Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Земельная реформа в России. 2 часть. Вариант Трутнева и земельный вопрос в Якутии.

 

Специально для интернет-портала

«Якутия. Образ будущего».

Главный редактор портала, кандидат исторических наук

Афанасий Николаев

23 ноября 2015 г.

Заместитель председателя Правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ в ДВФО Ю.П.Трутнев 19 января 2015 года во время встречи с Президентом РФ В.В.Путиным озвучил идею предоставления бесплатно всем желающим по одному из 614 миллионов гектаров дальневосточной земли. 99,5 % этой земли находится в государственной собственности.

Это предложение Трутнева было поддержано Президентом РФ В.В.Путиным и Правительству России было дано поручение разработать и внести на рассмотрение Федерального Собрания РФ соответствующий законопроект.

На днях Правительство России рассмотрел на своём заседании законопроект, определяющий порядок и условия выделения земельных участков на Дальнем Востоке страны. Он вступит в силу не 1 июля 2016 года, как предполагалось ранее, а на два месяца раньше – с 1 мая. Каждый гражданин сможет один раз безвозмездно получить на территории ДВ участок размером до 1 гектара.

Земельные участки в безвозмездное пользование на Дальнем Востоке выделяют до 1 гектара на 1 члена семьи. Эти участки выделяются на расстоянии или более 10 км. от границ населенного пункта, где проживает более 50 тысяч человек, или на расстоянии более 20 км. от границ населенного пункта, где проживает более 300 тысяч человек, или в границах сельских поселений. То есть, городские земли переселенцам не выделяют.

“Чтобы исключить получение земель без цели их освоения, участок сначала будет предоставляться в безвозмездное пользование на пять лет, – подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев, предваряя обсуждение законопроекта. – По истечении этого срока, если нет нарушений при использовании участка, можно, либо оформить его в аренду, либо, по сути, безвозмездно получить его в собственность”.

При нарушении условий пользования землей в течение первых пяти лет государство оставляет за собой право изъять землю обратно.

В законопроекте также говорится, что не будут предоставляться земельные участки, изъятые и ограниченные в обороте, зарезервированные для государственных и муниципальных нужд и на которые оформлены права третьих лиц.

В Правительстве России обещают предельно конкретно растолковать, в каких случаях этот механизм может быть задействован.

“Надо точно написать, что такое “освоение”, чтобы ни один чиновник не мог этим управлять или шантажировать граждан”, – сказал после заседания вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Предполагается, что участки можно использовать для любых видов деятельности, не запрещенных законом. При этом будет исключена возможность хищнического отношения к землям, особенно это касается участков из лесного фонда, где разрешат строительство, но запретят, например, просто вырубить весь лес и продать его.

“Если ты вырубил лес, то ты будешь обязан провести лесовосстановительные мероприятия, а в противном случае, уплатишь соответствующую сумму в бюджет Российской Федерации”, – подчеркнул зампред правительства.

Спустя пять лет гражданин вправе оформить землю в собственность и распоряжаться ею на свое усмотрение вплоть до продажи. Впрочем, и тут государство поставит некоторые ограничения – нельзя продать участок иностранному лицу или компании, а также лицам без гражданства. И сдать его в субаренду иностранцам тоже запретят. В противном случае опять же задействуют механизм возврата земли в государственную собственность.

Для оформления безвозмездного пользования участками вводится упрощенный порядок. “Для максимальной простоты и прозрачности сейчас на базе публичной кадастровой карты прорабатывается специальный электронный сервис. С его помощью можно будет самостоятельно выбрать земельный участок и оформить запрос на предоставление этого участка”, – напомнил премьер-министр.

Сайт На Дальний Восток.РФ уже работает в Интернете в демо-режиме. Подать заявки на нем пока нельзя, но через работающую электронную почту и телефон уже поступило около 25 тысяч обращений, рассказал глава минвостокразвития. Если же гражданин по каким-то причинам не способен подать заявку через Интернет, то он получит возможность сделать это через многофункциональный центр по предоставлению госуслуг (МФЦ).

“Мы этот закон, прежде всего, делаем для жителей Дальнего Востока. Чтобы осваивать землю, надо рядом с ней быть”, – заявил зампред правительства. Что касается жителей других территорий, то здесь в правительстве предлагают дождаться, когда закон заработает и тогда уже делать какие-то выводы.

“Через 1-2 года мы увидим, что получается, что не получается, где надо помогать”, – сказал полпред и вице-премьер Юрий Трутнев.

“Государство помогает с инфраструктурой в рамках ТОР, крупных инвестиционных проектов. Когда строится крупный завод, это одни возможности государства, но подвести инфраструктуру к каждому участку для каждого гражданина мы вряд ли сможем”, – подчеркнул Трутнев.

На наш взгляд, именно отсутствие инфраструктуры станет основным препятствием для практической реализации данного законопроекта. Выделяемые земельные участки находятся в отдалении от населённых пунктов, там, где нет никакой инфраструктуры, дорог, света, газа. Это предопределяет то, что эти земли будут оформлять либо местные жители для охоты и рыбалки, либо очень обеспеченные люди, способные вложить значительные средства в создание собственного бизнеса на голом месте, в тайге.

В законопроекте «Об особенностях предоставления земельных участков в ДВФО» вызывают вопросы три обстоятельства, важных при практическом претворении в жизнь этого законопроекта.

 Во-первых, в последнюю редакцию этого законопроекта была внесена норма о возможности получения земли некой объединенной группой лиц. Это обосновывается тем, что для успешного развивающегося бизнеса может потребоваться участок в несколько десятков гектаров или больше, одна семья получить такой не сможет, поэтому дается возможность объединения и коллективной заявки. Эта норма даёт правовую возможность массовой скупки дальневосточной земли через посредников различными олигархическими структурами и теми же китайцами.

Во-вторых, законопроект не предусматривает дополнительное финансирование контрольно-надзорных мероприятий различных федеральных структур, осуществляющих надзорные функции. Земельные участки выделяются в тайге, куда обычным транспортом не добраться. Поэтому контроль над реализацией будет отсутствовать. Сейчас в условиях острого дефицита средств в госбюджете негде взять деньги на осуществление этих контрольно-надзорных мероприятий.

В-третьих, нет никаких расчетов, сколько земли и где будет выдано и какой последует экономический эффект.

В нашей республике эта инициатива полпреда Трутнева была встречена настороженно. Это было обусловлено тем, что во время столыпинской аграрной реформы начала ХХ века, существовали планы отобрать земли у саха и отдать их русским переселенцам-крестьянам.

Даже действующий глава Республики Саха (Якутия) Е.А.Борисов очень сдержанно прокомментировал эту инициативу. Ряд народных депутатов и лидеров общественности республики сразу заявили, что свободной земли нет, и что реализовать у нас эту инициативу будет сложно.

Законопроект «Об особенностях предоставления земельных участков в ДВФО» был рассмотрен 8 октября 2015 г. на расширенном заседании постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии. В заседании приняли участие министр имущественных и земельных отношений республики Е.Григорьева, представители органов местного самоуправления из Хангаласского, Мегино-Кангаласского, Амгинского, Усть-Алданского, Нюрбинского, Верхневилюйского, Томпонского улусов, города Якутска.

На этом заседании народный депутат выступил Иван Шамаев. Он отметил, что организовал в шести улусах республики встречи с населением по данному законопроекту. Он отметил: «В России проживает 145 миллионов человек, у республики на 3 миллиона квадратных километров территории, и значит, 2 июля 2016 года  республика может проснуться вовсе без территорий!».

Очевидно, что на деле такого не будет. Суровые природно-климатические условия, отсутствие дорог, слабое развитие инфраструктуры объективно препятствуют массовому  переселению в Якутию из-за пределов республики. Скорее развернётся борьба между новыми переселенцами за свободные земли в более благоприятных в природно-климатическом отношении южных регионах Дальнего Востока, Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, Еврейской автономной области.

Вместе с тем, необходимо отметить, что по сведениям представителей улусов, выступивших на расширенном заседании постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии, большинство якутян ничего не знают о предстоящей земельной реформе.

Земли сельских поселений с более или менее развитой инфраструктурой заняты местными. Хотя и тут опасения есть — многие угодья до сих пор не оформлены, во многом из-за стремления не платить налоги.

На этом заседании министр Е.Григорьева отметила: «У нас также есть земли особо охраняемых природных территорий, есть земельные участки, поставленные на кадастровый учет за коренными малочисленными народами Севера. Нужно провести работу по землям традиционного природопользования. Таким образом, на определенную часть земель Якутии обсуждаемый проект федерального закона не будет распространяться».

Министр Евгения Григорьева во время этого заседания сказала, что наши предприимчивые граждане ждут закона, чтобы приобретать земли за пределами республики, то есть, в тех регионах, где есть реальный оборот земель.

Разрешить все вопросы по этому законопроекту предлагалось до 15 ноября 2015 года. Именно до этой даты необходимо было внести свои предложения по законопроекту — органам местного самоуправления, общественным организациям, гражданам.

Предварительных заявок на получение земли в соответствии с этим законопроектом в нашей республике поступило всего четыре, тогда как в соседней Амурской области их счет идет на тысячи.

В связи с планируемым принятием законопроекта «Об особенностях предоставления земельных участков в ДВФО» Правительством РС(Я), органами местного самоуправления проводится уже подготовительная работа.

29 октября 2015 г. первый заместитель председателя правительства Якутии П.Н.Алексеев провел совещание в режиме видеоконференции с главами муниципальных образований и городских округов республики по вопросам предоставления гражданам РФ земельных участков, расположенных на территории Дальнего Востока

Во вступительном слове П.Н.Алексеев напомнил, что проект закона о дальневосточном гектаре сегодня проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти.

«Есть поручение Президента страны в адрес Правительства Российской Федерации о том, чтобы в срок до 15 ноября данный законопроект внести на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации. Этот законопроект касается каждого из нас, каждый орган местного самоуправления. Думаю, что вы с учетом нашего плана обсудили его и внесете свои предложения», – сказал первый вице-премьер.

Петр Алексеев отметил низкие показатели реализации мероприятий в рамках республиканской программы по оформлению земельных участков и кадастровому учету за счет государственного бюджета республики в Хангаласском, Кобяйском и Верхоянском улусах.

На совещании в режиме видеоконференции с отчетом о проделанной работе по регистрации земельных участков сельскохозяйственного значения, оформлению земельно-кадастровой документации на особо охраняемые природные территории, на территории традиционного природопользования, разработке проектов планировки и межевания территорий, схем территориального планирования выступили представители Мегино-Кангаласского, Нюрбинского, Чурапчинского, Олекминского, Хангаласского, Амгинского, Верхоянского, Кобяйского и Усть-Алданского улусов.

На совещании о проекте федерального закона «Об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе», в том числе предложениях Республики Саха (Якутия) к проекту федерального закона, выступил заместитель министра имущественных и земельных отношений РС(Я) Виктор Афанасьев.

О ходе оформления земельно-кадастровой документации на особо охраняемые природные территории, включая ООПТ муниципального значения, проинформировал первый заместитель министра охраны природы РС(Я) Семен Яковлев.

Вопросы разработки муниципальными образованиями и городскими округами РС(Я) проектов планировки и межевания территорий, схем территориального планирования осветила заместитель министра архитектуры и строительного комплекса РС(Я) Галина Новикова.

Подводя итоги совещания, первый вице-премьер Правительства Якутии П.Н. Алексеев подчеркнул необходимость принятия на уровне улусов комплексных планов по оформлению земельных участков, разработке проектов планировки, межевания по сельским территориям, оформлению особо охраняемых природных территорий муниципального значения, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера со сроками исполнения и прикреплением  финансовых ресурсов за счет государственного бюджета.

Как отметил Петр Алексеев, предложения Республики Саха (Якутия) к проекту федерального закона о дальневосточном гектаре внесены. В частности, по уточнению, на основании каких прав можно будет получить земельный участок, об учете территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, по процедуре предоставления участков, в том числе по вопросу: в какой информационной базе будут учитываться земли, какие земли будут включены в резерв для государственных и муниципальных нужд, на каком основании можно будет сдать участок в аренду, получить в собственность и т.д.

«До принятия закона нам по возможности необходимо оформить земельную и кадастровую документацию земельных участков во всех улусах и наслегах республики и поставить их на государственный кадастровый учет. К сожалению, муниципальные образования на сегодняшний день работу по регистрации земель на должном уровне не проводят.

С 2009 года за счет государственного республиканского бюджета в крупных сельскохозяйственных улусах в этом направлении проведена большая работа, но органы местного самоуправления с крестьянскими, фермерскими хозяйствами, сельскохозяйственными кооперативами до конца не зарегистрировали все земли. Это их ответственность.

Во-вторых, поселения организовали на своих землях особо охраняемые природные территории муниципального значения. Документация этих территорий не оформлена, и они тоже не поставлены в государственный кадастровый учет. Это также полномочия органов местного самоуправления. Им нужно уделить этому внимание.

В-третьих, в улусах республики проживают коренные малочисленные народы Севера. Их земли носят статус территорий традиционного природопользования. Решения об их организации в улусах приняты, но земельная и кадастровая документация этих территорий не оформлена, и они тоже не поставлены в государственный кадастровый учет. Муниципальные образования должны провести работы и в этом направлении», – констатировал Петр Алексеев.

 

Один комментарий к статье: “Земельная реформа в России. 2 часть. Вариант Трутнева и земельный вопрос в Якутии.

  1. Земельная реформа в России началась. Трутневские проекты это лишь часть этой реформы. Нам всем надо быстрее осваивать свои земли. Иначе мы можем их потерять. Сейчас пришло время, когда могут сбыться предсказания А.Е.Кулаковского в “Сновидении шмана” об угрозе потери саха своей земли. Необходимо организовать массовую разъяснительную работу на уровне улусов и наслегов, объединяться в кооперативы, разрабатывать и реализовывать различные бизнес-проекты.

Оставить комментарий

Войти с помощью: