировала падение цены с 500-600 до 200 долларов за киловатт-час к 2020 году (на американском рынке электромобиль становится абсолютным конкурентом традиционного бензинового транспортного средства при цене примерно 250 долларов за киловатт-час). Между тем к этому уровню цен производители приближаются уже сейчас, а Илон Маск считает, что возможно достичь ценового уровня в 100 долларов раньше 2020 года.
Не исключено, что прорывом в развитии аккумуляторной техники станет использование графена в производстве батарей. Испанская компания Graphenano разработала аккумуляторы, которые на 77 % (!) дешевле и легче используемых сегодня, обеспечивают запас хода 1000 километров и при этом заряжаются всего за десять минут.
Бурное развитие аккумуляторных технологий для автомобильной индустрии также подстегивает рост рынка систем бытового и промышленного хранения энергии и, кроме того, превращает автомобиль в составную часть будущей энергетической системы.
К 2030 году пункты зарядки электромобилей и автомобилей на топливных элементах появятся практически везде и образуют распределенную инфраструктуру для получения энергии из электросети и возврата ее в сеть.
Вернувшись к прогнозам развития нефтяного рынка и гипотезе бурного развития его азиатского сегмента, Сидорович отметил, что из-за растущих экологических проблем китайское правительство прикладывает значительные усилия для стимулирования чистого транспорта. Это и налоговые льготы, и дополнительный налог на бензин, и весомые субсидии гражданам на приобретение электромобиля (вплоть до 10 тысяч долларов на автомобиль).
Китай планирует довести количество электромобилей до 500 тысяч в 2015 году и до 5 миллионов к 2020 году. Начиная с 2016 года 30 процентов государственных закупок автотранспорта в Китае должно приходиться на электромобили. В сеть, которая к концу 2015 года должна состоять из 400 тысяч станций зарядки электромобилей, вкладываются десятки миллиардов долларов государственных инвестиций. Собственную сеть электрозаправок строит в Китае и компания «Tesla».
Последние статистические данные и прогнозы показывают, что планы поставщиков энергоресурсов, особенно России, в части китайского рынка могут не сбыться и спрос на нефтяное топливо в Китае расти не будет.
Индия также строит амбициозные планы по развитию возобновляемой энергетики и альтернативного транспорта. В настоящее время в Индии принят и активно реализуется государственный план, предусматривающий производство и реализацию 6-7 миллионов электромобилей до 2020 года.
Кроме того, сейчас в мире по данным В.Сидоровича развиваются, переходя в серийную стадию, и альтернативные технологии аккумулирования энергии, приводящей в движение электромоторы. По дорогам Европы уже ездит «Квант», спортивный седан, разгоняющийся до сотни за 2,8 секунды благодаря электродвигателю мощностью 920 лошадиных сил. Такую силу и динамику обеспечивает не нефть, а соленая вода — электродвигатель работает на проточных аккумуляторах.
В связи с этим руководству России необходимо срочно вносить в стратегию развития страны и ускорить переход с сырьевой модели развития на инновационную, организовать новую индустриализацию и масштабную коллективизацию сельского хозяйство.
Источник: «Лента Ру».
Один комментарий к статье: “Мировая энергетическая революция.”
Alazeya
Это будет не энергетическая революция, а электрическая.
эНеРГия от слова ГоРеНие (читайте корень слов в обратную сторону).
При горении выделяется тепло, тепло идёт на теплоснабжение, преобразуется в механическое движение роторов и, далее, через трансмиссию в движение машин и механизмов, или через генераторы – в электричество.
А электричество можно снова преобразовать в тепло или через электромоторы в движение машин и механизмов.
Т.е. термин “энергетический” отражает лишь способ совершения механической работы или получения электричества посредством сжигания вещества – выделения тепла.
А энергии вообще в природе нет. Есть заряды и их взаимодействия, с присущими им электрическими полями.
В школе же учат, что вещество состоит из атомов, которые состоят из электронов, протонов и других электрических частиц.
Т.е. вся материя – электровещество.
В этом смысле электрического кризиса в принципе быть не может.
А вот энергетический кризис налицо, поскольку совершение механической работы или получение электричества посредством сжигания вещества – способ малоэффективный (КПД 1) получать электричество из электровещества, посредством других преобразований, а не горения вот это была бы настоящая электрическая революция.
Например, получать электрический ток посредством трибогенераторов (трения).
Но для этого надо, прежде всего, правильно опредмечивать – называть словами вещи и явления.
Дело в том, что неправильное опредмечивание не отражает действительность, не приводит к его пониманию и материализации образов.
Например, из школьного курса физики все мы знаем, что если тереть эбонитовую палочку шерстяной тряпочкой, то мы получим статическое электричество – постоянный ток.
Однако, в формуле трения F=kN из того же курса физики нет ни одного элемента, отражающего его электрическую природу.
Т.е. в школе преднамеренно опредмечивают неправильно, чтобы увести внимание школьников – будущих инженеров и изобретателей от электрической природы трения, чтобы они не задумывались о разработке более эффективных способов получения электричества посредством него.
Или, например, научиться качать электричество из недр Земли, наподобие того как мы качаем нефть и газ.
Но в школе учат, что, да, Земля – конденсатор, но слабый, емкостью 1 фарада…
Врут академики… Заврались – дальше некуда.