Skip to content

Внимание ! Мы в Одноклассниках

Будущее арктической культуры.

Специально для интернет-портала

«Якутия. Образ будущего».

Главный редактор, кандидат исторических наук

Афанасий Николаев

1 декабря 2015 г.

Понятие «культуры» значительно шире понятия «культуры», как отрасли экономики. Культура в широком понимании этого слова – это совокупность способов и результатов деятельности народа, синтез его интеллектуальных, материальных и духовных достижений, обеспечивающих его деятельность в настоящем и путь в будущее.

Ядром культуры являются смыслы, ценности, образ будущего, тип жизнеустройства нашей уникальной, самодостаточной цивилизации – мира России.

Как отмечают и ряд зарубежных и отечественных аналитиков, XIX век был веком геополитики, ХХ – веком геоэкономики, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком геокультуры. Именно в пространстве ценностей, образов будущего происходит соперничество и борьба в современном мире.

Современный культурный кризис российского общества является следствием исторического беспамятства, предательства своих системообразующих смыслов, своих культурных основ. Причём кризис культуры, как свидетельствует исторический опыт России, революционный потрясений и 1917 г., и 1991 г., переходит в катастрофу политическую, затем экономическую, потом социальную.

Компьютерный расчет, проведенный в Институте прикладной математики РАН, дает прогноз раздела России к 2030 году на сферы влияния сопредельных государств без прямого военного вмешательства.

Отличительная особенность России в отсутствии колониального прошлого, опыте освоения огромных новых территорий, включения в состав российской цивилизации сотен народов за счёт не военной силы, а предложения более высоких смыслов и ценностей, более высоких стандартов отношений, нового уровня образования и технологий.

В этом плане, в условиях усиления восточного вектор в российской геополитике, особого внимания руководства России развитию Дальнего Востока, в нашей стране сейчас приобретает проблема поиска новой базовой культурной парадигмы.

Причём очевидно, что эта новая культурная парадигма России должна иметь чётко выраженный евразийский, национальный характер и опираться на многоцветие национальных культур, в том числе и на самобытную культуру коренных народов Сибири и Дальнего Востока.

В связи с этим саха, как крупнейший коренной народ Сибири и Дальнего Востока, имеющие древнюю и самобытную культуру, признанную на международном уровне, могут сыграть ключевую роль в продвижении России, как культурного лидера, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сейчас и по прогнозам науки, и по данным представителей древних традиционных религий Востока, приходит время, когда спасение мира современных людей, живущих в жестокой, железной эпохе упадка нравов «Калиюги», зависит от представителей северной, арктической цивилизации.

В условиях современного системного кризиса западного технократического, потребительского общества появляется острая потребность в её альтернативе, цивилизации с принципиально иной системой ценностей, иным типом расселения, ориентированной на гармонию с окружающей природной и антропогенной средой. По сути это отличительные черты северной, арктической цивилизации саха, коренных малочисленных народов Севера.

В практическом плане это должно отразиться для Якутии в реализации на её территории, масштабных международных геокультурных проектов, связанные не только с развитием культуры в узком её понимании (Олонхо), наукой (теория северного происхождения человечества Ю.А.Мочанова), образованием (СВФУ), туризмом (ТРК «Северный мир»), уникальным природными особенностями (полюс холода, Ленские столбы, мамонты), но и апробацией и массовым внедрением новых мировых и российских технологий в сфере строительства, авиации общего назначения (мини-авиации), энергетики, биотехнологий, связи и телекоммуникаций.

Один комментарий к статье: “Будущее арктической культуры.

  1. В любом народе на тысячу человек один дурак, один умный и один деятельный. Если в многочисленных народах количество умных и деятельных превышает некую критическую массу необходимую для интенсивного социально-экономического развития народа в условиях конкуренции, то в малочисленных – не превышает и они могут развиваться только экстенсивно или впадают в стагнацию. Отсюда вывод – малочисленный народ должен быть кровно заинтересован в целенаправленном повышении удельного веса умных и деятельных по сравнению с многочисленными народами. Т.е., утверждать своё место в мире за счёт качества – высокого нравственного, образовательного и профессионального уровня своих представителей. У нас же в республике всё наоборот.

Оставить комментарий

Войти с помощью: