Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Болотоходы, джет-такси, вахтовки…

На Востоке России все чаще используют нестандартные виды транспорта

Грандиозные планы развития Востока России могут оказаться под угрозой, если в округе не будут решены проблемы транспортной доступности. Потребности регионов в объектах дорожной инфраструктуры огромны. К примеру, только Якутии на них, как рассказал на Российской неделе государственно-частного партнерства в Москве заместитель министра экономики Республики Саха Евгений Чекин, требуется 677 миллиардов рублей. Как меняется сегодня транспортная сеть ДФО, выясняли корреспонденты “РГ”.

К российскому стандарту

Дороги Сахалина и Курил постепенно уходят от чеховского образа пыльных каторжных трактов. За 2015 год в области планируют “одеть” в бетон и асфальт около 50 километров направлений и перекинуть через преграды четыре новых моста.

На курильском острове Кунашир асфальтовые дороги совсем недавно были в диковинку, но за этот год их длина увеличится на десять километров – благоустраивают участок трассы между Южно-Курильском и аэропортом Менделеево. Еще 30 километров дорожного покрытия будет восстановлено. Регион направляет на эти цели существенные средства – 9,6 миллиарда рублей.

Постепенно приходит к общероссийскому стандарту и “бабушка” сахалинской железной дороги – японская узкоколейка. В планах на 2015-й значится перешивка на современный формат 50 километров пути. Из-за реконструкции будет ограничено движение по маршруту “Холмск – Чехов” до четырех поездов в неделю. Но временные неудобства не сравнить с постоянным риском: в ноябре прошлого года на этом участке сошел с рельсов пассажирский поезд. Не обошлось без жертв.

В морском сообщении революций в этом году не предвидится. Между Сахалином и Курильскими островами продолжают курсировать теплоходы “Игорь Фархутдинов” и “Поларис”. В прошлом году оба судна работали в напряженном режиме, чтобы обеспечить перевозки без задержек даже в период пиковой активности – когда на лососевую путину хлынули сезонные рабочие.

Многие сахалинцы живут в таких местах, куда не добраться на поезде, автобусе и даже внедорожнике. Здесь нужна техника посерьезнее. В отдаленные поселки Охинского и Александровск-Сахалинского районов пассажирские рейсы выполняют грузовики-вахтовки и даже болотоходы. А в стоящем на реке Поронайске функцию “речного автобуса” взял на себя катер на воздушной подушке. Машина отечественного производства обошлась муниципалитету в 4,5 миллиона рублей.

Эпохальным для области событием власти назвали начало курсирования в 2015 году двух автобусов с гидравлическими подъемниками между Южно-Сахалинском и Долинском.

Эти машины открыли новые возможности сахалинским инвалидам.

– Впервые в области созданы условия для междугородней перевозки граждан с ограниченными возможностями здоровья, – рассказал заместитель министра транспорта Сахалинской области, начальник отдела автомобильного, морского и железнодорожного транспорта Геннадий Котликов.

Перспективы бездорожья. Экранопланы, сочетающие в себе свойства самолета и теплохода, придут на смену нынешним «Метеорам» и «Ракетам», а отчасти потеснят даже малую авиацию.

Транспортная сеть Якутии в обозримом будущем принципиально не изменится, хотя на месте некоторых сезонных трасс будут проложены (и прокладываются) дороги круглогодичного пользования. К примеру, автодорога “Амга” свяжет с Якутском не такой уж и отдаленный Усть-Майский район. Сообщение между селами постепенно налаживают в Кобяйском улусе, где царствует почти тотальное бездорожье. Но на общую картину это сильно не повлияет. Арктические и северные районы обречены оставаться в зависимости от зимников – никаких денег не хватит на то, чтобы прорубить в горах и отсыпать в тундре тысячи километров дорожного полотна хотя бы с грунтовым покрытием.

Местные власти большие надежды возлагают на альтернативные виды транспорта. Нынешней зимой в Якутск доставили три первых вездехода, закупленных за бюджетный счет и предназначенных для работы в Арктике. Их направили в села Усть-Янск, Казачье и Юкагир Усть-Янского улуса.

– Это только начало, – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Винокуров. – В нынешнем году мы планируем приобрести еще 26 таких машин, способных осуществлять пассажирские и грузовые перевозки по бездорожью и даже в тундре при обилии водных преград.

Всего по программе оснащения труднодоступных районов альтернативными видами транспорта предполагается закупить 49 вездеходов и 16 катеров (два первых таких судна уже отработали сезон на северных реках). На эти цели в республиканском бюджете предусмотрено 275 миллионов рублей.

Логистика в Якутии весьма своеобразна. Даже столица республики периодически оказывается отрезанной от внешнего мира. Как раз в эти дни переправиться через реку Лена у Якутска можно только на глиссерах. Пики применения такой техники приходятся на весну и осень – ледостав и канун ледохода. Летом предприниматели либо ставят суда на прикол, либо возят туристов и рыбаков на горные реки.

Вездеходы, небольшие катера и глиссеры позволяют решать локальные задачи. Но в Якутии планируют развивать еще один альтернативный вид транспорта, способный привести к принципиальным и масштабным переменам. Речь об экранопланах. Одно такое судно, сочетающее в себе свойства самолета и теплохода, уже прошло в регионе испытания, в том числе на 700-километровом маршруте Якутск – Олекминск.

Подобные машины придут на смену нынешним “Метеорам” и “Ракетам”, а отчасти потеснят даже малую авиацию. Собирать их из готовых узлов и блоков в рамках принятой программы планируется неподалеку от Якутска. Предполагается, что экранопланы якутской сборки будут перевозить людей и грузы не только в республике, но и в других регионах Дальнего Востока.

По земле и по небу

В Приморье самым заметным за последний год примером повышения транспортной доступности стало возрождение малой авиации. Два закупленных местной администрацией самолета уже выполняют полеты по внутрикраевым маршрутам.

– Мы специально выбирали такие авиасуда, использование которых не требовало бы масштабных строительных работ на полузаброшенных аэродромах. Достаточно было разровнять взлетно-посадочную полосу длиной 700 метров и установить соответствующие знаки освещения, – объясняет первый вице-губернатор края Василий Усольцев.

1 мая начался сезон работы морского прибрежного пассажирского транспорта, в парке которого достаточно экзотические для жителей неморских регионов виды судов: на воздушной подушке, катамараны.

– Жители края начали ощущать потребность в морском сообщении между муниципалитетами. Сейчас мы разрабатываем новые маршруты, – говорит директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Швора.

Появляются проекты и международного масштаба. Администрация китайской провинции Цзилинь объявила о намерении соорудить скоростную железную магистраль между Хуньчунем (КНР) и Владивостоком (РФ), расстояние между которыми 180 километров. О сроках строительства дороги пока, правда, ничего не сообщается.

В столице края существует предварительный проект Владивостокской кольцевой автомобильной дороги. Она пройдет по побережью Амурского залива, кое-где выходя на сваях в воду, и в перспективе соединит материковую часть Владивостока с островом Елена, а через него с островом Русским, от которого идет новая трасса в пригород, поэтому дорога и называется кольцевой.

– Проект разрабатывают так, чтобы сделать его привлекательным для инвесторов. Их вложения должны окупиться, поэтому проезд по кольцевой автодороге будет платным. Строительство разделено на пять этапов. Работы на них можно производить одновременно или последовательно, – говорит мэр Владивостока Игорь Пушкарев.

Уже сейчас проект оценивается в 70 миллиардов рублей. Отчасти поэтому нет даже предварительных сроков начала его реализации.

Более ясная ситуация с другими автомобильными трассами региона. На 2015 год в Приморье запланирован ремонт 110 километров дорог краевого значения, из них 70 километров – с асфальтобетонным покрытием.

Заканчивается строительство трассы Раздольное – Хасан, продолжается сооружение автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный. С ее созданием вырастет пропускная способность в этом направлении, увеличится скоростной режим, сократится время пути, а транспортное плечо Владивосток – Находка уменьшится на 15 километров, поскольку дорога пройдет в обход нескольких населенных пунктов. А одна из транспортных развязок в форме полного клеверного листа соединит в общую сеть автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный, Хабаровск – Владивосток и Владивосток – Артем.

Еще один отрезок автотрассы строится на пути от аэропорта до игорной зоны “Приморье”.

– Завершить строительство всех секторов дороги планируется уже к 1 июня, – пообещал генеральный директор корпорации развития Приморского края Евгений Дубовик.

Оставить комментарий

Войти с помощью: