Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Генетические исследования якутов в контексте их этногенеза.

Платонов Ф.А. НИИ здоровья СВФУ им.М.К.Аммосова, г. Якутск.

 

19 февраля 2013 г.

Язык является одним из главных этнических определителей, общеизвестен и не нуждается ни в доказательствах, ни в обсуждении. Якуты по принадлежности своего языка к тюркской группе большинством исследователей признаются тюркским народом, переселившимся когда то с юга на север. В то же время есть другое мнение, что язык предков якутов принадлежал к какому-то неизвестному языку не тюркского происхождения [1]. Последнее оставляет открытым вопрос происхождения, как языка, так и самого якутского народа в силу вероятности ситуации, когда предки якутов могли перенять тюркский язык, притом, что основная масса предковой популяции оставалась неизменной. То есть лингвистическая идентификация якутов не есть их биологическая принадлежность к древним тюркам. Таким образом, возможно и не было никакого переселения якутов с юга на север.

В своей фундаментальной работе «Ураангхай сахалар» Г.В.Ксенофонтов [2] выдвинул концепцию о поэтапном заселении якутами их нынешней территории в период с I по XII век нашей эры. По его предположению якуты представляют собой народ смешанного происхождения, включивший в себя три «волны» тюркоязычных переселенцев из Прибайкалья. Данная концепция по мимо всего прочего подтверждается современными глоттохронологическими исследования. Так, расхождение якутского языка и тюрского датируется 100 годом нашей эры.

В настоящее время популярны две основные гипотезы о происхождении якутов. Гипотеза о южном происхождении якутов основывается на лингвистических, археологических и культурологических исследованиях (И. Исбранд,Ф. Страленберг, Г. Миллер, И. Фишер и др.). Наиболее вероятной, на наш взгляд, является другая теория о том, что якутский народ в основном сложился на средней Лене путем смешения различных этнических групп (при проникновении лишь отдельных этнических групп с юга) С.Токарев [3].

Развитие генетических исследований, в частности методика ДНК-маркеров в генетической характеристике человеческих популяций раскрыли новые горизонты в этнографии в целом. Существуют основные парные (аутосомальные), митохондриальная (мДНК) и половые парная Х и непарная Y-хромосома. Маркеры ДНК (парных хромосом) характеризуют сообщества в целом, не выделяя генетического вклада каждого из полов. Однако по типам (особенностям) полиморфизма (разнообразия) ДНК, можно оценить те или иные временные события, происходившие в истории данной популяции.

Генетическую историю популяции легче всего оценивать по двум непарным хромосомам. Полиморфизмы мДНК и Y хромосома передаваясь из поколения в поколение только по одной из родительских линий позволяют (теоретически) реконструировать генетические события от вероятных предков отдельных популяций. Однако, есть такая ситуация (дрейф генов), когда носители некоторых линий как мДНК, так и Y-хромосомы могут исчезнуть с генофонда, когда не родят детей (матери дочерей, мужчины сыновей) которые могли бы и далее передавать по наследству маркеры своих родителей. Иными словами, генетическая реконструкция по мДНК и Y-хромосоме дает лишь верхнюю границу (ближнюю к современному) происшедших генетических событий.

В этой связи генетическая история якутов представляет определенный интерес. Анализ гаплотипов Y-хромосомы выявил мотивы специфичные только для якутской популяции [4]. Сравнительный анализ мДНК якутов с другими тюрко-, монголо- и тунгусоязычными популяциями показал генетическое родство якутов по материнской линии (мДНК) с южно-сибирскими тюркоязычными тувинцами и алтайцами (там же). Иными словами, современные якуты имеют чисто отцовские особенности и материнское родство со многими южно-сибирскими племенами. Ситуация вполне объяснима, в случае, когда вследствие преждевременных смертей жен (отсутствие медицины так таковой) был распространен «привоз» жен, представительниц разных этнических групп, преимущественно с юга (где их было много), преимущественно тюркоязычных. В то же время, лингвистические исследования указывают на XIV – XVI вв., как время окончательное формирование якутского языка [5]. Стало быть, скорее всего, начиная с XIV века, якутская популяция вступила на стадию расширенного воспроизводства со своей скотоводческой культурой и тюркизированным языком.

В пользу теории автохтонного происхождения говорят и наши исследования широко распространенного среди якутской популяции наследственного заболевания – атаксия (салга). Генетической причиной заболевания является мутация в гене SCA1, на коротком плече VI пары хромосом. Анализ гаплотипов показал отсутствие его генетических связей с аналогичными генами, распространенными в Монголии, Китае и США (табл.1). Мутация передается детям независимо от пола с вероятностью 50%, родителем, имеющим данное заболевание. Самые высокие показатели накопления заболевания отмечены в лена-амгинском междуречье, в регионе исконного проживания якутского народа.

Таблица 1

Сравнительный анализ гаплотипов гена SCA1

Регион/ Гаплотип

Якутия/ 15-1-3

Монголия/ 7-1-3

Китай/ 7-1-3

США/ 7-1-4

Число поколений, прошедших от предка (основатель заболевания), внесшего мутацию в генофонд якутской популяции был определен как не менее чем 36,6. Если длину поколений принято считать за 25-30 лет, то мутация стала накапливаться в генофонде якутов не позднее, чем 915 –1098 лет тому назад [6]. Данная ситуация указывает на генетическую преемственность современных якутов от автохтонных древних популяций населявших территорию Якутии до Х века.

Еще более интересной является другой результат генетической археологии. Так, специфическая для якутских мужчин, N3-хромосома образует отдельную ветвь, возникшую 1540 ± 580 лет назад [7]. Иными словами, это обстоятельство позволяет допустить обособления мужчин – якутов на своей современной территории в середине I тысячелетия н.э.

Заключение.

По всей видимости, предки якутов мужчин были носителями так называемой культуры «малых домов». Свое пропитание они добывали в результате рыболовства, охоты на дичь, собирательства съестных растительных трав, кореньев и пр. Вследствие малого количества пищи их семьи были немногочисленны.

Длительное преобладание «южных» жен якутов привело к трансформации якутского языка на тюркский. «Привозные» жены привнесли с собой скотоводческую культуру в высокие широты. Таким образом, на средней Лене произошла этносоциальная и этнокультурная трансформация. По всей вероятности, произошла смена культуры «малых домов» кулун-атахской скотоводческой культурой, которая началась в XIII веке н.э. (Гоголев А.И.,1993). Культура «малых домов» стала постепенно исчезать с центральной Якутии (сохраняясь вплоть до наших дней в так называемых «балыксытах»). В силу сложившихся социальных обстоятельств в центральной Якутии (сверхвысокая смертность женщин, импорт жен с южных регионов) в течение первого тысячелетия н.э. на средней Лене произошла этногенетическая трансформация автохтонного племени приведшая к XII – XIII вв. уже к этносоциальной и этнокультурной трансформации. Новый этнос начал изменять ландшафт Якутии для содержания крупно-рогатого скота. Популяция вступила в фазу расширенного воспроизводства. Апогей количества КРС приходиться на конец XIX века, когда численность популяции достигла 221,5 тыс. человек. За 178 лет (с 1719 года по 1897 год) численность якутов увеличилась более чем 6 раз (примерно за 6 поколений).

Таким образом, применение методики генетической археологии проливает свет на своеобразие и длительность процесса формирования современного якутского этноса на средней Лене, указывает наличие особенных микросоциальных условий проживания и хозяйствования в суровых условиях высоких широт. По всей вероятности, якутская популяция сформировалась без участия миграционных потоков других этнических групп извне Якутии. Окончательные выводы возможны лишь при дальнейших генетических исследованиях жителей «малых домов» и при оценке их генетических связей с современными якутами.

Источник: http://www.sivir.ru/genetic_studies_in_the_context_of_the_yakut_ethnogenesis/.

Оставить комментарий

Войти с помощью: