Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Исторические корни украинского национализма

Специально для интернет-портала “Якутия. Образ будущего”

Главный редактор портала, кандидат исторических наук

Афанасий НИКОЛАЕВ

30 октября 2015 г.

Украинский национализм имеет глубокие исторические корни, связанные с многовековой борьбой Европы, и её передового авангарда Польши против России.

Принципы, которые современные украинские националистические деятели пытаются положить в основу национальной политики современного украинского государства, представляют собой практически буквальное изложение рекомендаций польской шляхты по созданию “антимосковской Руси” в австрийской Галиции.

Термины “москали”, “московская агентура”, требование устранить “москалей” из органов власти, а “московский язык” из школ и администрации, обвинение Москвы, России во всех бедах Украины были придуманы идеологами польского национализма ещё в 18-19 веках.

Историческая правда подменяется вымыслами в соответствии с рецептами польских идеологов XIX века.

Такое совпадение не случайно. Несмотря на прошедшие за полтора столетия перемены, средства остаются теми же, хотя и в других руках, потому что теми же остаются стратегические цели – превратить Украину в барьер между Россией и Европой, а в перспективе использовать ее как орудие политики западных держав, устремленной на Восток.

Для этого и необходимо посеять ненависть между братскими народами, стравить между собой украинцев и русских, чтобы они сами, когда потребуется, “рвали себя своими же когтями” ради обеспечения чужих интересов.

После перехода в 1654 г. гетмана Богдана Хмельницкого в российское подданство и последовавшей за этим длительной войны с Польшей, удалось воссоединить с Россией только левобережье Днепра и г. Киев.

Правобережье Украины было воссоединено с Россией только в конце XVIII в. по второму (1793 г.) и третьему (1795 г.) разделам Польши.

Однако Галицкая Русь по первому разделу Польши (1772 г.) перешла во владение Австрии.

В 1815 г. на Венском Конгрессе российский император Александр I согласился на создание под эгидой России Королевства (Царства) Польского на месте образованного Наполеоном в 1807-09 гг. Великого герцогства Варшавского.

Таким образом, в результате разделов Польши и решений Венского Конгресса возникла ситуация, при которой часть древних русских земель (Галицкая Русь) осталась за пределами России, а в то же время в состав Российской империи вошли коренные польские земли, что и создало предпосылки для последовавших затем серьезных политических осложнений.

Хотя Польше была предоставлена самая широкая автономия, польская шляхта не была удовлетворена. В частности, она потребовала присоединения к своему королевству земель, входивших в состав польского государства до разделов XVIII века, на что правительство России ответило отказом.

В Юго-Западном крае – на Волыни, Подолии и Правобережной Украине после 1815 г. польское управление было восстановлено почти во всей его прежней полноте. Все важнейшие отрасли управления были сосредоточены в руках поляков, администрация и школы были польскими, в Кременце действовал польский лицей.

Несмотря на это, поляки, стремившиеся к возрождению полностью независимой Польши в ее исторических границах, принялись за подготовку восстания.

В связи с этими событиями мы и встречаем первые проявления враждебного России политического украинофильства, украинского национализма. В середине 1824 г. в Житомире состоялся съезд польских заговорщиков, на котором, среди прочего, было решено развернуть пропаганду среди украинских крестьян на Правобережье, чтобы привлечь их на сторону поляков.

Таким образом, украинский национализм зародился на Правобережье Украины в польских кругах, и с самого начала ставил своей целью вызвать у малороссов, украинцев стремление отделиться от России и привлечь их на сторону Польши.

Польское восстание 1830-31 гг. потерпело поражение, последствием чего стало ограничение автономии Королевства Польского, хотя его управление сохранило свой польский характер.

Но в губерниях Юго-Западного края в делопроизводстве польский язык был заменен русским, вместо польских школ введены русские, польский лицей в Кременце был закрыт, а в Киеве открыли русский университет св. Владимира.

Однако и после этого польское господство на Правобережье не было серьезно поколеблено.

В 1850-х годах среди польской студенческой молодежи киевского университета образовалась группа “хлопоманов”.

“Хлопоманы” старались приобрести доверие и сочувствие к польскому делу среди крестьянской массы на Украине, обещая ей в своих брошюрах и прокламациях свободу в будущей возрожденной Польше. В группу “хлопоманов” в начале 60-х годов входили Владимир Антонович, Борис Познанский, Тадеуш Рыльский, Павел Свенцицкий и др.

В конце 50-х – начале 60-х годов XIX в. польские деятели в эмиграции приступили к подготовке нового восстания против России. При этом они стремились пробудить и укрепить у малороссов (украинцев) сознание их полной национальной отдельности от великороссов, внушить враждебность к великороссам, что привела бы к ослаблению России и облегчила полякам достижение поставленной цели.

В этот период за границей появляются публикации на исторические и языковые темы, посвященные данному вопросу. Особый вклад в это дело внес Франтишек Духинский, который создал «теорию» о неславянском происхождении «москалей».

Духинский и его последователи заявляли о том, что москали и малороссы это совершенно разные, чуждые и глубоко враждебные народы, не имеющие между собой ничего общего.

В чем заключалась цель такого разделения двух русских народностей, откровенно заявлял в своем политическом завещании один из руководителей восстания 1863 г. генерал Людвик Мерославский. Он писал: «Бросим горящие факелы и бомбы за Днепр и Дон в самое сердце Руси; разбудим ненависть и споры среди русского народа. Русские сами будут рвать себя своими же когтями, а мы тем временем будем расти и крепнуть».

Использование поляками украинского национализма в целях подрыва русского единства послужило причиной принятия правительством России ограничительных мер против этого движения. После 1863 г. возможности для развития в России украинского национализма были ограничены и его центр переместился в австрийскую Галицию, где обосновались многие польские эмигранты, участники антироссийского восстания.

Когда по первому разделу Польши австрийцы присоединили Галицкую Русь, они обнаружили, что там живут не только поляки, но и другой народ – русины, которых австрийцы поначалу называли русскими (Russen) и лишь затем ввели термин «рутены».

В период, предшествовавший революции 1848 г., галицкие русины подвергались усиленной полонизации. Но в 1848 г. поляки выступили на стороне революции и австрийцы были вынуждены в противовес полякам поддержать русинов.

В то же время австрийская администрация не была заинтересована в пробуждении у русинов общерусского национального сознания и, предоставляя национальные права русинам, признала их неким отдельным народом «рутенов».

Во Львове при содействии губернатора Галиции графа Ф.Стадиона образуется национальный представительный орган русинов “Головна Руска Рада ”. “Руска Рада” стояла на позиции так называемого “рутенизма”, который нельзя отождествлять с украинизмом.

В Львове в 1848 г. была создана и первая украинская националистическая организация – “Рускій Соборъ”.

В начале революционных событий в Галицию прибыло много польских эмигрантов из Франции. Среди прочих приехал Генрик Яблонский родом с Украины. Он убеждал галицких поляков, что они вместо того, чтобы отрицать их национальность, должны прививать у них сознание отдельности от великороссов, чтобы привлечь их для совместного выступления против России. Его предложения были приняты галицкими поляками.

В начале июня 1848 г. во Львове, в гостинице “Английская” состоялось собрание, которое постановило основать “Рускій Соборъ”.

“Собор” стал издавать газету “Dnewnyk Ruskij”, редактором которой был назначен Иван Вагилевич, главным же сотрудником являлся вышеназванный польский эмигрант Генрик Яблонский.

“Рускій Соборъ” обвинял “Рускую Раду” в том, что она, являясь порождением графа Стадиона и австрийской бюрократии, действует по их указаниям.

При этом “Рускій Соборъ”, организованный поляками, стоял на четко выраженных позициях украинского национализма.

В газете “Дневник Руский” проводилась мысль о соединении поляков и русинов для совместной борьбы против России.

Однако этот “Собор” не нашел большого числа приверженцев. Галицко-русские мещане, крестьяне и духовенство стояли на стороне “Руской Рады”, которая в своих документах никаких внешнеполитических задач не ставила; ее деятельность была сосредоточена на внутренних делах Галиции и направлена на достижение равных с поляками прав для галицких русинов. После выхода девяти номеров “Дневник Руский” прекратил свое существование.

В 50-х годах XIX в. галицкие русины, хотя и признавшие себя в 1848 г. отдельным народом “рутенов”, все больше проникаются сознанием русского единства, печатают свои книжки и газету “Зоря Галицка ” на языке близком к общерусскому литературному языку.

Тогдашний наместник Галиции поляк граф Агенор Голуховский подвергает преследованиям сторонников русской национальной идеи. Редактор газеты “Зоря Галицка” получает указания не употреблять “московских” слов, а затем газету вообще закрывают.

В этих условиях постепенно в среде галицких русинов формируются два течения: старорусинов (в польской терминологии «москвофилов»), вопреки желанию властей стоявших на старой, традиционной почве русского единства, и молодорусинов, готовых в угоду властям признать себя отдельным народом.

Эти расхождения, которые поначалу сводились только к спорам о языке и не имели политического содержания, старался углублять граф Голуховский, чтобы посеять вражду среди галицких русинов – «пустить русина на русина», трактуя при этом старорусинов как политически неблагонадежных, и поощряя их оппонентов.

Когда в начале 1860-х годов оживилось украинское националистическое движение, в России активизируются украинские националисты и в Галицкой Руси. В 1862 г. львовский купец Михаил Дымет привез из Киева во Львов “метелики” – дешевые издания сочинений украинских писателей. Тогда же, в начале 1862 г. Евгений Згарский стал выпускать в Львове литературную газету “Вечерниц” (вышло 17 номеров), имевшую украинофильскую ориентацию, но без политической окраски.

А в 1863 г. во Львов стали прибывать польские эмигранты, участники восстания против России, которые развернули активную деятельность среди галицких украинских националистов. По их инициативе вместо прекративших издание “Вечерниц” начала выходить газета “Мета”.

В первом номере “Мета” демонстративно отмежевалась от поляков, называя их “ляхами”, но далее на протяжении более двух лет своего издания почти не касалась проблем Галицкой Руси, практически полностью посвящая свои политические статьи нападкам на Москву и “москалей”.

Так с 1863 г. украинское националистическое движение в Галиции стало усиленно насыщаться политическим антирусским содержанием.

Польские эмигранты пробудили у части польского общества Галиции интерес к украинофильству, указывая на те политические выгоды, которые можно извлечь из него для польского дела.

Поддержка украинофильства позволяла полякам достичь двоякой цели:

внутри Галиции в лице молодорусинов-украинофилов получить орудие для борьбы со старорусинами, одновременно ослабляя всех русинов внутренними междоусобицами;

сделать Галицию очагом политического украинофильства и отсюда распространять идею украинского сепаратизма на российскую Украину с целью подрыва единства России.

Галицкие русины постепенно убеждались, что объявление себя народом рутенов не принесло им никакой пользы, и в 1866 г. на страницах газеты “Слово” определенно высказались о своем признании русской национальной идеи.

Такие заявления галицких русинов были с крайним недовольством воспринято в польских кругах.

Особенно резко выступила “Gazeta Narodowa”, орган восточно-галицкой шляхты. Газета призывала к решительной борьбе со старорусской партией – с «москвофилами», и ставила задачу создать «антимосковскую Русь» в Галиции.

В этой газете писали: «Такая антимосковская Русь, связанная унией с Польшей, будет для Австрии оборонным валом против Москвы, основой ее будущей политики, устремленной на Восток».

Это значило – на основе молодорусского течения организовать политическую партию украинофильского толка с резко выраженной антирусской ориентацией, призванную совместно с поляками противодействовать старорусской партии в Галиции, а в будущем послужить орудием, направленным против России.

Для достижения поставленной цели – создания «антимосковской Руси», предлагалось провести ряд мероприятий: «Прежде всего, власти, осуществляющие правление в Галиции, должны добросовестно обходиться с русинами. То, что есть чужое, наносное, московское в школах и администрации, необходимо устранить, но одновременно надлежит заняться искренне и добросовестно внедрением подлинного языка Руси нашей в школы и администрацию».

Также предлагалось проводить соответствующую работу с депутатами: «Известно, кто из депутатов признается москалем, к Москве тянется, а кто держится своей национальности руской, и хочет оставаться русином и впредь. Так вот русинов истинных выбирать следует во все комиссии, из москалей никого. Различие это должно быть строго проводимо и наглядно показано, чтобы весь мир знал, что большинство [галицкого сейма] борется против москалей, а не против русинов».

Поясним, что термином «Русь» поляки здесь называют только ту часть русских земель, которую они включали в сферу польских интересов, остальное для них – это «Москва». Также «нашей Русью», «истинными (щирыми) русинами» они именуют тех русинов, которые готовы были признать себя «отдельной национальностью», а «москали» здесь, это те же коренные галичане, но не желавшие в угоду польской политике отречься от русской национальной идеи и пойти в услужение антирусским силам.

Поляки заявляли, что одной из самых жизненно важных задач поляков на Руси есть: с одной стороны заслонить русинов от махинаций и пропаганды московской, от омосковления, а с другой стороны вместе с русинами работать над развитием языка и национальности русинов.

В 1866 г. в Львове начал выходить журнал “Siolo”, основанный польским эмигрантом, бывшим «хлопоманом» П.Свенцицким. В предисловии к первому номеру говорилось о «русинах-украинцах»: «…в нашем собственном [т.е. польском] национальном интересе надобно помогать национальности, о которой идет речь. Всем известно, что российский панславизм, своими претензиями угрожающий славянству, главным образом опирается на самозванном признании финно-монгольской Москвой себя славянской Русью вначале, Всей Русью затем, и Россией теперь. Поэтому если путем исследований, как исторических, так и литературных, подлинная Русь сможет обосновать свои национальные права, если убедит весь мир, что является отдельной национальностью, не имеющей ничего общего с Россией – тогда панславистские претензии москалей рухнут, не имея под собой почвы, и аппетиты Москвы будут умерены. Россия говорит, что нет Руси как отдельной национальности, докажем ей, что дело обстоит наоборот, что Москва только присвоила себе права славянской Руси – и увидим, что отодвинется от Европы, и между ней и Западом встанет непробиваемая стена – славянская Украина-Русь».

За последующие три десятилетия украинское националистическое движение в Галиции окрепло. И здесь поляки смогли в полной мере прочувствовать справедливость поговорки: «Не рой яму другому…». Нашедшие опору в иных, более мощных политических силах, заинтересованных в ослаблении и разрушении России, галицкие украинские националисты выступили против самих же поляков. Это проявилось и в годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной войны, когда украинские националисты организовали физическое уничтожение польского населения Украины.

Но привитую им поляками ненависть ко всему русскому украинские националисты сохранили.

Оставить комментарий

Войти с помощью: