Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Образ будущего и его формирование в обществе

Новикова Анастасия Александровна.

Тверской Государственный университет. Февраль 19, 2013

Что понимается под «образом будущего»? Словосочетание «образ будущего» достаточно часто встречается в философских, исторических, футурологических исследованиях. Одним из первых, кто стал использовать это словосочетание в качестве самостоятельной категории, был нидерландский социолог Ф. Полак. В своей работе 1961 года «TheImageoftheFuture» (Образ будущего) он, проводя аналогии между образами будущего, существующими в нашем сознании, и образами искусства, определил «образ будущего» как позитивную модель ожидаемого будущего. Им был задан вектор исследований, предполагающих, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий.

Образ будущего это то, чего нет в настоящее время, в реальном мире. Это то, что возможно только в будущем. Поэтому образ будущего можно определить как некую область внутреннего мира (набор связанных идеальных элементов психики), которая отражает объекты внешнего мира и взаимосвязи между ними, так или иначе, не соответствующие их текущему состоянию в окружающей действительности. Таких объектов во внешнем мире либо вообще нет, либо нет взаимосвязей этих объектов с другими элементами окружающей действительности.

Способность предвидеть будущее, то есть строить его образ в сознании (воображение), — это мыслительная операция, свойство разумного человека. Понятие «образ будущего» является субъективно индивидуальным для каждого члена общества, но при этом включает в себя категории присущие всему социуму. Формирование личного образа будущего происходит путем самостоятельного изменения внутреннего мира (какой-либо его области) посредством умственных действий. В нем учитываются личные желания и сама личность человека. Второй способ, это внешнее воздействие на внутренний мир человека, с целью формирования у него новых потребностей, то есть желаний обладать тем, чего у него нет в действительности. В свою очередь личный образ будущего формирует социальный образ будущего, основанный на социальной реальности, на мыслях, чувствах и страхах относительно социального будущего. И. А. Величко отмечает, что основой феномена пророчества и предвидения, которые охватывают именно социальное будущее, является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс. Поэтому значимость «образа будущего», перспективы социального будущего важны для изучения социального настоящего.

Образ будущего зависит от многих компонентов, их существует большое количество, но рассмотрим некоторые из них. Во-первых, это расслоение общества и уровень жизни, от них зависят ожидания и надежды людей, наличие перспективы будущего и стремления, которые будут вести каждого человека и побуждать его к действиям. Во-вторых, это мировоззрение каждого члена общества. Это то, что человек видит целью своей жизни, какие ориентиры и ценности ведут его. Так же здесь учитывается личностные качества, образованность и интересы людей. В-третьих, это динамика социальных процессов, которые организовывает прогрессивное развитие и движение вперед.

Часто понятие «образ будущего» совпадает с «социальным воображаемым» К. Касториадиса, которое не есть образ чего-то существующего, а представляет собой «необусловленное творчество» в социально-исторической области. Поэтому образ будущего видится «социальным воображаемым» как отражение социальных устремлений, надежд или страхов перед будущим, как интуиция социальных возможностей. Но К. Касториадис больше связывает «социальное воображаемое» с особенностями человеческой психики (автономизация субъекта), а не со спецификой социума. Поэтому «социальное воображаемое» – это среднее между свободой индивидуальной фантазии и репрессивным нормированием ее со стороны социума.

Понятие «образ будущего» употребляют для обозначения определенных позиций во взглядах на будущее, характерных для конкретных социальных групп, и его природу следует искать в феноменах общественного сознания.

Таким образом, понятие «образ будущего» мы раскроем как относительно целостную картину будущего, которая вырабатывается в определенное время у определенного социума. Образ будущего – это элемент социальной реальности, элемент настоящего, выражающий социальные возможности социума и порождающий вероятные перспективы будущего.

Список литературы:

  1. Величко И.А. Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего. Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1998. – 18с.
  2. Касториадис К. Воображаемое установление общества. / Пер. с франц. – М.: Гнозис; Логос, 2003. – 480с.
  3. Полак Ф. Образ будущего // Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512с.

 

Источник: http://socialphenomena.org/ru/blog/article/novikova_essay2013/

Оставить комментарий

Войти с помощью: