Skip to content

АНОНС

Открылся канал нашего портала в Ютубе - Канал «Якутия. Образ будущего»

Выступление А.Н. Жиркова на Августовском совещании работников образования РС(Я).

Выступление Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.Н. Жиркова на Августовском совещании работников образования Республики Саха (Якутия).

21 августа 2015 года.

Сегодня после более чем десятилетнего перерыва в столице республики собрались работники дошкольных образовательных организаций. Проблемы, вопросы, которые накопились в этой системе, известны всем. Это объясняется не только тем, что их стало больше. Это объясняется и тем, что государство, власть в последнее время стали больше уделять внимание этой сфере. Приходит большее осознание, что фундамент становления личности закладывается не в студенческие, даже не в школьные годы, а намного ранее – с момента рождения, с начала восприятия мира маленьким новым человеком. Это осознано в мире, в нашей стране, нашей республике многими. И это дает возможность нам откровенно и открыто говорить о проблемах, которые нам нужно совместно с вами решать на ближайшее будущее.

Исходя из этих соображений, я сегодня специально дистанцируюсь от содержательной части федерального государственного образовательного стандарта, как в республике они внедряются, кто как, лучше или хуже в этом направлении работает, справляется или не справляется, и т.д. Я бы хотел сегодня не затрагивать эти многоаспектные вопросы. А с помощью таблицы, цифр показать, на каком уровне мы сегодня находимся в области обеспеченности детскими садами, в области финансирования системы образования (прежде всего дошкольного образования), и в вопросах строительства образовательных учреждений. Ибо, как ни крути, как ни старайся заменить эту систему другими схемами, другими формами дошкольного образования – будь то частного, будь то временного содержания, присмотра и т.д., но без решения базовых вопросов, базовых показателей мы систему дошкольного образования развить, поднять на уровень сегодняшних потребностей не сможем.

Итак, я прошу вас обратить внимание на слайды. Несколько цифровых данных, характеризующих общую ситуацию в системе дошкольного образования, в которой мы сегодня в республике находимся. Прежде всего, состояние обеспеченности детскими садами в Республике Саха (Якутия). (Красным отмечены показатели по Российской Федерации, синим – показатели по Республике Саха (Якутия). Это обеспеченность детей дошкольными образовательными организациями. Я сознательно беру данные в возрасте от 0 до 7 лет. Потому что, когда мы берем от 3 до 6 (тут один выступающий очень правильно подметил), мы невольно уходим от более объективного восприятия ситуации.

В таблице отчетливо видна демографическая яма 90-х годов.

Здесь характерно то, что Республика Саха (Якутия) по показателям численности детей в расчете на 100 тысяч населения не опережает, а отстает от показателей в целом по Российской Федерации. Мы эту демографическую яму как-то проходим, но отставание в расчете на 100 тысяч населения у нас по количеству детей от Российской Федерации достаточно значительное. Хотел бы подчеркнуть еще один момент в связи с этим. Сейчас в репродуктивный возраст вступает население, которое родилось в 90-е годы, в период самой низкой рождаемости. Поэтому на хорошие результаты по рождаемости в ближайшее время рассчитывать весьма сложно.

Из следующей таблицы видно, что в сравнении с 90-ми годами численность дошкольных образовательных учреждений у нас резко упала. О причине такой ситуации говорили и Феодосия Васильевна, и коллеги. Но то, что мы по количеству детских образовательных учреждений еще не подняли эту планку, не сумели переломить ситуацию, наглядно видно из этой таблицы.

Это данные за 2014 год (могут быть небольшие расхождения, ибо в данных Министерства образования и официальной статистики практически по всем показателям детских образовательных организаций имеются некоторые разночтения). Красная линия – это число детей в этих образовательных организациях. Вы видите, что буквально за последние 2-3 года, когда мы начали работать по модернизации системы образования, вот тогда только начался небольшой сдвиг, но этот сдвиг, как вы видите, очень незначительный и отстает от показателей начала 90-х годов.

Третья таблица показывает охват детей образовательными организациями, осуществляющими деятельность по образовательным программам дошкольного образования в процентах от численности детей в возрасте от 1 до 6 лет. Несмотря на принимаемые в последние годы усилия, у нас эта диаграмма скорее отрицательная, чем положительная. На 2014 год мы имеем примерно 62 с небольшим процента охвата детей программой дошкольного образования.

И как результат этого в четвертой таблице вы видите, что численность детей, нуждающихся в детских образовательных учреждениях, у нас растет более быстрыми темпами, чем республика может обеспечить этими образовательными организациями.

Теперь 2-3 таблицы по бюджетному финансированию системы дошкольного образования. Из таблицы видно, что государство ежегодно стабильно, 10-летия увеличивало последовательно финансирование в целом сферы образования в нашей республике.

Сфера образования в целом отмечена синей линией. Дошкольное образование выделено красными столбиками. Объем финансирования в 2014 году – 54,7 млрд. рублей, это практически одна треть расходной части бюджета республики. Из них 12 с лишним млрд. рублей предусматривается на дошкольное образование.

Также из таблицы видно, если в целом по образованию мы сумели поднять показатели в 3,5 раза, то в системе дошкольного образования – в 5,5 раза. Это достаточно красноречивые данные. Далее, из следующей таблицы видно, что в целом по системе дошкольного образования средняя начисленная номинальная заработная плата на 2014 год составила 28,8 тысячи рублей.

Много это или мало, если в среднем по экономике в республике статистика дает цифру 52,8 тысячи рублей. Что касается педагогических работников в системе дошкольного образования, то их показатели за последние 2 года значительно повысились – примерно 44 тысячи рублей.

И это притом, что нагрузка на 1 воспитателя, начиная с 2005 года, в течение 10 лет не менялась – 11 детей в среднем на 1 воспитателя.

Теперь, по строительству детских дошкольных образовательных организаций. Прежде всего, это показатели в целом детей в возрастной группе от 0 до 7 лет. Красной линией помечена сельская местность, синей – городская местность.

Сегодня выступающие верно отметили, что в городах эти показатели растут более быстрыми темпами. Здесь есть несколько объяснений. Наблюдается внутренняя миграция. Сельское население идет в основном в город. Второе, объективно городское население по численности примерно в 2 раза выше, чем численность сельского населения. В-третьих, в поселениях, которые расположены недалеко от крупных городов, родители начинают выбирать местом для появления первого ребенка крупные медицинские учреждения в городах. И статистика, разумеется, их учитывает именно в городах.

Теперь об обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет местами в детских садах в расчете на 1000 детей.

Как видите, у нас показатели в сравнении с предыдущими годами увеличиваются очень медленно. Мы не достигли прежних показателей в этом направлении. Это нехорошая статистика. И правительству, и парламенту республики в этом плане предстоит принимать достаточно ощутимые решения.

В следующей таблице – динамика в строительстве детских садов за период с 2002 по 2013 год по источникам финансирования.

Здесь вы видите, что было время, особенно в начале 90-х годов, когда мы практически забросили строительство детских дошкольных учреждений. Кто-то помнит то время, когда принимались решения, в том числе в целом неплохие о поддержке семьи и т.д., но вместе с тем на детские сады стали смотреть как на пережиток социализма. Детсадам неправильно стали противопоставлять приоритеты семейного воспитания. И семьям, которые воспитывают своих детей в домашних условиях, выдавались различные компенсации и т.д. Это продолжалось практически до 1998 года. Это было неплохое решение, но второй стороной этого решения явилось то, что республика в целом отошла от бюджетного финансирования строительства детских образовательных учреждений. И это длилось достаточно долго. Когда мы поняли, что все-таки детские сады государству придется строить, пришла система муниципалитетов, и государство часть ответственности свалило на муниципальные образования. И в итоге, если смотреть статистику строительства детских образовательных учреждений в 90-е –2010-е годы, получается, что строили мы мало. И, во-вторых, строили в основном деревянные детские сады, небольшие по объему. Эта ситуация дальше продолжаться не могла. И мы сегодня оказались лицом к лицу с большой проблемой, копившейся годами. Сейчас нам приходится компенсировать упущенное и одновременно покрывать растущие потребности. И поэтому перед республикой встала очень большая задача по строительству и открытию новых детских садов. Я еще раз повторяю, открытием небольших групп присмотра и т.д. мы проблему не решим. Надо нам строить. Строить, строить и строить. К сожалению, и это не прихоть нашей республики, не прихоть Российской Федерации, но объективно получилось так, что мы первыми в Российской Федерации начали внедрять систему софинансирования при поддержке кредитования по линии МВФ. Однако санкции последних лет, изменение отношения к Российской Федерации со стороны наших зарубежных коллег поставили нас в еще более трудное положение. Мы планировали за счет этих кредитов построить 85 детских садов. В республике сейчас принимаются все меры для того, чтобы компенсировать эти ожидаемые потери. Но пока нам приходится надеяться, прежде всего, на собственные возможности.

Вот три основных составляющих системы дошкольного образования, без которых, какие бы ни были хорошие воспитатели, педагоги, какая бы ни была хорошая продуманная система ФГОС, как бы мы ни старались работать, в общем-то без этих базовых составляющих поднять систему дошкольного образования, да и в целом систему образования по-хорошему не удается.

Коллеги, в завершение своего выступления я бы хотел отметить еще один момент. Вы все знаете, что дошкольное образование – это не замкнутое пространство, это начало, фундамент становления, социализации, развития личности. Здесь у нас тоже есть несколько дилемм, которые, думаю, на предстоящем XIII съезде работников образования станут предметом обсуждения. Потому что они касаются и системы школьного образования, и системы детского дошкольного образования.

Прежде всего – о языке образования и воспитания. В ходе обсуждения и внедрения ФГОС некоторые как бы допускают, что язык входит в содержание образования. Это неверное суждение. Язык – это основа, это фундамент образования, а не его содержательная часть. Если мы язык будем рассматривать как содержательную часть образования, обучения, воспитания, то при изменениях в содержательной части можем полностью размыть это фундаментальное основополагающее понятие. Здесь несколько человек на эту тему отвлеченно, но с большой тревогой высказались. Я еще раз подчеркиваю, язык – это не содержание образования, а его основа, язык – это фундамент образования, становления, развития личности.

Второе. Сегодня не секрет, что имеется значительное расхождение в системах подготовки, обучения, образования между школой и между детским садом. Ныне принимаются меры по преодолению этой разноуровневости, нестыковки. При этом очевидно, что многие детские дошкольные образовательные организации, детсады во многих направлениях ушли вперед. И детям, выпускникам дошкольных образовательных организаций иногда приходится переадаптироваться на тот или иной уровень в той школе, куда они попадают. Здесь это звучит как хорошая оценка деятельности детских образовательных организаций, но ведь ребенку от этого не легче. Он не понимает, что школа не готова принять его такого хорошо подготовленного в первый класс. Эту проблему надо решать. Если углубляться дальше, то эта проблема весьма многоаспектна.

Включая тот же язык обучения и воспитания, Василий Сергеевич правильно подметил, что в детских садах мы более-менее соблюдаем конституционные права ребенка на получение образования, воспитания на своем родном языке. Однако эта схема не всегда имеет свое продолжение в школах. Это большая проблема. И попытка решить эту проблему созданием образовательных комплексов, которые скоро начнут апробировать, внедрять в системе Республики Саха (Якутия), я думаю, что это не от хорошей, а от нехорошей жизни. Потому что, несмотря на свою универсальность, дошкольное образование – это все-таки достаточно консервативная система. Если мы размоем их единым юридическим лицом школа – детский сад, и там будет единая система руководства и т.д., не имея четкой динамики, я бы посоветовал очень осторожно подойти к этой упрощенной схеме.

Коллеги, у нас как началось августовское совещание, значит, уже учебный процесс у нас практически начался. Я вас поздравляю с еще одним новым учебным годом. Пусть в системе дошкольного образования будет устойчивая и последовательная система обучения, воспитания, основанная на опыте действительных мастеров своего дела, на их знаниях, преемственности передачи этого опыта, этого знания новым поколениям педагогических работников. Я желаю, чтобы система дошкольного образования у нас крепла, дальше развивалась на благо развития наших детей, наших будущих поколений. В этом благородном деле самая главная решающая роль за работниками, за педагогами дошкольных образовательных организаций. Я вам желаю всяческих успехов.

Источник: http://iltumen.ru/content/vystuplenie-predsedatelya-gosudarstvennogo-sobraniya-il-tumen-respubliki-sakha-yakutiya-zhir

Оставить комментарий

Войти с помощью: