Дружба, проверенная веками.
Специально для интернет-портала «Якутия – образ будущего».
Главный редактор,
кандидат исторических наук
Афанасий Николаев
Советник Президента России, академик РАН С.Ю.Глазьев отмечает, что правящие круги США развязали против РФ агрессию путем захвата ими контроля над Украиной и превращения ее в плацдарм для развертывания мировой гибридной войны. Это ответ США на последние действия руководства России по восстановлению суверенитета и евразийской интеграции.
Цель этой войны – удержать мировое лидерство США в нарастающей конкуренции с Китаем. В этих условиях начала новой мировой войны на первый план в России выходят проблемы обеспечения консолидации общества и власти, единства нашего многонационального российского народа.
Мы должны помнить, что и при развале Российской империи, и при управляемом распаде СССР наши геополитические противники, умело использовали национальный и религиозный факторы, активно провоцируя национальную и религиозную рознь и вражду между народами нашей страны.
В частности, в целом ряде российских СМИ и Интернет-изданий время от времени периодически делаются провокационные вбросы о «якутском национализме», «притеснениях русских в Якутии». Такие провокационные, не соответствующие реальности публикации объективно способствуют только разжиганию межнациональной розни, нетерпимости по отношению к выходцам из Якутии.
Особую роль эти проблемы приобретают в наиболее важных с геополитической точки регионах России, в частности на Дальнем Востоке.
В этой связи, на наш взгляд, необходимо обратиться к истории освоения Российским государством своих восточных территорий, к истории взаимоотношений русских с народами Дальнего Востока.
Часть 1. Роль Якутии в развитии Российского государства в дореволюционный период.
Быстрое освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами, выход к Тихому океану обусловили переход Российского государства на новый качественный уровень развития мировой евразийской державы.
Одну из ключевых ролей в этих эпохальных событиях сыграли Якутия и народ саха (якуты).
В 1632 г. русскими землепроходцами был основан Якутский острог, будущая столица Якутии – город Якутск.
В 30-е годы XVII века, как отмечал выдающийся якутский учёный, доктор исторических наук Г.П.Башарин саха добровольно и мирно вошли в состав Российского государства.
Это нашло юридическое оформление в подписании в 30-40-годы XVII века, так называемых «шертовальных грамот», вождями крупнейших якутских родов и племён. В этих грамотах они признавали власть русского царя, обязывались платить ясак, а взамен получали гарантии своей безопасности, сохранения своих обычаев и традиций.
Установлению добрососедских, дружеских отношений русских и саха способствовало и духовное единство, общая православная вера. Саха являются единственным крупным коренным народом Сибири и Дальнего Востока принявшим православие.
Дружба между представителями русского и якутского народа была проверена веками совместной жизни в едином многонациональном Российском государстве.
И в годы мирного строительства и в годы войны саха были вместе с представителями великого русского народа, были его надёжной опорой при освоении и закреплении новых земель Российского государства на Дальнем Востоке и Русской Америке.
Так, например, известный якутский мыслитель и общественный деятель А.Е.Кулаковский в своих знаменитых письмах к якутской интеллигенции 1912 года подчёркивал, что будущее саха в многонациональном российском государстве, в союзе с русским народом.
Он писал: «Но, что же нам делать, что предпринять? Предаться Америке, Японии, Китаю? Нет, – эти номера не проходят: те нас быстро задавят в борьбе за существование, и белоглазый, и большеносый нуча, не говоря уже о даровании православной веры, гораздо ближе нам, милее и родственнее их…».
Якутия и её центр — Якутский острог, имели в XVII – XVIII вв. важнейшее геополитическое значение для России.
В 1957 г. известный советский историк, академик С.А. Токарев писал:
«С самого момента присоединения Якутии к Московскому государству этот край стал играть важную роль поставщика ценного сырья, прежде всего пушного. Пушнина в XVII в. выполняла функцию основной валюты для государства… Во второй половине XVII в. сибирская пушнина давала государству до одной трети всего денежного дохода. Якутия в отношении пушных богатств занимала первое место среди областей Сибири».
Якутия стала опорной базой для дальнейшего продвижения русских на Дальнем Востоке и Северной Америке.
Освоение русскими землепроходцами Верхней Лены, Прибайкалья, бассейна Амура в 1640-50 гг. осуществлялось из Якутского острога.
Именно из Якутска вышли экспедиции Василия Пояркова и Ерофея Хабарова, впервые проникшие до низовьев Амура.
В 1648 г. якутские казаки С.И. Дежнев и Ф.А. Попов от устья Колымы проплыли к устью Анадыря, открыв пролив между Азией и Америкой.
В 1697-1699 гг. якутский казак В.В. Атласов совершил походы на Камчатку и Курильские острова.
Открытие русскими Америки в 1741 г., создание российско-американских владений и управление ими до 70-х годов XIX в. также связаны с Якутией.
О роли саха (якутов), крупнейшего по численности коренного народа Дальнего Востока, в освоении Российским государством Дальнего Востока и Русской Америки писали многие исследователи. К тому же якуты являлись единственным народом этого региона, занимавшимся скотоводством и имевшим большое количество скота, особенно лошадей.
Например, известный дореволюционный исследователь А.Г.Левенталь писал: «Великий Тихий океан … это был свой открытый океан, открывавший новые виды для дальнейших приобретений на его островах и в Америке, для прямых сообщений с этой последней, и с Японией, с Китаем, и Индией. Берега и острова его северной части отличались тогда неимоверным богатством ценного пушного зверя. И невозможно было далее медлить с их занятием: ибо три раза до Петербурга доходили известия (1697 г., 1710 г., 1729 г.), что японцы начинают занимать эти острова один за другим. Но, чтобы занять их, … пришлось приступить к правильному кораблестроению и географическому изучению этих вод, подумать об устройстве портов, верфей и т.п. Кроме того, чтобы закрепить за собою это побережье и владеть им, необходимо было защитить его против возможных поползновений со стороны мореходных наций того времени. А для этого необходимо было укрепить его и перевести туда войска. Необходимо было…, приселить туда хоть немного оседлого русского элемента … Для всего этого нужны были люди: казаки и чиновники, учителя и священники, солдаты и матросы, навигаторы и кораблестроители, мастера, крестьяне и т.д. Нужны были орудия и оружие, снаряды и инструменты, пушки, якоря, снасти и всякие другие воинские и корабельные припасы, а главное — нужно было продовольствовать весь этот народ. Доставлять же туда все это, т.е. людей и все для них и им нужное, приходилось через Якутск и с помощью якутов, обойти которых не было тогда никакой возможности».
В этой связи необходимо также вспомнить, что Нерчинский мирный договор 1689 г., установивший границу между Россией и Цинским Китаем по рекам Аргуни и Горбице, закрыл выход России в Тихий океан по р.Амур. Это продолжалось до самой середины XIX в.
Например, в 1713 г., только благодаря помощи якутов на Охотское зимовье были доставлены казаки с воинским, судовым и другими запасами, а вслед за ними и партия матросов.
В 1717 г. якуты доставили в Охотск 11670 пудов хлеба, круп и разных железных изделий, на что потребовалось свыше 2500 лошадей и более 250 якутов-проводников.
В 1719 г. якуты на Охотск доставили навигаторов, драгунов и геодезистов.
Г.В.Лейбниц в 1697 г. посоветовал Петру I «исследовать берега Северо-Восточной Азии, чтобы узнать, соединяется ли Азия с Америкой, или же они разделены проливом».
Спустя четверть века с этой целью Петр I снарядил Первую Камчатскую экспедицию В. Беринга.
В 1725—1730 гг. якуты были заняты двусторонней транспортировкой этой экспедиции.
В 1733—1741 гг. якуты перевозили Вторую Камчатскую экспедицию В. Беринга, которая состояла из нескольких отрядов, общая численность которых доходила до 1000 человек.
Для этой экспедиции только для доставки съестных припасов потребовалось свыше 10 000 лошадей и более 1000 проводников-якутов в год.
Вскоре после Второй Камчатской экспедиции значительно повысилась интенсивность освоения Северо-Востока России. Так, например, якуты доставили в Охотск много служащих, ссыльных и оборудования для строительства солеваренного завода.
Для защиты восточно-океанского побережья России приходилось постоянно увеличивать гарнизоны и укрепления Охотска и Камчатки. Так, в 1789 г. туда якуты транспортировали пятисотенный драгунский полк полковника Сомова и морскую команду Бухарина со всем вооружением и судовым снарядом.
Вслед за ними туда были доставлены конный и рогатый скот, большая партия зерна и земледельческих орудий, так как властями было решено, что войска на Камчатке, кроме обычной службы, будут заниматься и сельским хозяйством.
С этого времени начинается быстрое развитие на островах Тихого океана пушного промысла, которое еще больше усилилось после 1768 г. Из года в год стали возрастать объемы вывозимой оттуда ценной пушнины, а вместе с тем, и доходы казны.
Это заставляло Российское государство развивать там мореплавание, увеличивать средства управления и защиты этого побережья.
В 1785—1793 гг. для экспедиции Биллингса, состоящей всего лишь из 141 человека, направляющейся на Чукотку, улусным головам было предписано предоставить до 4200 лошадей и 500 якутов-конников при них.
Со временем установился обычный ежегодный объем сообщений и транспортировки казенных кладей, не включающий дополнительные доставки войск, экспедиций и др.
В 1811-1833 гг. только для обслуживания указанного объема грузов для государственных нужд России якуты ежегодно поставляли от 6200 до 7343 лошадей.
Кроме того, в обязательную натуральную повинность якутов входила регулярная доставка воинских команд, штата чиновников, священнослужителей, купцов, ссыльных и весь требующийся им провиант и снаряжение сначала в ясачные зимовья, затем в остроги и городки: Жиганск, Верхоянск, Зашиверск, Колымск, Удской, Оленск и многие другие русские поселения.
Лучшие представители якутского народа были активными организаторами, командирами, интендантами и штурманами всех русских экспедиций по исследованию и освоению Дальнего Востока и Русской Америки.
Якуты прорубали тысячекилометровые просеки и пролагали тракты через тайгу, горы и болота, устраивали переправы через многочисленные реки и волоки, производили сбор, осмотр, отбор и выездку лошадей для экспедиций. Они же обеспечивали всю конскую упряжь (седла, сбруи, удила).
На всем протяжении больших государевых трактов якуты заготовляли огромное количество конского фуража. Сенокосные и пастбищные места вдоль трактов заселялись якутскими семьями.
Для обеспечения русских походов якуты выделяли своих самых энергичных людей. Отдельный проводник предусматривался на каждые 10 лошадей: одна под ним, восемь навьюченных и одна заводная (запасная). При громоздкой клади (пушки, якоря, такелаж) число проводников и заводных лошадей бывало еще больше.
В экспедициях В. Беринга ежегодно были задействованы только как проводники от 650 до 1000 якутов, в экспедиции И.И. Биллингса — более 500. Кроме того, большое число якутов было задействовано на заготовку фуража, продуктов, содержание станций, хозяйственные, шорные и седельные работы.
Якутские проводники производили рекогносцировку маршрута, исходя из сезонных условий, составляли его распланировку на календарные дни переходов и привалов.
Они проводили караваны в глухую полярную ночь, через снежные вьюги, умело использовали природные возможности: пастбища, водопои, охотничьи и рыбные места.
Якуты в этих походах также обеспечивали русские команды продовольствием: мясом крупного рогатого скота, маслом, молочными продуктами, а также теплой одеждой и походными постельными принадлежностями.
В условиях крайней отдаленности и бездорожья русские не могли взять с собой много, поэтому только местное продовольственное снабжение решало их проблемы.
Ф.Г.Сафронов пишет: «Осуществление перевозок на восток ложилось страшным бременем на коренных жителей Якутского округа, дававших своих лошадей и становившихся проводниками. Якутские общества долгое время по принудительной разнарядке, без всякой оплаты выделяли определенное количество лошадей и людей. И только в 1763 г. была назначена за это небольшая плата… Тяжесть этой повинности усугублялась дальностью пути, неустроенностью и безлюдьем трактов, недостатком кормов. В результате значительная часть отправленных из Якутска лошадей гибла в пути. Так в течение 6 лет (1821—1826 гг.) не возвратилось в якутские улусы около 10 тыс. лошадей».
Со второй половины XVIII в. на Дальнем Востоке появилась необходимость в интенсивных перевозках промышленников, купцов и их товаров, грузов Российско-Американской компании для освоения Русской Америки
Все это тоже везли якуты, но уже на договорных началах, добровольно. Ежегодно в Охотск за условленную плату переправлялись сотни людей и тысячи пудов их разнообразной клади.
На Дальнем Востоке в это время быстро развивались частные промышленные предприятия и компании, первая из них была утверждена именным указом в 1764 г.
Было создано множество больших и малых компаний. Например, русский купец Г. И. Шелехов в 1775 г. создал свою компанию, которая только за два года вывезла из Прибыловских островов 2000 бобров, 40 000 котиков, 6000 голубых песцов, 1000 пудов моржовых клыков и 500 пудов китового уса.
Из объединения компаний Шелехова, Мыльникова и других в 1799 г. была образована Российско-Американская компания, имеющая целью освоение «Русской Америки». Все это увеличивало число людей, посылаемых туда с различными поручениями, для временных занятий, а главное — число людей, которых приходилось постоянно содержать там, отчего в свою очередь из года в год возрастало количество разного рода припасов и предметов снабжения.
С 1747 по 1791 г. на Алеутских островах побывало более 70 купеческих кораблей из Камчатки и Охотска, которые добыли дорогой пушнины на 6 310756 рублей. Вся команда, такелаж, другое снаряжение, провиант, добыча этих кораблей транспортировалось якутами.
По данным якутского исследователя М.А.Тырылгина, в течение 250 лет на транспортировку различных русских экспедиций якуты затратили около 2-2,5 млн. своих лошадей.