Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Сектантские транснациональные империи: пятидесятники.

От редакции:

В нашей республике созданы и открыто действуют более 200 религиозных объединений, имеющих зарубежные центры. В подавляющем большинстве они относят себя к числу, так называемых, “христиан веры евангельской”, “евангельских христиан” и т.д. Среди них значительную роль играют секта пятидесятников. История и роль этой секты в геополитике освещается в аналитическом обзоре Российского института стратегических исследований, аналитической структуре Администрации Президента России. Об актуальности экспансии зарубежных сект в Якутии свидетельствуют неоднократные публикации в наших СМИ. В частности, недавно в газете “Якутск вечерний” была опубликованы материалы журналистского расследования Е.Чемезовой, посвящённой деятельности в нашей республики секты пятидесятников.

 

В аналитическом обзоре показано, как США используют сектантские организации в установлении Нового мирового порядка. Очевидно, что крупнейшее на сегодня направление американского сектантства – пятидесятничество – недостаточно рассматривать как исключительно религиозное движение, поскольку религиозные воззрения в нём тесно переплетены с политическими и экономическими. Помимо интересов в сфере политики можно говорить, что пятидесятничество и американский протестантизм исторически играют значительную роль в процессах глобализации и культурной трансформации целых регионов, связанных с геополитическими интересами США.

СЕКТАНТСКИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ:

ПЯТИДЕСЯТНИКИ

Запущенные силами Запада процессы глобализации и установления нового мирового порядка позволили многим религиозным движениям осуществлять свои проекты по освоению планеты. Для этого появились дополнительные технические возможности. Наряду со светскими глобализационными процес- сами упразднения государственных границ и культурных различий, созданием единого экономического пространства в мире параллельно формируются сектантские транснациональные теократические империи. Деятельность евангелических сект США позволяет некоторым исследователям говорить о “параллельной глобализации” (1) – новом глобализационном проекте с комплексом сектантских ценностей. “Нет границ, только люди!” – это миссионерский лозунг одной из крупных американских пятидесятнических организаций “Глобальная стратегия” (2).

Суть её деятельности состоит в активной миссионерской работе по всему миру и созданию пятидесятнических церквей.

Количественный и географический размах секты.

Социологи религии признают, что пятидесятническое религиозное движение, возникшее лишь в начале ХХ в., стало самым значительным выгодополучателем от процессов глобализации, обогнав “старые” христианские течения.

Временем появления пятидесятничества его адепты считают первое десятилетие ХХ в. (1901−1906), когда в некоторых организациях молящиеся пережили опыт “говорения на языках”. С этого момента начинается путь организационного оформления и обособления пятидесятничества, его трансформация во всемирное движение. “Говорение на языках” на тот период уже случалось в Англии и Америке: в 30-х гг. XIX в. на службах пресви- терианина Э. Ирвинга в Лондоне, на службах секты шейкеров Энн Ли (3), среди мормонов в Нью-Йорке, Миссури и Юте.

Но лишь пятидесятники характеризовали это явление как “дар Святого духа” и придали говорению на языках доктринальное значение. Сегодня известно 740 направлений пятидесятничества. Многие из организаций существуют как независимые церкви, другие представляют собой автономные организации различных пятидесятнических ассоциаций.

Мнения исследователей о численности движения очень разнообразны. Если в 70-е гг. прошлого века советские учёные на основе анализа американских научных публикаций оценивали увеличившуюся численность последователей в мире в 10 млн. 4 человек, то американские исследователи утверждают, что в середине 70-х гг. прошлого века речь шла о 60 % пятидесятников в мировом христианстве (5).

В 1980 г. “Мировая христианская энциклопедия” давала оценку численности традиционных пятидесятников в 51 млн. последователей и 11 млн. в среде крупных конфессий (харизматов). В сумме – 62 млн. человек в 100 с лишним странах (6).

Американские авторы, оценивая современную численность секты, как правило, ссылаются на статистику, приведённую в исследовании под названием “Дух и власть” (7) американского интеллектуального центра Pew Forum on Religion and Public Life (кратко Pew Forum), которое было проведено и опубликовано в 2006 г. Согласно этим данным численность пятидесятников в конце ХХ в. возросла до 380 млн., тогда как численность англикан, к примеру, составляла 79 млн., православных – 300 млн.

Если учитывать ещё и всех представителей традиционных христианских конфессий, заражённых “вирусом харизматизма”, прежде всего некоторые католические общины, а кое-где и православные, которые практикуют “говорение на языках” и новые миссионерские методики, то их численность, по мнению исследователей центра, может возрасти до 600 млн.

Потому, согласно их смелой точке зрения, пятидесятничество – чуть ли не второе по величине после католиков направление христианства, которое по своему охвату превышает вместе взятых православных, англикан и лютеран (8).

Более скептично настроенные эксперты считают, что на самом деле пятидесятников намного меньше – их численность колеблется между 150 и 200 млн. Но даже тогда их появление и резкий рост в начале − второй половине ХХ в. (с 10 до 200 млн.) является одним из важнейших статистических событий религиозной жизни за последние 100 лет (9).

Самые массовые организации пятидесятничества середины ХХ в. – “Церковь Бога” (Church of God) и “Ассамблеи Бога” (The Assemblies of God) (10). Первая насчитывала к 1956 г. 138 тыс. последователей и имела миссии в 54 странах мира (11), сегодня, по данным самой секты, у неё почти 7 млн. последователей и миссии в 150 странах (12) (к слову, С. В. Ряховский, чаще всего представляющий пятидесятническое движение России в публичной сфере, является представителем этой организации).

“Ассамблеи Бога” в начале 70-х гг. прошлого века объединяла 600 тыс. человек, а в 1954 г. более 600 миссионеров этой организации действовали помимо англоязычных стран в Германии, Польше, на Украине, в Латинской Америке на дотации американского бизнеса в 2 млн. долл. (13).

На сегодняшний день − это одна из крупнейших пятидесятнических организаций США, которая действует в 213 странах. Активность и рост пятидесятнических организаций в странах Западной Европы наблюдались в годы Первой мировой войны. Тогда несколько тысяч миссионеров − представителей диаспор, живущих в США, направились в свои родные страны с проповедью.

Были открыты миссионерские управления в странах Латинской Америки, Канаде, Великобритании, Австро-Венгрии, Германии, Франции, Российской империи (Финляндия, Польша), Швейцарии, Норвегии, Швеции, Дании и др. Активная деятельность организаций американских пятидесятников привела к тому, что уже в начале XX в. пятидесятничество стало особенно широко известным в Скандинавских странах.

Сегодня миссионеры пятидесятничества направляются в страны Восточной Европы и Россию из США, Скандинавских стран, Западной Европы, Латвии, Южной Кореи. Но нужно понимать, что секты, приходящие из этих стран, изначально американского происхождения. Объектом их пристального внимания являются также бывшие республики СССР.

Больше всего пятидесятников в странах третьего мира – в Африке, Азии и Латинской Америке, где движение названо своеобразным “южным путём” христианства. Главные центры пятидесятничества в развивающихся странах расположены в Чили, Гватемале, Гане, Южной Африке, Южной Корее, на Филиппинах и в Китае. Эти организации стремятся к масштабным проявлениям своего могущества и лидерству. Потому не только в США, но и в этих странах появляются огромные культовые объекты – церкви размером с футбольные стадионы в Латинской Америке, “искупительные лагеря” (14) площадью 5 тыс. га в Нигерии и т.п.

Образцом наиболее богатой пятидесятнической церкви является гватемальская “Fraternidad Cristiana de Guatemala” (15), которая построила себе культовый объект стоимостью в 20 млн. долл. Теперь это самое большое строение в Центральной Америке на 12 тыс. мест, с бассейном для единовременного крещения 400 человек и др.

Масштабами отличается и Церковь полного Евангелия в Южной Корее, основанная в 1958 г. и расположенная на острове рядом с Сеулом. Каждое воскресенье там проводится 9 служб на 16 языках, которые посещает 250 тыс. верующих.

Очередной рост пятидесятничества произошёл в 90-е гг. ХХ в. По мнению Н. Митрохина, который руководил московским Институтом изучения религии в СНГ и странах Балтии, число последователей “Ассамблеи Бога” в 90-е гг. на постсоветском пространстве увеличивалось на 20−25 % в год (16). Но велик был и отток.

“Redemption Camp” – территории в африканских джунглях вдали от цивилизации, куда помещаются на время люди, находящиеся в депрессии или потерявшие смысл жизни, им предлагается путь исцеления через занятие сельским хозяйством, общение с природой, преподавание детям в местных деревнях.

Так же, как в Латинской Америке, на постсоветском пространстве появляется такое явление как “бывшие пятидесятники”.

Причины роста пятидесятничества.

При знакомстве с пятидесятничеством возникает ряд вопросов.

  1. Чем обусловлен столь стремительный рост секты в ХХ−ХХI в.?
  2. Её “победное шествие” – отражение пути народов к истинному христианству или яркая остановка на пути скатывания к неверию и секуляризму?
  3. Какова доля политического и экономического участия США в этом “победном шествии”?

Стремительный рост секты был связан, скорее всего, с несколькими факторами, в первую очередь с протестантскими ревайвелистскими традициями.

Пятидесятничество вышло из Движения святости в Америке, методистского в своей основе. Данное движение возникло после Гражданской войны в ходе ревайвелистских подъёмов в США. Ревайвелизм как отличительная черта религиозной жизни протестантских Соединённых Штатов стал порождением двух “Великих пробуждений” (в 1735−1743 гг. и 1795−1830 гг.).

Их целью были христианизация и религиозное обновление Америки. Результатом всплесков религиозной активности стали новые церкви, трансформация теологических воззрений на спасение Церкви и общества, распространение практики и новых методов благовестничества. Тогда же была богословски осмыслена идея особого предназначения Америки – духовные пробуждения 10 создали почву для веры в то, что Бог особым образом облагодетельствовал жителей Соединённых Штатов, изливая на них дары Святого духа.

Первое пробуждение послужило стимулом для практического оживления кальвинизма, а Второе породило новую, энергичную и демократическую теологию, которая придала форму американскому протестантизму 70-х гг. XIX в. и стала базой для дальнейших ревайвелистских импульсов.

По сию пору для многих форм американского евангелизма и сектантства характерны ревайвелистские традиции, истоки которых находят в “Великом поручении Христа ученикам”: “Идите, научите все народы…”, в котором видится право и обязанность на персональное свидетельство и миссию в мире, что подчёркивает настоятельную необходимость ревайвелистских движений по всему свету.

Продвижению сект в Латинской Америке, Африке и Азии в ХХ в. способствовала поддержка коммерческих кругов США. Так, исследователь американского протестантизма американский иезуитский священник Дж. Гардон в середине ХХ в. указывал на материальную поддержку со стороны американского бизнеса миссионеров ассоциации “Ассамблеи Бога”. Деятельность 600 миссионеров за рубежом тогда обходилась в 2 млн. долл. (17).

Кроме того, спецификой религиозной жизни США является коммерческая и даже театральная основа многих организаций. Если мы обратим внимание на создателей крупных пятидесятнических ассоциаций, то увидим, что это были люди коммерческого склада или прирождённые артисты, зачастую яркие ораторы, не лишённые честолюбия, и хорошие психологи.

Так, А. Д. Томлинсон (18) − глава “Church of God” (“Церкви Бога”), созданной в 1903 г., являлся одним из крупных торговцев Северной Каролины, связанный в своё время с “Американским библейским обществом”. При помощи своих связей и финансовых покровителей он многое сделал для развития этого сектантского движения. “The International Church of the Foursquare Gospel” (сейчас называется “The Foursquare Church”) (19) – “Международная церковь четырёхугольного Евангелия” (Четвероевангелия) − была создана в 1918 г.

Э. С. Макферсон, которая отличалась красотой, необузданным характером, скандальностью, наличием ярких драматических способностей и знанием психологии масс (20).

Эти качества помогли ей получать огромные суммы от американских бизнесменов, построить во время Великой депрессии храм в Лос-Анджелесе на 5 тыс. мест (1923 г.), пятидесятническую радиостанцию, основать миссии в десяти странах, создать несколько колледжей.

Она заложила некоторые миссионерские методики пятидесятничества – богослужения в её церкви напоминали яркие театральные действия: запоминающиеся проповеди,

О её жизни и пятидесятнически-харизматических методах проповеди можно узнать из книги Робертса Лиардона “Божьи генералы” (Глас вопиющего в пустыне: интернет-сайт. URL: http://seekers-of￾god.com.ua/index.php/knigi/4-bozhi-generaly-rliaron (дата обраще- ния: 11.04.2014)).

Музыка, световые эффекты, сильно действующие на психику средства. Всё это привлекало к ней массы людей. В 1948 г. было создано пятидесятническое движение “Бизнесменов полного Евангелия”, к которому приобщились многие представители американского среднего бизнеса. В семьи простых жителей США движение вошло в 50-е гг. прошлого века вместе с телевизионными трансляциями проповедей и служб пасторов О. Робертса и Дж. Коу, которые, как считалось, могли совершать чудеса исцеления.

Таким образом, эта секта росла как простонародная церковь при поддержке бизнеса. Продвижению пятидесятничества на международном уровне способствовало создание крупных организационных структур, координирующих деятельность пятидесятнического движения. Ещё до идейного и организационного выделения пятидесятничества породившее его ревайвелистское Движение святости предпринимало меры для своего распространения в мире.

В 1867 г. в Америке методистскими пасторами была создана “Национальная ассоциация полевых собраний для распространения святости”. В результате распространения деятельности движения в Англии произошёл его отход от методизма, что привело к появлению разнообразных организаций, например “Армии спасения” и “Кезуикского движения”.

В 1947 г. в Цюрихе (Швейцария) была проведена Первая всемирная пятидесятническая конференция (WPC); с тех пор она регулярно созывалась 1 раз в 3 года.

В 1948 г. в Айове было учреждено “Пятидесятническое братство Северной Америки” (PFNA). В Амстердаме был созван Всемирный конгресс пятидесятнических церквей, который положил начало “Всемирному союзу христиан евангельской веры” (пятидесятников).

В 1943 г. “Ассамблеи 13 Бога”, “Церковь Бога”, “Пятидесятническая церковь святости” и “Международная церковь Четвероевангелия” стали членами-основателями “Национальной ассоциации евангеликов США”, ориентированной на контакт с другими евангелистами. Если исторически эти организации возникали как результат очередного духовного пробуждения в протестантской среде самих США, то постепенно они стали экспортировать его в непротестантские и даже в нехристианские страны.

Коллизия данной ситуации будет ясна, если принять во внимание, что “ревайвелы” есть отражение ограниченности тех средств ко спасению, которыми располагают протестанты – это лишь проповедь, добрые дела, внутреннее устремление к Богу и эмоциональные переживания. Не имея таинств, протестанты должны довольствоваться лишь рассказами о Боге и чувственными ощущениями, а реальных средств приобщения к Вечной жизни (через апостольские таинства) на Земле они не имеют, так как не имеют непрерывной традиции церковной иерархии и её сакраментальной преемственности от апостолов (21).

Пятидесятничество возникло как некий заменитель и компромисс в условиях протестантского мира. Движение предложило альтернативу, введя мистические манипуляции со “Святым духом”. Довольно странным видится уже при первом опыте ревайвелистской деятельности и поездок пасторов по колониям они сталкивались с проявлением религиозных эмоций, экзальтацией верующих. Популярность обрели “полевые собрания” на природе. Но часто многие из участников собраний плясали, падали, содрогались, катались по земле. Опыт “полевых собраний” заимствовали методисты и баптисты, затем пятидесятники.

Приход движения в страны, где древние церкви имеют апостольскую преемственность даров Святого духа или далеки от протестантизма и его внутренних проблем.

В условиях повсеместной либерализации религиозной жизни 60−70-х гг. прошлого века традиционные “элитарные” церкви стали принимать пятидесятничество ради оживления своей религиозной практики. Появился термин “харизматическое возрождение”, означающий проникновение пятидесятнических практик в апостольские церкви, хотя ещё несколько десятилетий назад они повсеместно определялись как ересь.

К началу 60-х гг. Англиканская епископальная церковь смягчила своё отношение к пятидесятничеству – в 1963 г. она провела исследование и дала ему благоприятные характеристики. Такие же исследования проводили и католики в 1969, 1974 гг., а также пресвитериане – в 1970 г. Характеристики в позитивном духе открыли путь пятидесятничеству в качестве “движений возрождения” в традиционные церкви.

В Католической церкви была создана специальная комиссия для диалога с пятидесятниками. А некоторые прогрессивные католики на страницах прессы в начале нынешнего века сожалели, что Ватикан выбрал приоритетным направлением диалога древние восточные хритианские церкви (в том числе и православие), а не пятидесятничество.

Своеобразный экспансионизм американского сектантства и, в частности, пятидесятничества объясним, если учесть, что для многих сект в США характерна вера в идею “очевидного предназначения Америки”, оформившаяся в 70-е гг. XIX в.

Она заключается в восприятии США как маяка для всего человечества – сначала в форме истинного, “исправленного Реформацией” христианства во времена первых переселенцев-пуритан, а затем в форме общечеловеческих ценностей, которые нашли наиболее чистое выражение в социально-политическом строе США.

В идее “очевидного предназначения” содержится пафос экспансии и противопоставления Америки и её ценностей остальному миру, что во многом объясняет содержание миссионерской деятельности американских сект. Потому, зародившись как “Движение святых”, доказывая свою “святость” присутствием в среде последователей “мистических даров, характерных для эпохи апостолов” (22), в ХХ в. пятидесятническое движение в процессе территориального расширения своего влияния постепенно получило политическую окраску и понесло в мир не только американские религиозные ценности, но и политические, а также экономические.

Нельзя отрицать, что наряду с пропагандой своего учения во всех иностранных миссиях как минимум популяризируется положительный образ “богоизбранных США”. Но у сект есть и свои глобальные интересы, совпада- ющие с основными направлениями мировой политики. Глобализационный проект сектантского движения связан с его эсхатологией.

Например, чем объяснить, что пятидесятники были сторонниками вторжения НАТО в Ирак в 2003 г.? Внешне они рассчитывали на то, что падение режима С. Хусейна позволит пятидесятническим миссиям наполнить страну. Вышеописанное поведение объяснимо специфически сектантской логикой: пятидесятники, как и многие американские секты, живут в напряжённом ожидании Конца Света.

Они убеждены, что упор на исцеления от болезней в результате веры, эксперименты со змеями с целью доказать, что змеиные укусы верующим не вредят, стремление адептов пророчествовать и т.д. он настанет тогда, когда их проповедь достигнет всех народов и племён, населяющих планету, потому им важно попасть в те страны, куда их ранее не пускали, и преодолеть закрытые для них границы.

Они провозглашают, что проповедь достигнет всех народов ещё при жизни нынешнего поколения. Соответственно, прихода Христа осталось ждать недолго, потому сектантам необходимо проповедовать среди всех тех племён и народов, которые не знакомы с христианством в пятидесятнической трактовке. Об этом свидетельствует доктрина таких организаций, как “Глобальная стратегия” (Global Strategy Mission Resources, International) (23), “Общение Калвари” (с 1981 по 2010 г. называлась “Calvary International”, сегодня – “Go to nations”) (24) и другие, которые специализируются на профессиональных миссионерских методиках и акциях по созданию новых церквей в тех регионах, где их не было.

Социальная база пятидесятничества.

В первую очередь пятидесятников интересуют беднейшие народы Земли (зачастую они не имеют ни письменности, ни культуры), поскольку для них, как последователей кальвинизма, критерием богоизбранности человека и народа ко спасению является его внешняя, прежде всего, экономическая и бытовая успешность – уровень жизни.

В некоторых сектах работают профессиональные этнологи, разработаны списки всех народов и регионов, которые необходимо посетить, регулярно организуются десятки миссий, в том числе и в рискованные регионы.

Многонациональная Российская Федерация также является объектом активного интереса пятидесятников. Миссии на национальных языках действуют среди татар, алтайцев, чувашей, финно-угров и среди других народов России. Такую деятельность оправдывает лозунг организации “Go to nations”, более подходящий для научной организации этнологов: “Каждое племя, каждый язык, каждый народ” (25).

Лозунг другой крупной миссионерской ассоциации “Глобальная стратегия” – “Нет границ, только люди!” – указывает на то, что для пятидесятников в их миссии, “возложенной Христом” (“Идите, просветите все народы…”), нет границ.

Но параллельно они действительно реализуют свой альтернативный глобализационный проект, где цель – достижение и воплощение идеи о мире без границ. Здесь мы можем вспомнить об интенсивном распространении новых сект в Европе в последние десятилетия в результате упразднения границ во внутриевропейском пространстве.

Рекомендательные документы ПАСЕ, посвящённые проблеме сект, указывают на обеспокоенность европейцев значительным расширением их деятельности: в Европе стало сложнее находить жертв “сектантских отклонений”, которых тайно могут вывозить в другие страны Евросоюза; секты регистрируются в одном государстве ЕС, а распространяются и в других, не имея регистрации; в некоторых странах ЕС к ним относятся более строго, а в соседних – недостаточно бдительно (26).

Секты стали общеевропейским вызовом, и объединение стран Европы, упразднение границ, ограничительное антидискриминационное законодательство значительно способствовали возрастанию их влияния в мире. Но лозунг пятидесятников “Нет границ, только люди!” указывает не только на миссионерские задачи, но и бросает вызов: “Нет границам!” – проявляя стремление к унификации мира.

Здесь сопряжены культурологический и геополитический аспекты. Многочисленные сектантские миссии и ассоциации с разветвлённой материальной и информационной структурой становятся транснациональными корпорациями. Последствия деятельности пятидесятников зачастую характеризуются даже англоязычными исследователями как “культурная лоботомия” (27), поскольку новые члены церквей переосмысливают свою культурную историю.

Если речь идёт о странах третьего мира, то там, вступая в секту, новообращённые рвут связи со своей прежней средой и родными. Принятие протестантской веры часто означает приобщение к европейско-американской цивилизации. Адепты голосуют за либеральные партии, за “дважды рождённых” политиков, переоценивают историю своей страны в модернистском духе. Это не смущает пятидесятников, напротив, в их пони- мании Христос должен будет прийти в мир, усовершенствованный усилиями этой секты.

И это, по их мнению, произойдёт, когда на Земле максимально распространятся демократические ценности, экономическое и политическое устройство по образцу “святой Америки” (напомним, что в трактовке сект это должно произойти при жизни нынешнего поколения). Поэтому часто для пятидесятников исповедовать Христа и быть сторонником западных ценностей – равнозначные величины. Соответственно, сектанты приносят в регион не только знание об “истинной вере”, но и о западном политическом и экономическом укладе.

Многие пятидесятнические движения, как и большинство американских сект, ориентированы на достижение земного могущества, развитие экономического и политического потенциала своей паствы. Кальвинистский догмат об избранности Богом ко спасению только части людей задаёт импульс стремления к успеху, положительного отношения к деньгам, власти и преуспевания в земном мире, поскольку это может служить (согласно трактовке М. Вебера) признаком избранности ко спасению (28). Это основание пуританского происхождения стало одной из ценностей США, а затем и ряда сект, в числе которых пятидесятничество.

Далеко не всегда приход пятидесятников в регион сопровождается предложениями экономического характера, ставку они делают на воспитание индивидуализма и практичности. Часто быстрый рост числа сектантских организаций связан с экономической заинтересованностью в этом пасторов. “Слушающий Христа бедным быть не может” – это один из вероучительных моментов так называемой “теологии процветания”, или “евангелия преуспеяния”, развившихся в последние десятилетия в среде пятидесятничества.

Данное учение частично стало своеобразным плодом кальвинизма, оно распространено и в США, но особенно процветает в бедных странах Африки и Латинской Америки. Присутствует оно и на просторах СНГ, и в своих крайностях приобретает кощунственный по отношению к Евангелию характер. Праведность человека в этом учении определяется степенью его состоятельности и успешности, потому смыслом посещения церквей становятся обильные материальные жертвы паствы в надежде, что Бог, приняв их, воздаст им сторицей.

В итоге в самих США пасторы являются далеко не бедными людьми, а в африканских странах главы пятидесятнических церквей – богатейшие люди. Так, в Нигерии, где миллионы людей являются пятидесятниками, долларовыми миллионерами оказываются именно их пастыри (порой связанные с преступным миром и коррупцией). Например, Д. Ойедепо – лидер и основатель церкви “Живая вера” – крупнейшего религиозного центра в Африке (состояние на 2011 г. 150 млн. долл.), К. Ойакиломе – пастор Церкви “Посольство Христово” (состояние – 30–50 млн. долл.), Дж. Темитопе – основатель “Синагогогальной церкви всех народов”, “пророк и цели- тель” (10–15 млн. долл.) и др. (29).

Интересно, что передовой нигерийский опыт стал экспортироваться и в СНГ – на Украине скандальную известность приобрёл нигерийский пастор С. Аделаджа, секта которого “Посольство Божье” стремилась и стремится влиять на политическую жизнь страны и других государств СНГ, оказалась замешана в финансовых скандалах (30).

В 2009 г. Аделаджа был обвинён по трём статьям УК Украины: “Мошенничество в особо крупных размерах”, “Создание преступной организации” и “Подделка документов”. Аделаджа настоятельно рекомендовал пастве закладывать своё имущество и нести деньги в финансовую пирамиду “Кингз Кэпитал”. В результате деятельности пирамиды 3 тыс. человек пострадали, среди которых большинство адепты его церкви.

Хотя это не уникальная ситуация – большинство проповедников “теологии процветания” известны скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями. Лидер секты “Новое поколение” А.Ледяев из Риги откровенно говорит, что “Бог достоин того, чтобы мы славили Его не только своими словами, но и своими деньгами… Богу не нужны слабые люди…”. С его же слов цель создания церкви – “стрижка своих овец” и “сдирание с них семи шкур” (31).

Данные слова прямо противоположны евангельскому образу пастырства, где “Пастырь добрый душу полагает за овцы своя”. Американские и нигерийские исследователи признают, что активное распространение такого пятидесятничества в африканских беднейших странах не способствовало их экономическому росту. Регион к югу от Сахары, наоборот, отличился тем, что уровень нищеты там в последние 25 лет вырос.

И “теология процветания” не обогатила никого, кроме верхушки церквей (32). Это заставляет исследователей сделать вывод, что причиной массового распространения пятидесятнических сект является не столько духовный голод паствы, сколько материальная алчность или политическая заинтересованность “пастырей” (33).

Геополитические задачи и технологии миссионерства.

Движимые идеей о скором Втором пришествии пятидесятники используют в своём арсенале все известные миссионерские технологии. Пасторы многих пятидесятнических церквей в России составляют графики роста церкви, призывают всех членов общины проповедовать. Некоторые организации прямо заявляют о себе как об агентствах, профессионально насаждающих пятидесятничество (“Глобальная стратегия” или “Go to nations”).

Известен их метод “бомбардировки пропагандой” посредством летучих миссионерских отрядов. Он не раз использовался американскими пятидесятниками в ХХ в. в Мексике, Бразилии, в странах Африки и других регионах. В регион или город командируется группа миссионеров, которые действуют там в течение нескольких недель: ведут уличную проповедь, крестят, организуют молитвенные собрания. Сайт “Церкви Божией” сообщает, что так осуществлялись акции и в некоторых городах России в 90-е гг. (34).

“Глобальная стратегия” регулярно направляет миссионеров в Чувашию; командировке группы предшествуют анализ информации, полученной с места, разработка плана действий, включающего, например, создание поместных церквей, акции экономического характера для получения возможности адептам работать в пятидесятническом бизнесе и др., а также составление сметы, проведение пиар-акции будущей программы, частичный сбор средств (35).

В истории существуют примеры, когда подобные “летучие отряды миссионеров” выполняли и деликатные политические задачи. В 1953 г. в Гватемале среди населения поднялась волна недовольства экономическим присутствием США и проамериканским правительством. В страну была направлена группа лучших проповедников-пятидесятников с Г. Осборном во главе. В течение пяти недель они организовали множество молитвенных собраний, в то время как все остальные народные собрания были запрещены. Таким образом США без особых экономических и людских затрат разрешили свои проблемы в регионе (36).

На сегодня в Гватемале (как мы указывали выше) пятидесятники имеют один из самых дорогостоящих церковных центров в Центральной Америке стоимостью 20 млн. долл. (37).

Недавняя история Украины − лучшее доказательство действенности таких методов, как направление протестных настроений в нужное для США русло. Именно последователи упоминавшейся пятидесятнической секты нигерийского проповедника С. Аделаджи “Посольство Божье” были одним из оплотов “оранжевой революции” на Майдане.

К политизированным миссионерским технологиям пятидесятничества можно отнести апробированный ещё во второй половине ХХ в. и востребованный ныне метод использования мощных радиостанций, спутниковых телеканалов, а также широкого распространения Интернета. Первоначально радиостанции были установлены пятидесятниками в США, Аргентине, Танжере (Северная Африка), Канаде, Бразилии, Западной Гер- мании.

Сегодня спутниковый канал CNL пятидесятнической секты “Новая Жизнь” вещает из Казахстана по всей Центральной Азии и в регионах России – в Западной и Восточной Сибири и на Урале.

Страны Латинской Америки являются зоной геополитического и экономического интереса США. В привычном для нас “бастионе католицизма” увеличивается доля протестантов и пятидесятников под воздействием американских миссий, что может привести к культурно-политическим трансформационным процессам, аналогичным процессам в Южной Корее.

Это происходит в Латинской Америке с начала ХХ в. В Чили пятидесятническое движение присутствует с 1909 г. и развивалось там столь интенсивно, что стало в этой стране ведущим протестантским движением. Такую же роль занимает пятидесятничество и в Бразилии, где оно развивалось с 1910 г. под руководством американских иммигрантов (38).

К 1989 г. адептов только “Ассамблей Бога” в Латинской Америке насчитывалось 10,7 млн., тогда как в 1973 г. их было 2,2 млн., а в 1982 г. – 3,539 (39). На начало 2014 г., согласно сайту “Ассамблей”, у организации 28,8 млн. последователей в Латинской Америке и Карибском бассейне (40).

Интересный взгляд на специфику деятельности американских протестантских миссий изложен в книге Д. Мартина “Языки пламени: расцвет протестантизма в Латинской Америке” (41), признанной в своё время лучшим исследованием латиноамериканского протестантизма.

Из книги следует, что представители североамериканского протестантизма заинтересованы, чтобы их адепты в Латинской Америке постепенно стали влиятельными экономическими и политическими группами в своих странах. Д. Мартин показал, что деятельность пятидесятничества в странах Латинской Америки “глубоко политическая по своим последствиям в долгосрочной перспективе” – это отнюдь не “экспорт потёртых форм северо- американского евангелизма” (42).

Развитию пятидесятничества и протестантизма, вообще, способствует оппозиция внутри латиноамериканских государств – региональная и социально-культурная. Например, в тех странах, где центр государства чисто секулярный, как в Венесуэле, протестантская оппозиция на периферии является слабой. Там же, где культура нации является религиозной, как в Чили, протестантская оппозиция более активна и принимает на себя пятидесятнический окрас.

В Колумбии сильна Католическая церковь и пятидесятники находятся на культурной периферии и враждебно относятся к католическому духовенству, ассоциируя его с эпохой контрреформации. В Аргентине католики и протестанты связаны с этническими анклавами и у пятидесятничества сравнительно небольшое число приверженцев.

В Мексике пятидесятничество особенно распространялось в 60-е гг. прошлого века – из более американизированного севера Мексики на её юго-восток.

Пример Чили показывает, как пятидесятники используют кризисные ситуации в периоды экономической и социальной трансформации стран. На севере Чили для их пополнения было больше социальных каналов в связи с экономической депрессией и миграцией населения в отличие от юга страны, где была более стабильная ситуация.

Пятидесятники действуют там, где рушатся старые социальные формы, они дают культурную и социальную поддержку индивиду, который потерял свою традиционную среду. Данная секта выдвигает на передний план социальной жизни те слои населения, которые там ранее не были представлены. Они делают ставку на создание организаций, сообществ и направляют их на участие в государственной жизни. Например, пятидесятники объединяются в кооперативы потребителей и производителей, миссионерские общества при больницах и школах. Эти организации становятся своеобразными “трансляторами голоса периферий в центр” (43).

Д. Мартин считает, что протестантам удастся в Латинской Америке осуществить накопление капитала, достичь более высоких уровней образования и доминирования в местной политике и протестантизм будет продолжать теснить католицизм.

Для протестантов и для США католики – “застойное”, реакционное сообщество, которое поддерживает существующие режимы. Для модернизации стран (и для реализации интересов США) нужна более динамичная форма христианства – пятидесятничество.

Но исследователи латиноамериканского протестантизма опасаются за рост социального напряжения, вызванный активной протестантской миссией. Напряжение нарастает, прежде всего в среде “застойного” католического населения, которое ранее имело доминирующие позиции в своих государствах. В худшем случае в перспективе оно может войти в союз с государственной властью для того, чтобы “вернуть протестантов обратно на свои места” (44).

Соглашаясь с Д. Мартином, мы видим, что религия способна стать средством политики в силу обнаруженной возможности трансформации сознания людей в целых регионах через специальные миссионерские стратегии. Нельзя не сказать о внешнеполитическом векторе деятельности пятидесятнического движения, а именно о поддержке Израиля (опять же в связи с ожиданием Конца Света).

Защита Израиля сектантами, в том числе пятидесятниками и баптистами, связана с их ожиданием последней битвы сил света и тьмы. Волюнтаристские трактовки Библии позволяют им говорить о том, что эта битва явится битвой “сторонников” и “противников” Израиля. Используя произвольную трактовку Библии, американские секты влияют на политику США в этих вопросах.

Ещё М. Олбрайт в своей книге “The Mighty and the Almighty: Reflections on America, God, and World Affairs”, переведённой на русский язык под названием “Религия и мировая политика” (45), сформулировала эту взаимосвязь политики США в вопросе об Израиле с ожиданиями Конца Света. А прежний Папа Римский Бенедикт XVI, выступая перед европейским сообществом, говорил, что “Америка возложила на себя миссию в мировой политике не только и не столько политическую, сколько религиозную”, так как “внеконфессиональное протестантско-христианское согласие” оказывает сильное влияние на политику США (46).

Пятидесятнические организации по сию пору оказывают информационную и материальную поддержку Израилю, волонтёрские группы помогают осуществлять репатриацию евреев в Израиль (в России это организация “Эвен-Эзер” − “Камень веры” (47)). Существует миссионерская пятидесятническая организация “Евреи за Иисуса” для проповеди своей версии христианства среди евреев, которая действует и в России. Значительное число американцев готово стать добровольцами, чтобы с оружием в руках воевать за Израиль.

Согласно сектантам эмиграция евреев “является одним из важнейших признаков последнего времени” (по “библейским пророчествам”), затем состоится пришествие антихриста. Суть конфликта на Ближнем Востоке, с их точки зрения, – духовная. Согласно американским представлениям современный Израиль остаётся богоизбранным народом, завет Бога с ним в силе. Война Израиля с окружающими народами происходит из-за того, что “Израиль ненавидим диаволом и его слугами”. Интересует их вопрос о границах с соседями Израиля, которые утвердятся лишь тогда, когда вновь придёт на Землю Христос (48).

Нужно отметить также, что в период холодной войны наступление Конца Света американские сектанты связывали с битвой СССР против США. И в период президентства Р. Рейгана их обвиняли в том, что они в угоду своим религиозным воззрениям готовы были спровоцировать ядерную войну между США и СССР как “войну сил света и тьмы”, их деятельность характеризовалась как “апокалиптические махинации правых” (49). По сию пору их богословие и волюнтаристские трактовки Библии оказывают влияние на политику США на Ближнем Востоке.

Роль пятидесятничества в глобализации

Вслед за М. Вебером, изучавшим экономический потенциал кальвинизма, можно поразмышлять об особенностях влияния американских сектантских учений на политику. Пятидесятничество даёт почву для этого. Так или иначе, американские секты заинтересованы в глобализации, они уже пользуются её плодами – безграничным и безвизовым пространством, распространённостью английского языка как универсального языка общения, новыми транспортными и финансовыми возможностями, политическими способами влияния в сложившейся системе международного баланса и т.п.

Пятидесятничество в этом плане − самая динамичная форма протестантизма, обладающая методами политической, социальной, экономической мобилизации масс, лишённая обременяющей памяти о длительной истории секты и традициях, легко приспосабливающаяся ко всем региональным условиям.

Это форма протестантизма, которая активно социально и политически ориентирована. Можно сказать, что это “религия динамики и перемен”. Причём по сию пору религия простонародная и доступная. Потому её представители попадают в самые отдалённые уголки мира, доставляя туда знание о современном мире, о США и о глобализации.

Имея ориентацию на политический и экономический успех, данная секта заинтересована в проникновении в политику и группы влияния в любом регионе мира. Безусловно, в некоторых регионах присутствие секты вызывает конфликты, но в целом она не так сильно ассоциируется с изуверством культов, не имеет ярлыка “тоталитарной секты” и преследует меньше самостоятельных и опасных для США задач, нежели “Свидетели Иеговы” или сайентология.

Её эсхатологический проект в большей степени отвечает задачам США, чем проекты указанных тоталитарных американских сект, хотя и они не сбрасываются последними со счетов и активно используются в международной деятельности. К примеру, сегодня украинская секта С. Аделаджи проникает в совещательные советы в органах власти в областях Украины. И это только начало их продвижения во власть и уровни влияния. А сектоведы из России, работающие совместно с Русской православной церковью, не находят понимания у сектоведов Франции, которые уже привыкли к пятидесятникам и не считают их социально опасной сектой (50).

Сегодня США считаются преемником Великобритании в распространении протестантизма в мире (американского протестантизма). И здесь стоит вспомнить роль Британии и протестантов в политических вопросах, связанных со статусом святых мест в Палестине, мощном воздействии протестантских и пиетистских (в русле идей просвещения) организаций на православное население, политические и церковные структуры Греции в XIХ в.

На сегодня религиозный расклад сил влияния XIX в. немного изменился: покровителями протестантов, а также новых религиозных движений стали США (в том числе и в мусульманских странах, где их подвергают казням). Не Франция уже, но ЕС по мере сил покровительствует католикам.

А Россия, освободившаяся от атеистических уз, вновь обратилась к своей дореволюционной миссии и покровительствует православным в мире – это проявили беды Югославии и Сирии. Таким образом, ситуация начала ХХI в. вновь напоминает ситуацию середины ХIХ в., когда религиозные процессы были тесно связаны с международной политикой.

Для понимания миссии пятидесятничества в глобализации и установлении нового мирового порядка попытаемся проследить, какова здесь роль трансформированного кальвинизма. Практики Великих пробуждений XVIII–XIX вв., подъём религиозного духа и локальная их сосредоточенность на территории Америки (отсутствие аналогичных процессов в Европе, терзаемой в то время революциями) породили в среде американских религиозных мыслителей эсхатологическую идею о богоизбранности США и близком конце времён. Это вызвало новую необходимость усилить призыв к покаянию.

После изоляционизма, характерного для предыдущего периода истории Америки, в начале ХХ в. начался экспансионистский период истории государства, связанный с реализацией “Великого поручения Христа”. Именно в начале ХХ в. организационно оформилось пятидесятничество как малая американская секта. Не только она, но и другие евангелические секты осуществляли свою ревайвелистскую деятельность по всему миру через организацию новых церквей и призыв к персональному покаянию.

Сегодня, через 100 лет, в ходе которых Конец Света так и не случился, задачи окрепшего пятидесятничества можно охарактеризовать как стремление построить “американский рай на Земле” в качестве подготовки к тысяче- летнему царству Христа.

Что касается трансформации кальвинизма в Америке, то пятидесятничество, да и сами ревайвелистские движения, основываются на вере в самостоятельные и немалые возможности человека (правда, с оговоркой, что ему помогает “Святой дух”) и церкви, тогда как у Ж. Кальвина человек беспомощен в деле своего спасения и судьбы Церкви и людей в руках Бога, и Его волю ничто не может изменить.

Но для пятидесятников с самого начала характерна вера в то, что человек избран Богом ко спасению и спасён (!), если у него был яркий духовный опыт обращения к Богу (второе духовное рождение), появление которого свидетельствует о моментальном освящении человека.

Если М. Вебер показал, как первые кальвинисты-поселенцы из штата Миссури методично занимались своим экономическим благоустройством, движимые пониманием, что их успешность в жизни даст им шанс считать, что они угодны Богу и избраны ко спасению, то в ХХ в. неокальвинисты-пятидесятники всеми силами копят и описывают опыт своих мистических переживаний, чудес, говорения на языках, исцелений, всем сердцем и умом стремятся к ним, дабы развеять личные сомнения в том, что они не избраны ко спасению и не “освящены”.

По всей видимости, это связано с тем, что в условиях отсутствия сакраментальной составляющей церковной жизни – таинств и, следовательно, ощущения принадлежности к вселенскому, неотмирному организму Церкви Христа, которое ярче всего даётся во время Литургии и Евхаристии (американский социолог религии протестант П. Бергер и американцы-конверты, перешедшие в это исповедание, характеризуют опыт православной Литургии как “приобщение к космосу” (51)), пятидесятники, дабы заполнить церковную пустоту, догматизировали роль неких мистических проявлений в своём служении (говорение на языках, дрожь в теле, экзальтация).

Они провозгласили это признаками действия “Святого духа” и повторения апостольской эры. Последнее было связано с эсхатологической идеей об обильной благодати, излитой на народ США как признаке приближения Конца Света. Опыт пятидесятничества стал частично заимствоваться другими крупными церквями.

Численность пятидесятнических общин растёт за счёт поглощения других протестантских групп, недовольных схоластикой или окаменением форм религиозной жизни. Баптисты видят в пятидесятничестве серьёзную угрозу для себя, поскольку общины, начав частично прибегать к опыту секты-конкурента, становятся в итоге пятидесятническими, присваивая имущество и материальные блага, накопленные баптистами. По мнению баптистов, проникновение “вируса” пятидесятничества в их среду возможно через музыку, теле- и радиопроповеди, литературу и т.д. (52).

На сегодня сектоведы характеризуют пятидесятнический харизматизм как “вирус”, угрожающий всему христианству. Будет ли он принят церквями, зависит от степени их консервативности.

Сегодня пятидесятничество, увлечённое хлопотами по увеличению своей численности, “социальной работой”, политикой, этнологией, “теологией процветания”, целительством и чудесами, по факту не имеет богатой духовной традиции, практики личной глубокой молитвы, культурной парадигмы с зафиксированным опытом религиозного благочестия.

Из-за неукоренённости в истории человечества у него неопределённое будущее, как и у всех предыдущих форм евангелизма. Однако в условиях кризиса западной церковной традиции пятидесятничество стало новой ступенью для человечества. И, по всей видимости, ступенью вовсе не к истинному христианству последних времён. А к дальнейшему скатыванию по пути религиозного легкомыслия к безверию и секулярности.

При этом крупнейшее на сегодня направление американского сектантства – пятидесятничество – недостаточно рассматривать как исключительно религиозное движение, поскольку религиозные воззрения в нём тесно сплетены с политическими и экономическими. Помимо интересов в сфере политики можно говорить, что пятидесятничество и американский протестантизм исторически играют значительную роль в процессах глобализации и культурной трансформации целых регионов, связанных с геополитическими интересами США.

Ссылки.

  1. Эскин А. Израиль и евангелисты / Авигдор Эскин // Сетевой пор- тал “Заметки еврейской истории” редактор – Евгений Беркович : интернет-сайт. 2002. 15 октября. URL: http://berkovich-zametki.com/ Nomer22/Eskin3.htm (дата обращения: 11.04.2014).
  2. Global Strategy Mission Resources, Intl “No borders… only people!” – http://www.gsmri.org.
  3. Эн Ли (Ann Lee, 1736–1784) является основательницей Объединённого общества верующих во Второе Пришествие Христа, называвшегося в народе сектой шейкеров (трясунов). С точки зрения сектантов, тряска и дрожь во время собраний были признаками духовного очищения верующих.
  4. Москаленко А. Т. Пятидесятники / А. Т. Москаленко. М. : Политиздат, 1973. С. 28.
  5. Allen J. L. Jr. If demography is destiny, Pentecostals are the ecumenical future / John L. Allen Jr. // National Catholic Reporter : website. 2008. January 28. URL: http://ncronline.org/news/if-demography-destiny￾pentecostals-are-ecumenical-future (дата обращения: 11.04.2014).
  6. Пятидесятничество // Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвелла ; пер. Т. Ю. Васильевой и др. М., 1982. URL: http://coollib.net/b/247430/read (дата обращения: 11.04.2014).
  7. Spirit and Power: A 10-country Survey of Pentecostals // Pew Research Religion and Public Life Project : website. 2006. October 5. URL: http:// pewforum.org/Christian/Evangelical-Protestant Churches/Overview￾Pentecostalism-in-Latin-America.aspx (дата обращения: 11.04.2014).
  8. Allen J. L. Jr. Op. cit.
  9. Ibid.
  10. The Assemblies of God – http://www.ag.org.
  11. Hardon J. A. The Protestant Churches of America / John A. Hardon. Westminster : The Newman Press, 1957. Р. 307; Москаленко А. Т. Указ. соч. С. 28.
  12. Church of God – http://www.churchofgod.org.
  13. Москаленко А. Т. Указ. соч. С. 28.8.
  14. “Redemption Camp” – территории в африканских джунглях вдали от цивилизации, куда помещаются на время люди, находящиеся в депрессии или потерявшие смысл жизни, им предлагается путь исцеления через занятие сельским хозяйством, общение с природой, преподавание детям в местных деревнях.
  15. Fraternidad Cristiana de Guatemala – http://frater.org.
  16. Allen J. L. Jr. Op. cit.9 паствы из этих общин.
  17. Hardon J. A. Op. cit. Р. 307.11.
  18. Амброуз Джессап Томлинсон (Ambrose Jessup Tomlinson, 1865– 1943). Его биографию см.: Robins R. G. A. J. Tomlinson: Plainfolk Modernist / R. G. Robins. New York : Oxford Univ. Press, 2004. 336 p.
  19. The Foursquare Church – http://www.foursquare.org. Сегодня эта церковь действует в 144 странах, у неё около 8 млн. последователей.
  20. Эйми Семпл Макферсон (Aimee Semple McPherson, 1890–1944).
  21. Уже при первом опыте ревайвелистской деятельности и поездок пасторов по колониям они сталкивались с проявлением религиозных эмоций, экзальтацией верующих. Популярность обрели “полевые собрания” на природе. Но часто многие из участников собраний плясали, падали, содрогались, катались по земле. Опыт “полевых собраний” заимствовали методисты и баптисты, затем пятидесятники.
  22. Упор на исцеления от болезней в результате веры, эксперименты со змеями с целью доказать, что змеиные укусы верующим не вредят, стремление адептов пророчествовать и т.д.
  23. Global Strategy Mission Resources, International – http://www. gsmri.org.
  24. Go to nations – http://www.gotonations.org.
  25. Go to nations – Every tribe, every tongue, every nation – http://www. gotonations.org.
  26. Постановление Европейского парламента “О сектах в Европе” от 12 февраля 1996 г. // Ярославский антисектантский центр. интернет-сайт. URL: http://ruscan.narod.ru/evroparl_sects.htm (дата обращения: 11.04.2014).
  27. Fenn R. K. Tongues of Fire: The Explosion of Protestantism in Latin America by David Martin Oxford, Basil Blackwell, 1990 / Richard K. Fenn // Theology Today (Princeton Theological Seminary). 1991. April. Vol. 48, № 1. P. 102–108.
  28. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма /Макс Вебер. М.: Просвещение, 1990. 804 с.20.
  29. Как “евангелие процветания” развращает африканцев // Ереси – нет! :интернет-сайт. 2013. 20 ноября. URL: http://www.eresi.net/pros￾perity/kak-evangelie-protsvetaniya-razvrashchaet-afrikantsev (дата обращения: 11.04.2014).
  30. В 2009 г. Аделаджа был обвинён по трём статьям УК Украины: “Мошенничество в особо крупных размерах”, “Создание преступной организации” и “Подделка документов”. Аделаджа настоятель- но рекомендовал пастве закладывать своё имущество и нести деньги в финансовую пирамиду “Кингз Кэпитал”. В результате деятельности пирамиды 3 тыс. человек пострадали, среди которых большинство адепты его церкви.
  31. Орлов В. История движения неопятидесятничества : обзор / Валерий Орлов // Завет.ru : интернет-сайт. URL: http://www.zavet.ru/b/ orlov/nptd/04.htm (дата обращения: 11.04.2014).
  32. См.: Как “евангелие процветания” развращает африканцев.
  33. “Появление и распространение сект во Франции или на Украине обусловлено не столько потребностью в них общества, сколько стремлением их руководителей расширить свою паству и повлиять на ход процессов в общественной сфере и общественно-политической жизни” (цит. по: Рогатин В. Н. Исследование сект во Франции и Украине: исторический аспект / В. Н. Рогатин // Сектоведение. 2012. Т. 2. С. 99–111).
  34. Церковь Божия // Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в России / О. В. Петровская, В. Н. Филянова. М. : РИСИ, 2011. С. 281.
  35. Глобальная стратегия // Зарубежные неправительственные не- коммерческие и религиозные организации в России. С. 279; см. также интернет-сайт организации Global Strategy Mission Resources, Intl “No borders… only people!” – http://www. gsmri.org.
  36. Оя К. Кто такие пятидесятники? / К. Оя // Советская Эстония. 1962. 15 мая (цит. по: Москаленко А. Т. Указ. соч. С. 35).
  37. Allen J. L. Jr. Op. cit.25.
  38. См.: Пятидесятничество // Теологический энциклопедический словарь.
  39. Martin D. Tongues of Fire: The Explosion of Protestantism in Latin America / David Martin. Oxford : Basil Blackwell, 1990. P. 319.
  40. Latin America/Caribbean // Assemblies of God World Missions. URL: http://worldmissions.ag.org/regions/latinamcab (дата обращения: 11.04.2014).
  41. Martin D. Op. cit. 352 р.
  42. Дэвид Мартин занимается исследованием теоретических связей религии с политикой (цит. по: Fenn R. K. Op. cit. P. 102–108).
  43. Fenn R. K. Op. cit. P. 104.
  44. Ibid. P. 108.28.
  45. Олбрайт М. Религия и мировая политика / М. Олбрайт ; при участии Б. Вудварда ; пер. с англ. [А. Денисова]. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 351 с.
  46. Из книги папы римского Бенедикта XVI “Что такое Европа?” (цит. по: Никифорова М. Н. Планетарное католичество: Ватикан и глобализация. М.: Либроком, 2010. С. 177).
  47. Эвен-Эзер // Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в России. С. 283.
  48. Бухвальд В. Будущее мира и Израиль / Вилли Бухвальд, Владимир Рягузов. СПб. : Библия для всех, 2010. С. 76.
  49. Крупи Г. Правые христиане, сионизм и наступление пентехолокоста / Грегори Крупи // Live Journal: интернет-сайт. 2003. 2 сентября. URL: http://dadakinder.livejournal.com/1048075.html (дата обращения: 11.04.2014).
  50. Профессор Российской академии государственной службы, доктор философских наук Михаил Шахов о французской модели государственно-церковных отношений и проблеме “сект” // Портал-Credo.Ru : интернет-сайт. URL: http://www.portal-credo.ru/ site/?act=press&type=list&press_id=1155 (дата обращения: 11.04.2014).
  51. Актёр Джонатан Джексон – о своём трудном пути к православию // Православие и мир: интернет-сайт. 2012. 29 июня. URL: http://www.pravmir.ru/akter-dzhonatan-dzhekson-o-svoem-trudnom￾puti-k-pravoslaviyu/ (дата обращения: 11.04.2014).
  52. См. раздел “По каким признакам можно определить проникновение пятидесятничества в наши церкви сегодня?”: Следует ли баптистским церквам принимать пятидесятничество? / Лоренс А. Джастис // Ереси – нет! : интернет-сайт. URL: http://www.eresi.net/ baptisti/sleduet-li-baptistskim-tserkvam-prinimat-pyatidesyatnichestvo (дата обращения: 27.01.2014).

Источник: Аналитические обзоры РИСИ. /Составитель В. Н. Филянова; под ред. д-ра социол. наук И. А. Романова ; Российский институт стратегических исследований – М. : РИСИ, 2015. – Вып. 2. – 36 с. ISBN 978-5-7893-0218-7.

Оставить комментарий

Войти с помощью: