Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Выбор перспективных направлений развития научно-технического потенциала в Республике Саха (Якутия).

Проректор по техническому направлению и информатизации Северо-Восточного федерального университета, эксперт портала «Якутия. Образ будущего» А.В.Ермаков.

 

В статье рассматриваются возможности апробации перспективных концепций инновационного развития инфраструктурных отраслей РС(Я). Предлагается создание многопрофильного федерального комплекса СВФУ для испытания  различных видов техники (машин) в режиме одновременного воздействия многих климатических факторов в северных условиях и  определяются его преимущества в сравнении с аналогичными центрами.

Долгосрочное развитие научно-технического потенциала любого субъ­екта РФ может осуществляться на основе различных концептуальных положений. В последние годы чаще других преобладает подход, который ос­нован на копировании опыта развитых стран или регионов, занимающих ли­дирующие позиции в экономико-социальной сфере, без проведения серьезно­го анализа основных особенностей субъектов. Подобные страте­гии, в лучшем случае, ставят субъект РФ в положение «догоняющий лидера»,  худшем – при копировании передового опыта и нехватке экономических, демографических, интеллектуальных или иных ресурсов значительно осложняют ситуацию в субъекте РФ.

Подобных рисков можно избежать, ориентируясь на максимальное ис­пользование объективно существующих, но не всегда очевидных, конкурен­тоспособных преимуществ. Для научно-технического потенциала РС(Я) серьезным конкурентоспособным преимуществом и локо­мотивом развития могут стать:

– апробация перспективных концепций инновационного развития инфраструктурных отраслей (транспорт, связь и другие) с учетом географиче­ских (самый крупный субъект Федерации) и демографических (низкая плотность населения) факторов;

– комплекс работ по тестированию широкой гаммы российской и зарубежной продукции в условиях широкого диапазона измене­ний климатических параметров.

Апробация перспективных концепций инновационного развития инфраструктурных отраслей РС(Я), форсирующих  научно-технические исследования и их коммерциализацию, позволяет выработать собственную стратегию экономического роста региона.

Республика Саха (Якутия) является регионом с высоким инновационным потенциалом, достигнут высокий уровень интеграции науки и вузовского образования. В рамках таких республиканских программ, как  «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС(Я) до 2020 года», «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) на 2012-2016 гг.»,  определены  подходы для комплексного решения задач по научно-техническому сопровождению социально-экономического развития РС(Я), по реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики.

Помимо республиканских программ инструментами по повышению координации и стимулированию взаимодействия различных секторов экономики региона с сектором научных исследований и разработок являются создаваемые технологические платформы и инновационные территориальные кластеры.

Инновационный кластер рассматривается многими исследователями как мера развития регионального уровня, которая  позволяет вычленить определенные технологические компетенции, которые заключаются в способности использовать технологии и решать определенный класс производственных задач, и это позволяет внести изменения в сектора экономики, куда переносятся новые компетенции [6].

Инновационные кластеры, прежде всего, выступают механизмами ускоренного вывода высокотехнологичной продукции на рынок, а в перспективе становятся основой для создания новых отраслей экономики того или иного региона.

Кластеры создают  условия для экономического роста и инноваций, они способствуют формированию более «заземленной» политики исходя из реалий динамики экономического развития, кластеры обеспечивают концептуальную канву для пересмотра экономической политики и оптимизации бюджетных расходов в условиях ограниченных ресурсов [2].

По программе «Научно-техническое и инновационное развитие РС(Я) на 2012-2016 гг.» к наиболее перспективному развивающемуся новому отраслевому кластеру можно отнести «крио-кластер», который предусматривает создание Федерального арктического научного центра, II-й очереди Федерального криохранилища семян, Сибирского центра климатических испытаний, кластера производства композиционных материалов, Всемирного центра мамонта [1]. Данные проекты направлены формирование межотраслевой инфраструктуры сферы научных исследований и разработок с использованием уникальных приборных комплексов, обеспечивающих научно-технологическую восприимчивость  к потребностям российской и региональной экономики, к тенденциям мирового развития, к вовлечению региона в международное сотрудничество.

Все проекты «крио-кластера» РС(Я) направлены на разработку технологий использования естественного холода криолитозоны.

Как отмечает Г.Н.  Максимов, что в настоящее время совершенно не изучен такой экономический ресурс, как холод – основное свойство Севера, этого планетарного суперхолодильника. Между тем использование естественного холода для хранения продуктов является для жителей Севера само собой разумеющимся. Не подсчитано, сколько электрической энергии это экономит. На Севере имеется обширный опыт использования холода в управлении сроками переправ, строительстве   зданий и дорог. Настало время исследования возможности  использования этого планетарного  холода в более обширном плане: медико-биологическом, экономическом, энергетическом и вообще технологическом [2].

В рамках криокластера наибольший интерес представляет проект создания Сибирского Центра климатических испытаний, который направлен на разработку единой системы обеспечения безопасной эксплуатации, гарантированного применения в любых погодных и природных условиях машин, специальной и военной техники, новейших материалов и других сложных технических систем гражданского и оборонного комплексов страны [1].

В проекте Сибирского Центра климатических испытаний основными направлениями решения проблем прочности машин и материалов в регионах холодного климата являются:

  1. разработка основ технологий производства новых хладостойких материалов, исследование свойств и поведения конструкционных материалов при комбинированном нагружении в условиях низких температур;
  2. мониторинг и разработка средств диагностики технологического состояния прогнозирования остаточного ресурса технических систем при их эксплуатации в регионах холодного климата;
  3. разработка основ оптимизации технологических процессов изготовления и обработки, восстановления и ремонта конструкций и машин, эксплуатируемых в условиях низких температур;
  4. разработка расчетных моделей, методик и экспертных систем, в том числе основанных на ГИС-подходах, направленных на оценку и продление остаточного ресурса сооружений, конструкций и машин, эксплуатируемых в условиях низких температур.

Основными требованиями для создания центра являются:

  1. Наличие инфраструктуры (климатические площадки, стенды, навесы и др.) для испытаний материалов и изделий гражданского и военного назначения в климатических условиях, обеспечивающих соответствие ряду имеющихся стандартов.
  2. Наличие лабораторного оборудования и методов испытаний для контроля состояния материалов, покрытий, узлов, элементов, сложных технических систем в процессе или после воздействия природных сред, обеспечивающих требования стандартов для объектов гражданского и военного назначения.
  3. Измерение и обработка полного комплекса метеопоказателей по ГОСТ, ASTM, ISO.
  4. Квалифицированный персонал.
  5. Аккредитация в соответствии с требованиями ISO 17025.

Реализация проекта позволит включить Республику Саха (Якутия) в состав Федеральной программы в качестве одного из центров климатических испытаний в России [1].

По нашему мнению, ядром инновационной инфраструктуры центра климатических испытаний криокластера должен быть многопрофильный федеральный комплекс испытания техники, в том числе военной, в условиях Севера, включающий  полигон, центр сертификации техники российских и зарубежных производителей. Научное руководство по работе такого многопрофильного федерального комплекса готов взять на себя СВФУ. Наличие в СВФУ лабораторий, оснащенных передовым измеритель­ным оборудованием, и наличие подготовленного персонала позволит опера­тивно производить анализ проведенных на полигоне испытаний и участвовать в разработке рекомендаций по усовершенствованию техники. В СВФУ также есть группа специалистов с международными сертификатами экспертов, междуна­родного аудита и с опытом оценки и разработки государственных проектов, в том числе и зарубежных подобного уровня.

Потребность организации такого комплекса следующая. Рынок техники для работы в экстремально холодных условиях РФ не сформирован. Большую долю рынка занимают машины и агрегаты, выпускаемые серийно для условий среднего климата, в основе этих машин лежат стандартные металлы, которые на морозе становятся хрупкими. Доля машин в хладостойком исполнении составляет в среднем 4-5%, в горнодобывающей промышленности – 2-3%, в строительстве – 1-2%. В холодный период работоспособность машин снижается в 1,3-2,5 раза по сравнению с летним временем, а затраты на ремонт и восстановление машин увеличиваются в 5-8 раз. В нашей стране есть научный и производственный потенциал для создания машин в северном исполнении, но при этом усилия предприятий в этой области разрозненны, так как каждый производитель самостоятельно адаптирует свою технику для работы в сложных климатических условиях [3].

Развитие сибирских и северных регионов России зависит от наличия в необходимом количестве качественного легкового и грузового автотранспорта, спецтехники, оборудования, применяемых в производственных процессах в различных областях. При этом большая часть сосредоточенного в  северных зонах огромного количества разнообразной техники не приспособлена для эксплуатации в экстремальных условиях.

Для обеспечения  безопасного функционирования различных видов техники в специфических условиях Севера необходимы федерально-целевые программы по разработке комплекса необходимых машин и механизмов для освоения Севера, обоснованные системы критериев создания северной техники, методики комплексной оценки качества и надёжности машин, соответствующих законодательной базе и нормативным требованиям по техногенной и экологической безопасности [3].

Анализ структуры импорта РС(Я) (2009 г.) показывает, что спросом пользуются машины и оборудование (41,4%),  резина и изделия из резины (23,2%), автомобили грузовые (8,7%) из США (22,6% объема импорта), Японии (18,5%), Финляндии (11%), Швейцарии (8,2%), Нидерландов (8%).

Для исследования техники в экстремальных условиях используется опыт длительных переходов автомобилей по разным климатическим зонам в различных дорожных условиях, но это затратный и не самый рациональный способ испытаний людей и машин.

Для  создания нового и модернизации серийного оборудования, машин для северных условий необходим большой объем испытаний. По статистике, после проведения дорожно-эксплуатационных испытаний в экстремальных условиях в новые конструкции вносится до 60% изменений. Традиционно тесты на «холодоустойчивость»  агрегатов для автомобилей проводятся на заводах в специальных холодильных камерах. Однако такие «камерные» испытания не соответствуют реальным климатическим и дорожно-эксплуатационным условиям, следовательно, не дают возможности для полной и комплексной оценки качеств